«Освоение деятельностного подхода при проектировании и реализации уроков в системе развивающего обучения».
статья (1, 2, 3 класс)
Предварительный просмотр:
«Освоение деятельностного подхода при проектировании и реализации уроков в системе развивающего обучения в условиях реализации ФГОС »
Деятельностный подход – концептуальная основа стандарта. В системе развивающего обучения этот подход является обязательным при обучении школьников. Для того, чтобы проводить уроки по новым требованиям, с учётом деятельностного подхода, педагоги по-другому должны научиться организовывать весь образовательный процесс, а усвоение школьниками знаний и умений должно происходить в форме учебной деятельности. То есть, не давать образцов, а ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия не работают. Для этого необходим поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.
Правильная организация образовательного процесса – есть педагогически грамотное разворачивание учебной деятельности, которое состоит в том, что учитель создает условия для возникновения потребности и готовности школьников к овладению теоретическими знаниями и умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу. Пользуясь педагогическими средствами, учитель воспитывает у школьников эту потребность, формирует у них умение принимать учебную задачу и выполнять учебные действия. Это значит, учитель должен освоить педагогическую технологию учебной деятельности, т.е. освоить методы решения школьниками учебных задач.
Для того, чтобы эти задачи выполнялись, весь материал семинара мы проводили в тех же формах работы ( групповая, парная, диалогическая), что и при работе с детьми. Педагоги являлись не пассивными слушателями, а субъектами своей деятельности. В первые дни семинара стажеры обязательно посещают несколько уроков учителей, работающих по данной технологии, и обсуждают эти уроки. Это необходимо для создания общего пространства понимания, демонстрации образцов учительского мастерства и для знакомства с детьми, а также с изучаемым в настоящий момент предметным содержанием.
Больше всего времени отводится на проектирование уроков в группах под руководством специалиста развивающего обучения. На данном этапе это очень важный момент, т.к. в ходе проектирования решаются не только практические вопросы, но и теоретические. А также, для удовлетворения этих потребностей предусматривается цикл лекций, которые раскрывают теоретические основания и особенности практической реализации проблем, связанных с определением содержания образования и его компоновкой. Завершается этот этап коллективным обсуждением разработанных проектов, дополнением и коррекцией. Затем стажёры реализуют свои проекты и делают самоанализ урока: «Как осуществлялся деятельностный подход на уроке».
Распространено ошибочное представление о том, что достаточно обучить учителей на соответствующих курсах, вооружить их учебно-методическими комплектами по предметам, все остальное - случится само собой. Из опыта работы школы следует очевидная недальновидность этой позиции. Переподготовка учителя - это процесс длительный, болезненный, требующий не только терпения и понимания со стороны администрации школы, но и реальной помощи. Эта деятельность должна осуществляться совместными усилиями всех заинтересованных сторон. Поэтому программа стажировки на базе школы развивающего обучения рассчитана на школьные команды, состоящие из руководителей образовательных учреждений и учителей начальной и основной школы. В этих условиях все субъекты получают возможность выполнять совместную работу на всех стадиях учебного процесса: при проектировании уроков, их проведении, анализе и оценке. В таких условиях учитель, как правило, овладевает новым типом педагогической деятельности, содержанием и методами развивающего обучения, оказываясь затем способным осуществлять его самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проектированию и проведению уроков в системе развивающего обучения
Материал этой статьи поможет учителям, начинающим работать в системе РО, разобраться в проектировании уроков, типологии уроков данной системы....
Бинарный урок в системе развивающего обучения (русский язык+философия)
Проведение бинарного (интегрированного) урока довольно часто в педагогической практике. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей, обычно два преподавателя разных дисциплин. Оз...
Урок письма (система развивающего обучения Л.В. Занков)
Письмо элементов Л.В. Занков , тетрадь по письму Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева...
Современный подход к уроку в системе развивающего обучения
Выспупление на АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ района.....
Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова имеют свои особенности. О них пойдет речь....
Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)
Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....