Статья "Формирование читательской компетентности младших школьников методом чтения-рассматривания в процессе внеурочной деятельности на примере произведений А.Л. Барто"
статья
Статья выступлания на областном круглом столе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Фадеева Ольга Алексеевна,
учитель начальных классов МБОУ
«СШ № 36 им. А.М. Городнянского»
г. Смоленска
Формирование читательской компетентности младших школьников методом чтения-рассматривания в процессе внеурочной деятельности на примере произведений А.Л. Барто
Вводная часть
Сегодня, в ХХI веке, современный человек, должен уметь находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать, а для этого он должен быть сознательным читателем, т.к. чтение является универсальной техникой получения знаний.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. впервые в истории нашего образования обозначил не содержание учебных предметов, а главные образовательные результаты, которых должен достичь ученик в процессе обучения на начальной ступени образования. И одним из них является смысловое чтение (понимание, интерпретация и оценка текста) как важнейшее метапредметное умение. Путь достижения данного результата в моей педагогической практике лежит практически в самом начале - в период обучения грамоте.
Основная часть
И наука о формировании читателя, и практика работы в начальной школе с детской книгой убедительно объясняют и доказывают, что любого ребёнка сначала нужно научить рассматривать детскую книгу, если учитель хочет прочитать её с детьми, обучая их при этом всем действиям и приёмам, необходимым для квалифицированного чтения. Ведь любая детская книга тем именно и замечательна, что она дает возможность начинающим читателям самостоятельно и серьезно настроиться на предстоящее им сложное занятие – восприятие того, о чём и как расскажет книга, и на обдумывание воспринятого после чтения – в расчете на себя.
Светловская Н.Н. предлагает в качестве ведущего при формировании читательской самостоятельности у обучающихся начальных классов использовать метод чтения-рассматривания книг, который представляет собой, такой способ взаимодействия учителя и обучающихся с детской книгой и миром доступных книг, который нацелен на отражение и осознание детьми диалектического единства формы и содержания (текстовой и внетекстовой информации), составляющего сущность книги, и на использование вытекающих из этого единства закономерностей для полноценного восприятия литературных произведений при самостоятельном выборе и чтении книг. [2, С. 99]. СЛАЙД 2
В данной статье я хочу предложить знакомство с одним из этапов урока (чтение-рассматривание книги), составляющим мою систему работы по формированию грамотного читателя, взятый из серии занятий, посвященных знакомству младших школьников с творчеством детской писательницы А.Л. Барто.
С творчеством любимой поэтессы дети начинают знакомство ещё в детском саду, или за семейным чтением. Я, пытаясь сохранить преемственность, продолжаю работу с ее стихами на своих занятиях во внеурочной деятельности. В 1 и 2 классах я веду кружок «В гостях у книги», где, планируя свою рабочую программу, я обязательно включаю стихи А.Л. Барто (список произведений см. в приложении), потому как они, прежде всего, интересны детям, отражают их возраст, занятия, характеры, а также имеют высокую воспитательную ценность.
Обучение начинается с внимательного общего знакомства с книгой. В первом классе чтение-рассматривание проходит под руководством учителя, во втором - можно отдать на самостоятельное изучение обложки книги. На этом этапе происходит выделение, осмысление и сопоставление всех знакомых детям к этому времени внешних примет содержания книги, по которым они могут предвосхитить со значительной долей достоверности не только сюжет (о чем расскажет книга), но и характер повествования (как она об этом расскажет: весело, печально, увлекательно, скучно, забавно, трагически и т.п.).
Представляю один из вариантов знакомства с циклом стихотворений А.Л. Барто «Вовка – добрая душа».
I этап. Работа с книгой до чтения:
Цель: прогнозирование содержания книги.
Главная задача учителя на этом этапе – вызвать у детей желание прочитать книгу, создать мотивацию.
Представление книги как объекта:
а) инструмент для общения:
- Кто из вас рассмотрел выставленную у доски книгу? Как она называется? Покажите, где это написано. Кто обратил внимание, одно в этой книге произведение или несколько? Я прочитаю вам первое из них. Какое? Как это можно быстро установить? Куда надо посмотреть? Как вы думаете, о ком я буду вам читать? Почему вы так думаете? СЛАЙД 3
б) собеседника:
- Кто будет героем (героями) этой книги? Почему? Предположите, какие события могут происходить с этими героями? Чем они заняты? Какое настроение у них? СЛАЙД 4
Это самый эмоционально окрашенный этап занятия, который очень нравится детям, а значит, он мотивирует их на прочтение этой книги.
Если же этот этап – этап подготовки к чтению методом чтения-рассматривания – пропустить и использовать детскую книгу только как материал для отработки у младших школьников техники чтения, никому и никогда данного запланированного результата (формирование читательской компетенции) получить не удастся.
Заключительная часть
Сегодня я могу сделать вывод, что, применяя метод чтения-рассматривания при работе с книгой, позволяет заложить основы грамотного читателя в каждом ученике и способствует качественному формированию УУД.
Эффективность работы подтверждается:
- результатами проверки навыка чтения вслух у обучающихся начальной школы: здесь я отразила два критерия чтения – осознанность и выразительность, которые выделяют грамотного читателя. Видна положительная динамика. СЛАЙД 5
- результатами комплексных проверочных работ. На диаграмме я отразила результаты именно тех заданий, которые проверяли сформированность навыка работы с текстом. СЛАЙД 6
Считаю, данный метод универсальным, так как его можно использовать, обучая по любым образовательным программам, в классах с различным уровнем подготовки обучающихся, он применим при работе с любыми книгами и на различных дисциплинах.
Список литературы:
1. Пиче-оол Т.С. Как читать детские книги на уроках чтения/ Т.С. Пиче-оол //Начальная школа. – 2001. - № 4.- С. 31- 43.
2. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. – Москва: Педагогика, 1980. – 160 с.
Приложение
Список произведений А.Л. Барто,
изучаемых на занятиях кружка «В гостях у книги»:
1 класс
«В школу», «Шла вчера я по Садовой», «Как Вовка бабушек выручил», «Как Вовка стал старшим братом», «Про Вовку, черепаху и кошку», «Почему Вовка рассердился».
2 класс
«Мама или я?», «Думай, думай…», «Про Вовку и собаку Малютку», «Звонки», «Сильное кино», «Почему телефон занят?», «Друг напомнил мне вчера», «У папы экзамен», «Чудо на уроке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...
Рабочая программа «Нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности на примере углубленного изучения животных, окружающих нас в повседневной жизни»
Данная программа способствует повышению уровня учебной и воспитательной подготовки учащихся в начальной школе, обеспечивая развитие нравственных качеств лично...
Формирование социально-трудовых компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.
Начальная школа, как обязательная ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социально-трудовой компетентности младшего школьника, так как именно в это...
Эстетическое воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности на примере курса «Хореография»
Аннотация работы педагога дополнительного образования Никитиной Марины Анатольевны по теме «Эстетическое воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности»...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Успех в развитии речи определяет результативность усвоения других школьных...
Формирование читательской компетентности младших школьников методом чтения-рассматривания в процессе внеурочной деятельности на примере произведений А.Л. Барто
Текст выступления на областном круглом столе "Поэзия добра Агнии Барто"...
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...