Моя методическая система работы
статья

Светлана Васильевна Шумейко

Методическая система работы учителя начальных классов МБОУ СОШ№24 им.И.И.Вехова ст.Александрийской Шумейко Светланы Васильевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система учителя начальных классов МБОУ СОШ№24 им.И.И.Вехова стт.Александрийской Шумейко Светланы Васильевны

После окончания Железноводского педагогического колледжа я, не раздумывая, пошла работать в школу. Начала работать во 2 классе. У меня были удивительные ученики и прекрассные родители, которые приняли меня, относились ко мне с пониманием и уважением. Конечно, мне было трудно завоевать их доверие, но я искренне люблю свою работу, стремлюсь сделать её качественно.

 Выстраивая свою методическую систему, поставила для себя цель:  

- формирование личности, способной самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции.

Для достижения цели мне необходимо решать следующие задачи: 

  • создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время, повышая мотивацию учащихся к обучению;
  • учить самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний;
  • развивать творческий потенциал детей;
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
  • использовать в работе современные образовательные технологий, в том

            числе  информационно - коммуникационные  технологии.

Для реализации методической системы использую следующие виды деятельности в рамках урочного и внеурочного времени:

  • учебно-познавательную;
  •  проектно – исследовательскую;
  •  художественно-творческую.

Учебно-познавательная деятельность.

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями.  Это делается для более эффективного достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов обучения в начальной школе.

Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

В нашей школе особое место уделяется информационно-технологическому профилю. Кабинеты оснащены в соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера, МФУ). Всё это позволяет сделать урок насыщенным, интересным, полноценным, способствует реализации целей и задач урока.

Использование УМК «Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Особое место уделяется развитию у ребёнка человеческих качеств: доброты, способности сопереживать, готовности помогать другому. Это направлено на выполнение культуросозидающей роли образования. Я считаю этот аспект наиболее важным.

На уроках особое место я уделяю разнообразию форм организации учебной деятельности школьников, системе специальных заданий, использую различные технологии, а именно:

  • Игровая технология - самая актуальная для учителя начальной школы, так как первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, именно в этот год у детей происходит переход от игровой деятельности к учебной. 
  • Проблемное обучение. Проблемная ситуация на уроке  побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
  • Исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование). Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
  •  Информационно-коммуникативные технологии. Им отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации.
  • Технология «Учебного портфолио» способствует формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. формированию самонаблюдения, размышления. Технология является средством для формирования мотивации достижения.
  • Технология критического мышления.
  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Продуманная система заданий и вопросов побуждают детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, они с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, в Интернете, часто посещают библиотеки города, тем самым учатся самостоятельно добывать знания, что приводит к формированию информационной компетенции.

Проектно – исследовательская деятельность.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

В своей практике я реализовала несколько проектов:

1. «Живая азбука»

2. «Моя малая Родина»

3. «Мой класс»

4. « Ставрополье мое родное»

5. «История моей семьи»

6. «путешествие со словами»

7. «Моя будущая профессия»

Наиболее высокую оценку среди коллег получил проект «Моя будущая профессия», целями которого были:

  • расширение представления детей о мире профессий;
  • формирование учебно-познавательных мотивов, возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации;
  • развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся;
  • воспитание уважительного отношения к людям любой профессии.

Данный проект состоял из следующих этапов:

  1. Погружение в проект. Предложение темы проекта, определение целей, поиск оптимального способа достижения поставленных целей.
  2. Планирование. Составление плана работы.
  3. Работа над проектом

-Написание мини-сочинения «Моя будущая профессия»

-Поиск информации о выбранной профессии

-Написание сочинения

-Подготовка компьютерной презентации

  1. Защита проекта
  2. Оценка результатов.
  3. Рефлексия. Составление синквейна

 

Художественно-творческая деятельность.

Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. ..

Одна из важнейших сторон творческой деятельности – воображение, которое Л.С. Выготский назвал «развитым творческим чувством». Он считал, что главнейшая функция воображения связана с ориентацией ребенка в будущем. С этой целью я использую различные творческие задания, направленные на формирование криативного мышления учащихся. Интегрированные уроки (изобразительное искусство+чтение, технология+окружающий мир, чтение+музыка) хорошо способствуют выполнению данной работе.

Таким образом, описываемая методическая система, основывается на принципах разнообразия видов деятельности, взаимодействии ученика и учителя, учёта индивидуальных особенностей учащихся, развитии творческого потенциала, использовании современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных  технологий. Также умению самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний.

  Данная методическая система была представлена на методическом объединении учителей  начальных классов   МБОУ СОШ№24 им.И.И.Вехова стт.Александрийской на сайте школы и на собственном сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.

Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует ...

Презентация для работы Школьного методического объединения по теме: "Система работы педагога над темой самообразования"

Презентация начинается с высказывания Дисверга: "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать  других тот, кто не является сам развиты...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...