Рабочая программа кружка "Я - гражданин России"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Основная цель курса формирование основ патриотизма, а именно воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории родного края, страны. Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_ya_-_grazhdanin_rossii.doc | 490 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. С. В. Ишеева»
г. Ясногорска Тульской области»
Рабочая программа кружка «Я – гражданин России»
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности
Автор программы Чубукова Наталья Николаевна, учитель начальных классов |
Город Ясногорск |
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей и на основе авторской программы «Я – гражданин России» (автор:С. В. Сабина), программы факультативного курса «Я - гражданин России» (Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко).
Основная цель курса формирование основ патриотизма, а именно воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории родного края, страны.
Задачи:
- изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
- воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и
людям;
- формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ «СОШ №3 им. С. В. Ишеева» г. Ясногорска Тульской области»
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости и т.д.
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальной
школы.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Предмет | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы курса «Я- гражданин России» |
Окружающий мир | Что такое семья. Семейное «древо». Характер взаимоотношений в семье. Твое участие в жизни семьи. | История моего имени и фамилии. Моя родословная (фамильное древо). Почему говорят «Крепка семья – крепка держава!»? Семья и ее роль в жизни. Семейные ценности. Семейные праздники. |
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. | РОДНОЙ КРАЙ – край, где родился и вырос. «История моего родного города». Знай и изучай свой край. Природа родного края. Животные и растения Тульского края. | |
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. | Что угрожает Земле? Сохранить Землю. | |
Леса родного края. Красота природы. | Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота леса. Тайны леса. | |
Река как водный поток. Использование рек человеком. Правила поведения реках. Охрана рек. | О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов. | |
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Города России. Москва Достопримечательности Москвы. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Символы государства. | Я — гражданин России. Дорогая моя столица. Государственные символы современной России. Символика в истории России. Государственные праздники России. Путешествие по карте России. Города России. | |
Конституция — главный закон России. Права детей России. Права и обязанности граждан России. | От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Как устроено государство, в котором ты живёшь? | |
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. | Величие подвига народа – победителя в В.О. войне. Встречи с участниками ВОВ тружениками тыла. Мои родственники в годы Великой Отечественной войны Юные герои Великой Отечественной войны. Интернет -путешествия по городам-героям и местам великих битв. | |
Как люди узнают о прошлом. История страны. | Как воскресить прошлое. Археология. Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: «город археологии» | |
Какие предметы окружали людей в старину. Особенности крестьянского дома. Особенности одежды славян разных сословий и разных исторических периодов. | «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» Экскурсия в Центр традиционной культуры «Русская изба» | |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции | Изготовление поздравительных открыток для ветеранов В О войны. |
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства). | Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). | |
Общее представление о технологическом процессе. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | Проект. Каким я хочу видеть наш школьный двор. Лепка из пластилина. | |
Изобразительное искусство | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | Выставка рисунков «Моя школа» |
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа | Осень в родном городе. Конкурс рисунков. | |
Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. | Конкурс рисунков на тему «Моя семья». | |
Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Общее и индивидуальное в работе разных художников. | Экскурсия в краеведческий музей «Творчество местных художников» | |
Литературное чтение | В.П. Катаев. «Сын полка» Книги о детях войны. Детские журналы и книги. К. Симонов «Сын артиллериста». | Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне» |
Раздел «Произведения Л. Н. Толстого. | Л. Н. Толстой и Тульский край. «Ясная Поляна» | |
Очерки о родине. И. Соколов-Микитов «Родина». Доп. чтение\ М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна». Понятия: «очерк», «герой очерка», «тема очерка» Н. Рубцов «Тихая моя родина». | РОДНОЙ КРАЙ – край, где родился и вырос. Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов. | |
Литературное чтение Музыка | Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». | Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, Дмитрий Пожарский) |
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся патриотические чувства, развить чувство гордости за свою страну; воспитать личность гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Виды деятельности:
игровая, проектная, художественно-творческая, трудовая.
Формы:
Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериалов, исследовательская работа, диспут, групповая работа, игры, конкурсы, викторины, выставки рисунков, экскурсии по памятным местам, выставки семейного творчества, заочные путешествия.
