Исследовательская деятельность младших школьников как путь к компетентностному образованию.
материал по теме

     В условиях, когда мир стремительно развивается, появляются новые профессии, человек, помимо узкой специализации, должен быть универсально образованным, умеющим видеть проблему в целом. Новая информационная эпоха уже сформулировала свой социальный заказ: ей нужны люди с характером самостоятельным и ответственным, способным обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации. Выпускнику третьего тысячелетия необходимы такие качества, как: креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и саморазвитию.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствует научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность младших школьников как путь к  компетентностному  образованию.

     В условиях, когда мир стремительно развивается, появляются новые профессии, человек, помимо узкой специализации, должен быть универсально образованным, умеющим видеть проблему в целом. Новая информационная эпоха уже сформулировала свой социальный заказ: ей нужны люди с характером самостоятельным и ответственным, способным обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации. Выпускнику третьего тысячелетия необходимы такие качества, как: креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и саморазвитию. В Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что «образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции. Компетенция – способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной действительности, как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.

Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Младший школьный возраст считается сензитивным периодом  формирования навыков учебной деятельности в целом и общеучебных умений в частности. В связи с этим уже в первом классе необходимо закладывать основу для умения учиться. Именно в этот период учеба приобретает характер ведущей деятельности ребенка, формируя все основные психологические новообразования этого возраста. Учитывая это, представляется возможным обучение детей элементам научной организации интеллектуального труда на занятиях. Ведущей задачей в начальной школе является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности. Обучение  не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставиться задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда. Кажется, что связь между самостоятельностью ребенка в быту и учебной  самостоятельностью самая прямая. Чем раньше он научиться обслуживать себя, устанавливать контакты с взрослыми и сверстниками, следовать определенным правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям. На деле это может оказаться не совсем так. Такое расхождение связано с тем, что самостоятельность житейская и самостоятельность учебная – понятия далеко не совпадающие. Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью  человека  выполнять действия по собственному осознанному побуждению.  То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь  взрослого – в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а не от родительских усилий. Очень важно воспитывать у ребенка навык самоконтроля в учебной деятельности: как проверить правильность математических вычислений, как сверить по словарю написание отдельного слова, как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного параграфа.

Формирование общеучебных умений и навыков – важнейшее условие совершенствования методов самостоятельной работы. Для осуществления самостоятельной работы у учеников необходимо выработать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации:  умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело выбирать способы наиболее  быстрого и экономного решения поставленных задач, контролировать выполнение задания, быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, наконец, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы:

  1. Учебно-организационные.
  2. Учебно-интеллектуальные.
  3. Учебно-информационные.
  4. Учебно-коммуникативные.

Как развивать общеучебные умения на уроках? Каждый школьный предмет имеет свои наиболее характерные для него возможности в формировании умений учебного труда. Формирование культуры мышления всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Еще Т. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации – научит человека мыслить. Важной основной частью способности мыслить является логическая грамотность , то есть некоторый минимум логических знаний и умений, необходимых в любой интеллектуальной деятельности. К  обще-логическим умениям относятся: 1) умения, связанные с определением понятий; 2) умения, связанные с классификацией понятий; 3) умения, связанные с выполнением умозаключений и доказательств.

Как учить классификации?  Классификация имеет огромное значение для теоретической и практической деятельности людей. Она облегчает процесс изучения предметов и явлений окружающего мира. В результате такой работы школьники должны научиться группировать объекты по заданному признаку, выделять признак, общий для данных объектов, подбирать объекты, обладающие данным признаком, самостоятельно находить признак, по которому можно выполнить разбиение.

Как обучать доказательству?  При обучении всем школьным предметам от учащихся требуется проведение различного рода доказательств каких-то предложений. Учащиеся часто не понимают, зачем нужно доказательство, не чувствуют в нем потребности, логическая сущность доказательства часто от них ускользает. Очень важным общелогическим умением является умение доказывать ложность каких-либо утверждений. Самый употребительный способ опровержения – способ контр примера. Подходящие для этой цели упражнения встречаются при изучении многих вопросов.

Как организовать работу с учебником при изучении нового материала? Если ученики научатся самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником, или какими-то специально подобранными книгами и пособиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые ученик освоил сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя.

Исследовательская деятельность является наиболее продуктивным методом для достижения цели формирования личности, обладающей такими качествами, как активность, креативность, самостоятельность. Исследовательская деятельность и способствует и усвоению ЗУНов, быстрому восприятию новых идей, создает условия для внутренней свободы учащихся. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствует научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Основы исследовательского обучения можно найти в учениях Я.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, К.Д.Ушинского. Главный смысл исследовательской деятельности младших школьников в том, что она является учебной. Это означает, что целью является развитие личности учащегося, приобретение навыка исследования, развитие способностей к исследовательскому типу мышления. Конечно, в 1,2,3,4 классе никакого  научного открытия ребенок не совершит, но в процессе изучения проблемы  ученик повторяет ход научного исследования, делает свое собственное открытие того, что он раньше не знал.

