пояснительная записка к первому конкурсному испытанию методическая мастерская на "Учитель года-2022"
методическая разработка (4 класс)

Мурзаева О.Ю.

Пояснительная записка. тема работы: «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника средствами урочной и внеурочной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пояснительная записка 29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Учитель года - 2022»

Первое конкурсное испытание «Методическая мастерская»

Пояснительная записка

1 слайд

Здравствуйте.  Я, Мурзаева Ольга Юрьевна работаю учителем начальных классов в Сергачской средней общеобразовательной школе №2.

Моё педагогическое кредо: «Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек»

2 слайд

Представляю вашему вниманию презентацию практических достижений профессиональной деятельности по теме «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника

средствами урочной и внеурочной деятельности»

3 слайд

В учебно-воспитательном процессе мы должны не только научить детей, т.е. дать им определённый багаж знаний, но и воспитать в них главные качества, с которыми ребёнок пойдёт в большую жизнь. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы сформировать в них духовно-нравственные качества; например, быть добрыми к людям, надо научиться понимать других, научиться проявлять сочувствие, уметь честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, замечать и беречь красоту окружающего мира и т.д. Конечно,  трудно воспитать все духовно-нравственные качества в младшем школьнике, но главное в нашей работе заложить эти качества в личности каждого ребёнка.

4 слайд

Поэтому возникает необходимость эффективной  работы в духовно-нравственном направлении. Успех современного человека может быть определён тем, как он умеет организовать свою жизнедеятельность, умеет ли он ставить цели и определять пути их достижения, находить нужную информацию, добиваться успеха, оценивать свои результаты.

5 слайд

О духовно-нравственном воспитании говорили и писали многие известные педагоги, психологи и философы. В своей теме за основу я взяла Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которую разработали современные учёные-психологи, педагоги: Данилюк Александр Ярославович, Тишков Валерий Александрович, Кондаков Александр Михайлович.

6 слайд

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление, поэтому  учебно-воспитательный процесс должен строиться на наглядных и практических методах.  

Цель моей педагогической деятельности:  создать условия для воспитания и развития духовно-нравственных качеств личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Для того чтобы достичь цели нужно сначала проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в научной литературе, разработать план, подобрать эффективные  методы  и приёмы, затем провести диагностику  для отслеживания результатов работы в духовно-нравственном направлении.

7 слайд

В условиях обновления системы образования учитель совместно с родителями должны помочь ребёнку в саморазвитии и самовоспитании, направить свою работу на самоутверждение личности каждого ребёнка, создать для этого необходимые условия, найти эффективные методы и приёмы для формирования и развития в нём духовно-нравственных качеств, без которых человек не может быть Человеком.

8 слайд

Работая в данном направлении,  я опираюсь на общешкольный план по духовно-нравственному направлению, программу по духовно-нравственному воспитанию в рамках ФГОС, ДООП «Истоки»

9 слайд

Учебно-воспитательный процесс,  строится во взаимосвязи всех видов деятельности: урочной,  семейной, внешкольной и внеурочной.

10 слайд

Развитию духовно-нравственных качеств в той или иной степени способствуют все изучаемые предметы. На уроках это происходит ненавязчиво. У обучающихся развивается воображение, обогащается внутренний мир ребёнка. На уроках литературного чтения и родного (русского) языка изучаем фольклор: сказки, пословицы, поговорки, фразеологизмы и много другого материала, который помогает детям развиваться в духовно-нравственном направлении. На уроках стараемся больше брать упражнений и текстов о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к ближнему, к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, рассуждать, но и формируют нравственные качества. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских и т.д.

Уроки окружающего мира дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Материал учебника расширяет представления учащихся о своём крае, об особенностях взаимодействия человека, природы и общества, дает исторические сведения о жизни наших предков, их быте, обычаях и традициях, воспитывает бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задает образцы служения Отечеству.

Уроки изобразительного искусства помогают решать задачи эстетического воспитания уч-ся. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.

На уроках технологии  дети вовлекаются в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе, которого они приобретают навыки работы с художественным материалом. Тем самым прививается привычка делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Урок математики – место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На нем дети приучаются к самостоятельной работе, приучаются соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнения, помогать другим и самому принимать помощь, учатся радоваться успехам товарища и стойко переносит собственные неудачи. 

Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках математики, помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважение к родителям, заботе о младших и старших. 

11 слайд 

Продолжением урочной деятельности по формированию духовно-нравственных качеств, является внешкольная и внеурочная деятельность.

12 слайд

Внеурочная деятельность направлена на развитие гармонично-развитой личности, любящей свой город и страну, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.

В рамках внеурочной деятельности я веду кружок «Истоки».

Планируемые результаты освоения УУД на занятиях кружка «Истоки»

были поставлены следующие:

Программа

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникатив

ные УУД

«Истоки»

чувство патриотизма, уважение к истории, культурным и историческим ценностям, уважение и принятие других народов, толерантность, уважение и доброжелательное отношение к окружающим,

умение адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников,

знание государственной символики, государственных праздников, изучение культуры своего края, культуры других народов, развитие любознательности, творчества, развитие познавательной инициативы

умение договариваться в ходе выполнения задания, взаимоконтроль и взаимопомощь

Занятия проходили в группах, парах, коллективно.

Содержание занятий сочетает в себе научные сведения, социокультурный опыт прошлых поколений и их практическое преломление в жизненном опыте учащихся. Раскрытие категорий идёт только на позитивном материале.        

Присоединение - первый этап занятия. Его назначение - эмоциональный и психологический настрой учащихся и педагога, взаимопонимание, мотивация на изучаемую тему.

Важный момент занятия - обеспечение разнообразными средствами образного и целостного восприятия категорий.

