Русская народная сказка «Лиса и Сорока» (урок-театр)
план-конспект урока

Гомбоева Маргарита Гончиковна

Русская народная сказка «Лиса и Сорока»  (урок-театр)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-teatr.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по внеклассному  чтению в 1 классе.
Русская народная сказка «Лиса и Сорока»  (
урок-театр)

Цель: создание условий для формирования навыка чтения слов и предложений

у первоклассников.
Задачи:
1) обучающие:
продолжать работу по формированию навыка чтения и правильного типа

читательской деятельности;
- учить понимать и эмоционально воспринимать прочитанное;
- учить видеть в 
книге собеседника;
- формировать читательскую самостоятельность;
2) развивающие:

развивать устную речь, лексический словарь и мыслительные операции учащихся;
- развивать творческое воображение;
- развивать интерес к чтению и желанию читать;
3) воспитательные:
-
 воспитывать любовь к книге;  воспитывать культуру поведения.

Оборудование:

1) карточки-«билетики» со словами;

2) деформированный текст;
3)аудио-магнитофон;

5)
ноутбук и мультимедийная система;

6) изображение театральных масок
;

Ход урока

I. Организационный момент

Дидактическая задача: создание благоприятной обстановки, проверка

 подготовленности учащихся, организация внимания.
Слайд 2

Появляется Петрушка (игрушка кукольного театра).

Петрушка.

Учитель. А вы, ребята?  Любите вы сказки? Cегодня будет необычный урок. Урок-театр.

Мы сегодня отправимся  в мир театра, мир сказки.



П. Создание положительной эмоциональной ситуации. Сообщение темы и целей 

урока.

 Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала

Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную 

деятельность

 учащихся.

Учитель. В нашем театре вы сможете побывать в разных ролях. В роли учеников, Л

сценаристов, режиссёров, костюмеров и, конечно, актёров. Ребята! Как вы думаете,

 что должны уметь актёры?
Дети. Не бояться сцены, правильно и красиво говорить, уметь прочитать и выучить

свою роль.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно и красиво говорить,

 много читать, учиться слушать и быть услышанными, фантазировать и отгадывать

 загадки.
III. Артикуляционная минутка

Слайд 3
Учитель. Чтобы у нас удалась работа, предлагаю вам размять язычок и

потренировать память. Попробуйте повторить скороговорку:
Три сороки-тараторки Тараторили на горке.
(Дети проговаривают скороговорку с ритмическими послоговыми хлопками.)

IV. Актуализация знаний учащихся
Дидактическая задача: 1) дать учащимся понятие монолога, развивать мышление, 

память, внимание; 2) отработка правильного чтения слов, уточнение лексического 

значения слов, выработка умения читать слова с разной интонацией, развивать речь, мышление.
Слайд 4
Петрушка хочет загадать вам много загадок!  Может быть,

кто-нибудь из вас знает, как называется речь одного лица, обращённая к

слушателям. (Дети дают разные ответы. По щелчку мыши

 открывается слово «монолог».) Такая речь называется «монолог».
Учитель. Найдите в ней слово, обозначающее речь одного человека.

 Прочитайте его.
Дети читают слово «монолог». Учитель. Ну что, ребята, отгадаем другие загадки

 Петрушки?
Слайд 5
После отгадывания загадок по щелчку мыши открываются картинки с отгадками.
Загадка 1
Когда он в клетке, то приятен.

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как
 лев и тигр, похож на кошку. (Леопард.)

Загадка 2
Летом по лесу гуляют,
Зимой в берлоге отдыхают. 
(Медведи.)
Учитель. Ребята, найдите столбик слов, где спрятались слова-отгадки. Какой это

столбик?
Дети. Третий, или последний.
Учитель. Мы с вами, как настоящие актёры, должны уметь читать слова по

 заданию режиссёра. Прочитайте эти слова так, как показывает театральная маска.

