Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами.Курс «Учимся любить книгу» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцируемого обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика- читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kl_-uchimsya_lyubit_knigu.docx | 46.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Ленинского района города Саратова
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
на заседании МО учителей начальных классов | зам.директора по ВР | Директор МОУ «СОШ № 76» |
________(____________) протокол № | _________Е.В. Гнатенко | ___________ И.А. Вехова приказ № __________________ |
от « » августа 20 г. | От « » сентября 20 г. | от "_____" сентября 20 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «коннн……»
по направлению:
Белокудрина О.Н., учителя первой категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №
от « » сентября 20 г.
2018 / 2019 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
____________Ленинского района города Саратова__________
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
на заседании методического совета | зам.директора по ВР | Директор МОУ «СОШ № 76» |
__________(Ванюхина С.А.) протокол № 1 | ___________( Матевосян В.В. ) | ___________ (И.А.Вехова) приказ № ___ |
"26" августа 2015 г. | "27" августа 2015 г. | от "27"августа 2015 г. |
Рабочая программа кружка
«Учимся любить книгу»
для учащихся 2 классов
Направление – общеинтеллектуальное
Срок реализации программы – 4 года
второй год изучения
(начало реализации – 2017 г.)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «27» августа 2015 г.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Авторской программы Л.А.Ефросининой (М.:Вентана-Граф, 2011 г.)
- Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения).
- Базисным учебным планом общеобразовательного учреждении МОУ «СОШ № 76».
Общая характеристика курса.
Курс «Учимся любить книгу» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцируемого обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика- читателя.
Занятия курса помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели курса:
-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
-расширение литературно- образовательного пространства учащихся начальных классов;
-формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных умений.
Преемственность курса с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации курса могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание курса создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях курса предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание программы курса «Учимся любить книгу» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий курса поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию
Место курса в учебном плане:
Авторская программа курса рассчитана на 1 занятие в неделю. В 1 классе планируется 33 , а во 2-4 классах по 35 занятий.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
-осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
-уметь работать с книгой, пользоваться алгоритмом учебных действий;
-уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-уметь работать в парах группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою эстетическую позицию;
-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при надлежности в открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Планируемые результаты изучения по программе кружка «Учимся любить книгу»
В результате освоения программы кружка «Учимся любить книгу»
Ученик научится:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
—уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
— будет знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Ученик получит возможность научиться:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание курса внеурочной деятельности с формой организации и видами деятельности
№ | Название раздела. | Содержание темы | Форма организации занятия | Виды деятельности |
1 | Книга, здравствуй. | Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. | Игровая деятельность. Работа в группах. Чтение-рассматривание. | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, пользуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде. |
2 | Книгочей-любитель чтения. | Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я —библиотекарь». | Викторина. Игровая деятельность. | Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. |
3 | Книги о твоих ровесниках. | Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носовя и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железниковп «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). | Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Принимать участие в литературной игре; работать в парах. |
4 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники. | Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок мудрости» (работа в группах). | Игра-путешествие. Конкурс. Игровая деятельность. Проект (работа в группах). | Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. |
5 | Писатели-сказочники. | Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). | Чтение выбранной книги. Викторина. Творческая работа (проектнаядеятельность) | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. |
6 | Книги о детях. | Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). | Чтение и рассматривание книг. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Принимать участие в литературной игре; работать в парах. |
7 | Старые добрые сказки. | Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок пародов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. | Поисковая работа: народные сказки на страницах детских журналов. | Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. |
8 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работав группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». | Литературная игра. Мини-проекты (работа в группах) | Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе. |
9 | Защитникам Отечества посвящается. | Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Раота с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. | Библиотечныйурок. Чтение, рассматривание книг. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки | Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе. |
10 | По страницам любимых книг. | Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Бибиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Поектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев) Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». | Библиотечный урок. Проектная деятельность. Коллективная творческая работа. | Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Книга, здравствуй | 3 ч |
2 | Книгочей — любитель чтения | 2 ч |
3 | Книги о твоих ровесниках | 6 ч |
4 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники | 4 ч |
5 | Писатели-сказочники | 4 ч |
6 | Книги о детях | 5 ч |
7 | Старые добрые сказки | 4 ч |
8 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь | 2 ч |
9 | Защитникам Отечества посвящается | 3 ч |
10 | По страницам любимых книг | 2 ч |
Итого | 35 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов (Т/П)* | Дата проведения | |||
по плану | по факту | |||||
Книга, здравствуй (3 ч) | ||||||
1 | Роль книги в жизни человека. | 1 | ||||
2 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | ||||
3 | Структура книги (элементы книги). | 1 | ||||
Книгочей — любитель чтения (2 ч) | ||||||
4 | Экскурсия в библиотеку | 1 | ||||
5 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 | ||||
Книги о твоих ровесниках (6 ч) | ||||||
6 | Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 | ||||
7 | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | 1 | ||||
8 | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 | ||||
9 | Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 | ||||
10 | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 | ||||
11 | Герои детских книг. Библиотечный стенд. | 1 | ||||
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) | ||||||
12 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | ||||
13 | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 | ||||
14 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | ||||
15 | Скороговорки и чистоговорки. | 1 | ||||
Писатели-сказочники (4 ч) | ||||||
16 | Книги с литературными (авторскими) сказками. Писатели-сказочники. | 1 | ||||
17 | Герои сказок. Викторина. | 1 | ||||
18 | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 | ||||
19 | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок». | 1 | ||||
Книги о детях (5 ч) | ||||||
20 | Книги о детях. Выставка книг. Герои книг В. Осеевой. | 1 | ||||
21 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 | ||||
22 | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | ||||
23 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | ||||
24 | Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 1 | ||||
Старые добрые сказки (4 ч) | ||||||
25 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | 1 | ||||
26 | Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | ||||
27,28 | Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами. Русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка». | 2 | ||||
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч) | ||||||
29 | Книги о семье. Жанры произведений о семье. | 1 | ||||
30 | Книги о маме, о детях. | 1 | ||||
Защитникам Отечества посвящается (3 ч) | ||||||
31 | Книги о защитниках Отечества. Выставка книг. | 1 | ||||
32 | Книга А. Гайдара«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 | ||||
33 | Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. | 1 | ||||
По страницам любимых книг (2 ч) | ||||||
34 | По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | ||||
35 | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей»или «Дневника читателя». | 1 |
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:
- открытые занятия;
- выставки творческих работ;
- итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
Содержание данной программы направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книг"
Планирование внеурочной деятельности "Мир книг"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книг"
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов дея...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книги".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир книги"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край"
Рабочая программа внеурочной деятельности на основе изучения истории и культуры Хабаровского края....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай родной язык"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай родной язык"...