Выступление на ОМО учителей начальных классов. "Формирование положительной мотивации на уроках обучения грамоте через применение дидактических игр"
учебно-методический материал на тему
Выстепление на ОМО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа село Ныр Тужинского района
Кировской области
Учитель начальных классов
Малышева Екатерина Леонидовна
с.Ныр 2017 г.
(Слайд 1)
(Слайд 2)
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
(Слайд 2 +)
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Приходя в школу, первоклассники оказываются в новой «социальной ситуации». Происходит резкая смена видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что может отрицательно сказаться на развитии ребёнка, его учебной мотивации. Именно дидактические игры являются тем «мостиком», который соединяет игру и учёбу, формируют положительную мотивацию у учащихся.
(Слайд 3)
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).
(Слайд 4)
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
(Слайд 4 +)
Дидактическая игра — это активная и (или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
(Слайд 5)
Дидактическая игра имеет определённую структуру.
1)Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом.
(Слайд 5 +)
2)Игровая задача осуществляется детьми.
(Слайд 5 +)
3)Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игра для детей и успешнее реализуются познавательные и игровые задачи.
(Слайд 5 +)
4)Правила игры являются заданными. С их помощью педагог управляет игрой, поведением детей, процессами познавательной деятельности.
(Слайд 5 +)
5)результат (подведение итогов) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть определение команды – победительницы, выявление детей, лучше выполнивших игровое задание, подсчёт очков. Так же необходимо отметить успехи всех участников игры.
Одним из самых первых предметов, с которыми знакомится первоклассник, является «Обучение грамоте». Сложность этого периода в том, что дети приходят в школу с различным уровнем подготовки. Одни дети уже умеют читать – им неинтересно учить буквы, другие – знают буквы, но не умеют читать, третьи – не знают букв и не хотят учиться. Словом, низкая мотивация. Задача педагога состоит в том, чтобы каждый ребенок был включен в процесс обучения на уроке. В этом и помогают дидактические игры.
Для формирования положительной мотивации, умения делить слова на слоги и определять их количество в слове использую следующие игры.
(Слайд 6)
Поезд
Оборудование: картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки или используем магнит, предметные картинки.
Описание игры. Вызванный ученик выбирает картинку, определяет количество слогов в названии животного на картинке и «сажает» его в вагон. В первый вагон животное, в название которого состоит из одного слога, во второй – из двух, в третий – из трёх слогов.
(Слайд 6 +)
Контролёры (класс) хором произносят названия животных по слогам и таким образом проверяют, свои ли места занимают пассажиры.
(Слайд 7)
Собери букет
Оборудование: два листа бумаги с нарисованными на них вазами и одинаковым количеством стебельков, над которыми сделаны прорези; цветы.
(Слайд 7 +)
Описание игры. Учитель сообщает игровую задачу: «каждый ряд (группа) должен собрать букет. Первый ряд собирает его из цветов, название которых состоит из двух слогов, второй – из цветов с трёхсложными названиями». По сигналу учителя учащиеся каждого ряда по очереди подбегают к наборному полотну, снимают с него нужные цветы и устанавливают в прорези над стебельками или прикрепляют магнитом.
(Слайд 7 +)
Побеждает тот ряд (команда), который первыми соберёт букет. Название цветка используется в единственном числе.
(Слайд 8)
Почтальон
Оборудование: конверты с вложенными в них предметными картинками, сумка почтальона.
Описание игры. Почтальон проходит по рядам «улицам» и разносит «письма» - конверты с предметными картинками.
(Слайд 8 +)
Ученик, получивший конверт, достаёт картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображённого на ней, и указывает количество слогов и называет ударный слог.
Для формирования умения выделять и распознавать звуки и обозначать их буквами использую следующие дидактические игры.
(Слайд 9)
Разложи вещи по полкам
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Игровое действие – разложить предметные картинки по трём полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии которых звук, указанный учителем находится в начале слова. На вторую – те, в которых звук находится в середине слова, на третью – те, в названии которых звук находиться в конце.
(Слайд 9+)
Если встречаются слова с парными согласными по глухости и звонкости, то учимся проверять написание согласной, например Ложка – ложечка, варежки – варежонки, гараж – гаражи.
