статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ
статья
Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 21.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ
Егорова Елена Вячеславовна
учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение
«Мамасевская средняя общеобразовательная школа»,
Волжский муниципальный район Республика Марий Эл
Аннотация. Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в начальной школе.
Ключевые слова: звуки и буквы, стихи и музыка, интерес к чтению, интеграция литературного чтения и уроков музыки.
Как только человек появляется на свет, произносит первые неосознанные звуки. Лишь только на этапе обучения грамоте происходит сопоставление звуков и букв. Что может быть общего между музыкой и речью? Что речь человека, что музыка все это воспринимается слухом человека. Природа этих двух вещей одна. Речь человека сложнейшая высшая психическая функция, которая развивается и меняется на протяжении всей жизни. Период поступления в школу ознаменован для ученика не только новыми ролями и новым окружением. Но и появлением большого количества новой информации и новых слов.
На современном этапе развитие речи младшего школьника - актуальная задача современного учителя начальных классов. Количество детей с нарушениями и дефектами речи с каждым годом увеличивается, в то время, когда грамотная и выразительная речь является визитной карточкой человека и его интеллектуального развития. Ведь существует прочная связь между речью и мышлением. Работа по развитию речи должна вестись комплексно, особенно при наличии нарушений. В работе необходимо использовать все доступные средства для развития речи.
Учитель начальной школы должен выработать учебные навыки, сформировать у младших школьников устойчивый интерес к познанию, чему способствуют приемы интеграции. Урок чтения с использованием музыки можно превратить для младшего школьника в незабываемое событие совместного с учителем поиска знаний.
Необходимо сделать процесс обучения в начальной школе более радостным, увлекательным, необременительным, а также стимулирующим к познанию окружающей реальности. Применение эффективных приемов обучения, к числу которых относятся приемы интеграции учебных дисциплин, помогут в этом.
Интеграция уроков по литературному чтению и музыке на основе сопоставительных связей, согласования учебного материала, выявления общих понятий, изучаемых в этих дисциплинах, способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир звуков, формированию у них навыков устной и письменной речи через привитие им эстетического вкуса и исполнение музыкальных произведений. [2, 6].
Следует отметить, что такая интеграция обязывает учителя ко многому: наличию музыкального образования, музыкального вкуса, умения играть на музыкальном инструменте и т.п. Музыка на уроках литературного чтения создает непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу содержания текста, в полной мере ощутить атмосферу описываемого автором произведения. Действительно, на таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная [1, 3, 6].
При прослушивании на уроке какого-либо произведения (литературного, музыкального), учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе и истории создания произведения, что способствует расширению кругозора учащихся, формированию интереса к литературе и музыке.
Конечно же, от учителя требуется основательная подготовка к проведению интегрированного урока, тем более таких важных курсов, как литературное чтение и музыка. [4, 7].
Подбирая музыкальные произведения к конкретному литературному тексту, я стараюсь оттенять все «краски» текста, все тонкости неодушевленных предметов, живых существ и людей, описанных в стихотворении, сказке, рассказе и т.п., что позволяет превратить урок чтения, интегрированный с музыкой, в незабываемую, эмоционально-насыщенную, волнующую встречу с музыкальным произведением, композитором.
Предлагаемая система работы проходит на уроках и включает следующие основные направления:
- усиление интегративных линий (эмоционально-образное восприятие литературного текста и музыкального произведения, обусловленное детской психикой, развитие эстетического (музыкального, художественного) вкуса в начальном образовании);
- активизация познавательной деятельности;
- развитие конкретно-чувственного опыта;
- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка, ритмичности и музыкальности стихотворной и прозаической речи.
Интегрированный урок часто ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет своей целью не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество ученического и педагогического коллективов при подготовке и непосредственном проведении урока. В отдельных случаях при высокой сложности или большом объеме изучаемого материала такой урок может длиться полтора-два академических часа и включать объемную по продолжительности практическую работу (творческое сочинение, написание стихов и т.п.).
Практиковалось проведение интегрированных уроков двух типов. В первом случае своего рода бинарный урок, проводившийся по одной теме, делился на две части, одну из которых вел учитель начальных классов, а вторую - учитель музыки, при этом, несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стояли собственные задачи, диктуемые спецификой предмета.
Преимущество таких уроков в том, что информация двух смежных учебных дисциплин в сочетании привлекает внимание младших школьников; по своей учебной нагрузке менее обременительны для ученика с точки зрения психологии, так как сочетают в себе релаксирующее влияние музыки и стимулирующее эмоционально-чувственную сферу ребенка воздействие поэзии, прозы.
Вторым типом является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель (в нашем случае - один и тот же) сам планирует, сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета, педагоги же дополняют друг друга, ведут диалог, как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, демонстрируя пример творческого сотрудничества. Для такого урока общим является не только единый сюжет, объединяющий оба предмета, но и воспитательная и развивающая цели. [6, 7, 8].
Примером интеграции послужит обобщающий урок 2 класс на тему «Люблю природу русскую. Осень.». После прослушивания музыкального произведения П. И. Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года. Осень») и просмотра видеоряда картин осенней природы, детям предлагается постараться прочувствовать, как передал композитор свое настроение с помощью музыки, описывая осень. Затем проводится вводная беседа, в которой отмечается, что музыка успокаивает, а может развеселить, вызывает глубокие чувства, за что слушатели благодарны композитору.
Далее я спрашиваю, догадались ли ученики, прослушав музыкальное произведение «Октябрь» П. И. Чайковского, какой теме посвящен урок (Осени). Далее, учитель ставит вопросы:
- Как называется произведение, которое вы прослушали? Какой пейзаж изобразил композитор? (лирическая зарисовка осеннего пейзажа).
- Попробуйте представить, что вы смотрите в окно на падающие листья. Как вы думаете, листья тихо ложатся на землю или кружатся в воздухе? Почему? (Характер спокойный, в лирическом ритме ровный (монотонный), немного успокаивающий, убаюкивающий).
- Кто исполнил это произведение (оркестр)?
- Какие музыкальные инструменты вы слышите? (скрипки, фортепьяно и т.д)
- Какое впечатление произвело на вас это произведение, что вы услышали в музыке, какую картину представили?
А теперь послушайте стихотворения про осень.
А. К. Толстой
* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
- Какое настроение у вас после прослушанного? Что себе представляли?
- Что объединяет музыку и поэзию? (Можно ярко себе представить и нарисовать воображаемые картины).
А далее можно предложить детям нарисовать картины осени самим, как словесно, так и художественно, продекламировать свои стихи или понравившиеся из изученного раздела под музыкальное сопровождение.
Бесспорно, интегрированный урок непрост для подготовки и проведения, что делает его малопривлекательным для широкого использования в учебном процессе. Однако творчески работающие учителя начальных классов стремятся разнообразить приемы интеграции учебных предметов с тем, чтобы сделать процесс обучения интересным для младших школьников.
Литература:
- Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки 2 класса // Мастерская учителя. Издательство: ВАКО, 2008.
- Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Выпуск 2.: ТУ «Учитель», 2008.
- Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе.: Владос, 2003.
- Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2010.
- Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе.: Новая школа, 2002.
- Ситникова Т.Н. Интегрированные уроки. Издательство: ВАКО, 2008.
- Современный урок. Интегрированные уроки. Часть 6. Ростов – н/Д. Издательство: «Учитель», 2008.
- Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение младших школьников. Издательство: Феникс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера"
Представлен опыт работы на уроках литературного чтения....
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...
Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.
Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса использую различные...
Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"
В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...
Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"
Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....
статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...