Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.
статья на тему
Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapina_elena_sergeevna.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Лапина Елена Сергеевна.
ГБОУ СОШ № 31.
Учитель начальных классов.
Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.
«Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Моя задача - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с одарёнными детьми:
- своевременное выявление одарённых детей;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Чем, на мой взгляд, одарённые дети отличаются от других детей?
- Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
- Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
- Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
За время работы в школе у меня создалась определенная система выявления одаренных детей и работы с ними.
Работу по выявлению одаренных детей условно делю на 3 этапа.
1 этап
Первые уроки закладывают основы интереса к новому предмету.
Занимательны вопросы, оригинальные задания, ответы на которые требуют не просто воспроизведения знаний из учебников, а привычку думать и желание понять суть явлений – все это развивает познавательную деятельность учащихся. В работе по выявлению одаренных детей провожу микроисследования по изучению познавательных интересов учащихся, изучаю соответствующую литературу. Все это позволяет мне сделать некоторые выводы.
Есть одаренность, проявляющаяся в способности к обучению, к овладению уже имеющихся знаний. Это «школьная одаренность», обычно она сопровождается быстротой умственной деятельности. Но часто такие дети не имеют собственного подхода к решению той или иной задачи, им нужен стандарт.
Другое дело творческая одаренность. Для таких детей главное не усвоение знаний, а собственная работа мысли, нестандартный подход к решению любой задачи.
Моя работа направлена на создание условий для развития познавательной деятельности учащихся. К таким условиям отношу:
- своевременное выявление интеллектуальных способностей;
- качество содержания программного материала;
- уровень профессиональной компетенции;
- дифференцированная работа на уроке;
- разнообразие и адресность творческих заданий.
2 этап.
К сожалению, мне не предоставлялось возможности вести кружок по украинскому языку и литературе. Поэтому на этом этапе особое внимание уделяю дополнительным заданиям к уроку, разноуровневым домашним заданиям, которые предполагают решение творческих задач. Это повышает мотивацию выполнения задания и осознанную ответственность за свой выбор.
В течение года выявляю самых стойких и любознательных. И вот с ними начинается индивидуальная работа. Выявление одаренных детей проводится мной также на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
3 этап.
Разработка системы творческих заданий для одаренных детей.
Требования к творческим заданиям:
задания должны вызывать интерес, поисковую активность и в то же время ответственность за качество их выполнения;
результаты выполнения каждого задания должны являться исходными данными для последующих;
задания должны быть комплексными, с учетом межпредметных связей;
задания должны предусматривать многовариантность решений.
На индивидуальных занятиях мы решаем олимпиадные задачи разного уровня.
Первая возможность проверить свой уровень знаний, творческий потенциал у детей появляется во время проведения традиционных школьных олимпиад, победители которой отстаивают честь школы на районной олимпиаде.
Практика работы с одаренными детьми показывает:
- никакое творчество не может состояться без достаточно хорошего развития интеллекта и соответственно необходимого и достаточного объема знаний;
- нужны условия для развития познавательной деятельности одаренных учащихся;
- не всякая деятельность обеспечивает развитие способностей, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции, потребность в познании.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Стараюсь, чтобы методы и формы работы способствовали решению обозначенной задачи:
методы работы
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры;
-проекты по различной тематике;
-индивидуальные творческие задания.
Результативность:
Год обучения | Победители олимпиад и конкурсов (кол-во) | Уровень | |
2011-2012 | 6 | Районный городской | |
2012-2013 | 16 | Районный городской Всеукраинский | |
2013-2014 | 9 | Районный городской |
Используемые мной всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать способности и таланты обучающихся. Ежегодно мои ученики принимают участие в олимпиадах, конкурсах. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"
Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....
Система работы с талантливыми детьми
Данный материал поможет организовать работу с талантливыми детьми, начиная с начальной школы....
Описание опыта и системы работы
В своей статье я поделюсь своим опытом и расскажу о системе работы классного руководителя как организатора деятельности учащихся, способствующей духовно – нравственному развитию их личности....
система работы с талантливыми детьми в начальной школе
Обобщение опыта работы с талантливыми детьми. В данной статье раскрыты принципы работы с детьми, формы работы с родителями. Много внимания уделено социальным проектам, награждению детей и созданию пор...
Описание опыта и системы работы по теме: «Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»
Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. В...
Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"
Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости...
Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...