Развёртывание темы и её закрепление проводится в активной форме - работа в ресурсном круге и четвёрках.

Духовные усилия и активность учащихся проявлялись на протяжении всего занятия. Не существует неправильных ответов, есть индивидуальное мнение. В содержании, методике, технологии, активном общении заложен принцип экологичности, психологической безопасности, доверия. После понимания духовно - нравственного смысла категории идёт коррекция - направленность на самих себя, на свою жизнь. В ходе коррекции дети формируют образ собственного "Я". Им важно получить представление о себе хорошем. Это главное условие радости и оптимизма. Задача учителя состоит в том, чтобы ребенок сам задумался о себе, о необходимости Самоутверждения, т.е. обретения внутренней системы ценностей путём накопления социокультурного опыта.

Этап рефлексии помогает оценить пережитое, осознать приобретённое в уме, сердце и душе.

Момент вознаграждения также необходим на уроке. Ведь труд без награды не бывает. Дети вознаграждаются добрым словом учителя, благодарным взглядом, теплым прикосновением

13 слайд

С детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, классные часы, праздники, экскурсии, участие в международных фестивалях, акциях, занимаемся проектной деятельностью.

Проведенные мероприятия дали положительную динамику развития нравственных качеств школьников

14 слайд 

Совместно с детьми и родителями, а также педагогами школы  мы занимаемся музейной педагогикой.  В своём классе у нас был оформлен мини музей «Путешествие в старину», уголок «Русской избы», «В гостях у Русской матрёшки». Эта работа является одной из эффективных форм общественно-полезной деятельности. Она объединяет  не только обучающихся, но и учителей, родителей, бабушек и дедушек, (т.е. несколько поколений).

Использование предметов старины на уроках и во внеурочной деятельности даёт реальную возможность соприкоснуться  с прошлым, с историей нашей страны, с бытом наших предков. Когда дети видят реальное применение предметам старины, которые сами принесли, они чувствуют свою значимость, значимость своей семьи, становятся уверенней.

15 слайд

Работа по организации музейной деятельности является источником обогащения знаний о прошлом страны, воспитывает любовь к родному краю, а значит,  формирует духовно-нравственные качества личности,  такие как гражданственность, патриотизм, помогает почувствовать, увидеть неразрывную  связь с прошлым, настоящим  и будущим нашей страны. Музейная педагогика даёт фундаментальную основу в духовно-нравственном становлении младших  школьников. Формирование ценностей, которые заложены в Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  можно сформировать только через кропотливую системную практическую работу, когда ребёнок сам соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. Сейчас наш классный мини-музей расформирован, но мы продолжаем использовать предметы старины на уроках и занятиях, как наглядный материал.

16 Слайд

Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй учащегося.

Я использую разные методики, в том числе методику Н.П. Капустина для отслеживания уровня воспитанности.

17Слайд

В системе проводится анкетирование родителей «Школа глазами родителей», что позволяет проанализировать состояние воспитательной работы и скорректировать её с учётом мнения родителей.  

Педагог-психолог совместно с классным руководителем подбирает диагностики, методики для отслеживания духовно-нравственного развития обучающихся.

( «Психологический климат», «Сплочённость классного коллектива» и другие)

В процессе работы с детьми,  я наблюдаю, как они ведут себя во время уроков, общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Анализируя ситуацию, я понимаю, что еще очень много нужно сделать мне, как учителю и классному руководителю, родителям, чтобы воспитать в детях нравственные чувства, вести их к подлинной духовности.

Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, веру в себя, умение наслаждаться окружающим миром, Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их людьми, стремящимися сделать наш мир еще лучше.

Слайд 18

Моя педагогическая деятельность даёт определённые  результаты. Чтобы обучать и воспитывать детей мы педагоги должны сами постоянно учиться и развиваться, а главное каждый педагог должен сам обладать теми духовно-нравственными качествами, которые он должен заложить в младшего школьника.

Слайд 19

Своим опытом я делюсь на разных уровнях  с другими педагогами.

Конечно,  каждый педагог старается вложить в детей только хорошее, но к сожалению мы не можем до конца отследить, проанализировать все качества личности мл. школьника, но воспитывать  человека, создавать условия для формирования свойств духовно развитой личности, прививать любовь к своей стране, направлять воспитание на потребность творить и совершенствоваться и есть главная задача педагога и важнейшее условие успешного развития России.

Хочется закончить свою работу словами В.А. Сухомлинского:

«Если человека учат добру - в результате будет добро».            

Слайд 20 (Литература)

Спасибо за внимание.                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к курсу РПС "Мастерская речевого творчества" для первого класса"

Пояснительная записка по курсу развития познавательных способностей " Мастерская речевого творчества" включает: общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса...

Конкурсные испытания "Методический семинар" , "Я-учитель", "Урок" на конкурс "Учитель года России" 2018г

Презентация и пояснительная записка к  конкурсному испытанию  "Методический семинар "  и  эссе  на тему "Гражданская позиция современного учителя" к конкур...

Конкурсное испытание "Методический семинар"

Конкурсное испытание "Методический семинар"...

Конкурсное испытание-"Методический семинар"

В данной разработке проанализированы методы по развитию речи учащихся началных классов.Наиболее успешно позвляющие вести работу по развитию речи в малокомплектной школе....

Конкурсное испытание "Методический семинар". Презентация

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Современный период развития методи...

Конкурсное испытание "Методический семинар" конкурс "Учитель года России"

Материалы для конкурсного испытания "Методический семинар" конкурс "Учитель года России" 2020 год.Представлена презентация на тему "Социальное партнёрство семьи и школы средст...

Конкурсное испытание "Методическая мастерская" в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2022".

Демонстрация методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания. Компьютерная презентация с пояснительной запиской, представляющая собой эффективные методические практик...