Конкурсное задание "Презентация педагогического опыта". Пояснительная записка.
материал

Володина Анастасия Мироновна

Пояснительная записка к проекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пояснительная записка28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - компетенция.

Читательская компетенция — это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).[1]

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

. самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция.

По результатам анкетирования среди учащихся 4 «В» класса лишь 7 человек (31%) постоянно читают книги, посещают библиотеку. Именно эти 7 учеников успешно справляются с техникой чтения: 120-165 слов в минуту при норме 110-120 слов. 9 учеников (40%) вовсе не читают художественной литературы, не посещают библиотеку. В их круге чтения комиксы и фанфики. Фанфик – жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства.[2]

Сегодня электронные гаджеты уверенно вытесняют книги из жизни детей. Возможно, что только на уроках чтения дети знакомятся с бессмертными произведениями классиков русской литературы, и чаще всего ученики находят их скучными, неинтересными, подчас не понимая смысла произведения.

Формирование читательской активности, а в последствии компетентности, у детей младших классов является, на мой взгляд, одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.[3]

Актуальность исследования обусловлена противоречиями:

-снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

-уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы - (3 часа) по литературному чтению и необходимостью формирования читательских компетенций;

-информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).

Наиболее ярко существующие противоречия наблюдаются в начальной школе. В современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет "Внеклассное чтение" исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей начальных классов выводить занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения.

   С вышеперечисленными противоречиями я столкнулась, работая в школе. Детям совершенно неинтересна книга не только потому, что жизнь героев произведения далека от современной, и дети подчас не имеют представления о предметах и ситуациях, случающихся с героями классической детской литературы. Проблема гораздо глубже – детям негде взять пример. Как часто мы, образованные взрослые, читаем? Все чаще мы листаем страницы в браузере Интернета, отправляем ссылки, смотрим выдержки их статей, читаем рецензии и отзывы на форумах. Из наших домов стали исчезать огромные шкафы, доверху заполненные книгами, а городские библиотеки и вовсе изживают себя. Дети в свою очередь смотрят на нас: дома не читают, одноклассники не читают, и лишь учитель в школе постоянно говорит о важности и пользе чтения, но к этим словам дети относятся скептически. Причины ясны: обилие различных гаджетов с наличием красочных игр, которые детям гораздо интереснее, чем листать страницы книги. Несоответствие произведений школьной программы интересам школьников, а рассказать о современных новинках на уроке совершенно некогда. Отсутствие интереса к книгам в семье. Ребенку некому привить любовь к литературе. А что в итоге? Дети не умею грамотно выражать свои мысли, не читают и, как следствие, не размышляют.

Цель: создать систему работы, направленную на повышение уровня читательской грамотности среди учащихся начальной школы.

Задачи:
1) изучить методическую литературу, направленную на повышение уровня читательской активности среди учеников начальной школы;
2) выявить уровень читательской активности, определить круг читательских интересов учеников начальной школы;
3) проанализировать современные образовательные технологии, направленные на повышение уровня мотивации к чтению;
4) разработать методические рекомендации для родителей, направленные на повышение уровня читательской активности их детей;
5)описать систему работы.

Участники проекта: Володина А.М., учитель начальных классов, ученики 1 «Г» класса, родители учеников 1 «Г» класса, другие учителя начальной школы, завуч начальной школы, библиотекарь школы №1.

Стратегия и механизмы достижения цели:

1) выборка необходимой методической литературы, анализ образовательных технологий, направленных на повышение уровня читательской активности, компетентности, анализ и обобщение полученной информации;

2) проведение диагностики уровня читательской активности, читательских интересов среди учеников начальной школы. Выявление и анализ полученных результатов, занесение в сводную таблицу;

3) на основе данных мониторинга среди учащихся начальной школы и информации из литературных источников составить методические рекомендации для родителей, включающие в себя перечень правил и советов, помогающих привить ребенку интерес к чтению. Данные рекомендации следует представить и разъяснить родителям на классном собрании. Родителям будет представлена сводная таблица результатов мониторинга учащихся начальной школы и отдельная таблица результатов их детей. Таким образом родители смогут выяснить уровень читательской активности и круг читательских интересов своих детей. Затем учитель предлагает методические рекомендации и более подробно рассказывает о каждом из советов. Также перечень рекомендаций следует раздать всем родителям.

