статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ
статья
Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 21.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ
Егорова Елена Вячеславовна
учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение
«Мамасевская средняя общеобразовательная школа»,
Волжский муниципальный район Республика Марий Эл
Аннотация. Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в начальной школе.
Ключевые слова: звуки и буквы, стихи и музыка, интерес к чтению, интеграция литературного чтения и уроков музыки.
Как только человек появляется на свет, произносит первые неосознанные звуки. Лишь только на этапе обучения грамоте происходит сопоставление звуков и букв. Что может быть общего между музыкой и речью? Что речь человека, что музыка все это воспринимается слухом человека. Природа этих двух вещей одна. Речь человека сложнейшая высшая психическая функция, которая развивается и меняется на протяжении всей жизни. Период поступления в школу ознаменован для ученика не только новыми ролями и новым окружением. Но и появлением большого количества новой информации и новых слов.
На современном этапе развитие речи младшего школьника - актуальная задача современного учителя начальных классов. Количество детей с нарушениями и дефектами речи с каждым годом увеличивается, в то время, когда грамотная и выразительная речь является визитной карточкой человека и его интеллектуального развития. Ведь существует прочная связь между речью и мышлением. Работа по развитию речи должна вестись комплексно, особенно при наличии нарушений. В работе необходимо использовать все доступные средства для развития речи.
Учитель начальной школы должен выработать учебные навыки, сформировать у младших школьников устойчивый интерес к познанию, чему способствуют приемы интеграции. Урок чтения с использованием музыки можно превратить для младшего школьника в незабываемое событие совместного с учителем поиска знаний.
Необходимо сделать процесс обучения в начальной школе более радостным, увлекательным, необременительным, а также стимулирующим к познанию окружающей реальности. Применение эффективных приемов обучения, к числу которых относятся приемы интеграции учебных дисциплин, помогут в этом.
Интеграция уроков по литературному чтению и музыке на основе сопоставительных связей, согласования учебного материала, выявления общих понятий, изучаемых в этих дисциплинах, способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир звуков, формированию у них навыков устной и письменной речи через привитие им эстетического вкуса и исполнение музыкальных произведений. [2, 6].
Следует отметить, что такая интеграция обязывает учителя ко многому: наличию музыкального образования, музыкального вкуса, умения играть на музыкальном инструменте и т.п. Музыка на уроках литературного чтения создает непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу содержания текста, в полной мере ощутить атмосферу описываемого автором произведения. Действительно, на таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная [1, 3, 6].
При прослушивании на уроке какого-либо произведения (литературного, музыкального), учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе и истории создания произведения, что способствует расширению кругозора учащихся, формированию интереса к литературе и музыке.
Конечно же, от учителя требуется основательная подготовка к проведению интегрированного урока, тем более таких важных курсов, как литературное чтение и музыка. [4, 7].
Подбирая музыкальные произведения к конкретному литературному тексту, я стараюсь оттенять все «краски» текста, все тонкости неодушевленных предметов, живых существ и людей, описанных в стихотворении, сказке, рассказе и т.п., что позволяет превратить урок чтения, интегрированный с музыкой, в незабываемую, эмоционально-насыщенную, волнующую встречу с музыкальным произведением, композитором.
Предлагаемая система работы проходит на уроках и включает следующие основные направления:
- усиление интегративных линий (эмоционально-образное восприятие литературного текста и музыкального произведения, обусловленное детской психикой, развитие эстетического (музыкального, художественного) вкуса в начальном образовании);
- активизация познавательной деятельности;
- развитие конкретно-чувственного опыта;
- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка, ритмичности и музыкальности стихотворной и прозаической речи.
Интегрированный урок часто ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет своей целью не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество ученического и педагогического коллективов при подготовке и непосредственном проведении урока. В отдельных случаях при высокой сложности или большом объеме изучаемого материала такой урок может длиться полтора-два академических часа и включать объемную по продолжительности практическую работу (творческое сочинение, написание стихов и т.п.).
Практиковалось проведение интегрированных уроков двух типов. В первом случае своего рода бинарный урок, проводившийся по одной теме, делился на две части, одну из которых вел учитель начальных классов, а вторую - учитель музыки, при этом, несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стояли собственные задачи, диктуемые спецификой предмета.
Преимущество таких уроков в том, что информация двух смежных учебных дисциплин в сочетании привлекает внимание младших школьников; по своей учебной нагрузке менее обременительны для ученика с точки зрения психологии, так как сочетают в себе релаксирующее влияние музыки и стимулирующее эмоционально-чувственную сферу ребенка воздействие поэзии, прозы.
Вторым типом является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель (в нашем случае - один и тот же) сам планирует, сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета, педагоги же дополняют друг друга, ведут диалог, как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, демонстрируя пример творческого сотрудничества. Для такого урока общим является не только единый сюжет, объединяющий оба предмета, но и воспитательная и развивающая цели. [6, 7, 8].
Примером интеграции послужит обобщающий урок 2 класс на тему «Люблю природу русскую. Осень.». После прослушивания музыкального произведения П. И. Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года. Осень») и просмотра видеоряда картин осенней природы, детям предлагается постараться прочувствовать, как передал композитор свое настроение с помощью музыки, описывая осень. Затем проводится вводная беседа, в которой отмечается, что музыка успокаивает, а может развеселить, вызывает глубокие чувства, за что слушатели благодарны композитору.
Далее я спрашиваю, догадались ли ученики, прослушав музыкальное произведение «Октябрь» П. И. Чайковского, какой теме посвящен урок (Осени). Далее, учитель ставит вопросы:
- Как называется произведение, которое вы прослушали? Какой пейзаж изобразил композитор? (лирическая зарисовка осеннего пейзажа).
- Попробуйте представить, что вы смотрите в окно на падающие листья. Как вы думаете, листья тихо ложатся на землю или кружатся в воздухе? Почему? (Характер спокойный, в лирическом ритме ровный (монотонный), немного успокаивающий, убаюкивающий).
- Кто исполнил это произведение (оркестр)?
- Какие музыкальные инструменты вы слышите? (скрипки, фортепьяно и т.д)
- Какое впечатление произвело на вас это произведение, что вы услышали в музыке, какую картину представили?
А теперь послушайте стихотворения про осень.
А. К. Толстой
* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
- Какое настроение у вас после прослушанного? Что себе представляли?
- Что объединяет музыку и поэзию? (Можно ярко себе представить и нарисовать воображаемые картины).
А далее можно предложить детям нарисовать картины осени самим, как словесно, так и художественно, продекламировать свои стихи или понравившиеся из изученного раздела под музыкальное сопровождение.
Бесспорно, интегрированный урок непрост для подготовки и проведения, что делает его малопривлекательным для широкого использования в учебном процессе. Однако творчески работающие учителя начальных классов стремятся разнообразить приемы интеграции учебных предметов с тем, чтобы сделать процесс обучения интересным для младших школьников.
Литература:
- Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки 2 класса // Мастерская учителя. Издательство: ВАКО, 2008.
- Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Выпуск 2.: ТУ «Учитель», 2008.
- Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе.: Владос, 2003.
- Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2010.
- Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе.: Новая школа, 2002.
- Ситникова Т.Н. Интегрированные уроки. Издательство: ВАКО, 2008.
- Современный урок. Интегрированные уроки. Часть 6. Ростов – н/Д. Издательство: «Учитель», 2008.
- Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение младших школьников. Издательство: Феникс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"
В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....
Статья "Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера"
Представлен опыт работы на уроках литературного чтения....
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...
Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.
Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса использую различные...
Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"
В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...
Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"
Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....