СИПР
рабочая программа
Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для 9 класса, варианта 2, нацеленной на образование детей тяжёлой умственной отсталостью, с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащегося.
- учебного плана филиала школы;
- САНпин для обучающихся с ОВЗ 2015 г.
Программа включает следующие разделы:
- Язык и речевая практика
- Математика
- Окружающий мир
- Искусство
- Физическая культура
- Технологии
- Коррекционно-развивающие занятия
- Коррекционные курсы
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1.Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- «письменные» упражнения;
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальное (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры; - рисование и дорисовывание, раскрашивание, штрихов- предметно-практическая деятельность.
Сроки освоения образовательной программы: 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temnikova.docx | 56.58 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрено и одобрено
на ПМП консилиуме филиала ОГКОУШ №39
протокол №_____ от ____________
________________Мозгова Ю.Е.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на ученицу 9 «А» класса
Темникову Алину
ответственный за реализацию
Учитель Катмакова В.А.
Ульяновск, 2018 г.
Структура СИПР.
- Общие сведения о ребёнке.
- Психолого-педагогическая характеристика.
- Индивидуальный учебный план.
4. Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Базовые учебные действия.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
9. Приложения.
1. Общие ведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Темникова Алина Николаевна
Возраст ребенка: 17 лет
Место жительства: Ульяновская обл., Ульяновский р-н, с. Максимовка, ул. М. Горького 1а, детский дом-интернат «Родник»
Родители (лица их заменяющие): опекун Дмитриева Наталья Александровна
Год поступления в ОГКОУШ № 39: 01.09.2009
Класс обучения: 9
Группа (особые потребности): ---
2. Психолого-педагогическая характеристика
В ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник» Алина (23.12.2001) поступила 12.02.2007 году из областного дома ребенка. Подкидыш. Родители не известны.
В школе Алина обучается с 2009 года. По рекомендации последней ПМПК, протокол № 1233/93 от 27.06.2017г. с диагнозом F-72, болезнь Дауна обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе 9 класса для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, СИПР, с полной включенностью.
Нормальная работоспособность сохраняется до конца урока. К учебной деятельности относится ответственно. Внимание не продолжительное, рассеянное, часто отвлекается. Память механическая, избирательная. Опосредованное запоминание частично доступно. Мышление наглядно-действенное. Навыки самообслуживания, учебные и трудовые навыки сформированы.
Математические представления.
Частично сформированы математические знания и умения. Не знает числовую последовательность. Не понимает алгоритм устных и письменных вычислений. Не умеет сравнивать числа и величины. Распознаёт геометрические фигуры на наглядном уровне. Складывает фигуры из счетных палочек. Выполняет действия со счетным материалом по показу действий учителя. Обводит по написанному учителем цифры и выражения.
Речь и альтернативная коммуникация.
Развитие речи отстает от возрастной нормы. Речь косноязычная, не всегда понятная. В разговорной речи использует отдельные слова, фразы. Реагирует на собственное имя и называет свое имя. Знает имена девочек из группы.
Не умеет читать. Находит изучаемую букву среди других букв. Составляет слоги и слова из разрезной азбуки по образцу учителя. Прописывает слоги, слова по написанному учителем очень аккуратно. Научилась писать печатные буквы: А, М, Х, Р, Ш. На карточках пиктограммах показывает части лица и тела.
Окружающий природный мир. Научилась различать фрукты и овощи по внешнему виду: яблоко, груша, банан, лук, морковь, огурец.
Находит и показывает на картинке домашних животных: собака, кошка, корова и диких животных: лиса, заяц, волк, медведь. Научилась показывать на картинке строение тела животных: голова, уши, туловище, хвост, ноги.
Окружающий социальный мир. Ориентируется в помещении детского дома-интерната. Научилась показывать школьные принадлежности: тетрадь, ручка, карандаш, книга, альбом. Узнает мальчика и девочку по внешнему виду. Узнает электробытовые приборы (телевизор, магнитофон, утюг, фен), а пользоваться не умеет. Знает предметы мебели: стол, стул, диван, кровать, шкаф и их назначение (сидеть, спать). Называет с помощью учителя предметы посуды: ложка, тарелка, бокал, чайник. На вкус различает: лимонад, вода, чай. Показывает готовые к употреблению продукты питания: хлеб, колбаса, печенье, конфеты.
