Статья на тему "Развитие читательского интереса у младших школьников"
статья (2 класс)
Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие читательского интереса у младших школьников
По словам А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус.
Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению. Этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка. В обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка. Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач, но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям. Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания, формировать правильное отношение к людям и к самому себе. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения. Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления. Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.
Одна из главных задач: воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению. Большую роль в повышении читательского интереса играют и внеурочные занятия по внеклассному чтению. Во внеурочное время можно подготовить инсценировки, кукольные спектакли. Совместные литературные викторины; конкурсы на лучший рисунок, поделку, на декламацию стихов. В тетради для творческих работ ребята пишут аннотации на прочитанные книги, стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготовить самодельные небольшие брошюрки типа “Загадки”, “Пословицы”, “Стихи о зиме” и др. Также в качестве специального средства обучения выступает уголок внеклассного чтения. Можно вести классный дневник чтения.
Особое внимание уделять активному участию родителей в организации занятий по внеклассному чтению детей, нужно максимально привлечь родителей к решению данной задачи. Для этого на родительских собраниях выдать для родителей список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте, высказывания известных людей и статьи специалистов о важности привития любви к чтению, памятку родителям о том, как с ребенком организовать работу с книгой. Результатом педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие их творческого потенциала, коммуникативных умений. Таким образом, единство взглядов учителя и родителей на цели, место, способы и результаты детского чтения, согласованность действий помогает младшему школьнику лучше ориентироваться в мире книг, полюбить процесс чтения.
Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки в полной мере способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и, конечно же, воспитания любви к чтению и книге.
Наряду с традиционными приемами знакомства со сказкой (через чтение, показ иллюстраций, обсуждение героев сказки, их проступков, обыгрывание, драматизация) возможно использовать и нетрадиционные методы и приемы, так как они являются более интересными, эффективными и приносят ощутимый значительный результат. Таковым является прием проживания сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Задача - ввести детей в сущность сказки, то есть научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняется, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спросить о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации.
В обществе нет полного осознания того, что читатель начинается в раннем детстве и его воспитанием занимаются родители и работники дошкольных учреждений, что школа и библиотека не первый, а последующий этап формирования читателя, что чтение детей — это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего.
Главным результатом проводимой работы желательно чтобы, не смотря на засилье видеотехники, ребята не потеряли интерес к книге: чтобы они ее любли, с удовольствием читали, делились с друзьями впечатлениями и ждали новых встреч в детской библиотеке. Я считаю, что есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.
Развивая у ребёнка навык чтения, и прививая ему интерес к чтению, мы открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний себя, о других людях, о мире, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563180-1421098864.jpg)
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200213-1576600652.jpg)
Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"
В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...
Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"
Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-974601-1510838112.jpg)
статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/27/picture-1044125-1530132723.jpg)
Статья "Формирование читательской компетентности младших школьников методом чтения-рассматривания в процессе внеурочной деятельности на примере произведений А.Л. Барто"
Статья выступлания на областном круглом столе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1490273-1704890515.jpg)
Презентация к статье. Мастер класс по формированию читательской грамотности младших школьников.
В работе представлены приемы формирования ЧГ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/21/picture-1014443-1710998223.jpg)
статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ
Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в на...