Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой район. Приморский район"
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Курс «Знай и люби свой район» посвящен изучению основания Санкт-Петербурга и Приморского района: появлению Комендантского аэродрома, истории возникновения названий улиц. Достопримечательности района, роль Комедантского района в ВОВ.
В конце третьего года изучения курса учащиеся должны знать:
- где и когда возник Санкт-Петербург и Приморский район;
- называть основные достопримечательности нашего района, - знать символы Санкт-Петербурга;
- как получили названия улицы района.
Должны уметь:
- найти на иллюстрации нужный объект;
- уметь показать на карте изучаемый объект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3kl_znay_i_lyubi_svoy_rayon._-_kopiya.docx | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №57
г. Санкт-Петербурга
Рабочая программа
внеурочной деятельности
"Знай и люби свой район. Приморский район"
3-Б класс
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Мельник Н.Н.
учитель начальных классов
2017 год
Рабочая программа внеурочной деятельности.
"Знай и люби свой район. Приморский район."
3 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории Приморского района Санкт-Петербурга для 3 класса разработана на основе авторской программы по краеведению для учащихся начальной школы Л.К. Ермолаевой и программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Рабочая программа рассчитана на 68 часа в год, или 2 часа в неделю.
Цель программы:
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Приморского района Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
- знакомство с историей создания "района северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе для 3 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга и его районов, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о возникновении Приморского района.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Структура программы. Предполагаемый результат.
Курс «Знай и люби свой район» посвящен изучению основания Санкт-Петербурга и Приморского района: появлению Комендантского аэродрома, истории возникновения названий улиц. Достопримечательности района, роль Комедантского района в ВОВ.
В конце третьего года изучения курса учащиеся должны знать:
- где и когда возник Санкт-Петербург и Приморский район;
- называть основные достопримечательности нашего района, - знать символы Санкт-Петербурга;
- как получили названия улицы района.
Должны уметь:
- найти на иллюстрации нужный объект;
- уметь показать на карте изучаемый объект.
Формы проведения занятий
Реализации задач курса «Знай и люби свой район» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
Основной формой организации по курсу «Знай и люби свой район» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- практические занятия
- беседы
- экскурсии
- конкурсы
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
- игра
- путешествие
- проектная деятельность
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Формы учета результатов обучения
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой район?».
Средства обучения
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные.);
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Знай и люби свой район» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного занятия в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала занятия к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к деятельности;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся получат возможность для формирования
эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу в сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
- научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников интернета под руководством учителя;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности;
- Приобщение к культурному наследию города;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам);
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати под руководством взрослых;
- Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
- Литература для учителя:
- 1. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
- 2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
- 3. Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
- 4. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.
- 5. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
- 6. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
Календарно – тематическое планирование.
Внеурочной деятельности. "Знай и люби свой район. Приморский район."
(теоретическая часть)
3 класс (2 ч в нед. 68 ч в год)
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Форма проведения | Планируемые результаты обучения | Дата по плану и по факту | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||
