Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Петрова Анна Юрьевна

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Выступление учителя начальных классов

ГБДОУ школа 464 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Петровой Анны Юрьевны

         Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача  сложная, требующая большого напряжения сил учителя. Цель моей работы с такими словами – сформировать у школьников навык написания трудных слов, обогатить их словарный запас, развить интерес к родному языку.

         В 1-3 классах происходит этап ознакомления с такими словами. Здесь моя работа ничем, пожалуй, не отличается от работы моих коллег. Я использую иллюстрации, загадки, карточки с написанными словами. Вместе с детьми выясняем смысл слова, находим буквы, написание которых надо запомнить, записываем слово в словарик. С этой целью использую телефонные алфавитные книжки, что очень удобно в 4 классе.

         К 4 классу в словарике записаны уже все словарные слова, причём на каждую букву алфавита отдельно. Все слова я делю на группы примерно по 6-10 слов. С этой группой мы работаем целую неделю. Каждый день посвящён определённым действиям с этими словами.

        Понедельник – составление группы слов. На специальном стенде я помещаю карточки со словами на эту неделю. Открываем словарики, проверяем, все ли слова записаны (бывает, что дети болели и не записали какое-то слово, в таком случае ребёнок дописывает это слово в свой словарик). Учащиеся вместе с учителем ещё раз обращают внимание на те буквы, написание которых надо запомнить. Учитель настраивает детей на то, что на этой неделе они будут повторять именно эти слова.

      Пример:  В словарике проверяется написание и наличие следующих слов:

газета, герой, гореть, горизонт, город, горох, горячий.

      Вторник – узнавание слов.  Учитель читает отрывки из стихотворений, рассказов, пословицы или поговорки с использованием словарных слов. Учащиеся должны выделить эти слова и записать их в тетрадь. Целесообразно одного ученика попросить то же самое делать на доске (для проверки).

         Пример: Для узнавания этих слов учитель может предложить следующие предложения:

               1.  Москва – главный город нашей страны.

                2. Герой никогда не умрёт – он вечно живёт.

                3.На капусте сладкой капельки росы,

                   И горох на грядке распустил усы.

                4. Высоко стоит солнце на небе,

                   Горячо печёт землю-матушку.

                5. Впервые в России газета появилась около трёхсот лет назад.

                6. Сухой сосновый домик горел, как спичка.

                7. В полдень на горизонте показались три корабля.

         Среда – составление групп однокоренных слов. Учитель называет словарные слова этой недели, учащиеся их записывают, подбирают и записывают однокоренные слова. Обращается внимание на единообразность правописания корня. Целесообразно вызвать одного ученика к доске, а также в каждой группе выделять корень и указывать способ образования однокоренных слов.

Пример: Газета, газетный, газетчик.

Герой, геройский, героизм.

Горизонт, горизонталь, горизонтальный.

Город, городок, городишко, городской, пригород.

Гореть, загореть, подгореть.

Горох, гороховый, горошек, горошина.

Горячий, горячо, погорячился.

Совет: стараться подбирать слова разных частей речи; после записи выделить в словах корень и ту часть слова, с помощью которой оно образовано; выяснять значение слов, например, когда говорят «погорячился» или что мы называем «горошиной» и т.д.

           Четверг – лексическая работа. Учитель диктует словарные слова этой недели, учащиеся записывают (один может это делать на доске). После записи каждого слова учитель задаёт вопросы лексического характера или рассказывает что-то интересное об этом слове, обогащающее речь и словарный запас учащихся.

Пример:  Для лексической работы можно предложить следующие вопросы:

  1. Горох. Когда так говорят: при царе Горохе? Как об стенку горох?
  2. Горячий. Когда так говорят: попасть под горячую руку? По горячим следам?
  3. Гореть. Когда так говорят: работа в руках горит? Гореть на работе? Сгореть от стыда?
  4. Горизонт. Когда так говорят: появился на горизонте? Исчез с горизонта?
  5. Герой. Знаете ли вы, что слово образовано от греческого слова «герос» - богатырь, смельчак?
  6. Город. От древнерусского «городить».
  7. Газета. От названия монеты – газетты, за которую в Италии можно было купить листок с новостями.

       Дополнительный лексический материал беру из книг В.П.Канакиной «Учусь работать самостоятельно» и «Работа над трудными словами в начальных классах».