С удовольствием слушает музыку и любит танцевать. Принимает участие в концертах.
Вероятная причина недостатков в обучении это нарушение внимания и отсутствие речи. Вид помощи на уроках - прямой показ того, как надо делать. Помощь принимает. Взаимоотношение со сверстниками и со взрослыми доброжелательное, дружеское.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3. Окружающий природный мир.
4. Домоводство.
5. Окружающий социальный мир.
6. Музыка и движение.
7. Адаптивная физкультура.
8. Профильный труд.
9. Коррекционно-развивающие занятия.
10. Сенсорное развитие.
11. Предметно-практические действия.
12. Двигательное развитие.
13. Альтернативная коммуникация.
Индивидуальный учебный план на 2018 – 2019 учебный год
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю | В год | |
I Обязательная часть | ||||
1. Язык и речевая практика | 1.1. Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 68 | |
2. Математика | 2.1. Математические представления | 2 | 68 | |
3.Окружающий мир | 3.1. Окружающий природный мир | 2 | 68 | |
3.2. Человек | ||||
3.3. Домоводство | 5 | 170 | ||
3.4. Окружающий социальный мир | 3 | 102 | ||
4. Искусство | 4.1. Музыка и движение | 2 | 68 | |
4.2. Изобразительная деятельность | ||||
5. Физическая культура | 5.1. Адаптивная физкультура | 2 | 68 | |
6. Технологии | 6. 1. Профильный труд | 5 | 170 | |
7. Коррекционно-развивающие занятия | 2 | 68 | ||
ИТОГО | 25 | 844 | ||
Максимально-допустимая недельная нагрузка при (5-дневной учебной нагрузке) | ||||
II Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||
Коррекционные курсы | ||||
1. Сенсорное развитие | 2 | 68 | ||
2. Предметно-практические занятия | 2 | 68 | ||
3. Двигательное развитие | 2 | 68 | ||
4. Альтернативная коммуникация | 2 | 68 | ||
Итого коррекционные курсы | 8 | 272 |
4.4. Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для 9 класса, варианта 2, нацеленной на образование детей тяжёлой умственной отсталостью, с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащегося.
- учебного плана филиала школы;
- САНпин для обучающихся с ОВЗ 2015 г.
Программа включает следующие разделы:
- Язык и речевая практика
- Математика
- Окружающий мир
- Искусство
- Физическая культура
- Технологии
- Коррекционно-развивающие занятия
- Коррекционные курсы
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1.Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- «письменные» упражнения;
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальное (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры; - рисование и дорисовывание, раскрашивание, штрихов- предметно-практическая деятельность.
Сроки освоения образовательной программы: 1 год.
4.2. Базовые учебные действия.
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
- Формирование учебного поведения:
- Направленность взгляда (на говорящего-взрослого, на задание);
- Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Умение выполнять действия по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- В течение определенного периода времени;
- Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;
- С заданными качественными параметрами.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.
- Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь, устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.).
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
- Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
- Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Начальные навыки чтения и письма.
Математика
Математические представления
- Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
- Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
- Умение обозначать арифметические действия знаками.
- Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.
- Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
- Умение различать части суток, соотносить действие с временем и промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время суток, соотносить время с началом и концом деятельности.
Окружающий мир
Окружающий природный мир
- Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
- Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности и др).
- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
- Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- Интерес к объектам живой природы.
- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.).
- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
- Элементарные представления о течении времени.
- Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
- Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т. д.
Домоводство
- Знакомство с явлениями социальной жизни (быт, человек и его деятельность)
- Формирование представлений о ведении домашнего хозяйства, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними.
- Формирование умения обслуживать себя
- Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности
- Формирование умения следить за своим внешним видом
Привлечение внимания обучающихся к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.).
- Прививать обучающемуся с глубоким и сложным дефектом навыки самообслуживания-научить принимать пищу.
- Примерный перечень игр «Подберем куклам одежду» Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли. Ход игры: Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво. Также в процессе этой игры используются дидактические кубики "одежда».
- Формирование логической последовательности определённых действий.
Окружающий социальный мир
1) Представления о мире, созданном руками человека.
Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение находить друзей на основе личных симпатий.
· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
5) Представление о стране проживания - России.
· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
ИСКУССТВО
Музыка и движение
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
- Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
- Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
- Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
- Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
- Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
- Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
- Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях и др.
