Проектирование урока в системе компетентностного образования
статья

Горностаева Ирина Петровна

Выступление на республиканской НПК "Введение ФГОС в Республике Тыва: опыт, проблемы, перспективы" 25 мая 2011года

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Проектирование урока

               в  системе компетентностного образования.

           Новые стандарты образования требуют нового подхода к подготовке и построению урока.  Новый ФГОС однозначно определил ориентацию на формирование компетенций обучающихся. Это означает отход от традиционной знаниево – ориентированной модели, которая хотя и была основана на прочности, фундаментальности теоретического знания, но всегда гарантировала практичность его применения, не формировала компетентного, т.е. умеющего в полной мере пользоваться полученным знанием, человека.

           Для объяснения компетентностного подхода используют два основных термина: компетентность и компетенция.

         Компетенция – некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика.

         Компетентность – уже состоявшееся его личное качество, т.е. компетентность – это уровень практической реализации компетентности.

        В чём же отличие компетентностного подхода к обучению  от  традиционного?

        Сущность компетентностного подхода (по определению ЮНЕСКО) состоит в том, чтобы научить:

   -  Получать знания (учить учиться);

   -  Работать и зарабатывать (учение для труда);

   -  Жить (учение для бытия);

   - Жить вместе (учение для совместной жизни);

Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача ( приобретение) теоретической суммы ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

« Знаю,что»

«Знаю,как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений( отметки по пятибальной системе)

Комплексная оценка учебных достижений( портфолио – продукт творческого обучения)

Компетентностное содержание образования включает в себя:

- Интегрированное построение образовательной программы ( модульные образовательные программы: учебные дисциплины + воспитательная работа, т.е. общее и дополнительное образование);

- Ориентацию на конкретные  компетенции при целеполагании и отборе содержания каждого учебного занятия;

- Связь с практикой (жизнедеятельностью).

   При тематическом планировании должны указываться базовая ключевая компетенция, а её формирование должен быть направлен весь курс ( например, в курсе « Литературное чтение» базовая ключевая компетенция – читательская) и частная вспомогательная компетенция, на её формирование должен быть направлен раздел или модуль данного курса ( например, в разделе учебника по литературному чтению « Поэтическая тетрадь» это терминологическая литературная компетенция, выразительное чтение стихотворения, заучивание наизусть.

         Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя пять основных этапов:

         I этап – целеполагание.

   На нём, во-первых определяется место учебного занятия:

- В системе содержания образования ( предмет, курс, модуль, связи:  внутри – и межпредметные, с дополнительным образованием и воспитанием);

- Какую компетенцию ( её составляющую или компонент) формирует или развивает данное учебное занятие.

      Во-вторых цели и основные задачи учебного занятия.

Цель – это образ того результата, который стремиться получить субъект, выполняя те или иные действия, а задача- средство достижения цели. Задача носит стратегический характер и формируется в единственном числе. Количество задач определяется с позиций необходимости и достаточности.

Раньше мы писали цели урока, а теперь задачи:

  - Воспитательная ( формирование ценностей, нравственной оценки и т.д.). Стоит на первом месте т.к. сегодня все программные документы приоритет отдают воспитанию;

    - Учебная (изучение, закрепление, обобщение)

    - Развивающая ( учебные навыки и умения, память, логическое мышление и т.д.)

Пример:

Предмет: Литературное чтение

Тема: Живые буквы

Цель курса: формирование основ читательской компетеции, связанной с пониманием основного содержания произведения, его жанра.

Задачи учебного занятия:

- Воспитательная: обеспечение уровня нравственной оценки характера героев сказки И.Токмаковой   Кляксича , девочки Али.

- Учебная: изучение произведений: С.Чёрный « Живая азбука», И. Токмакова « Аля, Кляксич и буква А»

   - Развивающая: развитие умения работать с художественным текстом, навыков чтения, творческих способностей ( при выразительном чтении, пересказе).

       II этап – проектирование содержания урока. На нём происходит:

  -  Разделение содержания учебного занятия на основные компоненты компетенции: - постановка проблемы ( почему буквы названы живыми?) – теория ( жанры художественных произведений) – практика ( развитие навыков выразительного чтения, умения работать с произведением: находить и перечитывать нужные участки произведения).

   - Установление связей внутри содержания ( этапы формирования компетенции, определение логики изучения)

   - Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их прохождения.

       III этап – выбор формы организации  учебно – познавательной деятельности ( тип учебного занятия).

   Компетентностный подход в значительной степени ориентирован на организацию учебно- познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого, отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность ( создать творческую продукцию).

Пример: при изучении стихотворения С. Чёрного « Живая азбука» детям предлагается поиграть, оживив буквы. На доске прикреплены карточки с буквами, дети по одному подходят, выбирают карточку и очень быстро называют животное на эту букву. А на дом детям задаётся нарисовать животное. В результате получается коллективный проект «Живая азбука», который они презентуют на празднике « Прощание с Азбукой».

Основные характеристики творческого урока:

 - Исследовательский метод и вид деятельности;

  - Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

  -  Многообразие подходов и точек зрения;

  -  Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;

   - Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

 IV этап – подбор методов и форм обучения – определение условий перевода знания  ( какими учебно- практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

  На заключительном, V этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий ( первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проектированию и проведению уроков в системе развивающего обучения

Материал этой статьи поможет учителям, начинающим работать в системе РО, разобраться в проектировании уроков, типологии уроков данной системы....

Исследовательская деятельность младших школьников как путь к компетентностному образованию.

В условиях, когда мир стремительно развивается, появляются новые профессии, человек, помимо узкой специализации, должен быть универсально образованным, умеющим видеть проблему...

"Духовно-нравственное воспитание детей через интегрированный урок в системе ФГОС образования».

Духовно-нравственное воспитание детейчерез интегрированный урок в системе ФГОС образования»....

Проектирование урока с использованием материалов библиотеки ЦОК Урок в 4 классе по курсу "Окружающий мир" (Плешаков А.А.) на тему: "Что изучает астрономия. Вселенная. Планеты солнечной системы."

Конспект урока с использованием материалов библиотеки ЦОКУрок в 4 классе по курсу "Окружающий мир" (Плешаков А.А.)на тему "Что изучает астрономия. Вселенная. Планеты солнечной системы....