Пояснительная записка.Описание опыта работы.
статья
Материал к конкурсу "Учитель года". Содержит описание опыта работы учителя начальных классов, работу над методической темой,основные направления деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taygambaeva_poyasnitelnaya_zapiska.docx | 47.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тайгамбаева Татьяна Владимировна
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года России - 2020»
Пояснительная записка
(описание опыта работы)
«Организация учебного процесса в начальной школе с учетом современных технологий, позволяющих ученикам стать успешными»
Тайгамбаева Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Саргатский лицей»
Саргатское-2019
«Школьные годы чудесные» навсегда остаются в памяти каждого, а особенно запоминаются начальные классы.
Именно в это время дети незаметно превращаются из малышей детского сада в настоящих школьников и школьниц, перестают себя считать просто детьми, становятся Учениками. Отправляются в плавание по незнакомому океану Знаний. И здесь особенно важно помочь учащимся сориентироваться: развить их функциональную грамотность, творческие способности и самостоятельность; научить их жить в коллективе и стать юными патриотами своей Родины.
Учитель начальных классов - профессия особая. В школу приходит маленький человечек, часто впервые отрываясь от мамы. И ты должен стать «второй мамой», потому что без полного доверия, понимания, любви научить и воспитать невозможно.
Считаю, что путь к сердцу ребенка можно проложить через искренность, взаимопонимание, взаимодоверие. Смотреть в глаза детей и обманывать их - нельзя, невозможно…
Наиболее четко сформулировал педагогический взгляд на учителя Л.Н.Толстой, писатель и педагог в одном лице: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только любовь к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель." Эти слова - моя педагогическая философия.
Мой стаж педагогической деятельности -18 лет. С 2013 года я работаю учителем начальных классов в МБОУ «Саргатский лицей».
Эта деятельность одухотворяет меня. Это не просто профессия, к ней нужно иметь призвание. Ты становишься не просто учителем, ты универсал, многопредметный специалист, практик, актер, художник, фотограф, музыкант, дирижер, хореограф и многое, многое другое в одном лице!
За прошедший период работала по двум разным учебно-методическим комплектам: до 2015 года по развивающей системе «Школе XXI века», затем с 2015 года и по настоящее время по «Школе России», наиболее близкой к традиционной.
Преподаю следующие учебные дисциплины: русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир, изобразительное искусство, технологию, музыку (в 1классе) и физическую культуру (в 1 классе).
С 2018 года руковожу методическим объединением учителей начальных классов, в которое входят15 педагогов:12 из начальной школы ,1 учитель-логопед и 2 педагога дошкольного образования группы кратковременного пребывания при лицее.
Постоянно занимаюсь саморазвитием. В разные годы работала над следующими методическими темами:
1)2013-2014 –«Использование парацентрической технологии на уроках окружающего мира в начальной школе»
2)2015-2017-«Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников»
3)2018-2019-«Использование Сингапурских обучающих структур на уроках в начальной школе»
4)с 2019 года была разработана и утверждена Программа индивидуального развития педагога (ИППР), согласно которой мною была выдвинута
методическая тема: «Организация учебного процесса в начальной школе с учетом современных технологий, позволяющих ученикам стать успешными»
Целью моей педагогической деятельности является формирование функциональной грамотности младших школьников, развивая творческие способности и личность ребёнка.
Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:
- формировать мотивацию к обучению, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика;
- воспитывать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
- совершенствовать учебный процесс через освоение и применение технологий развития способностей и талантов обучающихся.
К своим профессиональным интересам отношу современные образовательные технологии, которые вместе с традиционными внедряю в учебно-воспитательный процесс.
На своих уроках использую в рамках современных образовательных технологий следующие технологии: игровую, здоровьесберегающую, технологии личностно-ориентированного обучения, критического мышления, проблемного обучения, технологию проектной деятельности, сингапурские обучающие структуры. Владею информационно- коммуникативными технологиями, эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности. Реализую технологию системно-деятельностного метода обучения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта.
Мотивирую учащихся на учебу, создавая благоприятные условия для раскрытия индивидуальных способностей. В своей работе предпочтение отдаю активным формам обучения, среди которых деловые игры, уроки-спектакли, тренинги, творческие мастерские. На уроках и во внеурочной деятельности применяю ситуации, когда ученик должен обосновать свою точку зрения, не бояться вступить в диалог. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса считаю групповую работу. Она позволяет обучать детей «в содружестве». При таком подходе даже слабоуспевающий ученик усваивает информацию, испытывает сопричастность к коллективной работе и чувство удовлетворенности от результатов своей и групповой деятельности.