1-2 | 2 | Наш город - Санкт Петербург | Виртуальное путешествие | Обучающиеся получат возможность для формирования эмоционально-ценностного восприятия ребенком города и района как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми Обучающиеся получат возможность: -научиться анализи-ровать и синтезировать необходимую информа-цию; -повысить творческую активность и самостоятельность; -самостоятельно аде-кватно оценивать пра-вильность выполнения действия и вносить не-обходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Обучающиеся получат возможность: -осуществлять расши-ренный поиск информа-ции с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -записывать, фиксиро-вать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; -строить логические рассуждения, включаю-щие установление причинно-следственных связей. Обучающиеся получат возможность:
| Регулятивные Обучающиеся научатся: - планировать свои действия в соответст-вии с поставленной целью и условиями ее реализации; - выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме; -проявлять инициа-тиву в сотрудничестве; -использовать внеш-нюю и внутреннюю речь для целеполага-ния, пла-нирования и регуляции своей деятельности; Познавательные Обучающиеся научатся: -осуществлять поиск необходимой инфор-мации для выполнения учебных заданий с ис-пользованием учебной литературы, энцикло-педий, справочников интернета под руково-дством учителя; -строить рассужде-ния в форме простых суждений об объекте, его строении, свойст-вах и связях; -осуществлять под-ведение под понятие на основе распознава-ния объектов, выделе-ния существенных признаков и их син-теза; -устанавливать аналогии. Коммуникативные Обучающиеся научатся: -адекватно исполь-зовать коммуника-тивные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных за-дач; допускать воз-можность существова-ния у людей разли-чных точек зрения, в том числе не сов-падающих с его соб-ственной, и ориенти-роваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации разли-чных позиций в сот-рудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совмест-ной деятельности, в том числе в ситуа-ции столкновения интересов; -строить понятные для партнёра выска-зывания, учитываю-щие, что партнёр знает и видит, а что нет; -использовать речь для регуляции сво-его действия. | Предметные В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
Учащиеся научатся:
| |
3-4 | 2 | Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. | Виртуальное путешествие | ||||
5 | 1 | Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | Интерактивное путешествие | ||||
6-7 | 2 | Мой район. Мой дом. Мой двор, моя улица. | Виртуальное путешествие | ||||
8-9 | 2 | Комендантский аэродром. История возникновения. | Виртуальное путешествие | ||||
10 | 1 | Комендантский аэродром. История возникновения. | Круглый стол творческая работа в группах | ||||
11-12 | 2 | Улицы Комендантского аэродрома | Викторина | ||||
13-14 | 2 | Аэродромная улица | Виртуальное путешествие | ||||
15-16 | 2 | Богатырский проспект | Игра-наблюдение | ||||
17-18 | 2 | Проспект Испытателей | Виртуальное путешествие | ||||
19-20 | 2 | Аллея Поликарпова | Интерактивное путешествие | ||||
21-22 | 2 | Проспект Королева | Игра-наблюдение | ||||
23-24 | 2 | Аллея Котельникова | Виртуальное путешествие | ||||
25-26 | 2 | Парашютная улица | Круглый стол. Творческая работа в группах | ||||
27-28 | 2 | Площадь Льва Мациевича | Презентация | ||||
29-30 | 2 | Улица Генерала Хрулева | Круглый стол | ||||
31-32 | 2 | Викторина «Как я знаю историю Комендантского района» | Мини-проекты | ||||
33-36 | 4 | Роль Комендантского аэродрома в ВОВ. | Путешествие в прошлое. | ||||
37-38 | 2 | Деревня Коломяги. Коломяжский проспект. | Виртуальное путешествие | ||||
39 | 1 | Благовещенская церковь | Путешествие в прошлое. | ||||
40-41 | 2 | Место дуэли Пушкина | Путешествие в прошлое. | ||||
42-43 | 2 | Новая Деревня, Старая Деревня. | Путешествие в прошлое. | ||||
44-46 | 3 | Лахта | Путешествие в прошлое | ||||
47-50 | 4 | Лисий Нос | Виртуальное путешествие | ||||
51-54 | 4 | Достопримечательности Приморского района. | Интерактивное путешествие | ||||
55-56 | 2 | Черная речка. | Виртуальное путешествие | ||||
57-60 | 4 | Проспект Саушкина | Интерактивное путешествие. Творческая работа в группах | ||||
61-62 | 2 | Ланское шоссе. | Виртуальное путешествие | ||||
63 | 1 | Улицы микрорайона. | Экскурсия. | ||||
64-66 | 2 | Творческие работы по курсу. | Круглый стол | ||||
67-68 | 2 | Обобщение по курсу. День рождения города. | КВН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
Содержание данной программы направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я", 1-4 кл.
Программа расчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои успехи" 2 класс УМК ПНШ
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои успехи" 2 класс УМК ПНШ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"
Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами.Курс «Учимся любит...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Возраст учащихся – 6-7 лет
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку изучить чувства, осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приоб...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город" 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы любим рисовать"
Программа " Мы лююбим рисовать" предназначена для ддетей в возрасте от 7 до 10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение до...