Рабочая программа кружка «Город мастеров» (социальное направление) 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №1 от «31» августа 2016г. | Утверждена приказом № 168 от « 31 » августа2016г. |
Рабочая программа кружка
«Город мастеров»
(социальное направление)
2 класс
Руководитель: Ковалева Н. А.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория.
г. Рославль
2016 - 2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Направленность программы: социальное направление.
Программа кружка «Город мастеров» реализуется в рамках внеурочной деятельности и составлена в соответствии с: 1. Законом 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; в ред. Приказов 26.11.2010 г. № 1241, от22.09.2011г. №2357) 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. 4. Учебным планом МБОУ «Средняя школа №3» г. Рославля на 2016-2017 год (Приказ № 118 от 29.06. 2016 г.) 5. Годовым календарным графиком МБОУ «Средняя школа №3» г. Рославля на 2016 – 2017 учебный год (Приказ №118 от 29. 06. 2016 г.) 6. Авторской программой Т. Н. Просняковой. Модульное оригами.
Актуальность и новизна
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. Одна из задач образования - помочь ребёнку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволяет увидеть прекрасное на каждом шагу: в каждой росинке, в каждой травинке, в каждом древнем рисунке, в каждом узоре орнамента. И главная цель педагога вовлекать учащихся в творческую деятельность. В развитии детей оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они научатся превращать бумагу в удивительные изделия. Сначала для них это сложно, первые три ряда в модульном оригами сложные, требует особого терпения, но потом конструкция укрепляется по мере складывания.
Цель
развитие творческих способностей, эстетических чувств и представлений, образного мышления детей средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги. 2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания. 3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности. 4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость. 5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами. 6. Развивать творческие способности школьников. 7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. 8. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Возраст детей, участвующих в реализации программы- 1- 4 класс, 2 класс
Сроки реализации: общая продолжительность - 4 года, этапы- 1 год.
Режим занятий – 1час в неделю
Краткое обоснование ценностных ориентиров:
Знания, полученные на занятиях кружка имеют прикладной характер. Дети научатся изготавливать эксклюзивные изделия: поздравительные открытки, сувениры, панно и другие. Также продолжится работа по развитию эстетического восприятия окружающего мира и формированию вкуса. В результате коллективной (групповой, в паре) работы дети научатся сотрудничать и получать удовольствие от результата своей работы. Содержание кружка помогает учащимся в работе с геометрическими формами, развивает пространственные представления, учит планировать свою работу и работу группы, прививает навыки позитивного общения в социуме, терпимости к иному мнению.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
- Уважительное отношение к культуре другого народа.
- Начальные навыки адаптации в мире через освоение основ правил поведения в социуме.
- Эстетические чувства, впечатления через восприятие культуры других стран.
- Установка на здоровый образ жизни.
- Мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к духовным и материальным ценностям народа.
- Формирование позитивного эмоционально – ценностного отношения к труду.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Принимать и сохранять учебную задачу на протяжении занятия.
- Выделять из темы известные и неизвестные знания и умения.
- Составлять план работы по осуществлению задачи в мини-группе или паре.
- Формулировать свои личные задачи в соответствии с темой и индивидуальными потребностями и интересами.
- Выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результата.
- Вырабатывать совместно с группой (парой) критерии оценивания результата.
- Фиксировать в конце занятия удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой.
- Формулировать свои личные задачи в соответствии с темой и индивидуальными потребностями и интересами
- Объективно относиться к своим успехам/ неуспехам.
Коммуникативные УУД
- Слушать партнера по деятельности, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
- Высказывать аргументированное суждение по теме занятия,
- Ориентироваться на позицию партнера в общении, признавать свои ошибки, озвучивать их, употреблять вежливые слова,
- Распределять роли при выполнении заданий, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.
ПознавательныеУУД
- Познакомятся со знаково - символической системой, имеющую практическое применение, условными обозначениями техники оригами.
- При создании изделий используют различные геометрические фигуры, чтение чертежа, анализируют форму изделия.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении работы.
II. Результаты освоения курса.
Учащиеся узнают:
• Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;
• Приемы складывания модулей;
• Правила техники безопасности. Учащиеся научатся:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать игрушки – «оригамушки»;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги;
• Складывания базового модуля
• Резания.