Наряду с традиционными формами преподавания используются адаптивные психологические формы и методы:
- ролевая игра;
- психологический тренинг;
- практикум;
- создание проблемных ситуаций;
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования. Время проведения: вторая половина учебного дня.
Место курса в учебном плане.
Программа «Я – гражданин России» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами патриотического воспитания детей в возрасте от 7-10 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы – по 34 часа в год.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «я гражданин России» обучающиеся должны знать:
- ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
- учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
- учащиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Должны уметь:
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире.
Требования к УУД , которые должен сформировать обучающийся в процессе внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- Регулятивные УУД:
- - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
2. Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
-устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; овладение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, родословная, здоровый образ жизни. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах).
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Качества личности , которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- внимательный к сверстникам;
- коммуникабельный, социально зрелый, активный;
- толерантный, милосердный, сопереживающий;
-доброжелательный, воспитанный, целеустремленный, интеллектуальный, трудолюбивый,
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется тестирование, которое проводится 1 раз в год в 1-4 классах (май).
Критерии оценки знаний учащихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Тесты (см. приложение №1)
Формы подведения итогов реализации программы
∙ Участие в школьных и муниципальных олимпиадах по краеведению
∙ Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих работ.
∙ Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев.
∙ Оформление портфолио учащихся
∙ Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях.
∙ Участие в общественно-полезных делах школы, района
3. Учебно-тематический план
1 класс
№ | Разделы программы | Количество часов |
Моя школа | 5 | |
Моя семья | 9 | |
Моя малая родина. | 9 | |
Мое Отечество | 10 | |
Всего часов: | 33 |
2 класс
№ | Разделы программы | Количество часов |
Моя школа | 5 | |
Моя семья | 9 | |
Моя малая родина. | 9 | |
Мое Отечество | 11 | |
Всего часов: | 34 |
3 класс
№ | Разделы программы | Количество часов |
Моя школа | 4 | |
Моя семья | 6 | |
Моя малая родина. | 9 | |
Мое Отечество | 15 | |
Всего часов: | 34 |
4 класс
№ | Разделы программы | Количество часов |
Моя школа | 6 | |
Моя семья | 8 | |
Моя малая родина. | 6 | |
Мое Отечество | 14 | |
Всего часов: | 34 |
Тематическое планирование
1 класс
33 часа (1 час в неделю)
№ | Разделы программы. Темы | Количество часов. |
Моя школа – 5 часов | ||
Игра-тренинг «Давай познакомимся» | 1 | |
Я – ученик. Экскурсия по школе. | 1 | |
Правила поведения и обязанности школьника. Презентация. | 1 | |
Школьный музей «Боевой славы». Экскурсия. | 1 | |
Режим дня школьника. Практическая работа (в группах). | ||
Моя семья - 9 часов. | ||
Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив. | 1 | |
Моя родословная (фамильное древо). | 1 | |
Что в имени тебе моем? История моего имени и фамилии. | 1 | |
Мой дом — моя крепость. Составляем герб своей семьи. Практическое занятие. | 1 | |
Тайны бабушкиного сундука. Игра. | 1 | |
О чем поведал семейный альбом. | 1 | |
Ценности семейной жизни наших предков. Беседа. | 1 | |
Семейные династии. Семейные реликвии. Диспут. | 1 | |
Семейные традиции. Беседа | 1 | |
Моя малая родина - 9 часов. | ||
Родной край – край, где родился и вырос. Урок-диспут. | 1 | |
Богатство и красота природы Тульского края. Конкурс фотографий. | 1 | |
Животные и растения Тульского края. Презентация. | 1 | |
Животные и растения Тульского края. Викторина. | 1 | |
Мир человека и мир природы - их единство. | 1 | |
Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека. Беседа. | 1 | |
Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота леса. Тайны леса. Игра-тренинг. | 1 | |
