Формирование положительной мотивации учащихся к обучению
методическая разработка

Бадмаева Дарима Владимировна

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться…

В.А Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_bdv.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться…      

В.А Сухомлинский

Многие учителя, проработавшие в школе хотя бы несколько лет, задают себе вопрос: «Почему в наше время в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, многие дети относятся к учебе совершенно безразлично?» Приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Вопросы  мотивации учащихся к обучению волновали и волнуют многих педагогов и родителей на протяжении многих лет.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой, что, в свою очередь, ее формирует.

Мотивация… Мотив… Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Для того чтобы учащийся по – настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы сдать ЕГЭ, поступить в ВУЗ, приобрести профессию и т.д.

Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы – социальные и духовные, т.е. воспитывать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, воспитывать у них познавательный интерес к предмету.

Проблема формирования мотивации школьников определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определенную форму, то есть сделать ее устойчивым личностным образованием ученика.

Цель: создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у младших школьников.

Объект исследования – процесс формирования положительной мотивации младших школьников

Предмет исследования – педагогические технологии  для формирования положительной мотивации младшего школьника

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие мотивации;
  2. Выявить специфику формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у младших школьников;
  3. Провести исследование сформированности устойчивой положительной мотивации к обучению младших школьников;
  4. Подобрать наиболее эффективные педагогические средства для формирования устойчивой положительной мотивации;
  5. Апробировать данные средства.

Практическая часть

        В диагностике участвовало 9 учащихся 1 класса МБОУ «Оёрская СОШ» села Оёр Джидинского района Республики Бурятия.

        В качестве диагностического инструментария была использована методика М.Р. Гинзбурга, которая позволяет нам выявить шесть мотивов учебной деятельности школьников.

Результаты исследования

Вид мотивации

внешняя

учебная

игровая

позиционная

социальная

мотив отметки

Результат (%)

12

54

37

15

25

30

Распределение учеников по уровням

Уровень мотивации

Количество

Z

%

Очень высокий

1

11

Высокий

2

22

Средний

3

33

Сниженный

2

22

Низкий

1

11

Анкетирование показало, что почти у 30% младших школьников сформированность мотивации учебной деятельности находится на среднем и низком уровне.

В начальной школе ученик должен прожить школьную жизнь красиво, умно и правильно. Красивая жизнь. Она означает, что вера в чудо,  радость, которую ждут первоклассники должна осуществиться.  И тогда маленький человек радуется, когда его слушают, им восхищаются и гордятся родные, друзья и учителя! То есть, когда он успешный! Практика показала, что  успешность как залог будущей мотивации нужно и легко сформировать через внеурочную деятельность, а именно через

- социально – образовательные проекты («Говорящие зонтики», «Диалог культур», «Свадебное платье моей бабушки», «Семейная реликвия» и т.д.);

- научно-исследовательскую деятельность (школьные НПК, где дети вместе с родителями выступают на доступные для них темы: «В здоровом теле- здоровый дух»,  «Семейная реликвия», «История школы – наша история»);

- мероприятия событийного характера («День класса», «Вечер отдыха», «Веселые старты», экскурсии и т.д.все мероприятия совместно с родителями)

В ходе реализации таких мероприятий (социально – значимых, с привлечением родителей, всего населения села) у детей повышается самооценка, они подходят ко всему творчески и уже хотят быть первыми и в учебе.

Появляется новая задача: сделать уроки интересными,  познание легким. Здесь нужно говорить об Умной жизни. Самым мощным фактором для  достижения требований ФГОС является системно - деятельностный  подход в обучении. В связи с этим выделим основные технологии реализации системно-деятельностного подхода:

информационные и коммуникативные технологии;

технология, основанная на создании учебной ситуации;

технология, основанная на реализации проектной деятельности;

технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Третий аспект - Правильная жизнь. Каждому ученику нужно научиться сохранять физическое и психическое здоровье, овладеть навыками ЗОЖ. Эти  навыки формируются через НПК, образовательные проекты  «Олимпийцы», «Детский сурхарбан»,  спортивные секции.

О результативности проведенных мероприятий можно судить по следующим критериям:

- возрастающий интерес к выполнению заданий для ребенка;

- повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;

- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Практическая значимость

Результаты работы по формированию учебной мотивации не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от этой работы быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения мероприятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.

Ожидаемые результаты

- повышение мотивационной готовности школьников к обучению;

- сформированность «внутренней позиции ученика»;

- возникновение эмоционально – положительного отношения к школе;

- новый уровень самосознания.

Литература

1. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В. А. Макаренко. — М. : 2005.

2. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме «Формирование положительной мотивации учения у учащихся начальных классов с помощью различных творческих работ».

Данная статья поможет решить Проблему: Как формировать положительную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения? Какие методы и приемы эффективны для получения положитель...

"Формирование положительной мотивации обучающихся к обучению"

В данной статье представлены основные тезисы по проблеме....

Доклад "Приемы формирования положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах"

Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивацион...

Доклад Приемы формирование положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах.

Приемы формирование положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах.Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на про...

Формирование положительной мотивации учащихся к обучению

Формирование положительной мотивации учащихся к обучению...

Выступление на МО "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению"

Доклад на тему: «Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению»...