«Освоение деятельностного подхода при проектировании и реализации уроков в системе развивающего обучения».
статья (1, 2, 3 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_statya.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Освоение деятельностного подхода при проектировании и реализации уроков в системе развивающего обучения в условиях реализации ФГОС »

                                                             

        Деятельностный подход – концептуальная основа стандарта. В системе развивающего обучения этот подход является обязательным при обучении школьников. Для того, чтобы проводить уроки по новым требованиям, с учётом деятельностного подхода,  педагоги по-другому должны научиться организовывать  весь  образовательный процесс, а усвоение школьниками знаний и умений должно происходить в форме учебной деятельности.                                                                           То есть, не давать образцов, а ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия  не работают. Для этого необходим поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.  

        Правильная организация образовательного  процесса – есть  педагогически грамотное  разворачивание  учебной  деятельности, которое  состоит в том, что учитель создает условия для возникновения  потребности и готовности школьников к овладению  теоретическими знаниями и умеет ставить перед ними на определенном материале  учебную задачу. Пользуясь педагогическими  средствами, учитель воспитывает у школьников эту потребность, формирует у них умение принимать учебную задачу и выполнять учебные действия. Это значит, учитель должен освоить  педагогическую технологию учебной деятельности, т.е. освоить методы решения школьниками учебных задач.

             Для того, чтобы эти задачи выполнялись, весь материал семинара мы проводили в тех же формах работы ( групповая, парная, диалогическая),  что и при работе с детьми. Педагоги являлись не пассивными слушателями, а субъектами своей деятельности.  В первые дни семинара стажеры обязательно посещают несколько уроков учителей, работающих по данной технологии, и обсуждают эти уроки. Это необходимо для создания общего пространства понимания, демонстрации образцов учительского мастерства и для  знакомства с детьми, а также с изучаемым в настоящий момент предметным содержанием.

             Больше всего времени отводится на проектирование  уроков в группах  под руководством специалиста развивающего обучения. На данном этапе это очень важный момент, т.к. в ходе проектирования решаются не только практические вопросы, но и теоретические. А также, для удовлетворения этих потребностей предусматривается  цикл лекций, которые раскрывают теоретические основания и особенности практической реализации проблем, связанных с определением содержания образования  и его компоновкой. Завершается этот этап коллективным обсуждением разработанных проектов, дополнением и коррекцией. Затем стажёры реализуют свои проекты и делают  самоанализ урока: «Как осуществлялся деятельностный подход на уроке».

              Распространено ошибочное представление о том, что достаточно обучить учителей на соответствующих курсах, вооружить их учебно-методическими комплектами по предметам, все остальное -  случится само собой. Из опыта работы школы  следует очевидная недальновидность этой позиции. Переподготовка учителя -  это процесс длительный,  болезненный, требующий не только терпения и понимания со стороны администрации школы, но и реальной помощи. Эта деятельность должна осуществляться совместными усилиями всех заинтересованных сторон. Поэтому программа стажировки на базе школы развивающего обучения  рассчитана на школьные команды, состоящие из руководителей образовательных учреждений и учителей начальной и основной школы.  В этих условиях  все субъекты получают возможность выполнять совместную работу на всех стадиях учебного процесса: при проектировании уроков, их проведении, анализе и оценке. В таких условиях учитель, как правило, овладевает новым типом педагогической деятельности, содержанием и методами развивающего обучения, оказываясь затем  способным осуществлять его самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проектированию и проведению уроков в системе развивающего обучения

Материал этой статьи поможет учителям, начинающим работать в системе РО, разобраться в проектировании уроков, типологии уроков данной системы....

Бинарный урок в системе развивающего обучения (русский язык+философия)

Проведение бинарного (интегрированного) урока довольно часто в педагогической практике. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей, обычно два преподавателя разных дисциплин. Оз...

Урок письма (система развивающего обучения Л.В. Занков)

Письмо элементов Л.В. Занков , тетрадь по письму Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева...

Современный подход к уроку в системе развивающего обучения

Выспупление на АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ района.....

Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова имеют свои особенности. О них пойдет речь....

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....