О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов. Путешествие по карте. | 1 | |
Достопримечательности края. Заочная экскурсия. | 1 | |
Моё Отечество – 11 часов. | ||
Я — гражданин России. Моя Родина – Россия. Диспут. | 1 | |
Государственные символы современной России. Символика в истории России. Презентация. | 1 | |
Государственные праздники России. День народного единства. Конкурс рисунков. | 1 | |
Путешествие по карте России. Города России. | 1 | |
Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Просмотр видеофильма. | 1 | |
Встречи с участниками ВОВ, боевых действий. | 1 | |
Экскурсия в краеведческий музей в зал «Боевой славы» | 1 | |
Изготовление поздравительных открыток для ветеранов В О войны. | 1 | |
Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы. | 1 | |
Тестовая работа. | 2 |
2 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ | Разделы программы. Темы | Количество часов |
Моя школа – 5 часов | ||
«Моя школа. Спортивные достижения и интересные факты из истории. | 1 | |
Мы школьники, а это значит…Психологический тренинг. | 1 | |
Ты и твои друзья. Психологический тест. | 1 | |
Конкурс рисунков «Моя школа» | 1 | |
Посещение школьного зала Боевой славы. | 1 | |
Моя семья - 9 часов. | ||
История страны – история семьи. Беседа. | 1 | |
Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья. Беседа | 1 | |
Сбор материала по теме «Судьба моего родственника». Создание презентаций. | 1 | |
Семья и ее роль в жизни. Диспут | 1 | |
«Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы). | 1 | |
Мои родственники в годы Великой Отечественной войны. Диспут. | 1 | |
Старая фотография рассказала. | 1 | |
Орден в моей семье. Беседа. | 1 | |
Конкурс «Самый счастливый день в моей жизни» | 1 | |
Моя малая родина - 9 часов. | ||
Понятие “Малая родина”. Беседа. | 1 | |
Место Тульского края в истории России. Устный журнал. | 1 | |
Знай и изучай свой край. Заочное путешествие по родному краю. | 1 | |
Природа родного края. Викторина. | 1 | |
Обычаи и традиции русского народа. Посещение краеведческого музея «История моего родного города». | 1 | |
Осень в родном городе. Конкурс рисунков. | 1 | |
Путешествие по улицам города. | 1 | |
Город, в котором я живу. Конкурс. | 1 | |
С чего начинается Родина? КВН. | 1 | |
Моё Отечество – 11 часов. | ||
«Помнит вся Россия про день Бородина…» Презентация. | 1 | |
Беседа «Слава российского флота». | 1 | |
Видеофильм. Величие подвига народа – победителя в В.О. войне. | 1 | |
История Отечества. Аукцион знаний. | 1 | |
Интернет -путешествие по городам-героям и местам великих битв. | 1 | |
Интернет -путешествия по городам-героям и местам великих битв. | 1 | |
Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов. | 1 | |
Мы против терроризма. Беседа | 1 | |
Диспут «За что любят Родину?» | 1 | |
Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | 1 | |
Тестовая работа | 1 |
3 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ | Разделы программы. Темы | Количество часов |
Моя школа – 4 часа | ||
Моя школа – мой дом. Экскурсия по школе и школьному двору. | 1 | |
Достижения учащихся школы. Экскурсия в Зал достижений учащихся. | 1 | |
«Гордимся и помним». Жизненный путь С. В. Ишеева. Беседа. | 1 | |
Традиции нашего класса. Конкурсы и игры. | 1 | |
Моя семья - 6 часов. | ||
Семья, как много в этом слове…Беседа. | 1 | |
Семейные ценности. Семейные праздники. Просмотр семейных фотографий. | 1 | |
Прошлое моей семьи. Творческие рассказы учащихся. | 1 | |
Пословицы и поговорки о семье. | 1 | |
География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий). | 1 | |
Конкурс рисунков на тему «Моя семья». | 1 | |
Моя малая родина - 9 часов. | ||
Экскурсия: «Здесь я родился (моя малая Родина). | 1 | |
Известные люди нашего города (села). Встреча с интересными людьми. | 1 | |
Экскурсия «История родного края. История моей улицы» | 1 | |
Природа родного края. Экологический маршрут. | 1 | |
Экскурсия в краеведческий музей «Творчество местных художников» | 1 | |
Презентация «Тульская земля – Родина моя» | 1 | |
Тула – город-герой! Экскурсия в краеведческий музей. Встреча с председателем Совета ветеранов. | 1 | |
Тульские пряники. Презентация. Лепка пряников из пластилина. | 1 | |
Л. Н. Толстой и Тульский край. «Ясная Поляна» | 1 | |
Моё Отечество – 15 часов. | ||
Конкурс стихов о Родине. | 1 | |
Москва – столица России. Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная. | 1 | |
Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи. | 1 | |
Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). | 1 | |
Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). | 1 | |
Как настоящее связано с прошлым. Уроки прошлого. Археология. | 1 | |
Как распивали чаи на Руси. Интерактивное занятие в краеведческом музее. | 1 | |
Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии» | 1 | |
«Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» Экскурсия в Центр традиционной культуры «Русская изба» | 1 | |
Письменность. «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг». Мастер-класс «Как писали на Руси» (В краеведческом музее) | 1 | |
Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. | 1 | |
День памяти «Во имя жизни на Земле». Экскурсия к Вечному огню. | 1 | |
Общее и особенное народов России. Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». | 1 | |
Общее и особенное народов России. Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». | 1 | |
Тестовая работа | 1 |
4 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ | Разделы программы. Темы | Количество часов |
Моя школа – 6 часов | ||
Продолжаем изучать школьный устав. Беседа. | 1 | |
Мой лучший школьный друг. Письмо другу. Творческая работа учащихся. | 1 | |
Проект. «Каким я хочу видеть наш школьный двор». Лепка из пластилина. | 1 | |
Защита проекта. «Каким я хочу видеть наш школьный двор». | 1 | |
Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. | 1 | |
Наша школа в будущем. Конкурс рисунков. | 1 | |
Моя семья – 8 часов | ||
Я и моя семья. Фотовыставка. | 1 | |
Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | 1 | |
Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья» | 1 | |
Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Беседа. | 1 | |
Об отце говорю с уважением. Диспут. | 1 | |
Почему говорят «Крепка семья – крепка держава!» | 1 | |
Кто самый мудрый в семье? Бурятская сказка «Золотая чаша» | 1 | |
Почему следует гордиться своей фамилией? | 1 | |
Моя малая родина – 6 часов | ||
Фотоконкурс. Природа нашего города. | 1 | |
Чем и кем славен мой город? Интересные факты из газет и журналов о моём городе. | 1 | |
Чем и кем славен город Тула? Презентации. | 1 | |
Чем и кем славен город Тула? Интересные факты из газет и журналов. | 1 | |
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия по памятным местам города. | 1 | |
Герои Советского союза – наши земляки. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
Мое Отечество – 14 часов | ||
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. | 1 | |
Как устроено государство, в котором ты живёшь? Беседа. | 1 | |
Растения из Красной книги России. Просмотр видеофильма. Викторина. | 1 | |
Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, Дмитрий Пожарский) Презентация. | 1 | |
Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная - познавательная программа. | 1 | |
Экскурсия в краеведческий музей. Урок Мужества. | 1 | |
Мы помним – мы ценим. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов ВОВ. | 1 | |
Что мог испытать во время войны твой ровесник? Юные герои Великой Отечественной войны. Просмотр видеофильма и его обсуждение. | 1 | |
Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне» | 1 | |
Города – герои. Презентация. | 1 | |
Проектная работа. Города – герои. Оформление альбома | 1 | |
Мы против терроризма. Просмотр презентации. | 1 | |
За что я люблю Родину. Диспут «Я – гражданин и патриот России». Игра-викторина. | 1 | |
Тестовая работа. | 1 |
4. Содержание программы
1 класс
Моя школа – 5 часов
Игра-тренинг «Давай познакомимся». Формированию дружеских отношений. Благодаря игре, каждый из детей получает заряд хорошего настроения и свою долю внимания. Игра «Музыкальный ринг». Соревнуются команды, кто больше вспомнит песен с именами. |
Я – ученик. Экскурсия по школе. Знакомство детей с помещениями школы (столовая, медицинская комната, учительская, спортивный зал и т.д.). Сотрудники школы встречают детей, задают им вопросы. |
Правила поведения и обязанности школьника. Презентация. Дети знакомятся как надо себя вести на уроках, переменах. Что должен делать ученик в школе. |
Школьный музей «Боевой славы». Экскурсия. Дети узнают чьё имя носит школа. Кто такой С. В. Ишеев. Какой подвиг он совершил? Почему школе присвоили его имя? Режим дня школьника. Практическая работа по составлению режима дня (работа в группах). Формирование умения планировать свое личное время, опираясь на собственный режим дня; |