(Слайд 10)
Звуковое лото
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Каждый из учащихся получает конверт с предметными картинками и фишки. Учитель называет звуки, дети закрывают фишками те предметные картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков.
(Слайд 10 +)
Победителем является тот, кто раньше других закроет фишками свои картинки.
Для формирования умения распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки можно применять игры.
(Слайд 11)
Камень и подушка
Оборудование: карточки с изображением камня и подушки, набор предметных картинок.
Описание игры. На доске прикрепляются рисунки камня и подушки (символ твёрдости и мягкости). Одна команда выбирает картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук и располагают их под рисунком камня, а другая команда выбирает картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на мягкий согласный звук и располагают их под рисунком подушки.
(Слайд 11 +)
Весь класс хором называет только первые звуки слов и проверяют правильность выполненного задания.
(Слайд 12)
Кому что подарим?
Оборудование: две куклы или картинки с изображением кукол, предметные картинки.
Описание игры. Учитель сообщает: «К нам в гости пришли Люся и Лара. У них сегодня день рождения. Мы их поздравим и подарим подарки, помня о том, что Ларе нравятся предметы, названия которых начинаются с твёрдых согласных звуков, а Люсе – с мягких согласных звуков».
(Слайд 12 +)
Вызванный к доске ученик выбирает соответствующий рисунок, ставит его возле куклы и говорит при этом: «Лара (Люся), поздравляю тебя с Днём рождения! Я дарю тебе красивую лопатку (ленту)».
Для формирования положительной мотивации при обучении плавному слоговому чтению можно применять игры:
(Слайд 13)
Капитаны
Оборудование: Лист бумаги с изображением моря, на берегу которого на определённом расстоянии друг от друга напечатаны гласные; Кораблик с карманчиком, фуражка капитана.
Описание игры. Ученик-«капитан», держа в руках кораблик с новым согласным в карманчике, проводит его от порта к порту (от одной гласной к другой), устанавливает так, чтобы согласный оказался слева от гласного: «заходит в порт».
(Слайд 13 +)
Пока кораблик плывёт, капитан тянет согласный звук, соответствующий букве в кармашке, прибывая в порт, капитан называет слог.
(Слайд 14)
Забей гол
Оборудование: рисунки с изображением ворот, мячи.
Описание игры. В воротах написаны гласные (согласные), на мячах изученные согласные (гласные). Ученики-футболисты «забивают мяч в ворота» и читают получившиеся слоги.
(Слайд 14 +)
Арбитры следят за правильностью прочтения слогов, засчитывают или не засчитывают «гол».
(Слайд 15)
Вывод. Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка, для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знания как бы уходят на второй план. Цель дидактических игр и игровых приёмов поможет сформировать положительную мотивацию и облегчит переход к учебным задачам.
(Слайд 16)
Литература
- Е.В.Карпова. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль «Академия развития», 1997г.
- Н.Н.Максимук. Игры по обучению грамоте и чтению. Москва. «ВАКО», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реферат учителя начальных классов "Формирование интереса к урокам математики у младших школьников через систему упражнений развивающего характера"
реферат учителя начальных классов...
Выступление на МО учителей начальных классов «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самост...
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ".
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ"....
Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов "Формирование самооценки на уроке у младших школьников"
Презентация раскрывает понятие "самооценка" с точки зрения психологических особенностей детей младшего школьного возраста. В ней представлены наиболее эффективные приёмы для формирования сам...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Формирование навыков смыслового чтения как основа умения работать с печатными источниками информации"
Виды упражнений по формирования навыков смыслового чтения....
Технологическая карта урока обучения грамоте с применением цифровых ресурсов
Закрепление и обобщение знаний. - Создание позитивного, праздничного настроя у учащихся- Повторение сведений об изученных звуках и буквах;- Систематизирование знаний по теме «Слово», ...
Выступление на МО учителей начальных классов "Формирование патриотическихчувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках и во внеурочной деятельности."
Выступление на МО учителей начальных классов "Формирование патриотическихчувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках и во внеурочной деятельности."...