Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"
статья
Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие читательской грамотности
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Развитие читательской грамотности учащихся начинается с начальной школы и строится с помощью развития речевых умений и навыков при работе с текстом.
- Развитие навыка чтения
В первый год обучения важно развитие навыков осознанного и правильного чтения. Выработкам основного способа чтения – чтения целыми словами за счёт:
установки на плавное чтение целыми словами,
проведения : «речевых зарядок» или речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения ,
проведение соревнований и конкурсов на звание «Лучший чтец».
В следующие года обучения продолжаем развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, а также выработке ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного восприятия слова, точности его зрительного восприятия и быстроты понимания значений прочитанных слов и предложений.
А также обучаем приёмам чтения про себя: сначала на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом. Углубление понимания прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).
Развитие умения переходить с одного вида чтения на другой.
Развитие умения быстро схватывать, улавливать основное содержание произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
По окончании начальной школы ученик должен овладеть двумя видами чтения – про себя и вслух, а также беглым чтением разнообразных по объёму и жанрам произведений.
- Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпического чтения.
С первого класса ориентируем детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приёмами выразительности речи и чтения.
Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкого до шёпота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание стиха, уловить явление его звукозаписи и звукоподражания, осмыслить исполнительскую задачу. Развитие умения планировать, а затем анализировать своё выступление и чтение.
- Требования к уровню сформированности навыка чтения
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение целыми словами с соблюдением основных норм литературного произношения. Нахождение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) соответствующей содержанию читаемого текста.
Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
К окончанию начальной школы темп чтения – не ниже 90 слов в минуту.
- Выработка умений работать с текстом
В первом классе – это ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нём предложений, подтверждающих устное высказывание; оценка прочитанного. Воспроизведение текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике.
Подробный пересказ небольших произведений с отчётливо выраженным сюжетом. Раскрытие содержания иллюстраций к произведению; соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя).
Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.
Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в тексте: различение простейших случаев многозначных слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений , характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Ориентировка в учебнике: знакомство с содержанием; нахождение в нём названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах.
Во втором и третьем классе – это подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.
Установление последовательности действия в произведении и осмысливание взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.
Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.
Составление плана прочитанного и краткая передача его содержания с помощью учителя. Словесное рисование к художественным текстам.
Составление рассказа о своих наблюдениях из жизни школьного коллектива. Использование в рассказе и при воспроизведении соответствующих слов и выражений, типов предложений и интонации.
Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём.
Ориентировка в учебнике: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебнике произведений, близких по тематике; самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту.
В четвёртом классе: самостоятельное выявление основного смысла (формулирование главной мысли своими словами), установление смысловых частей текста.
Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации; нахождение в тексте материала для составления рассказа на определённую тему. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Восприятие содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием.
Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.
Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов).
Составление творческих пересказов: от имени одного из героев ( с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением (продолжение рассказа о судьбе героев); составление рассказов о случае из жизни, по наблюдениям с включением элементов описания или рассуждения.
Практическое различение художественных и научно-популярных текстов.
Обогащение и активизация словаря учащихся; развитие устной речи, её содержательности, точности, ясности и выразительности.
Ориентировка в учебнике: по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками; ориентировка в понятиях: «абзац», «подзаголовок», «красная строка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
читательская грамотность младших школьников
Чтение – это единственный вид деятельности, который сразу должен формироваться у каждого ребенка на профессиональном уровне, поскольку он является ещё и ведущим средством обучения....
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования. На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...
Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....
Развитие читательской грамотности младших школьников
Статья актуализирует вопросы читательской активности, а также раскрывает особенности эмоционального восприятия художественной литературы младших школьников....
статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...
Презентация к статье. Мастер класс по формированию читательской грамотности младших школьников.
В работе представлены приемы формирования ЧГ....
Статья "Средства формирования читательской грамотности младших школьников"
В статье представлены технологии, приемы работы с текстом и задания, . способствующих формированию читательской грамотности...