Моя семья – 9 часов. Из истории семьи. Семейный архив. Дети приносят фотографии своих родственников, под руководством учителя отбирают те, которые понадобятся для составления фамильного древа. |
Моя родословная (фамильное древо) (Беседа). Школьники изучают родословную своей семьи, интересуются историей отцов, дедов, прадедов. Собранный материал оформляется в виде альбома. |
Что в имени тебе моем? История моего имени и фамилии. Беседа. Дети раскрывают значение имени и фамилии для человека. |
Мой дом — моя крепость. Составляем герб своей семьи. Практическое занятие. Дети знакомятся с понятием «герб семьи». Что может быть изображено на нём? Просмотр презентации. Творческая работа. |
Тайны бабушкиного сундука. Игра. Экскурсия в краеведческий музей. Театрализованное представление для детей. |
Ценности семейной жизни наших предков. Беседа. |
Семейные династии. Семейные реликвии. Диспут. Демонстрация старинных семейных вещей. |
Семейные традиции. Беседа. Команды показывают домашнее задание с использованием семейных плакатов. |
Моя малая родина -9 часов
Родной край – край, где родился и вырос. Урок-диспут. |
Богатство и красота природы Тульского края. Конкурс фотографий. |
Животные и растения Тульского края. Презентация. |
Животные и растения Тульского края. Викторина. Показать богатство животного и растительного мира, учить беречь и защищать ее. |
Мир человека и мир природы - их единство. |
Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека. Беседа. |
Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота леса. Тайны леса. Игра-тренинг. |
О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов. Путешествие по карте. |
Достопримечательности края. Заочная экскурсия. Моё Отечество – 11 часов |
Я — гражданин России. Моя Родина – Россия. Диспут. Значение слов «род», «Отечество», «Отчизна» |
Государственные символы современной России. Символика в истории России. Презентация. |
Государственные праздники России. День народного единства., День России. День Победы. Конкурс рисунков. |
Путешествие по карте России. Города России. |
Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Просмотр видеофильма. Обсуждение. |
Встречи с участниками ВОВ, боевых действий. |
Экскурсия в краеведческий музей в зал «Боевой славы». Знакомство с героическими страницами родного края. Значение боя под посёлком Ревякино. |
Изготовление поздравительных открыток для ветеранов В О войны. |
Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы. Тестовая работа. 2 класс Моя школа – 5 часов |
«Моя школа. Спортивные достижения и интересные факты из истории. |
Мы школьники, а это значит…Психологический тренинг. |
Ты и твои друзья. Психологический тест. Беседа «Поговорим о дружбе» Игра «Я и мой друг» (проводится в группах: работа над пословицами, формулирование правил дружбы). |
Конкурс рисунков «Моя школа» |
Посещение школьного зала Боевой славы. Дети знакомятся с наиболее важными битвами ВО войны. |
Моя семья – 9 часов |
История страны – история семьи. Беседа. Беседа о поведении дома, в семье. Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке приятно». Проводится рефлексия: «Какой вы сделали вывод, прослушав рассказ?». |
Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья. Беседа |
Сбор материала по теме «Судьба моего родственника». Создание презентаций. |
Семья и ее роль в жизни. Диспут Чтение стихотворения З. Зелка «Какой хороший вечер» с последующим обсуждением. Беседа: «Когда и почему нам дома бывает тепло и уютно?». Рассказы детей о своей семье, о своем доме. Работа над деформированной пословицей: вся и душа семья – так вместе н месте (вся семья вместе, так и душа на месте). Рефлексия: - Чем крепка семья? Зависит ли от вас «Погода в доме?». |
«Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы). |
Мои родственники в годы Великой Отечественной войны. Диспут. Дети делятся с одноклассниками рассказами о своих прадедушках, прабабушках – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. |
Старая фотография рассказала. |
Орден в моей семье. Беседа. Дети показывают награды своих родственников и рассказывают об их подвигах. |
Проводится конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый день в моей жизни». Дети делятся воспоминаниями о незабываемых событиях своей жизни. |
Моя малая родина - 9 часов.