С 1 класса формирую у ребят навыки поисково-исследовательской деятельности, через творческие задания, ребусы, викторины, работу с разными источниками информации, участие в различных интеллектуальных конкурсах и турнирах. У первоклассников преобладает наглядно-образное мышление, в связи с этим, использую много наглядных пособий. Многие из которых изготавливаю самостоятельно.
На своих уроках часто хвалю учащихся, создаю ситуации успеха. Ведь когда есть успех - «появляются крылья». Тогда им хочется сделать еще больше и не идти с нежеланием в школу, а бежать в нее за новыми открытиями.
Большое место в своей работе уделяю созданию проектов групповых
(на начальном этапе 1-2 класс) и индивидуальных (3-4 класс): «Живая Азбука»(1кл), «Сказочные цифры»(1кл), «Семья слов»(2кл), «Моя семья»(1 кл), «Страницы Красной книги»(2 кл), «Музей путешествий»(3кл), «Герои страны»(3кл), «Они сражались за Родину»(4кл) и другие. В проектной деятельности участвует весь класс. Ярко, эмоционально проходят защиты проектов. Многие из этих работ выставляю на районную и областную научно-практическую конференцию школьников: 2017 - научная работа «Родина моих предков - Крым» - 1 место в районе и звание лауреата 1 степени в Омске, 2019- «Горный Алтай» - 1 место в районе, «Школьная форма в лицее»-3 место в районе.
Одним из важных аспектов своей работы считаю анализ достижений учащихся. Систематически, после изучения крупных разделов и тем, провожу диагностические работы с учащимися. По результатам анализа выявляю реальную картину развития всех учащихся и существующие пробелы в знаниях. На основе полученных данных разрабатываю индивидуальную коррекционную работу. Веду листки индивидуальных достижений учеников за год. Где отражаю при помощи графиков данные о результатах диагностических работ.
Будучи современным учителем, в своей работе применяю информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на различных уроках. Ведь на сегодняшний день учитель перестал быть единственным источником информации. Считаю, что с этим бороться бессмысленно, нужно,
наоборот, развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках, способствовать развитию информационной компетентности.
Уроки и классные часы с использованием ИКТ более зрелищны, эмоциональны, что свойственно психологии младших школьников. В более старших классах (3-4кл) учащиеся самостоятельно готовят мультимедийные презентации и сопровождают ими свое выступление в классе. Мои учащиеся участвуют во многих онлайн-олимпиадах и конкурсах («Учи.ру», «Старт», «Совушка» и других).
Уча детей, постоянно учусь и сама, повышаю свой профессиональный уровень.
Курсы повышения квалификации:
2003 год - обучение в Омском областном институте повышения квалификации работников образования по теме «Психолого-педагогические и методические основы развивающего обучения предметам естественного цикла»
2008 год - обучение в ГОУ ДПО «ИРООО» по теме «Обучение химии на базовом уровне в старшей школе»
2009 год - дистанционное обучение на факультете педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Фундаментальные понятия общей химии в школьном курсе»
2014 год - обучение в ИРООО по теме "Проектирование и реализация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
2017 год- обучение в ИРООО по теме "Образовательные технологии, обеспечивающие достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО".
Участие в семинарах и конференциях :
- «Интегрированный подход в реализации экологического образования школьников», 08-10.09.2003 - Институт повышения квалификации работников образования, г.Омск-сертификат;
- «Апробация модуля «Краеведение» в учебных предметах «География» и «Биология», 31.10-01.11.2006 - Институт развития образования Омской области, г.Омск-сертификат;
- «Проектирование урока деятельностного типа»,15.03.2014-ИРООО, г.Омск-сертификат;
- «Введение в современные технологии реализации внеурочной деятельности с помощью программы «Мир моих интересов. Необычное в обычном», 25.06.2015 - Открытый молодежный университет, г.Томск-сертификат;
- «Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательных организациях всех видов Саргатского муниципального района»/ Педагогические чтения на базе МБОУ«Саргатский лицей»-апрель 2015-Диплом Лауреата 1 степени;
- «УУД. Планируемые результаты. ФГОС нового поколения», ИРООО,г.Омск(выездной семинар на базе МБОУ «Саргатского лицея»,2016г.
7) «Различные виды УУД в инструментарии учебников от Корпорации «Российский учебник»» - ИРООО , 14 ноября 2018-сертификат;
8) «Эффективные приемы развития у учеников навыков и компетенций XXI века» семинар по Сингапурским обучающим структурам на базе МБОУ«Саргатский лицей», февраль 2019;
9) «Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников»,22.10.2019, ИРООО на базе БОУ г.Омска «СОШ №7»-сертификат.
