Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я", 1-4 кл.
рабочая программа на тему
Программа расчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_svoemu_ya._1ch._v_ned.doc | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Серпухов»
Согласовано на методическом объединении протокол № 1 от 29.08.2016г. | Согласовано заместитель директора по УВР _______________Русова Н.А. | Утверждаю директор лицея «Серпухов»
_______________ Горшков В.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по социальному направлению
«Тропинка к своему Я»
для 1-4 классов
Базовый уровень
Составили : Полунина Н.В.,
Кувшинникова Е.А.
2016-2020 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Тропинка к своему Я» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 N 373»;
-Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;
-Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках социального и духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Актуальность программы
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Формирование психологического здоровья.
3. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
4. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
5. Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
6. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
7. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
8. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
- Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
- Формировать терпимость к мнению собеседника.
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Формы организации занятий: проект, , занятие-диспут, интегрированное занятие, занятие-праздник, тесты, рисунок, урок-беседа, экскурсия, просмотр видеофильма, игра
2. Общая характеристика курса «Тропинка к своему Я»
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Принципы реализации программы курса
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
- Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
3. Описание места курса «Тропинка к своему Я» в учебном плане
В соответствии с учебным планом лицея предмет внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 138 часов (33 недели в 1 классе и 35 недель во 2-4 классах по 1 часу в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Тропинка к своему Я»
Одним из результатов освоение курса «Тропинка к своему Я» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
- Ценность добра – осознание себя как части мира.
- Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
- Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
1 класс
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- учиться наблюдать
- моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
- учиться работать в паре и в группе
- выполнять различные роли
- слушать и понимать речь других ребят
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:
- учиться рефлексировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников
- учиться прогнозировать последствия своих поступков
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
- делать выводы в результате совместной работы в группе
- учиться графически оформлять изучаемый материал
- моделировать различные ситуации
- усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении
- учиться договариваться и приходить к общему решению
- учиться понимать эмоции и поступки других людей
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
3 - 4 класс
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- извлекать необходимую информацию из текста
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.
Планируемые результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
6. Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Тропинка к своему Я»
Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы, формы проведения и виды деятельности учащихся.
Первый класс
Раздел 1. Мои чувства (14 часов)
Форма работы: урок-беседа, рисунок, занятие-диспут, игра, интегрированное занятие, просмотр видеофильма
Характеристика видов деятельности:
Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р)Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П)Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (К)
- Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
- Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
- Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
- Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
- Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
- Как справиться с гневом?
- Может ли гнев принести пользу?
- Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6часов)
Форма работы:тесты
Характеристика видов деятельности:
Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р)
Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П)
Учиться работать в парах (К)
- Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет?
- Как мы видим друг друга?
- Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.
- В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.
- Кто такой сердечный человек.
- Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Раздел 3. Какой Я – какой Ты (8 часов)
Форма работы: урок-беседа, проект
Характеристика видов деятельности:
Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения (К)
- Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.
- Как научиться находить положительные качества у себя?
- Как правильно оценить себя?
- Как распознать положительные качества у других людей?
- Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими.
- Какие качества нужны для дружбы?
Раздел 4. Трудности первоклассника (5часов)
Форма работы: экскурсия, рисунок, занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р)
Учиться рассуждать,строить логические умозаключения(П)
Уметь договариваться и приходить к общему решению(К)
- Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
- Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников. Главное- помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.
Второй класс.
Раздел 1. Я – фантазёр (10часов)
Форма работы: рисунок, урок-беседа
Характеристика видов деятельности: Строить речевое высказывание в устной форме(Р)
Осознавать ценность умения фантазировать(П)
Учиться выполнять разные роли(К)
- Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?
- Школа моей мечты - какая она?
- Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?
- Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром?
- Мои сны: что в них правда, а что –фантазии?
- Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.
- Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)
Форма работы: занятие-диспут, просмотр видеофильма
Характеристика видов деятельности:
Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р)
Осознавать ценность умения фантазировать(П)
Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К)
- Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?
- Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?
- Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!
- Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)
Форма работы: интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности: Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р)
Учиться графически оформлять изучаемый материал(П)
Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К)
- Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.
- Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?
- Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».
- Почему родители наказывают детей?
- Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Раздел 4. Я и мои друзья (10 часов)
Форма работы: игра, занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р)
Осознавать качества настоящего друга(П)
Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К)
- Каким должен быть настоящий друг.
- Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
- Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
- Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?
- Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?
- Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Третий класс
Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)
Форма работы: урок-беседа,тест
Характеристика видов деятельности:
Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением(Р)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей(П)
Контролировать свою речь и поступки(К)
- Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?
- Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
- Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
- Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 8 часов)
Форма работы: интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности:
Извлекать необходимую информацию из текста(Р)
Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять (П)
Учиться толерантному отношению к другому мнению (К)
- Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?
- Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?
- Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?
- Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
Раздел 3. Культура общения (7 часов)
Форма работы: игра, занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Правильно строить речевое высказывание в устной форме(Р)
Обогатить своё представление о культуре общения людей(П)
Соблюдать правила этикета(К)
- Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.
- Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.
- Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.
- Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.
- Как правильно познакомиться?
- Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (12часов)
Форма работы: рисунок, просмотр видеофильма
Характеристика видов деятельности:
Определять и формулировать цель в совместной работе (Р)
Расширить своё представление о понятии «сотрудничество(П)
Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению (К)
- Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:
- из умения понять другого;
- из умения договориться;
- из умения уступить, если это нужно для дела;
- из умения правильно распределить роли в ходе работы.
- Что значит понимать другого и как можно этому научиться?
- Как научиться договариваться с людьми?
- Что такое коллективная работа?
Четвёртый класс
Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11часов)
Форма работы: урок-беседа, рисунок,тест
Характеристика видов деятельности:
Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р)
Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П)
Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К)
- Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому –четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника?
- Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!
- Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?
- Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие».
- Мой выбор, мой путь.
- Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни.
- Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь.
- Мой внутренний мир.
- Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.
- Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно.
- Что значит верить?
- Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5часов)
Форма работы: занятие-диспут
Характеристика видов деятельности:
Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р)
Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П)
Формулировать своё собственное мнение и позицию (К)
- Моё детство.
- Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю?
- Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть.
- Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас.
- Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?
Раздел 3. Моё будущее (5часов)
Форма работы: рисунок, интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности:
Планировать цели и пути самоизменения (Р)
Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости(П)
При работе в группе учитывать мнение товарищей(К)
- Как заглянуть во взрослый мир?
- Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.
- Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)
Форма работы: урок-беседа, проект
Характеристика видов деятельности:
Соотносить результат с целью и оценивать его(Р)
Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта(П)
Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки(К)
- Поведение человека зависит от его качеств.
- Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.
- Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?
- Что такое идеальное Я?
- У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему хотелось стать.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (11часов)
Форма работы: урок-беседа, проект, интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности:
Осознавать, что свобода не может быть безграничной(Р)
Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию(П)
Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей(К)
- Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?
- Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».
- Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»?
- В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе».
- Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?
7. Тематическое планирование «Тропинка к своему Я»
1 класс
Раздел 1. Мои чувства (14 ч)
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Примечания | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. | Знакомство. Введение в мир психологии урок-беседа | Познакомиться с новым предметом, учителем и одно классниками. Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. Осваивать правила общения со сверстниками . | Беседа «Введение в мир психологии»Упр. « Знакомство», «Имя оживает», «Рисунок имени», «Зоопарк», «Зайчик испугался- зайчик рассмеялся», «Собираем добрые слова», «Передай сообщение», «Пойми меня», «Страшное и смешное», «Придумай весёлый конец». Работа со сказкой. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (К) |
2. | Радость. Что такое мимика рисунок | |||
3. | Радость. Как её доставить другому человеку. | |||
4. | Жесты. | |||
5. | Радость можно передать прикосновением занятие-диспут | |||
6. | Радость можно подарить взглядом игра | |||
7. | Страх. | |||
8 | Страх. Его относительность | |||
9. | Как справиться со страхом. | |||
10 | Гнев. С какими чувствами он дружит? интегрированное занятие | |||