Каким же образом построить урок, чтобы поставить ребенка в позицию исследователя? Развитию исследовательской деятельности способствуют такие ситуации, в которых ученик защищает свое мнение, приводит аргументы, доказательства. В ходе выполнения заданий исследовательского характера  от ученика требуется умение систематизировать и анализировать информацию, обобщать факты, явления, делать выводы. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, именно в ней моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого  мышления.  Дети получают знания не в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.  Для развития умений исследовательской деятельности необходимо реализовать  следующие условия:

  1. Целенаправленность и систематичность.
  2. Мотивированность.
  3. Творческая среда.
  4. Психологический комфорт.
  5. Учет возрастных особенностей.

Виды учебных исследований в начальной школе.  

- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по времени: кратковременные, долговременные;

-по теме: предметные, свободные.

Формы занятий, позволяющие представить результаты исследования:

- конференции;

-презентации;

-выступления перед определенным кругом лиц;

-выставка достижений.

Как организовать работу по развитию исследовательских умений?

В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:

- проблемное, частично-поисковое обучение под руководством учителя;

-урок-исследование ( в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

-кратковременные исследования-наблюдения с описанием ( под руководством учителя).

В 1 классе возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями ( анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Знакомство с теоретическими понятиями: информация, исследование и т. д.
  2. Осуществление коллективных исследований  по определенному плану по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическим умениями исследовательской деятельности. Например, тема исследования «Моя школа». Проблема: противоречие между потребностью и возможностью  знать историю своей школы и отсутствием знаний по этой теме. Цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами истории школы. Задачи исследования: найти информацию об истории школы, выяснить  количество учеников, учителей, классов, кабинетов, изучить строение школы, ее окрестности и т.д. Методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т.д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, которые имеют право выбора наиболее интересной для них задачи.
  3. Использование проблемных и поисковых методов на уроках.

В 3 классе  работа осуществляется по  направлениям:

-продолжение знакомства с теорией исследования, методами исследований;

-коллективные исследования на заданную тему;

-самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений ( осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, наблюдать, составлять доклады).

В 4 классе  внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы.

Необходимо помнить: тема исследования должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.  Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования.  Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

 Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Выполненные работы рецензируются учителями на методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления работы не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

 Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

 1.классифицировать;

 2.обобщать;

 3.отбирать все возможные варианты решения;

 4.переключаться с одного поиска решения на другой;

 5.составлять программу действий по своей работе;

 6.рассматривать объект с различных точек зрения;

 7.сравнивать различные объекты и их совокупности;

 8.составлять задания по предложенной теме;

 9.проводить самоконтроль.

  Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность. Сегодня  метод проектов – широко используемая педагогическая технология во всех профессиональных областях, в урочной и внеурочной деятельности. Этот  метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного времени.

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности: А)направленность на достижение конкретных целей;

Б) координированное выполнение взаимосвязанных действий;

В) ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;

Г) в определённой степени неповторимость и уникальность.

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Планете знаний» (под общей  редакцией И.А. Петровой). Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-ый класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. Хорошей иллюстрацией этого может служить разворот в конце темы «Народные сказки» в первой части учебника «Литературное чтение. 3 класс». Автор Э.Э.Кац. Здесь предложены не только темы проектов, но также план их подготовки и формы защиты (презентации) – малая конференция, выставка книг, репродукций, рисунков  и поделок ребят, сборник творческих работ. Это значительно облегчает  подготовку проекта как ребятам, так и учителю, координирующему работу учащихся. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1 классе на страницах «Букваря» (автор Андриянова Т.М.)  знакомятся с проектной деятельностью. По завершении темы «Алфавит» им предлагают несложные, но очень интересные творческие задания: «Придумай свою азбуку на пальцах», «Театр живых букв», «Составь азбуку из природных материалов» и т.д. Это посильно для ученика-семилетки. Все проекты в 1 классе носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки  младшего школьника. Во 2 классе появляются информационные проекты. Так, в учебнике «Окружающий мир» (автор Г.Г. Ивченкова и И.В. Потапов) при завершении темы «Знание – сила» предлагаются проекты, подготовка к которым предполагает работу с серьезными справочными источниками – энциклопедиями, посещение музея и даже встречи с людьми науки. Готовясь к защите проектов по теме «Мы живем в космосе», дети должны не только подытожить знания, полученные по этой теме на уроках, но также обратиться к справочной литературе, посетить музей или планетарий, даже если формой проекта они избрали сочинение «Голубая планета», - одних только творческих способностей явно недостаточно, подключается еще и поисковая деятельность. И,наконец, в 4 классе мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике.

