Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной деятельности, в частности при работе над детскими проектами. Приводятся примеры решения данной проблемы в период работы над конкретными проектами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelsko_aktivnosti.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами
Сегодня читательская компетентность личности высоко оценивается во всем мире. В России, как и в других странах, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. За последние двадцать лет отношение к чтению, его роль в образовании и повседневной жизни очень сильно изменилось. Поэтому данная проблема находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия даже у выпускников школ. Нас не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики. Этим и объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы в современном образовании при формировании у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов действий, определяющих читательскую компетентность и активность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:
- овладением техникой чтения; приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении;
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении, что является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе.
Поэтому наряду с многими проблемами, которые приходится решать учителю в современной школе, является проблема выявления способов, приёмов, стратегий организации читательской активности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности. От решения этих проблем во многом зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Поэтому необходимо развивать читательскую активность младших школьников не только на уроке, но и через активное включение их во внеурочную познавательную, исследовательскую, проектную деятельность на основе умений работы с информацией. Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, разнообразить методы и приемы работы с текстом, направлять развитие читательской деятельности.
Работа над проектами во многом способствует решению всех этих проблем, является одним из приёмов по повышению читательской активности.
В процессе создания детских проектов ведётся работа с различными источниками информации, дети учатся алгоритму работы с текстом, работают с разными видами текстов. Всё это способствует формированию читательской активности и стойкого понимания со стороны учащихся основ смыслового чтения.
Одним из условий развития читательской активности у младших школьников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением. Эта ситуация – проблема, которую должен ученик решить, работая над проектом. А затем путем подбора книг, с учетом поставленной цели ученик подбирает книги, тексты, отрывки и прочитывает всё это для выбора небходимой ему информации.
На примере некоторых проектов, созданных учениками моего класса покажу, как происходит формирование читательской активности.
В процессе работы над проектом «Музыка зимы» ученики читали о музыкальных произведениях, созданных великими композиторами, изучали биографию самих композиторов, подбирали тексты стихов со звуками зимы, анализировали эти тексты, выделяя в них нужные слова. Например,
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(А. С. Пушкин. Зимний вечер) или
Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.
Одна метель поет, рыдая.
Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.
Опять вернется Молодая.
(Константин Бальмонт. Зима)
Работая над проектом «Тепло сердец для милых мам», дети подбирали стихи о мамах, пословицы, поговорки, афоризмы, песни, загадки. Соответственно приходилось целенаправленно много читать, перечитывать, выбирать нужную информацию.
В процессе завершения проекта «Осень – щедрая душа», который дети создавали на основе рисунков и поделок, также им пришлось находить рассказы, стихи, песни, пословицы о щедрости осени, перечитывать, выбирать наиболее подходящие.
Словом, при выполнении каждого нового проекта по любому предмету (по программе, задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем проблему формирования читательской активности. От ребенка требуется умение добывать необходимые знания благодаря чтению и тем самым развивать свою читательскую активность и компетенцию.
Таким образом, используя проектные технологии, мы мотивируем учеников, создаём условия для овладения техникой чтения (благоприятный психологический климат и необходимость больше читать в процессе подготовки к выступлениям, презентациям и т. д.); формируем интерес к чтению, следовательно, делаем шаги к формированию духовной потребности в книге; развиваем умения самостоятельного чтения; расширяем круг детского чтения, что обеспечит в перспективе знание детской литературы и авторов книг и формирует в конечном итоге читательскую активность обучающихся и приводит к позитивным результатам.
Литература
Гусакова, О.Я. Стимулы личностной мотивации чтения младших школьников. Саратов : Наука. 2013. С.11-17
Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct. htm, 2013 г.
Г.И Радченко Формирование читательской активности младших школьников в условиях реализации ФГООС НОО http://pedsovet.org/, 20013г.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - №1. - С. 11-18.
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004
Щуркова Н.Е. За гранью урока. - М., 2004, с. 27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников в условиях реализации ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...
Обобщение опыта работы по теме " Развитие коммуникативной и познавательной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
Обобщение опыта в электронном виде с приложением методической литературы и школьных проектов....
Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся....
Развитие познавательной активности младших школьников в процессе внеклассной работы.
Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения....
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Формирование читательской активности младших школьников через проектную деятельность
Проекты по литературному чтению....