Понятие “Малая родина”. Беседа. Ясногорск – моя малая Родина. За что я люблю свой город? |
Место Тульского края в истории России. Устный журнал. Презентация. |
Знай и изучай свой край. Заочное путешествие по родному краю. Просмотр презентации. Дети учатся наблюдать за природой и видеть прекрасное в ней. |
Природа родного края. Викторина. |
Обычаи и традиции русского народа. Посещение краеведческого музея «История моего родного города». |
Осень в родном городе. Конкурс рисунков. Дети учатся видеть и отражать в своих рисунках неповторимую красоту своего родного края. |
Путешествие по улицам города. История улицы, на которой я живу. С помощью родителей (дома) дети подбирают материал о происхождении названия улицы и во время экскурсии делятся своими знаниями с одноклассниками. |
Город, в котором я живу. Конкурс. Дети отвечают на вопросы, подбирают пословицы и поговорки, разгадывают ребусы, отгадывают кроссворды. |
С чего начинается Родина? КВН. Соревнуются 3 команды. |
Моё Отечество – 11 часов.
«Помнит вся Россия про день Бородина…» Презентация. |
Беседа «Слава российского флота». Чтение рассказов о русском флоте. Дать представление о России – великой морской державе, познакомить с именами прославленных флотоводцев. |
Видеофильм. Величие подвига народа – победителя в В.О. войне. Обсуждение фильма. |
История Отечества. Аукцион знаний. |
Интернет -путешествие по городам-героям и местам великих битв. |
Интернет -путешествия по городам-героям и местам великих битв. |
Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов. |
Мы против терроризма. Беседа. Кто такой террорист. Цель террористических организаций. Как обезопасить себя от террористов. |
Диспут «За что любят Родину?» |
Дорогая моя столица. Заочное путешествие. Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем |
Тестовая работа |
3 класс
Моя школа – 4 часа
Моя школа – мой дом. Экскурсия по школе и школьному двору. Трудовой десант. |
Достижения учащихся школы. Экскурсия в Зал достижений учащихся. Знакомство с лучшими учениками школы. |
«Гордимся и помним». Жизненный путь С. В. Ишеева. Беседа. |
Традиции нашего класса. Конкурсы и игры. |
Моя семья - 6 часов.
Семья, как много в этом слове. «Что такое семья» («Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья»). Просмотр сценки из жизни одной семьи. Рефлексия: Какой совет вы бы дали девочке? Три правила: уважай и люби старших; позаботься о младших; помни: – ты в семье помощник. |
Семейные ценности. Семейные праздники. Просмотр семейных фотографий. Конкурс «Сериал из жизни нашей семьи…» (команды показывают домашние задания: экстремальная ситуация, когда даются различные жизненные ситуации, а дети находят выход из них). |
Прошлое моей семьи. Творческие рассказы учащихся. |
Пословицы и поговорки о семье. Устный журнал о семье и о мире в семье. Дети читают стихи, загадки, пословицы и поговорки о семье. |
География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий). Цель показа - необъятные просторы России, ценности семьи. |
Конкурс рисунков на тему «Моя семья». В детях воспитывается уважительное отношение ко всем членам семьи, развивается творческая активность. |
Моя малая родина - 9 часов.
Экскурсия: «Здесь я родился» (моя малая Родина). |
Известные люди нашего города (села). Встреча с интересными людьми. |
Экскурсия «История родного края. История моей улицы». Продолжаем знакомство с улицами города. |
Природа родного края. Экологический маршрут. |
Экскурсия в краеведческий музей «Творчество местных художников» |
Презентация «Тульская земля – Родина моя». Викторина. |
Тула – город-герой! Экскурсия в краеведческий музей. Встреча с председателем Совета ветеранов. |
Тульские пряники. Презентация. Лепка пряников из пластилина. |
Л. Н. Толстой и Тульский край. «Ясная Поляна» Жизнь и деятельность Л. Н. толстого. Школа для крестьянских детей. |
Моё Отечество – 15 часов.