Разработка и реализация муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов :
Для оценки своих способностей и управленческого потенциала осенью 2019 года решила принять участие:
1)Всероссийский конкурс «Лидеры России-2020» в рамках проекта «Россия-страна возможностей» - прошла успешно Дистанционный этап 03.10-
10 .11.2019
2)Всероссийский проект «Сердце Лидера»- прошла отборочный тур, преступила к реализации проекта «Учитель» - 10.10.2019-30.03.2020
Открытые уроки и внеклассные мероприятия:
1)«Моя семья-мое богатство». Открытое внеклассное мероприятие в рамках внутришкольного конкурса «Лучший классный руководитель» на базе МБОУ «Саргатский лицей» 2015 год;
2) «Конфликт и пути его решения». Открытое внеклассное мероприятие в рамках педагогического совета «Конфликты. Разрешение конфликтов. Сотрудничество» на базе МБОУ «Саргатский лицей» 2017 год;
3) «Где живут белые медведи и пингвины?». Открытый урок по окружающему миру в 1 классе в рамках школьной предметной недели начальных классов на базе МБОУ «Саргатский лицей» , 2016г.
4) «Решение математических задач при помощи диаграмм». Мастер-класс урока математики в рамках заседания методического объединения учителей начальных классов по теме «Функциональная грамотность педагога» на базе МБОУ «Саргатский лицей» ,07.11.2019г
Методические публикации:
Свои педагогические наработки, материалы активно размещаю в Социальной сети работников образования и на портале «Инфоурок»:
1)«Парацентрическая технология на уроках окружающего мира».Описание опыта работы. Инфоурок
2)Тест по окружающему миру , 3 четверть, 3 класс, УМК «Школа XXIвека»
3)КИМ за год по математике 4 класс, УМК «Школа XXI»
4)Урок литературного чтения «Стихи русских поэтов» 4 класс
https://infourok.ru/urok_literaturnogo_chteniya__stihi_russkih_poetov4_klass-458023.htm 25.03.2015;
5) «Духовно-нравственное развитие младших школьников». Статья на Педагогические чтения. https://infourok.ru/vistuplenie-na-pedagogicheskih-chteniyahduhovnonravstvennoe-razvitie-mladshih-shkolnikov-3943580.html,
14.11.2019;
6) «Формирование умений восприятия художественного текста у младших школьников». Статья. https://infourok.ru/formirovanie-umeniy-vospriyatiya-hudozhestvennogo-teksta-umladshih-shkolnikov-3943619.html,
14.11.2019;
7)Научная работа учащейся «Горный Алтай» .Материал на научно-практическую конференцию школьников.. https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-uchascheysya-gorniy-altay-k-nauchnoprakticheskoy-konferencii-3943640.html
14.11.2019;
8)Урок литературного чтения в 1 классе .Тема .Сказки А.С.Пушкина.
9) Анализ воспитательной работы классного руководителя
https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/17/analiz_vospitatelnoy_raboty_uchitelya_n.kl_.docx
17.11.2019;
10)Тест по окружающему миру, 4 класс. Тема. Природные зоны. https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/17/test_prir.zony_4_kl.docx
17.11.2019;
11) примерная характеристика на студента- практиканта педагогического ССУЗа(колледжа) https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/17/harakteristika_na_praktikanta.docx 17.11.2019;
12) Эссе «Я-учитель» https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/17/taygambaeva_esse.docx
Интернет-ресурсы:
В 2019 году создала свой мини-сайт https://nsportal.ru/tatyana-vladimirovna-taygambaeva, на котором размещены мои публикации, фотоматериалы, также моё портфолио можно просмотреть на сайте https://infourok.ru/user/taygambaeva-tatyana-vladimirovna
Общая успеваемость по предметам за последние три года:
Учебный год | Класс | Кол. Уч. | Предмет | Кач. % | Усп. % | СОУ | Кач.средпо шк.% |
2017-2018 | 3 «Б» | 27 | Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир | 80 80 83 77 | 100 100 100 100 | 72 72 80 88 | 58 69 80 70 |
2018-2019 | 4 «Б» | 27 | Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир | 67 74 85 85 | 100 100 100 100 | 60 69 80 72 | 60 74 80 77 |
2019-2020 | 1 «Б» | 23 | Безотметочное обучение | - | - | - | - |
Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы: показатели качества обучения высокие: при 100% абсолютной успеваемости, уровень качества образования у моих учеников 74% - 85%. Качество знаний учащихся высоко, превышает средние показатели по начальной школе. Заметен рост качества знаний по окружающему миру( с 77% до 85%) и литературному чтению(с 83 % до 85%).
