Конспект открытого урока по внеклассному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
1.Тема Коммуникативные и эстетические возможности уроков литературного чтения. «Детство Тёмы. Н.Г. Гарин-Михайловский»
2. УМК: Начальная школа XXI века
3. Класс: 4 И
4.Учитель: Адякина Надежда Васильевна
5. ОУ: МБОУ СОШ № 6 им. М.В. Ломоносова г.о. Самара
6. Тип урока: внеклассное чтение
7. Форма организации: урок
Цель: помочь учащимся глубже проникнуть в мир замысла и поэтики писателя через анализ его произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku_po_knige_detstvo_tyomy.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по внеклассному чтению Дата проведения: 18.11.2014
1.Тема Коммуникативные и эстетические возможности уроков литературного чтения. «Детство Тёмы. Н.Г. Гарин-Михайловский»
2. УМК: Начальная школа XXI века
3. Класс: 4 И
4.Учитель: Адякина Надежда Васильевна
5. ОУ: МБОУ СОШ № 6 им. М.В. Ломоносова г.о. Самара
6. Тип урока: внеклассное чтение
7. Форма организации: урок
Цель: помочь учащимся глубже проникнуть в мир замысла и поэтики писателя через анализ его произведения.
Задачи:
Обучающая:
- уметь давать характеристику персонажей;
- уметь сопоставлять разные эпизоды, связанные с поступками героя, определять их роль в произведении;
- уметь выдвигать свои версии ответа на поставленный вопрос;
- уметь аргументировать свою точку зрения текстом произведения.
Развивающая:
- развивать связную монологическую речь обучающихся;
- развивать память, мышление, логику;
- развивать навыки выразительного чтения;
- обучение работе в коллективе.
Воспитательная:
- воспитывать уважение к чужому мнению;
- воспитывать чувство достоинства, честность и ответственность за свои поступки;
- воспитывать чувство понимания и милосердия к людям, допустившим в своей жизни проступок и осознавшим свою вину;
- воспитывать уважение к творческому наследию писателя.
Оборудование: портреты писателя, иллюстрации к произведению, музыкальная запись «Мама» из «Детского альбома» П.И.Чайковского., текст произведения .
Афоризмы к уроку:
Пока люди любят, они прощают. Франсуа Ларошфуко
Слабые не умеют прощать. Умение прощать — свойство сильных. Ганди
Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. Оноре Бальзак
За признание — прощение, за утайку — нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный. Петр Великий
Если собираетесь кого - либо полюбить, научитесь сначала прощать. А. Вампилов
Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. М. Ганди
Другим прощай многое, себе ничего. Публий Сир
1. Организационный момент (3 мин.)
Посмотрите на доску и ответьте на вопросы. Что изучаем на уроках внеклассного чтения?
Слайд 1.
2. Постановка учебной задачи.
Какую проблему будем решать перечитывая эту книгу? (Что значит быть честным и ответственным за свои поступки?)
3. Работа с книгами. Слайд 2.
- Где отыскали нужную книгу?
- домашняя библиотека
- школьная библиотека
- районная библиотека
- библиотека в Интернете
- Расскажите о содержании книги.
4. Работа с содержанием повести.
А) - Гарин-Михайловский считает детство удивительной порой в жизни каждого человека, потому что именно в детстве происходят события, от которых зависит наша дальнейшая жизнь. С чем ты выйдешь во взрослую жизнь, каким ты будешь, во многом зависит от того, что преподнесет тебе в подарок детство.
- Из скольких глав состоит повесть? (12) Слайд 3
Содержание повести
I. Неудачный день
II. Наказание
III. Прощение
IV. Старый колодезь
V. Наемный двор
VI. Поступление в гимназию
VII. Будни
VIII. Иванов
IX. Ябеда
X. В Америку
XI. Экзамены
XII. Отец
- Какие главы повести помогут нам найти ответ на проблемный вопрос? (Что значит быть честным и ответственным за свои поступки?) Глава 1 и 9)
Б) Первая глава «Неудачный день» Слайд 4
Вопросы и задания:
- Что вызвало переживания Тёмы? (сломал цветок отца)
- Почему этот цветок был так дорог отцу? (это был любимый папин цветок, он очень долго с ним возился, цветок был предметом гордости).