В конце учебного года необходимо провести повторный мониторинг и просмотреть результаты в динамике. По итогам снова провести родительское собрание, сравнить и проанализировать результаты, (возможно) внести изменения в методические рекомендации.
4) проведение уроков литературного чтения, занятий по внеклассному чтению, участие в различных литературных мероприятиях (литературные гостиные, Цветаевские чтения, конкурсы чтецов, олимпиады по литературе, проектная и исследовательская деятельность), подбор и презентация наиболее интересных литературных новинок (учитель или учащийся рассказывает о своем любимом авторе или прочитанной книге).

Описание системы работы:

1.Учитель-учащиеся: проведение уроков литературного чтения, занятий по внеклассному чтению, участие в различных литературных мероприятиях (литературные гостиные, Цветаевские чтения, конкурсы чтецов, олимпиады по литературе, проектная и исследовательская деятельность), подбор и презентация наиболее интересных литературных новинок (учитель или учащийся рассказывает о своем любимом авторе или прочитанной книге).

2.Учитель-родители: проведение родительских собраний на тему «Повышение уровня читательской активности», «Почему дети не читают», составление методических рекомендаций для детей и их подробное разъяснение родителям.

3.Учитель-библиотекарь: разработка и проведение совместных литературных мероприятий (беседы о писателях и поэтах, игры-путешествия по страницам литературных произведений).

4.Учитель-другие учителя начальной школы: обмен опытом по повышению уровня читательской активности, расширению круга читательских интересов у учащихся младших классов.

5.Родители-учащиеся: применение методических рекомендаций, направленных на повышение уровня читательской активности, чтение ребенку литературных произведений с последующим обсуждением, осуществление контроля ведения читательского дневника, оказание помощи при выполнении домашнего задания по литературе, посещение книжных магазинов, ярмарок.

6.Библиотекарь-учащиеся: проведение еженедельных библиотечных классных часов (представление новых книг, сообщение новостей литературного мира, профилактика и оказание необходимого ремонта учебникам, книгам).

7.Библиотекарь-руководство школы: обсуждение и закупка необходимой литературы, дидактических материалов. Организация встреч с писателями, поэтами.

8.Учитель-руководство школы: организация дополнительных курсов для более успешной реализации проекта, приглашение учителей других школ для обмена опытом, проведения мастер-классов.

Дата

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

Ресурсы

1.07.18 – 30.08.18

Библиотека, школа №1

Подготовительный этап. Выборка и анализ методической литературы по теме «Повышение уровня читательской грамотности у учащихся начальной школы».

Володина А.М.

Материально-технические:
1) использование ЭБС

20.02.19

Школа №1

Проведение диагностики учащихся начальной школы на выявление уровня читательской грамотности.

Володина А.М., др. учителя начальной школы, завуч начальной школы.

Кадровые: учителя начальный классов.
Материально-технические: принтер, компьютер.

22.02.19

Школа №1

Анализ полученных результатов, составление и занесение их в таблицы по классам, в сводную таблицу.

Володина А.М., др. учителя начальной школы, завуч начальной школы.

Материально-технические: компьютер.

25.02.19

Библиотека школы №1

Беседа «Зачем нужно читать?»

Володина А.М., Шумакова О.Н.

Кадровые: библиотекарь.
Материально-технические: компьютер, проектор, экран.

25 – 28.02.19

Школа №1

Составление методических рекомендаций для родителей.

Володина А.М., другие учителя начальных классов, психолог.

Кадровые: библиотекарь, психолог.

1.03.19

Школа №1

Родительское собрание на тему: «Как привить ребенку интерес к чтению». Разъяснение методических рекомендаций, направленных на повышение уровня читательской активности.

Володина А.М., др. учителя начальной школы, библиотекарь, психолог.

Кадровые: библиотекарь, психолог, учитель начальных классов или завуч начальной школы.

11.03.19

Школа №1

Классный час «Поделись ты книгою своей». Представление детьми своих любимых произведений. Рекламирование их для прочтения.

Володина А.М.

Материально-технические: компьютер, экран, проектор.

19.03.19

Школа №1

Кругозор по русским народным сказкам.

Володина А.М., завуч начальной школы, библиотекарь, учителя начальной школы.

Материально-технические: компьютер, экран, принтер.

1-5.04.19

Школа №1

Проведение школьного этапа конкурса чтецов, посвященного М.И. Цветаевой. Отбор участников на районный этап.