11 | Как справиться с гневом? | |||
12. | Может ли гнев принести пользу? | |||
13-14. | Разные чувства. просмотр видеофильма |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6 ч)
15 | Качества людей | Познакомиться с понятием «качества людей» Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя. Работать с пословицами о лучших человеческих качествах. | Упр. «Отношения», «Придумай и отгадай», «Снежная королева», «Ладошка», «Мы похожи -мы отличаемся». Работа со сказкой. | Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р) Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П) Учиться работать в парах (К) |
16 | Люди отличаются друг от друга своими качествами тесты | |||
17 | В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества | |||
18-20 | Как мы видим друг друга |
Раздел 3. Какой Я – какой Ты? (8 ч)
21 | Какой Я? | Описывать своё настроение. Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми. | Разминка «Противоположные чувства» Упр. «Психологическая разгадка», « Цыганка», «Заяц-Хваста». Работа со сказкой. | Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения (К) |
22 | Мой автопортрет проект | |||
23 | Моё настроение | |||
24 | Какой ты? | |||
25—28 | Я и другие урок-беседа |
Раздел 4. Трудности первоклассника (5 ч)
29 | Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. экскурсия | Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Моделировать ситуацию. | Разминка «Разнообразие характеров». Упр. «Копилка трудностей», «Театр». Рисование «Трудные ситуации первоклассника». Работа со сказкой. Конкурс достижений. | Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р) Учиться рассуждать,строить логические умозаключения(П) Уметь договариваться и приходить к общему решению(К) |
30 | Школьные трудности рисунок | |||
31 | Домашние трудности | |||
32 | На улице(поведение и общение) | |||
33 | Итоговое занятие занятие-диспут |
Второй класс
Раздел 1. Я – фантазёр (10 ч)
1. | Я - второклассник | Угадывать партнёра по описанию его качеств. Угадывать и описывать ситуацию по её пластическому представлению. Придумывать невероятные истории по заданию учителя и обсуждать их в группе. | Разминка «Мы снова вместе». Упр. « Небы лицы», «Кто это?». Рисование «Мой сон». Работа со сказкой. | Строить речевое высказывание в устной форме(Р) Осознавать ценность умения фантазировать(П) Учиться выполнять разные роли(К) |
2 | Кого можно назвать фантазёром? урок-беседа | |||
3 | Я умею фантазировать | |||
4 | Мои сны рисунок | |||
5 | Я умею сочинять | |||
6 | Мои мечты | |||
7-10 | Фантазии и ложь |
Раздел 2. Я и моя школа (9 ч)
11 | Я и моя школа | Участвовать в учебной игре о правилах поведения в школе. Моделировать ситуацию по заданию учителя и обсуждать её. | Разминка «слова и действия». Упр. «Мешок хороших качеств», «Школьные ситуации». Работа со сказкой «О ленивой звёздочке» | Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р) Осознавать ценность умения фантазировать(П) Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К) |
12 | Я и мой учитель | |||
13 | Я и мои одноклассники | |||
14-16 | Что такое лень? просмотр видеофильма | |||
17-19 | Как справиться с «Немогучками»? занятие-диспут |
Раздел 3. Я и мои родители (6 ч).
20 | Я и мои родители | Познакомиться с историей своей семьи. Участвовать в групповой работе по составлению родословной. Обсуждать и анализировать полученный результат. Участвовать в беседе «Почему родители нака- зыват детей?» | Конкурс рисунков «Моя семья», «История моей семьи». Составление родословной Этюд «Дружная семья» Подвижные игры: «Бабушка Маланья», «Ловишки» | Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р) Учиться графически оформлять изучаемый материал(П) Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К) |
21 | «Урок мудрости» (уважение к старшим» | |||
22-23 | Я умею просить прощения интегрированное занятие | |||
24-25 | Почему родители наказывают детей? |
Раздел 4. Я и мои друзья (10).
26 | Настоящий друг | Выполнять различные роли в играх. Передавать черты характера через выразительные движения и позы. Участвовать в беседе о дружбе. Анализировать полученный результат. | Разминка «Добрые дела и отношения». Беседа» Нужно ли уметь дружить?». Работа со сказкой. | Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р) Осознавать качества настоящего друга(П) Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К) |
27 | Умею ли я дружить? | |||
28 | Трудности в отношениях с друзьями игра | |||
29 | Я и мои «колючки» | |||
30 | Ссора и драка | |||
31-32 | Что такое одиночество? занятие-диспут | |||
33-35 | Итоговое занятие |
Третий класс
Раздел 1. Умение владеть собой (8 ч)
1 | Я – третьеклассник | Передавать внутренние черты характера через выразительные движения, позы. Моделировать положительные черты характера. | Разминка «Запретный номер». Этюды «Эгоист», «Злюка». Игры на расслабление «Кулачки», «Штанга», «Пружинки». | Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением(Р) Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей(П) Контролировать свою речь и поступки(К) |
2 | Я – это мои цели. | |||
3 | Хозяин своего Я урок-беседа | |||
4-5 | Не хочу быть плохим | |||
6-8 | Умей расслабиться тесты |
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (8 ч)
9 | Мой любимый герой (примеры для подражания) | Работать с литературными текстами. Объяснять и обосновывать сделанный выбор. Моделировать и оценивать своё поведение в различных ситуациях | Разминка « Чувства и ассоциации». Упр. « Агрессивные чувства», «Изобрази ситуацию». Работа с текстами литературных произведений. | Извлекать необходимую информацию из текста(Р) Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять (П) Учиться толерантному отношению к другому мнению (К) |
10-11 | Добро и зло (совесть) | |||
12-14 | Что такое хорошо и что такое плохо(хорошие и дурные привычки) | |||
15-16 | Конфликт. Моё поведение в трудных ситуациях интегрированное занятие |