Слайд 6
Чтение слов и уточнение их смысла.
Учитель. Ребята, мы с вами не только актёры, но и зрители. А что делают зрители

после удачного выступления актёров?
Дети. Аплодируют.

Учитель. Найдите, пожалуйста, первый столбик слов и прочитайте его тихо.

Чтение слов и уточнение их смысла. Аплодисменты.

Учитель. Найдите, пожалуйста, столбик с театральными словами и прочитайте их

нараспев.
Чтение детьми слов и уточнение смысла слов «опера» и «оперетта». 

Аплодисменты.
Учитель. Какие вы
замечательные актёры! Петрушка приглашает вас в настоящий

 театр. А вот и билеты

Слайд 7
Дети берут разноцветные карточки-«билетики» со словами.

1 карточка

2 карточка

3 карточка


мышка 

шкаф


камыши 

жираф


Шапка

шарф


мишка


шина


камыш


чашка


Яша


шуба


хорошо


кошка


Маша

Учитель. У каждого из вас сейчас есть билетик на сегодняшний спектакль. Но он

не совсем обычный. На вашем билетике написаны слова. Их нужно прочитать по

определённому заданию, в зависимости от цвета

 билета: жёлтый цвет - прочитать тихо; красный цвет - громко; синий цвет – мягко

 и ласково; зелёный цвет -грустно.

Дети читают слова сначала самостоятельно, а затем вслух -индивидуально и

группами. Аплодисменты.

Учитель. Ребята, а вы заметили, какая гостья из прошлого урока захотела сегодня

 с нами посетить театр. Какая буква встречается в каждом слове на ваших билетиках?
Дети. Буква Ш.

V. Первичное рассказывание текста, предвосхищение событий

Дидактическая задача: обратить внимание ребёнка, проследить за реакцией детей, 

уточнить значение непонятных слов.

Учитель. В вашем учебнике под картинкой находится текст. Прочитайте, как он

называется. Рассмотрите картинку и попробуйте предугадать, о чем или о ком будет этот

текст.

Дети читают название: «Лиса и Сорока». Высказывают предположения.
Учитель. Давайте проверим, кто из вас был 
прав.

Первичное рассказывание текста сказки учителем.
Комментарии автора урока: Учитель рассказывает сказку, периодически

 подсматривая в текст - создаётся ситуация семейного чтения.
Учитель. Что скажете?
Д ети.. Сказка понравилась. Весёлая сказка. Лиса вновь перехитрила сороку.
Учитель. Молодцы! Во многих своих предположениях вы были 
правы.
VI. Анализ произведения
Дидактическая задача: выявить эмоциональный отклик на прочитанное

 произведение, показать структуру произведения (вступление, реплики).
Учитель. Как вы думаете, кем в этой сказке являются лиса и сорока?
Дети. Героями.
Слайд 8
На слайде даны изображения лисы и сороки.

Учитель. Прочитайте первое предложение текста. Как вы думаете, как называется

 эта  часть текста?
Дети. Вступление.
Учитель. Найдите второе предложение. Чьи это слова?
Дети. Это слова Лисы.
Учитель. Как вы догадались?
Дети. Она обращается к сороке.

Учитель. Какие ещё слова принадлежат лисе? Прочитайте. Каждое из предложений,

 сказанных героем, называется репликой. Найдите среди слов в рамке это слово.

Прочитайте его и еще раз объясните его значение

соседу. Посчитайте, сколько реплик у лисицы.
Дети. У Лисы три реплики.
Учитель. Как вы думаете, что получится, если все эти реплики собрать вместе?
Дети. Получится роль Лисы.

Дети читают реплики Лисы.

Учитель. Какая ещё есть героиня в этом произведении? Прочитайте её реплики.

Дети читают реплики Сороки.

Учитель. Сорока и лисица в нашей сказке разговаривают. Может быть, кто-то

 из вас знает, как называется речь нескольких героев?

