Доклад "Приемы формирования положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах"
статья на тему
Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_puti_povysheniya_uchebnoy_motivatsii.docx | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Щербаковская общеобразовательная школа»
Алексеевского района Белгородской области
ДОКЛАД
Приемы формирование положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах.
Подготовила
учитель начальных классов
Людмила Владимировна
Пяташова
2015-2016г.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.
Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
Учитель использует для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.
Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики во 2-м классе “Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100” одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Учащемуся ставится цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
- “Найди лишнее число в каждом ряду”,
- “Зачеркни его”,
- “Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,
- “Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,
- “Запиши его”.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Сильный внутренний мотив - познавательный интерес.
Познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- выбор средств, адекватных цели;
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартная форма проведения уроков;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- эмоциональная речь учителя;
- использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
- применение поощрения и порицания;
- вера учителя в возможности ученика;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем
эмоциональные:
- поощрение;
- порицание;
- учебно-познавательные игры;
- стимулирующее оценивание;
- свободный выбор задания;
- создание ярких наглядно-образных представлений;
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
- активизация познавательных интересов;
- создание проблемных ситуаций;
- опора на жизненный опыт обучающегося;
- выполнение творческих заданий;
- побуждение к поиску альтернативных решений;
- использование метода «мозгового штурма»;
- использование сравнений, опытов, парадоксов;
- экскурс в историю;
- использование обучающей интеграции между обучающимися.
волевые:
- предъявление учебных требований;
- информирование об обязательных результатах обучения;
- формирование ответственного отношения к учению;
- рефлексия поведения
- создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;
- прогнозирование будущей деятельности.
социальные:
- развитие желания быть полезным обществу;
- сопереживание;
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- взаимопроверка и рецензирование;
- заинтересованность результатами коллективной работы.
Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению.
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Библиографический список
- Гатальская, Г. В. В школу с радостью [Текст] / Г. В. Гатальская. — Минск :Амалфея, 1998.
- Гин, А. А. Приёмы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. — М. : Вита Пресс, 2003.
- Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. — 2004. — № 11.
- Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / Под ред. В. А. Макаренко. — М. : Республика, 1995.
- Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. — М., 1998.
- Педагогические технологии [Текст] / Под ред.
В. С. Кукушина. — Ростов н/Д : Март, 2002. - Чутко Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование положительной мотивации обучающихся к обучению"
В данной статье представлены основные тезисы по проблеме....
Доклад Приемы формирование положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах.
Приемы формирование положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах.Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на про...
Выступление на ОМО учителей начальных классов. "Формирование положительной мотивации на уроках обучения грамоте через применение дидактических игр"
Выстепление на ОМО....
Формирование положительной мотивации учащихся к обучению
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться…В.А Сухомлинский...
Формирование положительной мотивации учащихся к обучению
Формирование положительной мотивации учащихся к обучению...
Роль современных педагогических технологий для формирования положительной мотивации к узучению математики в начальной школе
В статье рассмотрены вопросы ценностного отношения семьи к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выделены особенности влияния родительских стилей воспитания на формиров...
Выступление на МО "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению"
Доклад на тему: «Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению»...