Раздел 3. Культура общения (7 ч)
17 | Волшебные слова | Познакомиться с понятием «этикет» Познакомиться с правилами поведения в обществе. Участвовать в игре-драматизации. Обсуждать особенности поведения в различных ситуациях. | Игра-драматизация «Кот, петух и лиса», «Теремок». Беседы «Ваши добрые поступки»,«Мнения». Упр. на развитие речи и доброго отношения друг к другу: «День рождения», «Уроки сказки». | Правильно строить речевое высказывание в устной форме(Р) Обогатить своё представление о культуре общения людей(П) Соблюдать правила этикета(К) |
18 | Учимся вежливо говорить игра | |||
19 | Я вам пишу | |||
20 | Мой день рождения | |||
21 | Мы смеёмся занятие-диспут | |||
22-23 | Мальчик и девочка |
Раздел 4. Что такое сотрудничество (12 ч)
24 | Что такое сотрудничество? | Участвовать в групповой работе. Обсуждать полученный результат. Сравнивать полученный результат с предполагаемым, делать выводы. Передавать разные чувства с помощью мимики. | Разминка «Умей сказать приятные слова». Упр. «Передай чувство», «Извини меня». Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?», «Я умею договариваться». Работа со сказкой «Чтобы тебя любили». | Определять и формулировать цель в совместной работе (Р) Расширить своё представление о понятии «сотрудничество (П) Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению (К) |
25 | Я умею понимать другого | |||
26 | Я умею договариваться с людьми рисунок | |||
27-28 | Мы умеем действовать сообща | |||
29-31 | Что такое коллективная работа? | |||
32-35 | Итоговое занятие просмотр видеофильма |
Четвёртый класс
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои возможности (11 ч)
1 | Моё лето | Познакомиться с понятием «способности». Исследовать свои способности и возможности в различных видах деятельности. Участвовать в составлении и обсуждении устных рассказов о лете и конкурсе рисунков с последующим обсуждением. Исполнять различные роли. Моделировать и анализировать ситуации. | Разминка «Летние впечатления». Упр. «Я-четвероклассник», «Роли», «Конкурс портретов». Беседа «Что такое способности». Этюды «Отгадай, кто я?», «Отражение в озере». Рисование «Мой автопортрет». Работа со сказкой. | Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р) Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П) Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К) |
2 | Кто я? | |||
3 | Какой я? Большой или маленький? | |||
4 | Мои способности тесты | |||
5 | Мой выбор, мой путь | |||
6 | Мой внутренний мир | |||
7 | Кто в ответе за мой внутренний мир? урок-беседа | |||
8 | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | |||
9 | Кого я могу впустить в свой внутренний мир? рисунок | |||
10-11 | Что значит верить? |
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5)
12 | Моё детство | Выполнять различные роли. Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию. Участвовать в беседе. Моделировать различные жизненные ситуации. | Разминка «Вспомним детство». Упр. «Маленькое имя», «Любимый сказочный герой», «Неопределённые картинки» Рисование «Любимая фотография» Беседа «Раньше и сейчас». Работа со сказкой | Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р) Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П) Формулировать своё собственное мнение и позицию (К) |
13-14 | Нужно ли человеку изменяться? занятие-диспут | |||
15-16 | Я расту, я изменяюсь |
Раздел 3. Моё будущее (5 ч)
17 | Моё будущее Рисунок | Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего. Обсуждать правила ЗОЖ. Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья | Разминка «Заглянуть во взрослый мир». Упр. «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас». Рисование: «Я в настоящем и в будущем». Беседа о взаимосвязи физического и психологического здоровья | Планировать цели и пути самоизменения (Р) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости(П) При работе в группе учитывать мнение товарищей(К) |
18-19 | Кем бы я хотел стать? | |||
20-21 | Хочу вырасти здоровым человеком. интегрированное занятие |
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно? (3 ч)
22 | Кто такой интеллигентный человек? урок-беседа | Познакомиться с понятиями «интеллигентный человек», «идеал» Участвовать в беседе. Моделировать ситуации, где необходимы согласие, взаимопомощь, личная ответственность. | Разминка «Качества человека и поведение» Упр.»Улыбнись как…», «Антонимы». Этюд «В ресторане». Беседа «Кто может стать интеллигентным человеком?». Работа со сказкой | Соотносить результат с целью и оценивать его(Р) Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта(П) Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки(К) |
23 | Хочу вырасти интеллигентным человеком. | |||
24 | Что такое идеальное «Я»? проект |
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно? (11 ч)
25 | Кто такой свободный человек? | Произносить заданную фразу с разными интонациями Составлять устные сочинения на заданную тему. Участвовать в беседе о правах и обязанностях человека. Обсуждать описанные в тексте ситуации и строить предположения о том, как могут поступать герои. | Разминка «Наладить контакт». Упр. «Должен и имею право», «Синонимы». Беседа «Кто такой свободный человек». «Пять главных прав» Этюд «Ссора друзей». Работа со сказкой. Игра-драматизация «Я так хочу». | Осознавать, что свобода не может быть безграничной(Р) Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию(П) Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей(К) |
26 | Права и обязанности школьника урок-беседа | |||
27 | Что такое «право на уважение»? | |||
28 | Права и обязанности интегрированное занятие | |||
29-30 | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам | |||
31-32 | Как разрешить конфликты мирным путём? | |||
33-35 | Итоговое занятие просмотр видеофильма |
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:
1. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.
2. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.
- Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова «Приключения будущих первоклассников», Спб, «Речь», 2007 г.
- В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» Спб, «Лань», 2001 г.
- CD , проигрыватель
Календарно-тематическое планирование курса «Тропинка к своему Я»
1 класс
Раздел 1. Мои чувства (14 ч)
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Примечания | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата | Корректировка |
1. | Знакомство. Введение в мир психологии урок-беседа | Познакомиться с новым предметом, учителем и одно классниками. Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. Осваивать правила общения со сверстниками . | Беседа «Введение в мир психологии»Упр. « Знакомство», «Имя оживает», «Рисунок имени», «Зоопарк», «Зайчик испугался- зайчик рассмеялся», «Собираем добрые слова», «Передай сообщение», «Пойми меня», «Страшное и смешное», «Придумай весёлый конец». Работа со сказкой. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (К) | ||
2. | Радость. Что такое мимика рисунок | |||||
3. | Радость. Как её доставить другому человеку. | |||||
4. | Жесты. | |||||
5. | Радость можно передать прикосновением занятие-диспут | |||||
6. | Радость можно подарить взглядом игра | |||||
7. | Страх. | |||||
8 | Страх. Его относительность | |||||
9. | Как справиться со страхом. | |||||
10 | Гнев. С какими чувствами он дружит? интегрированное занятие | |||||
11 | Как справиться с гневом? | |||||
12. | Может ли гнев принести пользу? | |||||
13-14. | Разные чувства. просмотр видеофильма |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6 ч)
15 | Качества людей | Познакомиться с понятием «качества людей» Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя. Работать с пословицами о лучших человеческих качествах. | Упр. «Отношения», «Придумай и отгадай», «Снежная королева», «Ладошка», «Мы похожи -мы отличаемся». Работа со сказкой. | Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р) Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П) | ||
16 | Люди отличаются друг от друга своими качествами тесты | |||||
17 | В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества | |||||
18-20 | Как мы видим друг друга | Учиться работать в парах (К) |
Раздел 3. Какой Я – какой Ты? (8 ч)
21 | Какой Я? | Описывать своё настроение. Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми. | Разминка «Противоположные чувства» Упр. «Психологическая разгадка», « Цыганка», «Заяц-Хваста». Работа со сказкой. | Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у другихл юдей(П) Учиться договариваться и уважать разные мнения (К) | ||
22 | Мой автопортрет проект | |||||
23 | Моё настроение | |||||
24 | Какой ты? | |||||
25—28 | Я и другие урок-беседа |
Раздел 4. Трудности первоклассника (5 ч)
29 | Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. экскурсия | Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Моделировать ситуацию. | Разминка «Разнообразие характеров». Упр. «Копилка трудностей», «Театр». Рисование «Трудные ситуации первоклассника». Работа со сказкой. Конкурс достижений. | Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р) Учиться рассуждать,строить логические умозаключения(П) Уметь договариваться и приходить к общему решению(К) | ||
30 | Школьные трудности рисунок | |||||
31 | Домашние трудности | |||||
32 | На улице (поведение и общение) | |||||
33 | Итоговое занятие занятие-диспут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
Содержание данной программы направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Тропинки своего Я» 3 класс
Рабочая программа по курсу «Умелые руки» составлена на основе следующих документов:· Федеральный закон «Об о...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...
Внеурочная деятельность: рабочая программа "Знай и люби свой район"
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснована и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
Данная программа внеурочной деятельности по курсу «Чудеса своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...