Цели проектной деятельности:

1.      Успешность, альтернативная учебной.

2.      Общеучебные организационные умения.

3.      Общеучебные умения поиска сведений.

4.      Творческие общеучебные умения.

5.      Применение полученных знаний.

6.      Привлечение родителей.

Как известно, проектная деятельность состоит из трех этапов:

1 этап – организационно-подготовительный. На этом этапе определяется актуальная тема для разработки, создаются творческие группы, подбирается литература, собирается информация.

2 этап – собственно, исследовательский. Ребята систематизируют собранную информацию,  обсуждают ее, оформляют проекты уроков.

Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Наряду с активным использованием элементов опережающего обучения вводятся так же и элементы исследовательской деятельности в процессе обучения. Учитель консультирует учеников по содержанию проекта, помогает в систематизации и обобщении материалов.

3 этап – итоговый.

На последнем этапе оформляются материалы для устной презентации. Преподаватель помогает в разработке отчета о работе, участвует в анализе проделанной работы, оценивает вклад каждого ученика. Защита проекта или презентация проходит на итоговом занятии.

Источниками добываемой информации служат:

  1. книги;
  2. фильмы;
  3. беседы с взрослыми;
  4. наблюдения.

В ходе работы над проектом учителю следует:

-помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей;

-способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;

-поощрять творческие проявления учащегося к творческому поиску;

-избегать негативных оценок, чтобы дети не боялись допустить ошибку, направлять и поддерживать их творческие порывы.

Проектная деятельность в контексте УМК «Планета знаний» обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться  в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению  кругозора   учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности. Содержание проектной деятельности в УМК» Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

Я хочу поделиться отдельными примерами организации исследовательской работы в начальных классах.

Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке. Аналогичное задание можно предложить и учащимся 4 класса, только уровень проведения исследовательской работы будет сложнее. Часто некоторые комнатные и декоративные цветы называют народными названиями и не знают, как же они правильно называются. Поэтому дети самостоятельно узнают из Интернета, энциклопедий, журналов и др. источников научные названия домашних декоративных и комнатных цветов. Выбранные по своему желанию растения фотографируют или срисовывают с натуры, могут составить текст – описание или придумать сказку (фантастическую историю) о выбранном растении, написать увлекательную статью (откуда привезли это растение, на кого или на что оно похоже, где и как используется, какая польза от него и т.д.). Работа большая, но интересная. Мои ученики оформили с помощью родителей презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представлялись достижения учеников, изготовили книжки – малышки, «раскладушки», оформили фотостенд.  

В 4 классе проводила исследовательскую работу по русскому языку «Изучаем словарные слова». Правописание трудных слов – одно из направлений освоения русского языка. Но механическое заучивание слов не ведёт к их прочному запоминанию. Даже систематическое проведение работ над ошибками не всегда даёт положительный результат.  Предложила, кто желает иметь лучшие оценки по русскому языку? Оказалось, что многие. Для всех желающих раздала красочные карточки с зашифрованными словарными словами в виде ребусов, и именно с теми словами, где ученик чаще всего ошибается. Перед  детьми была поставлена проблема: отгадать это слово, найти его в орфографическом словаре, растолковать его значение с помощью толкового словаря, объяснить этимологию слова, подобрать антонимы и синонимы, однокоренные слова, фразеологические обороты (по возможности), придумать сочетаемость с другими словами, подобрать стихи, отрывки из литературных произведений или любых жанров устного народного творчества, чтобы в них использовалось это слово, а можно ещё придумать что-нибудь своё. На классном часе «Учись учиться» подвели итоги.

Результаты моей педагогической работы по обсуждаемой проблеме уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной библиотеки. Они могут самостоятельно найти любую информацию для уроков, классных часов, праздников, конкурсов. Дети участвуют во многих школьных и городских конкурсах. Планирую продолжать начатую работу, буду стараться искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной работе.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  1. усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

2) значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;

3)  вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

4)  формирует социальный опыт в труде и общении;

5) способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Деятельностный подход в опыте А.С Макаренко и современном образовании. Исследовательская деятельность младших школьников.

Требования ФГОС через исследовательскую деятельность  в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Из опыта работы учителя....

Доклад :«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, мы  взяли  на вооружение организацию исследовательской работы младших школь...

Практико-ориентированный проект на тему: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

Практико-ориентированный проект на тему:«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности   ребёнка»...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

 Учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Программа развивающего обучения Л.В.Занкова ориентирована на развитие и...

«Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

Исследовательская деятельность младших школьноков основана на принципах исследования предмета и приносит положительный результат в деятельности учащихся...

Организация исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования

Как помочь ребенку изучить окружающий мир и разобраться с явлениями природы самостоятельно, направляя его любознательность  на поиск ответов на интересующие вопросы? Дети прирожденные испытатели ...