По щелчку открывается слово «диалог». Дети. Диалог.
VII. Чтение по ролям
Дидактическая задача: продолжить формирование умения читать по ролям, учить 

выразительному чтению, умению выделять реплики героев.

Учитель. Мы сейчас с вами разыграем этот текст по ролям. Сколько нам

потребуется участников?
Дети. Три участника: Автор, Лиса и Сорока.
Учитель. Что будет читать Автор?
Дети. Вступление и заключение сказки.
Дети надевают маски и читают сказку по ролям. Аплодисменты.

VIII. Физкультминутка. Игра «Море волнуется», задание: «Фигура героев сказки,

 на месте замри!»

Дидактическая задача: раскрыть характер героев, установить последовательность 

событий, обеспечить понимание характера героев.
Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, какая по характеру лиса и какая сорока?
Дети. Лиса - хитрая, а сорока - болтливая и доверчивая.
Повторное чтение текста по ролям с обязательной передачей характера своего

 героя. Аплодисменты.

IX. Творческая 
работа
Дидактическая задача: научить передавать повествование в творческой форме,

 отработать выразительность и закрепить понятие «диалог».

Учитель. А теперь давайте пофантазируем. Как вы думаете, что произошло с

 сорокой и лисой после того, как они разошлись?

Дети придумывают продолжение сказки.

Один из возможных вариантов продолжения

Лиса побежала в деревню. Там она утащила курицу у деда и потом в лесу вновь

встретилась с сорокой. Лиса хвасталась перед ней, и сорока понесла по лесу

новость о хитрости и ловкости лисы.
X. Восстановление деформированного текста

Дидактическая задача: научить работать с деформированным текстом, развивать 

творческую самостоятельность.
Учитель. У каждого из вас на столе лежат конвертики с заданиями. В них ещё один

 вариант продолжение вашей сказки. Но, к сожалению, все предложения в нём

 перепутались. Прочитайте предложения, пронумеруйте их в том порядке, чтобы

получилось продолжение сказки, а затем подготовьтесь к прочтению этого отрывка

 в лицах.
Слайд 9
У детей должен получиться следующий текст: «На опушке леса рыжая встретила 

волка.

Здорово, кума? Куда ты так торопишься?

- Курочки захотелось, куманёк!

- Возьми меня с собой. Я тоже давно не ел».

Звучит спокойная музыка. Дети выполняют задание в группах.

Слайд 10

Проверка задания.

Учитель. Ребята! Какой новый герой появился в нашей сказке? 
Дети. Волк.

Учитель. Давайте попробуем проиграть продолжение сказки, как настоящие актёры.

Дети инсценируют в масках этот фрагмент. Аплодисменты.

Учитель. Ваши варианты продолжения сказки обязательно передам авторам

учебника. Ой, ребята, посмотрите! Петрушка-то наш ушёл, а вместо себя оставил

нам письмо. Кто попробует его прочитать?

Ученик. «Дорогие, ребята! Мне нужно было срочно спешить на репетицию в

 свой театр. Вы мне очень понравились. Я буду с нетерпением ждать вас на 

спектаклях в кукольном театре. Мне очень хотелось бы узнать: запомнили вы,что

 такое  монолог, диалог, реплика, вступление?»

Дети отвечают на вопросы Петрушки.
XI. Рефлексия
Учитель. Ребята, если наш урок-театр помог вам научиться читать лучше,

 положите жетоны в коробочку с радостной маской. Если же вам еще нуж

но  потренироваться, положите жетон в коробочку с другой маской.

Урок окончен. Спасибо всем за сотрудничество.

Под музыку дети кладут жетончики в коробочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение чтению Русская народная сказка "Лиса и Волк"

Русская народная сказка "Лиса и волк"...

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»...

Занятие по русскому языку как неродному Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока по русскому языку как неродному Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

Узнай сказку. Русская народная сказка. Лисичка-сестричка и волк.

Открытый урок по литературному чтению для 2 класса. Тема: Узнай сказку. Русская народная сказка "Лисичка сестричка и волк"...

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...