Володина А.М., учителя начальных классов, библиотекарь.

Кадровые: библиотекарь, педагоги-организаторы.

10.04.19

Центр культурного развития

Районный этап конкурса чтецов, посвященного М.И. Цветаевой. Отбор участников на «Цветаевские чтения».

Администрация МР, педагоги-организаторы.

Кадровые: педагоги-организаторы.
Материально-технические: необходимый инвентарь для выступления

Школа №1

Библиотечный час: «Как помочь книге?»

Шумакова О.Н.

Кадровые: библиотекарь.
Материально-технические: компьютер, экран, проектор

Май 2019

Школа №1

Проведение повторного мониторинга. Анализ и сравнение полученных результатов.

Володина А.М., др. учителя начальной школы, завуч начальной школы

Материально-технические: компьютер, экран, проектор

Школа №1

Повторное родительское собрание. Обобщение результатов. Обмен мнениями.

Володина А.М., др. учителя начальной школы.

Материально-технические: компьютер, экран, проектор.

Кадровые: учителя начальной школы, библиотекарь, психолог.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

Краткосрочные:
1) повышение интереса у обучающихся к урокам литературного чтения;
2) проявление интереса к художественной литературе
3) качественное выполнение домашнего задания;
4) участие во внеурочных мероприятиях по чтению (конкурсы, олимпиады).

Долгосрочные:
1) успешная сдача экзаменов по литературе в средней, старшей школе;
2) продолжение учебы в ВУЗе по литературному направлению.

Оценка эффективности реализации проекта:

Критерий

Показатели

Методы оценки

Диагностический инструментарий

Участие в конкурсе чтецов

Тестирование

Классный журнал, журнал наблюдений.

Участие в олимпиаде

Тестирование

Классный журнал.

Повышение активности на уроках литературного чтения:
-дети не боятся поднимать руку и высказывать свое мнение;

-учащиеся чаще дают правильные ответы на вопросы

Наблюдение.

 

Журнал наблюдений, лист обратной связи.

Качественное выполнение домашнего задания:

- выполнение д/з в полном объеме;

- наличие выполненного дополнительного задания;

- творческий подход к выполнению д/з

Наблюдение, тестирование.

Журнал наблюдений, классный журнал.

Повышение интереса к художественной литературе: -учащиеся просят учителя посоветовать книгу для прочтения;

-обсуждают героев и ситуации из произведений литературы;

-учащиеся стали лучше знать авторов и произведения детской литературы.

Наблюдение, анкетирование, тестирование.

Журнал наблюдений, лист обратной связи, классный журнал.

Оценка рисков.

Риск

Минимизация риска

Недостаточное количество присутствующих на входной/итоговой диагностике.

Запланировать резервный день, уведомить заранее учащихся о предстоящей диагностике

Недостаточное количество присутствующих на родительском собрании.

Заранее уведомить родителей, сообщив о важности присутствия.

Несоблюдение методических рекомендаций детьми дома.

Построение работы с учащимися на основе методических рекомендаций, направленных на повышение уровня читательской активности.

Дальнейшее развитие проекта.

1) выступление на школьном, районном методических объединениях;
2) публикации на педагогических сайтах, порталах;
3) реализация данного проекта в классах, столкнувшихся с такой же проблемой.

По окончании изучения «Азбуки» (послебукварный период) мы приступили к реализации данного проекта.


[1] Федеральный государственный стандарт начального общего образования,21 декабря 2012 года.

[2] Википедия-свободная энциклопедия http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsuggest%3Bweb&text=&etext=1761.

[3] Всероссийский книжный союз. Статья о национальной программе развития чтения http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объяснительная записка педагогического опыта

Объяснительная записка педагогического опыта....

конкурсное задание «Методический семинар» Пояснительная записка

Рада представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара  на тему: «Нравственное обучение младших школьников в процессе обучения&raq...

Пояснительная записка к конкурсному заданию "Методический семинар".

XI городской конкурс педагогического мастерства "Учитель года"Конкурсное задание  "Методический семинар"...

Пояснительная записка.Описание опыта работы.

Материал к конкурсу "Учитель года". Содержит описание опыта работы учителя начальных классов, работу над методической темой,основные направления деятельности....

пояснительная записка к первому конкурсному испытанию методическая мастерская на "Учитель года-2022"

Пояснительная записка. тема работы: «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника средствами урочной и внеурочной деятельности»...