Результаты ВПР:
Учебный год | Предмет | Класс | Средний %выполнения по классу | Качество знаний,% |
2018-2019 | Русский язык Математика Окружающий мир | 4 «Б» | 58% 55% 63% | 50 69 58 |
Из результатов таблицы можно сделать вывод, что показатели выполнения работ находятся в интервале от 55% до 63%, что свидетельствует о наличии показателей близких к общероссийским.
Внеурочная деятельность:
Важное место в моей деятельности занимает внеурочная деятельность по предметам. Мною разработаны программы внеурочной деятельности в соответствии с возрастом учащихся: «Пластилиновая сказка»-1 кл,
« Мастерилка»-1 кл, «Почемучка»-1кл, «Творческая мастерская»-2 кл, «Мир удивительных слов»-3кл, «Занимательная математика»-3-4 кл., «Моя первая экология»-4 кл. Каждая из программ расширяет и углубляет знания учащихся, развивает их творческие способности. В конце года по общекультурному направлению внеурочной деятельности проводим выставки работ. Результатами внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению служат школьные, районные, региональные, всероссийские олимпиады и конкурсы, конференции школьников, в которых дети с удовольствием участвуют и становятся победителями и призерами.
Дипломы победителей и похвальные грамоты призеров получают в олимпиадах таких как: Всероссийская онлайн-олимпиада «Заврики» по русскому языку, Всероссийская онлайн-олимпиада «Заврики» по математике, Всероссийская онлайн-олимпиада «Заврики» по окружающему миру, «Лисёнок», «Старт», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Муравей» и других. Ребята с большим удовольствием принимают участие в творческих конкурсах таких как: «Символ Нового года», «Открытка ко Дню Победы», «Божий мир».
Все достижения ребят накапливаю в личных Портфолио, которые завожу с первого класса. В них совместно с детьми мы накапливаем грамоты, сертификаты участий, коллекционируем творческие работы, а также контрольные и диагностические работы. Это демонстрация образовательных достижений учащегося, немало в нем сведений о личности ученика, его интересах, увлечениях.
Воспитательная деятельность:
Наряду с образовательной деятельностью весомое место в своей профессии уделяю воспитательной деятельности. Уверена, что личностные результаты зависят не только от врожденных способностей, но и от правильной позиции взрослых и первого учителя. Выстраиваю работу по воспитанию подрастающего поколения через проведение классных часов и внеклассных мероприятий согласно плану воспитательной работы.
За годы работы провела много психологических тестов с учащимися по самопознанию, утренников, праздников, соревнований, викторин, игр. Совместно с ребятами мы осуществляли выпуск стенгазет, ходили на экскурсии, ездили в поездки. С большим энтузиазмом мои воспитанники участвуют в Неделе начальных классов, «Осеннем бале», «Сладкой ярмарке», «Новогодней Елке», месячнике военно-патриотического воспитания, «Неделе Детской Книги», «Дне самоуправления» и других.
На свои классные часы мы с детьми приглашаем интересных и творческих людей нашего поселка: писателей, художников, ветеранов.
Все это способствует воспитанию уважительного, внимательного, чуткого юного гражданина.
Работа с родителями:
Работу с законными представителями обучающихся выстраиваю согласно плану работы с родителями. Использую разные формы работы . Наряду с родительскими собраниями провожу индивидуальные и групповые консультации, заседания Круглого стола, анкетирования, родительские лектории, совместные праздники. На последних родители могут увидеть своих детей в неформальной обстановке, заметить их активность и способности.
Немаловажным считаю слаженность работы с родителями, которых я сумела организовать и объединить. Ведь чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители моих учащихся принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне в проведении и подготовке мероприятий, сопровождают в классных походах и поездках. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. Всегда в курсе дел и событий.
В розовых облаках…
Я счастливый человек, потому что моя профессия – это радость общения с детьми, постоянный процесс познания нового. Каждое утро я с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с ребятами, увидеть их горящие радостью познания глаза, успокоить на один день их пытливый ум. А в полдень, усталая, но счастливая, иду домой, где меня ждет моя замечательная семья, любимые собственные дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
Пояснительная записка к представлению опыта работы по теме :«Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня – залог здоровья ученического коллектива»
Пояснительная записка...
Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта
Логопедические методики на уроках в начальной школе...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....