Выступление на МО "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению"
материал
Доклад на тему: «Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Доклад на тему: «Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению»
Подготовила Спевакова О. В.,
педагог-психолог
Одной из актуальных проблем современной школы является формирование мотивации учения школьников. Её значимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Развитие интереса к самому процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. В первом классе практически каждый ребенок выражает себя в формуле «Я хочу учиться». Но как сохранить это желание у обучающихся, чтобы в течение школьной жизни, они себя выражали в формуле: «Я могу и хочу учиться»?
Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны. Психолог А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной мотивации школьников:
- широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;
- учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;
- мотив самообразования.
Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы - мотивы самообразования.
А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем - уже нет.
Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника - это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это - позиция человека, совершенствующего самого себя.
Так как же сформировать такую позицию у школьника? Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов и влияние самого учителя.
Для работающих с младшими школьниками, особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственному побуждению включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность на уроке. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отношение (он заявляет, что ему нравится решать задачи, выполнять упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить данную задачу и т. п.). В данном случае присутствует только один компонент - эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном познавательном интересе, в то же время можно говорить о чувстве, переживании, любви ребенка к деятельности, в данном случае к учению. Любовь к деятельности - предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес.
Чтобы получить сильную мотивацию, нужно чтобы деятельность сопровождали преимущественно положительные эмоции. Это сопровождение возможно только тогда, когда отдельные операции и деятельность в целом, включая межличностное взаимодействие, хорошо удовлетворяли потребности субъекта деятельности.
Мотивирующая деятельность не только проводится на первом вводном этапе, но пронизывает весь учебный процесс от его начала до конца.
Возможности методов и приёмов преподавания в формировании мотивации очень широки, так как их функция не ограничивается просто передачей знаний, а выполняют функцию побуждения, стимулирования, управления учением. Тот или иной метод реализуется в учебном процессе в форме различных приёмов и способов. Их выбор осуществляется преподавателем в ходе подготовки к уроку в зависимости от дидактических целей, уровня обученности учащихся и уровня подготовки самого учителя. Являясь элементом метода, приёмы обладают мотивационными функциями, поэтому они также в состоянии оказывать влияние на развитие мотивационной сферы обучаемых.
Для формирования положительной мотивации школьников к обучению можно использовать такие приёмы, как: «Ситуация успеха», «Повторение с расширением», «Своя опора», «Свои примеры», «Интрига», дидактические игры, загадки, эпиграфы, девизы, использование аудио и видео материала.
Учитель должен владеть технологическими операциями, способствующими развитию положительной мотивации к учению у школьников: снятие страха, скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение.
Роль личности учителя играет важную роль в развитии учебной мотивации учащихся. Ведь, стиль педагогической деятельности учителя включает в себя характерное только для него сочетание задач, средств, способов педагогического воздействия на формирование личности ученика, на умение общаться с ним. В стиле педагогической деятельности учителя находят отражение:
- Коммуникативные возможности педагога.
- Сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся.
- Творческая индивидуальность педагога.
- Индивидуальные особенности педагога.
В работе учителя важен стиль педагогического общения — это поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности, в которых проявляются качества личности учителя и его манера общения с детьми. Можно выделить несколько стилей педагогического общения:
- Авторитарный.
- Попустительский.
- Демократический.
- Общение — заигрывание.
- Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельности.
- Общение — дистанция.
- Общение — устрашение.
- Самый эффективный стиль общения — демократический. Он оказывает наибольшее влияние на развитие мотивации учащихся.
Так же важно в формировании положительной учебной мотивации правильная организация педагогом образовательного процесса, т. е. урока. Ученики говорят, если интересно на уроке, то тогда все понятно. Ещё Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». Учитель не должен быть в роли хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается личность ученика, он должен стимулировать её развитие различными приёмами и методами.
Список литературы:
- Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Академия: 2002 г.
- Кондрашова Л. В. Сборник педагогических задач. М.,1987. Красникова Е. А., Соснин В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ОМО учителей начальных классов. "Формирование положительной мотивации на уроках обучения грамоте через применение дидактических игр"
Выстепление на ОМО....
Роль учителя в формировании положительной мотивации к обучению
Рекомендации педагогам для формировании мотивации к обучению...
Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению
Статья на тему "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению"...
Доклад на заседание ШМО начальных классов. Тема:«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению».
Ни для кого ни секрет, что у одного и того же учителя бывает разный уровень знаний и умений учеников, так как учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот ж...
Выступление на РМО по теме: Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению.
Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению....
«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению»
Одной из актуальных проблем современной школы является формирование мотивации учения школьников. Её значимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у...