III. Содержание
История оригами. Разновидности оригами. Выбор материала. Подбор бумаги. Закон сочетаемости цвета. Складывание по схеме – модули. Складывание квадратов разной величины по диагонали по схеме. Трёхмодульное оригами. Изделие «Ёлочка». Трёхмодульное оригами. Изделие «Лебедь». Трёхмодульное оригами. Изделие «Зайчик». Трёхмодульное оригами. Изделие «Тюльпаны». Трёхмодульное оригами. Изделие «Подснежники». Трёхмодульное оригами. Изделие «Ромашечка». Подготовка к выставке. Выставка (фотогазета) детского творчества. Трёхмодульное оригами. Изделие «Ваза». Аппликации из модульного оригами. «Рыбка». Аппликации из модульного оригами. «Цветы». Создание объёмных фигур из трёхмодульного оригами. Обратная аппликация из пластилина. Изделие «Котенок». Обратная аппликация из пластилина. Изделие «Портрет». Квилинг. Основные формы. Квилинг. Изделие «Снежинки». Квилинг. Панно «Цветы». Работа с модулями. «Бабочка». Открытка. Изделие «Двухтрубный корабль». Изделие «Шлем». Выставка детского творчества.
IV. Календарно-тематическое планирование кружка «Бумажная пластика».
№ | Кол. час | Тема занятий | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||
1 | 1 | История оригами. | ||
2 | 1 | Разновидности оригами. | ||
3 | 1 | Выбор материала. Подбор бумаги. | ||
4 | 1 | Закон сочетаемости цвета. | ||
5 | 1 | Складывание по схеме – модули. | ||
6-7 | 2 | Складывание квадратов разной величины по диагонали по схеме. | ||
8-9 | 2 | Трёхмодульное оригами. Изделие «Ёлочка». | ||
10-11 | 2 | Трёхмодульное оригами. Изделие «Лебедь». | ||
12 | 1 | Трёхмодульное оригами. Изделие «Зайчик». | ||
13 | 1 | Трёхмодульное оригами. Изделие «Тюльпаны». | ||
14 | 1 | Трёхмодульное оригами. Изделие «Подснежники». | ||
15 | 1 | Трёхмодульное оригами. Изделие «Ромашечка». | ||
16-17 | 2 | Подготовка к выставке. Выставка (фотогазета) детского творчества. | ||
18 | 1 | Трёхмодульное оригами. Изделие «Ваза». | ||
19 | 1 | Аппликации из модульного оригами. «Рыбка». | ||
20 | 1 | Аппликации из модульного оригами. «Цветы». | ||
21-24 | 4 | Создание объёмных фигур из трёхмодульного оригами. | ||
25 | 1 | Обратная аппликация из пластилина. Изделие «Котенок». | ||
26 | 1 | Обратная аппликация из пластилина. Изделие «Портрет». | ||
27 | 1 | Квилинг. Основные формы. | ||
28 | 1 | Квилинг. Изделие «Снежинки». | ||
29-30 | 2 | Квилинг. Панно «Цветы». | ||
31 | 1 | Работа с модулями. «Бабочка». | ||
32 | 1 | Открытка. Изделие «Двухтрубный корабль». | ||
33 | 1 | Изделие «Шлем». | ||
34 | 1 | Выставка детского творчества. |
V. Ресурсное обеспечение
1. Т.Б. Сержантова. 365 моделей оригами.- М.: Рольф, Айрис- пресс, 2000 год. 2. Мастер – классы Т. Просняковой. Страна мастеров.
3. http://www.origami-school.narod.ru – сайт, рассказывающий о работе по данной программе. 4. http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
5. «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Компьютерные презентации: «Цветочные композиции» и «Бумажный сад оригами». 6. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». 8. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги». 9. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка». 10. Афонькины С. Ю. и Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома». 11. Черныш И. В. «Удивительная бумага». 12. Соколова С.В. «Оригами для детей». 13. Соколова С. А. «Оригами. Игрушки из бумаги». 14. Панфилов А.М. «Оригами бумажный конструктор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе (Спортивно-оздоровительное направление)
"Расти здоровым!"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Город мастеров" для начальных классов по ФГОС
Программа составлена для обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных школ...
Внеурочное занятие курса "Город мастеров" (социальное направление). Аппликация "Жар-птица" (3 класс).
Цель занятия- формировать у учащихся элементарные навыки изготовления аппликации и представления о ней как о способе выражения добрых чувств по отношению друг к другу.Задачи:1.Развитие навыков вы...