СИПРы - рабочая программа 1 кл. для детей со множественными нарушениями
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося 1 класса Иванова Ивана Ивановича
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС.
- Общие сведения об учащемся:
Имя, фамилия ребёнка: Иванов Иван
Возраст ребёнка: 8 лет
Класс: 1-«В».
Год рождения: 04.04.2008.
Место проживания: г. Москва ул. Варшавское шоссе д.59, к.4,кв.238.
Ребенок поступил в 1-ый класс ГКОУ ЦИО «Южный» 01. 09. 2016г.
Дошкольной подготовки не проводилось.
Заключение ЦПМПК г.Москвы от 29.01.2016г. согласно протоколу обследования ребенка № С 97/79 Ш : Аутизм.
- Нормативные документы:
- конституция РФ,
- Конвенция ООН о правах ребенка,
- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (часть 1 статья 75), приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р,
- Концепция развития дополнительного образования детей, план мероприятий на 2015-2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ 24 апреля 2015 г. № 729-р,
- Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41, далее – СанПиНа 2.4.4.3172-14),
- другими законодательными и нормативными актами, Положение об организации ОДО в Центре,
- Устав ГКОУ «ЦИО «Южный».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС.
3. Локальные акты ОО:
- Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГКОУ ЦИО «Южный»
- Положение о специальной индивидуальной программе развития.
- Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГКОУ ЦИО «Южный»
- Общая характеристика развития обучающегося с ТМНР:
У ребенка сложная структура нарушения развития - аутизм, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с системным недоразвитием речи, со значительными нарушениями поведения.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями точности, темпа движений. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.
Соматическое состояние: ребенок ослаблен, болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Ребёнок с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками, проявляет плаксивость. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся зрительному ряду (на доске).
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе, у обучающегося формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях затруднены.
Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Ребёнок понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, узнает взрослых окружающих его. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя, маму.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребёнок отказывается от выполнения трудных заданий. Ребёнок проявляет эмоциональную реакцию на знакомых, выбегает на встречу учителю, обнимает, берет за руку, реагирует на свое имя (поворачивается в сторону зовущего), проявляет реакцию на интонацию, на похвалу, на тактильный контроль. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (иногда с помощью взрослого), находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания сформированы не полностью. Соблюдается режим дня. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы. Ориентируется в группе, где проживает (знает, где туалет, телевизор, своё место в классе). Реагирует на сигнальные слова типа «не бросай». Знает своё имя, фамилию. Показывает по просьбе учителя части тела: руку, ногу, голову и др. Когда его зовут идет к учителю.
Ребенок сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.
Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.
Умеет трясти бубен, бьет с учителем палочками по барабану, металлофону. Любит смотреть телевизор.
Приоритетными учебными предметами являются: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир» Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются развитие предметно – практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), сенсорное развитие.
5. В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
- Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии осуществлена не была. Ребенок был принят в 1-ый класс школы в 8 лет. Дошкольной подготовки не проводилось.
- Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Ребёнок испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ним проводятся уроки и коррекционные занятия учителями, специалистами, педагогами дополнительного образования ГКОУ ЦИО «Южный».
В разработке и реализации СИПР участвуют специалисты:
- зам. Директора по У. В. Р. – Бурлакин М. Ю.
- методист - Тарасова Е. В.
- учитель – Лопарева Е. В.
- Учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.
Престес Максимилиан.
В силу сложной структуры нарушения ребенка, формирование жизненных компетенций и социализация проводится в данных условиях, в коллективе, с постоянным общением с другими учениками. Привлекаются специалисты: учителя, логопеды, дефектологи, психологи, педагоги дополнительного образования, - с использованием материалов и игр, интересных ребенку, с применением на занятиях необходимых средств. Задача специалистов – сделать уроки насыщенными, увлекательными и соответствующими склонностям ребенка – так, чтобы у ребёнка появилось желание общаться, навыки для социализации.
- Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
Предметные области: Язык и речевая практика, Математические представления, Окружающий мир, Изобразительная деятельность
Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, Предметно-практические действия.
6. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
- индивидуализация обучения
- игровые технологии
- информационно-компьютерные технологии
- создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
- «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог, совместно с ребенком, применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
Особая организация рабочего места: ребёнку не требуется особая организация рабочего места. Обстановка, созданная в кабинете, нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В кабинете достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.
Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.
Используется определенная структура занятия:
- Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
- Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).
- Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
- Повторение изученного, подача нового материала.
- Двигательная гимнастика.
- Итог занятия.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
В ходе проведения занятий регулярно проводится сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)
- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)
- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия
- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 30 – 35 минут, с перерывом 20 – 25 минут. Обучение проходит в одну смену.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
«выполняет действие самостоятельно» (с),
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),
«выполняет действие по образцу» (о),
«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),
«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),
«действие не выполняет» (!),
«узнает объект» (у),
«не всегда узнает объект» (нву),
«не узнает объект» (н).
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
Форма обучения: очная.
Программы сотрудничества специалистов с семьей обучающегося постоянна, т. к. во время учебных занятий родитель (мама) ребёнка присутствует, помогает (в случае необходимости), контролирует.
Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:
- Развитие и воспитание ребенка: Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 35 минут. Нужно иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.). Второй набор для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий с взрослым.
Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).
Нужно проводить с ребенком заранее беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Завтра будем играть. Сейчас посмотрим мультфильм о собачке», «Пойдем в группу» и т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребенку.
- Социальное развитие: Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить называть свое имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться жестами).
- Развитие слухового восприятия: Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: - овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).
- Развитие понимания обращенной речи: Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1 действие (Возьми куклу).
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).
- Формирование активной речи: учить подражать действиям губ – «по», «мо», «то», «ту», делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию).
Учить произносить гласные звуки по подражанию. Закреплять произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д. Уточнить предметный словарь (картинки - мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов, необходимых в практических жизненных ситуациях.
- Формирование игровой деятельности: Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия): кормление, укладывание куклы спать - доступных для понимания ребенку. Применяем игры со строительным материалом – башенку, заборчик и т.д. Обыгрываем ситуацию «кладем кубики в машинку, везем их строить дом».
- Индивидуальный учебный план на обучающегося: Престес Максимилиан
№ | Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 64 |
2 | Математика | Математические представления | 2 | 64 |
3 | Сенсорное развитие | Действия, направленные на сенсорное развитие. | 2 | 64 |
4 | Изобразительная деятельность | Рисование | 1 | 32 |
5 | Предметно-практическая деятельность | Предметно-практические действия. | 1 | 32 |
6 | Окружающий мир | Окружающий природный мир | 1 | 32 |
7 | Адаптивная физическая культура | Физкультурно-оздоровительные действия. | 2 | 64 |
8 | Музыка и движение | Музыкально-ритмические действия. | 1 | 32 |
Коррекционные занятия | ||||
1 | Коррекционные занятия с логопедом. | 1 | 32 | |
2 | Коррекционные занятия с дефектологом. | 1 | 32 | |
3 | Коррекционные занятия с психологом. | 1 | 32 | |
Итого |
Продолжительность учебной недели на 2016-2017 учебный год – 4 дня в неделю. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС. В феврале для обучающегося есть дополнительные недельные каникулы.
8. Особенности психофизического развития детей определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)
- умение выполнять инструкции педагога
- использование по назначению учебных материалов
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени
- от начала до конца
- с заданными качественными параметрами
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем ряд факторов:
- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий.
- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.
- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.
- Содержание и отслеживание результатов обучения.
При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы опираемся на критерии, предложенные ЦЛП в г. Псков, дополненные нами. Применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | Условные обозначения |
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) | ! |
Действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | Пп |
- с частичной помощью взрослого | П |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | И |
- подражая или по образцу | О |
- самостоятельно | С |
- узнает объект | У |
- не всегда узнает объект | Нву |
- не узнает объект | Н |
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Престес Максимилиана в силу его психофизических способностей.
Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация:
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1) Коммуникация с использованием вербальных средств. | |||
2. | Формирование умения устанавливать контакт с собеседником | I четверть | установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником |
3. | Формирование умения реагировать на собственное имя | реагирование на собственное имя | |
4. | Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом | приветствие собеседника звуком, словом | |
5. | Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом | прощание с собеседником звуком, жестом, словом | |
2) Коммуникация с использованием невербальных средств. | |||
6. | Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации | II четверть | выражение приветствия, прощания с использованием мимики |
7. | Формирование умения использовать жест как средство коммуникации | выражение жестом приветствие, прощание | |
3)Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | |||
Импрессивная речь. | |||
8. | Формирование умения реагировать на собственное имя | III четверть | реагирование на собственное имя |
9. | Формирование умения понимать слова, обозначающие действия | понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять) | |
Экспрессивная речь. | |||
10. | Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы | IV четверть | называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов |
Математика.
Математические представления:
Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1)Количественные представления. | |||
2. | Формирование умения находить одинаковые предметы без учета их признаков (из 2-х) | I четверть | нахождение одинаковых предметов |
2)Представления о форме. | |||
3. | Формирование представления о геометрических телах: шар | II четверть | узнавание (различение) геометрических тел: «шар», |
3)Пространственные представления. | |||
4. | Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела | III четверть | ориентация в пространственном расположении частей тела на себе |
5. | «верх» (вверху) | отрабатываются на упражнениях с движениями поднять руки вверх | |
6. | «низ» (внизу) | опустить руки вниз | |
4)Временные представления | |||
7. | Формирование представления о неделе | IV четверть | неделя |
8. | Знание последовательности дней недели | знание последовательности дней недели | |
9. | Формирование представления о временах года | различение времен года (весна, лето, осень, зима) |
«Окружающий мир».
Окружающий природный мир:
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1)Временные представления. | |||
2. | Формирование представления о явлениях природы: | I четверть | узнавание (различение) явлений природы дождь; снег |
3. | дождь | ||
4. | снег | ||
2)Животный мир. | |||
5. | Формирование представления о домашних животных: | II четверть | узнавание (различение) домашних животных собака; кошка |
6. | собака | ||
7. | кошка | ||
3) Объекты природы. | |||
8. | Формирование представления о воде | III четверть | узнавание воды |
4) Растительный мир. | |||
9. | Формирование представления о фруктах: | IV четверть | узнавание (различение) фруктов по внешнему виду и вкусу |
10. | яблоко | ||
11. | банан | ||
12. | Формирование представления об овощах: | узнавание (различение) овощей по внешнему виду и вкусу | |
13. | картофель | ||
14. | морковь |
Коррекционные курсы.
Сенсорное развитие.
Цель: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1) Зрительное восприятие. | |||
2. | Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. | I четверть | фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) |
2) Слуховое восприятие. | |||
3. | Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука | II четверть | локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха |
3) Кинестетическое восприятие. | |||
4. | Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека | III четверть | адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека |
4) Восприятие запаха. | |||
5. | Формирование адекватной реакции на запахи | III четверть | адекватная реакция на запахи |
5) Восприятие вкуса. | |||
6. | Формирование адекватной реакции на продукты: | IV четверть | адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам |
Предметно-практическая деятельность.
Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1) Действия с материалами. | |||
2. | Формирование умения сминать материал двумя руками | Iчетверть | сминание материала (салфетки, газета, калька) двумя руками |
3. | салфетки | ||
4. | газета | ||
5 | калька | ||
6. | Формирование умения сминать материал одной рукой | II четверть | сминание материала (салфетки, газета, калька) одной рукой
|
7. | салфетки | ||
8. | газета | ||
9. | калька | ||
2) Действия с предметами. | |||
10. | Формирование умения захватывать предмет | III-IV четверть | захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
11. | Формирование умения удерживать предмет | удержание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) | |
12. | Формирование умения отпускать предмет | отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Престес Максимилиана
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | Условные обозначения |
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) | ! |
Действие выполняется ребенком: | |
- со значительной помощью взрослого | пп |
- с частичной помощью взрослого | п |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
- подражая или по образцу | о |
- самостоятельно | с |
- узнает объект | у |
- не всегда узнает объект | нву |
- не узнает объект | н |
Индивидуальная программа развития
Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). | Оценка результативности освоения СИПР | |
I | II | |
Предметные области и предметы | ||
Речь и альтернативная коммуникация | ||
Формирование умения устанавливать контакт с собеседником | ||
Формирование умения приветствовать собеседника звуком. | ||
Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом. | ||
Формирование умения использовать жест как средство коммуникации | ||
Формирование умения понимать слова, обозначающие действия | ||
- сидеть | ||
- стоять | ||
Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки «А» | ||
Навыки невербального общения: | ||
Установление визуального контакта с собеседником | ||
Ориентация на лицо взрослого | ||
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) | ||
Реакция на учителя, воспитателя | ||
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя | ||
Математические представления | ||
Выбрать названный предмет из двух | ||
Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов | ||
Указать названную часть тела | ||
Ориентировка в пространстве класса | ||
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» | ||
Перемещение «косточек» по проволочной рамке | ||
Окружающий природный мир | ||
Формирование представления о домашних животных | ||
- собака |
| |
- кошка | ||
Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) | ||
Реакция на учителя, воспитателя | ||
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя | ||
Умение пользоваться невербальными средствами общения | ||
Коррекционные курсы | ||
Сенсорное развитие | ||
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека | ||
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете | ||
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него | ||
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад) | ||
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом | ||
Предметно – практические действия | ||
Сминание бумаги | ||
Отрывание кусочков бумаги от целого листа | ||
Работа с бумагой (сгибание, разгибание) | ||
Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей | ||
Разминание пластилина |
| |
Размазывание материала по плоскости | ||
Лепка шариков | ||
Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета | ||
Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки») | ||
Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки») | ||
Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями | ||
Пересыпание различных круп в емкости | ||
Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях | ||
Переливание воды из одной ёмкости в другую | ||
Захватывание, удерживание предмета | ||
Опускание предмета в коробку | ||
Закрывание коробок разной величины | ||
Бросание мелких предметов в коробку | ||
Работа с пирамидками | ||
Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы) | ||
Толкание предметов (мячи, коляски, машинки) | ||
Вращение различных предметов | ||
Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем) | ||
Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками) | ||
Подтягивание предметов за веревочку |
Программа составлена:
заместителем директора по УВР Бурлакиным М.Ю.,
методистом Тарасовой Е.В.,
учителем 1-го класса Лопаревой Е.В.., на 2016-2017 учебный год.
Дата составления – 01. 09. 2016 г.
Подпись -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная физическая культура для детей с множественными нарушениями
Адаптивная физическая культура (АФК) является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) и задержкой психического...
Рабочая программа 1-2 классы по курсу математика для детей со множественными нарушениями в развитии
В программе указаны цель и задачи на один год обучения. В содержании описаны основные направления работы и конечный результат. Программа составлена на основе програмно- методических рекомендаций под р...
Применение новых технологий в комплексном обучении детей, с множественными нарушениями, на специальных занятиях по РСВ и ФП
Концепция предполагает дифференцированное обучение и индивидуальный подход, учитывая особенности, возможности, а также интересы и способности детей, и создания для них специальных условий для об...
«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с множественными нарушениями»
laquo;Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с множественными нарушениями» Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманиз...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Тяжелые нарушения общей и мелкой моторики, в частности зрительно – двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно - практической деятельности...
Статья "Модель специального учебного пособия для детей с множественными нарушениями развития"
Коррекционная педагогика...
Использование метода "Глобальное чтение" для формирования коммуникативной активности у детей со множественными нарушениями в развитии.
В данной статье описана суть метода "Глобальное чтение" и этапы работы....