Проектирование урока в системе компетентностного образования
статья
Выступление на республиканской НПК "Введение ФГОС в Республике Тыва: опыт, проблемы, перспективы" 25 мая 2011года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Проектирование урока в системе компетентностного образования" | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока
в системе компетентностного образования.
Новые стандарты образования требуют нового подхода к подготовке и построению урока. Новый ФГОС однозначно определил ориентацию на формирование компетенций обучающихся. Это означает отход от традиционной знаниево – ориентированной модели, которая хотя и была основана на прочности, фундаментальности теоретического знания, но всегда гарантировала практичность его применения, не формировала компетентного, т.е. умеющего в полной мере пользоваться полученным знанием, человека.
Для объяснения компетентностного подхода используют два основных термина: компетентность и компетенция.
Компетенция – некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика.
Компетентность – уже состоявшееся его личное качество, т.е. компетентность – это уровень практической реализации компетентности.
В чём же отличие компетентностного подхода к обучению от традиционного?
Сущность компетентностного подхода (по определению ЮНЕСКО) состоит в том, чтобы научить:
- Получать знания (учить учиться);
- Работать и зарабатывать (учение для труда);
- Жить (учение для бытия);
- Жить вместе (учение для совместной жизни);
Основания для сравнения | Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения | Передача ( приобретение) теоретической суммы ЗУНов, составляющих содержание образования | Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
Основная формула результата образования | « Знаю,что» | «Знаю,как» |
Характер образовательного процесса | Репродуктивный | Продуктивный |
Доминирующий компонент процесса | Контроль | Практика и самостоятельная работа |
Характер контрольных процессов | Статистические методы оценки учебных достижений( отметки по пятибальной системе) | Комплексная оценка учебных достижений( портфолио – продукт творческого обучения) |
Компетентностное содержание образования включает в себя:
- Интегрированное построение образовательной программы ( модульные образовательные программы: учебные дисциплины + воспитательная работа, т.е. общее и дополнительное образование);
- Ориентацию на конкретные компетенции при целеполагании и отборе содержания каждого учебного занятия;
- Связь с практикой (жизнедеятельностью).
При тематическом планировании должны указываться базовая ключевая компетенция, а её формирование должен быть направлен весь курс ( например, в курсе « Литературное чтение» базовая ключевая компетенция – читательская) и частная вспомогательная компетенция, на её формирование должен быть направлен раздел или модуль данного курса ( например, в разделе учебника по литературному чтению « Поэтическая тетрадь» это терминологическая литературная компетенция, выразительное чтение стихотворения, заучивание наизусть.
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя пять основных этапов:
I этап – целеполагание.
На нём, во-первых определяется место учебного занятия:
- В системе содержания образования ( предмет, курс, модуль, связи: внутри – и межпредметные, с дополнительным образованием и воспитанием);
- Какую компетенцию ( её составляющую или компонент) формирует или развивает данное учебное занятие.
Во-вторых цели и основные задачи учебного занятия.
Цель – это образ того результата, который стремиться получить субъект, выполняя те или иные действия, а задача- средство достижения цели. Задача носит стратегический характер и формируется в единственном числе. Количество задач определяется с позиций необходимости и достаточности.
Раньше мы писали цели урока, а теперь задачи:
- Воспитательная ( формирование ценностей, нравственной оценки и т.д.). Стоит на первом месте т.к. сегодня все программные документы приоритет отдают воспитанию;
- Учебная (изучение, закрепление, обобщение)
- Развивающая ( учебные навыки и умения, память, логическое мышление и т.д.)
Пример:
Предмет: Литературное чтение
Тема: Живые буквы
Цель курса: формирование основ читательской компетеции, связанной с пониманием основного содержания произведения, его жанра.
Задачи учебного занятия:
- Воспитательная: обеспечение уровня нравственной оценки характера героев сказки И.Токмаковой Кляксича , девочки Али.
- Учебная: изучение произведений: С.Чёрный « Живая азбука», И. Токмакова « Аля, Кляксич и буква А»
- Развивающая: развитие умения работать с художественным текстом, навыков чтения, творческих способностей ( при выразительном чтении, пересказе).
II этап – проектирование содержания урока. На нём происходит:
- Разделение содержания учебного занятия на основные компоненты компетенции: - постановка проблемы ( почему буквы названы живыми?) – теория ( жанры художественных произведений) – практика ( развитие навыков выразительного чтения, умения работать с произведением: находить и перечитывать нужные участки произведения).
- Установление связей внутри содержания ( этапы формирования компетенции, определение логики изучения)
- Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их прохождения.
III этап – выбор формы организации учебно – познавательной деятельности ( тип учебного занятия).
Компетентностный подход в значительной степени ориентирован на организацию учебно- познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого, отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность ( создать творческую продукцию).
Пример: при изучении стихотворения С. Чёрного « Живая азбука» детям предлагается поиграть, оживив буквы. На доске прикреплены карточки с буквами, дети по одному подходят, выбирают карточку и очень быстро называют животное на эту букву. А на дом детям задаётся нарисовать животное. В результате получается коллективный проект «Живая азбука», который они презентуют на празднике « Прощание с Азбукой».
Основные характеристики творческого урока:
- Исследовательский метод и вид деятельности;
- Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
- Многообразие подходов и точек зрения;
- Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
- Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.
IV этап – подбор методов и форм обучения – определение условий перевода знания ( какими учебно- практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
На заключительном, V этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий ( первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проектированию и проведению уроков в системе развивающего обучения
Материал этой статьи поможет учителям, начинающим работать в системе РО, разобраться в проектировании уроков, типологии уроков данной системы....
Исследовательская деятельность младших школьников как путь к компетентностному образованию.
В условиях, когда мир стремительно развивается, появляются новые профессии, человек, помимо узкой специализации, должен быть универсально образованным, умеющим видеть проблему...
"Духовно-нравственное воспитание детей через интегрированный урок в системе ФГОС образования».
Духовно-нравственное воспитание детейчерез интегрированный урок в системе ФГОС образования»....
Проектирование урока с использованием материалов библиотеки ЦОК Урок в 4 классе по курсу "Окружающий мир" (Плешаков А.А.) на тему: "Что изучает астрономия. Вселенная. Планеты солнечной системы."
Конспект урока с использованием материалов библиотеки ЦОКУрок в 4 классе по курсу "Окружающий мир" (Плешаков А.А.)на тему "Что изучает астрономия. Вселенная. Планеты солнечной системы....