           Пятница – проверочная работа. На листочках учащиеся под диктовку записывают словарные слова этой недели. Учитель проверяет, выставляет отметки. Со следующего понедельника работа повторяется, но на новой группе слов.

Дополнительные действия со словарными словами

  1. Составление понятийного словаря школьника.

           На неделю учащимся даётся список слов на повторяемую букву, к которым предлагается составить определение. В пятницу подводятся итоги (мы это делали на динамическом часе): выделяются существенные признаки каждого понятия, учащиеся читают определения каждого слова, выбираются наиболее точные, которые потом заносятся в единый понятийный словарь.

           Пример: на неделе, когда шла работа над словами на букву «г», учащимся были предложены следующие слова: гавань, гадюка, газета, газон, галактика, галантный, галстук, гамак, гараж, гардероб, гарнир, гербарий, гитара, глобус, гончар, горизонт, город, гостиная, громадный, грубый, группа, грустный.

            В понятийный словарь были занесены такие определения, например:

Гавань – защищённая от волн и ветра часть побережья, которая служит местом стоянки кораблей.

Гардероб – место хранения одежды в общественном месте; шкаф для одежды, предмет домашней мебели; совокупность всей одежды человека.

Грустный – печальный, унылый, тоскливый, невесёлый.

  1. Разгадывание кроссвордов.

           На неделю учащимся даётся кроссворд, в котором все слова начинаются на повторяемую букву. Кроме того, в выделенном столбике при правильном разгадывании кроссворда получится слово, к которому предлагается составить определение.

           Пример: на вышеописанной неделе учащимся был предложен кроссворд со следующими вопросами:

  1. Защищённая от волн и ветра часть побережья, которая служит местом стоянки кораблей. (гавань)
  2. Участок земли, покрытый или засеянный травой. (газон)
  3. Картонная модель Земли. (глобус)
  4. Комната для отдыха всей семьи или для приёма гостей. (гостиная)
  5. Шести-(семи-)струнный щипковый музыкальный инструмент.
  6. Несколько человек, животных, предметов, которые находятся близко друг от друга. (группа)
  7. Звёздная система, огромные скопления звёзд. (галактика)

В выделенном столбике получается слово «галстук».

Примерное деление словарных слов на группы

  1. Автобус, автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, альбом.
  2. Багаж, берег, берёза, беседа, библиотека, билет, богатство, болото.
  3. Вагон, вдруг, везде, ветер, вместе, вокзал, вокруг.
  4. Воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, впереди, вторник, вчера.
  5. Газета, герой, гореть, горизонт, город, горох, горячий.
  6. Двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания.
  7. Ещё, желать, железо, жёлтый, женщина, животное, жилище.
  8. Завод, завтра, завтрак, заяц, запад, здесь, здравствуй, земляника.
  9. Издалека, иней, иногда, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля.
  10. Квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, коллекция, командир, комната.
  11. Коньки, корабль, корова, космонавт, космос, костёр, кровать.
  12. Лагерь, лестница, лисица, лопата, лучший, магазин, малина, машина, мебель, месяц.
  13. Металл, метро, медведь, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва.
  14. Назад, налево, направо, народ, нельзя, обезьяна, обед, облако, овёс, огород.
  15. Овощи, огурец, одежда, однажды, одиннадцать, около, октябрь, орех, опять, осина, отец, оборона.
  16. Пальто, пассажир, пенал, песок, петух, платок, победа, погода, понедельник, помидор.
  17. Портрет, потом, посуда, поэт, праздник, путешествие, пшеница, пятница.
  18. Работа, радио, ракета, рассказ, расстояние, растение, ребята, решать, рисунок, Родина, Россия, русский.
  19. Салют, сапоги, сахар, самолёт, сверкать, свобода, север.
  20. Сегодня, сейчас, сентябрь, сирень, слева, справа, снизу, сверху.
  21. Собака, солдат, соловей, солома, сорока, спасибо, стакан, столица, суббота.
  22. Тарелка, телевизор, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай.
  23. Ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль.
  24. Хозяин, хозяйство, хоккей, хороший, чёрный, человек, четверг, чувство.
  25. Шестнадцать, шёл, шоссе, шофёр, электричество, экскурсия.
  26. Яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Работа над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

В статье описаны этапы работы над словарными словами, приемы и методы, используемые для лучшего их усвоения....

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

«Организация словарной работы со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в 1-2 классах»

В методической разработке описаны особенности работы над словами с непроверяемыми написаниями....