Пояснительная записка к представлению опыта работы по теме :«Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня – залог здоровья ученического коллектива»
материал по зож на тему

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к представлению опыта работы по теме :

«Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня –

залог здоровья ученического коллектива»

Подготовила Альмяшева Л.В.,

 воспитатель ГПД

МОУ «Александровская СОШ»

         Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  (А.Я. Данилюк «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)

Как воспитать полноценную личность? Как сделать процесс воспитания радостным? Как в век технического прогресса сохранить ранимую душу ребенка и его здоровье? Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, духовно – нравственного, научного и культурного развития общества.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

В своей практике я выделяю физкультурно-оздоровительную направленность с применением различных технологий, а также не оставляю без внимания медико-гигиеническое и экологическое направления.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, о правильном питании, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам).
  2. Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
  3. Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья, профилактику заболеваний, развитие полезных привычек и навыков, связанных с правильным питанием, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
  4. Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).

Здоровьесбережение школьника включает следующие компоненты:

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Рациональное и правильное питание.
  3. Оптимальная двигательная активность.
  4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  5. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового питания, образа жизни и профилактики заболеваний.
  6. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

В реализации поставленных задач применяю элементы современных воспитательных технологий:

  • личностно-ориентированная технология;
  • игровая технология;
  • технология коллективных творческих дел;
  • технология создания ситуации успеха;
  • информационно-коммуникационная технология (ИКТ);
  • проектная технология.

Планирую свою работу в тесном взаимодействии с классными руководителями, с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками. Реализация здоровьесбережения в группе продленного дня во внеурочной деятельности – это реализация проекта «Разговор о правильном питании», клубные часы, подвижные игры, спортивные часы, спортивные праздники. Для меня важен психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдение санитарно – гигиенических требований, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение динамических пауз.

Остановлюсь подробнее на реализации компонентов здоровьесбережения школьников.

Соблюдение режима дня очень важно для ребенка младшего школьного возраста. Регулярно повторяющаяся деятельность постепенно формирует так называемый динамический стереотип, который запечатлевается в вегетативной памяти и реализуется при возникновении соответствующих условных раздражителей. Ребенок учится планировать и организовывать свою деятельность, чередовать работу и отдых.

По моим наблюдениям, младшие школьники очень любят соблюдать различные правила, следовать знакомому порядку. Предсказуемость определенных событий вызывает у них чувство спокойствия и уверенности. Выполнение режимных моментов не вызывает негативного отношения у правильно мотивированных детей, можно даже привлечь их к составлению распорядка дня, учесть в какой-то мере их пожелания. Обязательными компонентами являются прием пищи, активный отдых, самоподготовка, досуговая деятельность.

Рациональное и правильное питание. Правильное питание — одно из главных условий сохранения здоровья. Вот почему так важно уже с раннего возраста формировать у ребенка полезные привычки и навыки, которые помогут ему вырасти здоровым и успешным.

В школе для начальных классов осуществляется  2-3 разовое питание. Разрыв между приемами пищи не превышает 3 часов. Более калорийными являются завтрак и обед, полдник легкий. У нас в школе организовано горячее питание и не ведется продажа вредных для детского организма продуктов.

Для приобщения ребят к культуре питания, любви к здоровой пищи в школе реализуется проект «Разговор о правильном питании» - о пользе определенных продуктов, важности своевременного и здорового питания, полезная информация о витаминах, белках и жирах, учащиеся узнают, почему надо есть овощи, чем вредны чипсы, какой продукт может заменить любимые конфеты, зачем человек пьет воду. Кроме того, проект предполагает активное вовлечение в работу родителей, что, несомненно, меняет поведение школьников, а также способствует совершенствованию питания в их семьях.

На занятиях часто применяю метод проектов - хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности, развития творческих способностей ребенка, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Темы проектов «Режим дня», «Полезные продукты», «Витамины всем нужны» и т.д. Также на занятиях провожу просмотр видеороликов,  ставлю опыты над вредными продуктами и т.д.

Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность  имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.

Подвижная игра с правилами – это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стой!», и др. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле и др. При подборе подвижных игр учитываю уровень физической подготовленности. Занятия провожу разнообразные по характеру и интенсивности, доступные, имеющие оздоровительную направленность – это спортивные часы, подвижные игры, соревнования и спортивные праздники.  

«В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников, а также игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.

Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.

Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека,  которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.

Формирование здорового образа жизни младших школьников в группе продленного дня является наиболее значимым в укреплении здоровья человека. Здоровый образ жизни – это личная  гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятий физическими упражнениями и спортом. В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых, отказаться от вредных привычек. Рациональное питание необходимо человеку в связи с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Поэтому добиваюсь, чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой,  необходимо тщательно пережевывать пищу, не отвлекаться и не разговаривать во время еды.

Повышение психоэмоциональной устойчивости не менее важно, чем укрепление физического здоровья. По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата.

Дети на моих занятиях всегда активны, организованно выполняют  все творческие задания, в конце каждого мероприятия учащиеся делают для себя выводы: нужно уметь владеть собой, иметь силу духа.

Уверена, что все формы здоровьесберегающих технологий с детьми, которые я применяю на практике, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной, содержательной. Только комплексное использование оздоровительных мероприятий в ГПД позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся, формирует всесторонне развитую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня"

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей....

Обобщение опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».

Материал содержит презентацию обобщения опыта работы по теме" Здоровьесберегающие технологии в обучении и внеурочной дечтельности". Хотелось бы еще вспомнить слова Сократа: «Здоровье – не все, но все ...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня"

Приоритетные направления здоровьесбережения детей в ГПД; игра - аспект здоровьесбережения; факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД,...

Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...

Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня.

Здоровьесберегающие технологии используемые в ГПД....

Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня на занятиях по бисероплетению"

Здоровьесберегающие технологии -это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников-и взрослых, и детей.Это касается не только учебных предметов,уроков фи...