Конкурс стихов о Родине. |
Москва – столица России. Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная. |
Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи. |
Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Пословицы народов России: чему они учат? |
Как настоящее связано с прошлым. Уроки прошлого. Археология. |
Как распивали чаи на Руси. Интерактивное занятие в краеведческом музее. За круглым столом с чашечкой чая в театрализованной форме сотрудники музея рассказывают о традициях русского чаепития. |
Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии» |
«Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» Экскурсия в Центр традиционной культуры «Русская изба» (знакомство с народным прикладным творчеством, изучение жизни древних славян, их обычаев, домашней утвари); |
Письменность. «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг». Мастер-класс «Как писали на Руси» (В краеведческом музее) |
Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. |
День памяти «Во имя жизни на Земле». Экскурсия к Вечному огню. Цель – воспитание уважения к памяти земляков- героев ВОВ. Чтение стихотворений о ВО войне, возложение цветов. Понятие «Вечный огонь», «Мемориальная доска», назначение памятника «Неизвестному солдату». |
Общее и особенное народов России. Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Работа в группах. Распределение обязанностей. Поиск материала в учебной литературе, художественной литературе, в Интернете. |
Общее и особенное народов России. Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Защита проекта. |
Тестовая работа |
4 класс
Моя школа – 6 часов
Продолжаем изучать школьный устав. Беседа. Правила, которые необходимо выполнять. Составление правил, которые хотелось бы добавить в школьный устав. |
Мой лучший школьный друг. Письмо другу. Творческая работа учащихся. |
Проект. «Каким я хочу видеть наш школьный двор». Лепка из пластилина. |
Защита проекта. «Каким я хочу видеть наш школьный двор». |
Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. |
Наша школа в будущем. Конкурс рисунков. |
Моя семья – 8 часов
Я и моя семья. Час размышлений «Зачем человеку семья». Возникновение семьи. Показать значимость семьи на примерах лучших семейных традиций. Фотовыставка. |
Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. |
Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья» |
Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Беседа. |
Об отце говорю с уважением. Диспут. Мой папа – мастер на все руки. |
Почему говорят «Крепка семья – крепка держава!» |
Кто самый мудрый в семье? Бурятская сказка «Золотая чаша». Прослушивание сказки и её обсуждение. Выделение главной мысли сказки. |
Почему следует гордиться своей фамилией? |
Моя малая родина – 6 часов
Фотоконкурс. Природа нашего города. Привитие любви к родному краю. |
Чем и кем славен мой город? Интересные факты из газет и журналов о моём городе. |
Чем и кем славен город Тула? Презентации. |
Чем и кем славен город Тула? Интересные факты из газет и журналов. |
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия по памятным местам города. |
Герои Советского Союза – наши земляки. Экскурсия в библиотеку. Цель-знакомство с подвигом героев-земляков. |
Мое Отечество – 14 часов
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. «Что мы обязаны делать и чего не обязаны», «На что имеем право и на что не имеем». Обсуждение вопросов идет по группам. |
Как устроено государство, в котором ты живёшь? Беседа. |
Растения из Красной книги России. Просмотр видеофильма. Викторина. |
Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, Дмитрий Пожарский) Презентация. Знакомство с именами великих защитников русской земли. Просмотр репродукций картин, чтение стихов о защитниках Родины. |
Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная - познавательная программа. |
Экскурсия в краеведческий музей. Урок Мужества. |
Мы помним – мы ценим. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов ВОВ. |
Что мог испытать во время войны твой ровесник? Юные герои Великой Отечественной войны. Просмотр видеофильма и его обсуждение. |
Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне» |
Города – герои. Презентация. Заочное путешествие. Беседа, сбор материала. |
Проектная работа. Города – герои. Оформление альбома |
За что я люблю Родину. Диспут «Я – гражданин и патриот России». Игра-викторина. Игра проходит в виде конкурсов: исторического, географического, литературного, музыкального. В заключении проводится награждение грамотами. Мы против терроризма. Просмотр презентации. |
Тестовая работа. |
5. Материально-техническое обеспечение курса.
Список основной литературы:
- Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
- Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
- Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
- Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
- Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В. Богданова, Н.В. Кондукова, Е.В. Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
- Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.
– М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Программы курса С.В. Сабиной «Я – гражданин России» - Сборник программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы – М.: 2011.
- Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. Программы факультативного курса «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир).– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. М.: 2008.
Список литературы для учителя:
- Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская.– Новосибирск, 2003.
- Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
- Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
- Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение,
- Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
- Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
- Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
Интернет-ресурсы:
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.
http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.
Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска.
Принтер
Приложение
Тест №1 (1 класс)
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.
