рабочая программа "Я- гражданин России"
рабочая программа (4 класс) на тему

Чаусова Ольга Алексеевна

Рабочая программа "Я - гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-grazhdanin_rossii.odt28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
163»
г. Зеленогорска Красноярского края

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

на заседании ШМО

Заместитель директора по воспитательной работе

Директор МБОУ «СОШ 163»

_______________________

Протокол

И.Г. Степанова

от «____» _________________ 2016г.

___________________________

Приказ

______________________

И.П.Люфт

от «____» _____________ 2016г.

.

«_____»________________2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

"Я-гражданин России"

направление духовно-нравственное

для 4 класса

срок реализации – 1 год

                                                                                   Автор:            

                                                                                 Учитель начальных классов

                                                                                 О.А.Чаусова

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

           Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению   на 2016/2017 год «Я – гражданин России» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной (издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2011 год).

         Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

  • содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
  • оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
  • обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
  • создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Содержание учебных пособий «Я - гражданин России»

построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

             Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ  является то, что она углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

            Актуальность и педагогическая целесообразность  курса - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

      Срок реализации программы – 2 года ( 3-4 класс). Содержание программы 4 года обучения рассчитано на 32 часа. В авторскую программу внесены изменения, так как продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели. Добавлен 1 час в раздел  «Древняя Русь» и 1 час в раздел «Московское государство». Возраст учащихся – 10-11 лет.

         Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.

2. Планируемые результаты освоения учащимися программы  курса

Обучащийся научится:

  • понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
  • ориентироваться в историческом времени;
  • определять на карте границы и крупные города России;
  • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  • различать символы государства  - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
  • уважительно относиться к защитникам Родины;
  • читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
  • различать художественную и научно-популярную литературу;
  • анализировать ответы товарищей;
  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащийся получит возможность научиться:

  • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
  • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
  • анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

Содержание программы курса

4 класс  Мое настоящее и далекое прошлое (34 часа)

Введение. От прошлого к будущему.

Зачем мне история? (1 час)

Раздел I. Древняя Русь (7 часов) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда,

вече, ярлык.

Раздел II. Московское государство (7 часов)

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.

Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.

Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне.

Раздел III. Российская империя (5 часов)

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.

Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.

Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.

Понятия: Отечественная война, генеральное сражение,

фельдмаршал, амнистия, тайное общество.

Раздел V. XX–XXI века. История и современность (8 часов)

Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.

Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия  - государственное устройство (Российская  Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).

Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.

Заключение (1 час)

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела и тем

Виды деятельности

(практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

Кол-во часов

Плановые

сроки

прохождения

Планируемая

дата

Факти-

ческая

дата

1

Введение.

От прошлого

к будущему.

Зачем мне история?

Круг мнений по теме

«Прошлое должно служить

современности!» (Д. Лихачев).

Интеллектуальная игра

«Что я знаю»

1

Древняя Русь

7

2

Восточные славяне

и их соседи. Образование

Древнерусского государства

Видеофрагменты докумен

тальных и художественных

фильмов (подготовка

и показ). Лента времени

1

3

Крещение Руси. Киевская Русь.  Владимир Мономах, Ярослав Мудрый

«Крылатые» слова

1

4

Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных

примерах)

Встреча с древней Москвой

(выставка репродукций

картин)

1

5

Монголо-татарское

нашествие. Борьба против монголо-татар

Лента времени.

Дополнительное чтение

1

6

Новгородская Русь

и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере

Памятные даты. Обсуждение

исторического фильма

«Александр Невский»

(реж. С. Эйзенштейн)

2

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Искусство Древней Руси

«На поле Куликовом»

(знакомство с сайтом

Государственного военно-

исторического и природного

музея_заповедника «Куликово

поле»1)

1

Московское государство

7

8

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства

Лента времени. «Крылатые»

слова. Историческая карта

1

9

Жизнь и быт людей.

Возникновение

книгопечатания.

Первопечатник Иван

Федоров

Тема для обсуждения:

«Что нужнее современному

человеку: книги

или компьютер?». Первые

буквари. Мой букварь.

Мой любимый учебник

1

10

Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века.

К.З. Минин и Д.М. Пожарский.

Подвиг Ивана Сусанина

Смутное время в литературе,

музыке, живописи

3

11

Крепостное право. Степан Разин

Видеофрагменты

художественного фильма

«Степан Разин»

1

12

Жизнь, быт и культура России в XVII веке

История одного музейного

экспоната (рассказ по кругу)

1

Российская империя

5

13

Петр I и преобразования в России

Реформы Петра I:

что они дали России

1

14

Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета

«И грянул бой!» –

Полтавская битва

в литературе и живописи.

Коллажи «Окно в Европу»,

«Вторая столица».

1

15

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать

М.В. Ломоносов – эпоха

русской науки.

«Быть верным Отечеству»

(о жизни и победах

А.В. Суворова).

Школа в Российской империи

2

16

Крестьянская война

под предводительством Е. Пугачева.

Культура России

По музеям России

(виртуальная экскурсия)

1

Россия в XIX веке

5

17

Отечественная война

1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение

Инсценировка фрагмента

литературного произведения

о войне 1812 года

2

18

Николай I и декабристы

Пушкин и декабристы

«Лицей в Царском Селе»

(г. Пушкин) – рассказ_

путешествие по залам музея

1

19

Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века.

Отмена крепостного права

Россия второй половины

XIX века в литературе,

живописи и искусстве

1

20

Жизнь, быт и культура России

Сокровища России XIX века

1

XX–XXI век. История и современность

8

21

Начало века: войны

и революции.

Образование СССР

Крейсер «Варяг».

Революция в литературе,

живописи, музыке.

Инсценировка песен

Гражданской войны

2

22

Великая Отечественная война. Города-герои.

Герои фронта и тыла

Школа в годы войны.

Письма с фронта.

Дети военной поры

3

23

Достижения науки

и техники. Освоение

космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура, искусство России

Концерт-презентация

«Космические дали»

2

24

Новая Россия –

государственное устройство (Российская Федерация).

Государственные символы

(герб, флаг, гимн)

Сочинение-размышление

«Будущее нашей страны»

1

25

Заключение

Обсуждение темы

«Самое значительное событие

нашей истории».

Интеллектуальная игра

«Что я узнал»

1

Материально-техническое обеспечение курса

Литература (основная и дополнительная)

Основная литература

1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2011

2. Чутко Н.Я. Я  - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. -Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. -192 с.

3. Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я - гражданин России». 4 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.  64 с.

Дополнительная литература

1. Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

2. Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

3. Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа России" 2 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа "Школа России"  с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру составлена по УМК "Школа России"...

Рабочая программа "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии....

рабочая программа "Школа России"

материал пригодится учителям при составлении календарно- тематического планирования по предметам в 3 классе...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России"...