- Как Тёма собрался поступить? (прийти к отцу и сказать: «отруби мне руки»)
- Как же он поступил? (закопал цветок)
- Почему Тёма не сознался? (он боялся физического наказания, отец становился в такие минуты страшным и чужим)
В) Девятая глава «Ябеда»
- Тёма подрос, учится во втором классе гимназии, где познакомился и подружился с двумя мальчиками – Вахновым и Ивановым. Тёма дорожит этими отношениями, потому что отец Тёмы всегда учил его «пользе товарищества».
Иванов – сирота, живёт в семье «богатых родственников помещиков, но как-то заброшенно, в стороне от всей квартиры, в маленькой комнатке…»
Вахнов – второгодник, точнее три раза учился в первом классе, но его не отчисляют из гимназии, т.к. его отец – участник героической обороны Севастополя во время Крымской войны.
Вопросы и задания по тексту главы «Ябеда» Слайд 5
- Возраст Тёмы. Герои главы.
- Условия жизни и обучения в гимназии.
- Работа с иллюстрациями.
( Давайте посмотрим на иллюстрацию к произведению. Как вы думаете, какой эпизод повести изображен. Найдите его в тексте и прочитайте.)
- Проанализируем поступки детей и дадим характеристику героям. Слайд 6
- Какой поступок совершил Вахнов на уроке французского?
- Как характеризуют эти события Вахнова?
- Прочитайте, как вёл себя Иванов в кабинете директора?
- Перейдём к главному герою - Тёме. Слайд 7
- Прочитайте, что чувствовал Тёма в кабинете директора
- Что пережил мальчик? (страх, смертельный ужас)
- Прочитайте, что чувствовал Тёма, когда понял, что назвал имена своих товарищей? (смрад души)
Слайд 8
- Как к этим событиям отнеслись в семье мальчика?
- Почему мама поняла, что Тёма что-то скрывает? («Он стоял и не смел поднять глаз на отца и мать…»)
- Какие слова автора говорят о внутреннем переживании мальчика? («…Тоскливо ходил по комнатам, отыскивая такие…»)
5. Рефлексивный анализ Слайд 9
- Как вы относитесь к поступку Тёмы?
- Можно ли его назвать ябедой?
Прослушайте маленькое произведение П.И.Чайковского «Мама» и подумайте, может ли оно проиллюстрировать «Детство Тёмы»?
6. Итог урока. Чему учит нас эта повесть? Слайд 10 В 1 главе Тёма боится и обижается на отца, в последней главе (12) он понимает и принимает строгость отца также делает вывод, что любовь бывает не только доброй и всерощающей, но строгой и требовательной.
- Другим прощай многое, себе ничего. Публий Сир.
7. Домашнее задание. Слайд 12 Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из книги Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». На следующем занятии мы проведем конкурс иллюстраций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по внеклассному чтению и изобразительному искусству
Данный интегрированный урок был проведен в 4 классе. На уроке учащиеся создали иллюстрацию к сказке "Царевна-лягушка"....
Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.
Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся....
Конспект открытого урока по внеклассному чтению на тему"Ох, уж эти басни!"
Урок построен с применением игровых и здоровьесберегающих технологий....
Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 1класса " Сказки братьев Гримм"
Представляю собственную разработку открытого урока по внеклассному чтению для 1 класса " Сказки братьев Гримм"....
Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского.
Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского....
Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе .
Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе«Произведения К.И. Чуковского для детей». Тема урока: Произведения К.И. Чуковского для детей.Цели урока: 1).познакомить с т...
Конспект открытого занятия по внеклассному чтению.Тема:Разговор о маме.
Конспект занятия по внеклассному чтению. Тема:Разговор о маме.Материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия во 2-4 классах....