Физическая культура
Адаптивная физкультура
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
- Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
- Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
- Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры.
- Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, физическая подготовка.
- Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.
Технологии
Профильный труд
- Развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности.
- Получение элементарных сведений о труде в жизни человека.
- Формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
- Формирование интереса к разнообразным видам труда.
- Формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении.
- Обучение элементарным практическим приемам.
- Развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя.
- Жизненные компетенции: обучающийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.
Коррекционно-развивающие занятия
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;
- использовать предметно-практическую деятельность (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
- обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать части изображения;
- рисовать простые эстампы (с помощью педагога);
- рисовать контурные линии, штрихи, пятна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка);
- рисовать, изображения по трафаретам;
- подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия.
Сенсорное развитие
- Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
- Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.
- Развитие пространственно-временных ориентировок.
- Развитие слухо-голосовых координаций.
- Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
- Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.
- Развитие точности и целенаправленности движений и действий.
Предметно-практические действия
- Развитие произвольных целенаправленных действий.
- Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.
- Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.
- Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.
- Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.
- Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.
- Развитие двигательной активности.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие зрительного и слухового внимания.
Двигательное развитие
- мотивация двигательной активности;
- поддержка и развитие имеющихся движений;
- расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
- освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Альтернативная коммуникация
- Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
- взгляд, мимика, жест, предмет.
- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель-олигофренопедагог, психолог, логопед, специалист по ЛФК.
6. Программа сотрудничества с законными представителями обучающегося.
Программа сотрудничества с законными представителями направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение единства требований к обучающемуся;
- обеспечение участия опекуна в разработке и реализации СИПР;
- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.
Мероприятия:
1.Индивидуальные консультации со специалистами.
2.Тематические семинары.
3.Договор о сотрудничестве (образовании) между официальным представителем и школой.
4.Привлечение официальных представителей к участию в разработке СИПР в интересах ребенка.
5.Посещение уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем, специалистами и администрацией школы.
6.Еженедельное визитирование.
7.Ежедневное консультирование официальных представителей по возникающим у них вопросам, связанных с обучением их ребёнка в школе.
8.Ведение при необходимости дневника наблюдений за учащимся с ежедневными краткими записями.
9.Информирование электронными средствами.
10.Личные встречи, беседы.
11.Просмотр и обсуждение видео- фото записей с ребенком.
12.Проведение открытых уроков/занятий.
13.Привлечение официальных представителей к планированию воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.
14.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя и о достижениях обучающегося.
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы,
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
- планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др..
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной формы, величины, цвета,
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
- программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
- калькуляторов и других средств.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования,
интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие объекты, расположенные как в здании образовательной организации, так и на прилегающей к образовательной организации территории, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы. Оборудование: кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), индивидуальные зеркала.
Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии вышеуказанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных
мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.
Для реализации задач по предметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Музыка и движение» необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты, а также игрушки-куклы, игрушки -животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.
Для реализации задач по предметной области «Физическая культура» в рамках учебного предмета «Адаптивная физкультура» предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование, включая тренажеры, специальные велосипеды, инвентарь для спортивных игр, дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы, 2-х- и 3-х- колесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные мешки, наборы походной посуды, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания.
Материально-техническое обеспечение образовательной области и предметов по профильному труду включает дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.; расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы.
Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр, наборы, аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.
Техническое оснащение курса «Двигательное развитие» включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
- 0 баллов - нет продвижения;
- 1 балл – минимальное продвижение;
- 2 балла – среднее продвижение;
- 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
- 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
- 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
- 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
- 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно)
«не узнает объект».
Законный представитель: __________ / Дмитриева Н. А./
Учитель: _____________/ Катмакова В.А./
9. Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИПР для детей с ЗПР
специальная индивидуальная программа для детей с ЗПР...
СИПР для детей с нарушением интеллекта
специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта, стойким нарушеним познавательной деятельности...
СИПР для детей с ТМНР
Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР...
Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в разработке СИПР для обучающихся осваивающих 2 вариант АООП
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучен...
СИПР
индивидуальная программа развития предназначена для учащихся с ОВЗ...
СИПР для учащегося 1 класса специальной (коррекционной) школы (2 вариант)
В данном документе представлена разработка специальной индивидуальной программы развития для учащегося 1 класса (2 вариант программы) в рамках внедрения СФГОС....