3. Напиши полное название нашей страны:
Р ___________________
Ф ___________________
4. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля День согласия и примирения
1 мая День защитника Отечества
4 ноября День России
- июня День солидарности трудящихся
5.Какие правила поведения в школе ты знаешь?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему нужно соблюдать режим дня?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
7. Допиши предложение:
Родной край – это__________________________________________.
8.Назови реки Тульской области.
__________________________________________________________________________________________________________________________
9. Растения Тульской области: ___________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. Напиши дату начала и окончания Великой Отечественной войны. __________________________________________________________________
11. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках. Как ты поступишь в данной ситуации?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, правила поведения в лесу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тест №2 (2 класс)
1. Впиши пропущенные слова.
Главой нашего государства является __________________________,
а законы создаёт ___________________________________
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?
а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;
б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;
в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;
г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Что такое герб?
а) нагрудный знак;
б) отличительный знак города, государства;
в) эмблема;
г) рисунок.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
До какого возраста человек считается ребёнком?
а) до 14 лет; б) до 18 лет;
в) до 20 лет; г) до 25 лет.
5. Закончи предложение:
Каждый человек имеет право на _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясни названия праздников.
Праздники | Событие, которое дало название празднику |
9 Мая – День Победы | |
12 июня – день независимости России | |
12 апреля – день космонавта |
- Нарисуй российский флаг.
- Напиши название своего регионального центра.
__________________________________________________________
- Города Тульской области: __________________________________________________________________________________________________________________________
- Охраняемые растения Тульской области:
________________________________________________________
________________________________________________________
- Какого человека можно назвать другом? Напиши.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тест №3 (3 класс)
1. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто утверждает важные законы нашей страны?
а) президент России;
б) правительство Российской Федерации;
в) государственная дума;
г) народ.
3. Перечисли города России:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.
(Если сможешь, заполни все листки календаря):
январь | февраль | март | май | июнь | ноябрь |
5.Напиши, что означают цвета флага России.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. День рождения нашей страны
а) 1 января
б) 1 сентября
в) 12 июня
г) 9 мая
7. Соедини начало и конец пословиц:
Родина – мать… …зайцу дорог
Родная сторона- мать, а… …умей за неё постоять
Родной куст и… …чужая- мачеха.
- Напиши пословицы и поговорки о Родине.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чем славится Тульский край.
10. Охраняемые растения и животные Тульской области:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Как мы узнаём о прошлом нашей страны.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
12. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.
Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.
Тестовая работа №4 (4 класс)
1. Запиши слова, близкие по значению слову «родина»
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Выбери и отметь правильные утверждения:
а) государство - это все люди,
живущие в стране;
Что такое б) государство - это механизм
государство? управления людьми,
живущими в стране;
в) государство устанавливает законы,
которые нельзя нарушать;
3. Выбери и отметь правильный ответ:
В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Конституция Российской Федерации;
г) Устав школы.
4. Соедини линиями название документа и его основное назначение:
5. Выбери и отметь правильный ответ:
Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?
а) если остался без семьи;
б) если проживает в семье;
в) если проживает с мамой;
г) если проживает с бабушкой.
6. Отметь права детей:
а) носить фамилию родителей
б) вести себя, как тебе захочется
в) жить и воспитываться в семье
г) общаться с родителями и другими родственниками
д) брать чужие вещи
7 .Отметь права человека:
а) на свободный труд
б) обманывать по поводу и без повода
в) на образование
г) на лечение
д) читать чужие записи и письма
8. Растения из Красной книги России: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Герои России: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Чем и кем славится город Тула?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Каким должен быть современный школьник. Напиши.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие обязанности имеет каждый ребёнок в семье. Напиши. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...
Рабочая программа "Я гражданин России"
План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...
Рабочая программа кружка "Я - гражданин России"
Эта программа может использоваться в блоке дополнительного образования...
рабочая программа "Я- гражданин России"
Рабочая программа "Я - гражданин России"...
Рабочая программа кружка "Я гражданин России" для 2 класса. Горский. ПНШ.
Рабочая программа кружка "Я гражданин России" с КТП для 2 класса и УДД. Горский. ПНШ....
Рабочая программа Я Гражданин России
Рабочая программа...
Приложение к рабочей программе "я - гражданин России", 3 класс
Рабочая программа по курсу «Я - гражданин России» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO)...