Урок по курсу Истоки
план-конспект урока (4 класс)
Урок по курсу Социокультурные Истоки на тему "Радоваться всей семьей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radovatsya_vsey_semey.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел «Традиции праздника»
Тема «Радоваться всей семьей»
Социокультурное наполнение: Крестины. Именины. Дни рождения. Содержание: Радость всей семьи – теплые и сердечные праздники взаимной любви и доброжелательности близких друг другу людей, их духовного единения.
Задачи урока:
- способствовать формированию системного представления о внутреннем мире человека, единстве и взаимосвязи его ценностей;
- актуализировать жизненный опыт ребенка, а также его семьи и ближайшего окружения:
- создать условия для приобретения учащимися социокультурного опыта в первую очередь, опыта общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего значимые для индивидуума и группы результаты;
- на содержательной основе «Истоков» развивать учебные и познавательные навыки.
Р.К. развивающий Любимый семейный праздник
Работа в четверке «Кума и кум, наставляй на ум»
1.Присоединение к теме, погружение.
Учитель: Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало большой реки – родник. Начало дерева – корни. Начало человека – его Истоки. Не может быть чистой воды в реке без родников, не растет дерево без корней, не живет человек без Истоков. Истоки соединяют живительную силу всего лучшего, что накоплено многими поколениями нашего народа. Истоки- это начало начал. Это семья, традиции.
Что такое традиция?
Традиция –это то, что перешло от одного поколения к другому.
Учитель: А что для вас праздник? Праздник – это труд души, радостный и поучительный . Он соединяет Образ, Слово и Дело.
2) Виды праздников
Какие праздники вы знаете?
а) календарные праздники
б) Праздники, связанные с земледельческим календарем
Масленица, Семик
в) Государственные праздники (9 мая – день Победы, 4 ноября- День Единства и др.)
-Молодцы!
Учитель: -Дети, представьте, что вы хотите дома устроить большой праздник и пригласить на него гостей. Возьмите бумагу и цветные карандаши и нарисуйте праздничный стол с разными вкусными блюдами. Расскажите, на какой праздник вы хотите пригласить гостей, кого хотите пригласить, какое угощение на столе.
Видите, как старательно мы всегда готовимся к праздникам! Мы готовим лучшие блюда, украшаем праздничный стол. Всё это мы делаем потому, что очень любим тех людей, которых хотим видеть у себя в гостях. Ведь так хорошо сидеть за одним столом и праздновать что-то с теми, кого мы любим! Этим мы приносим радость нашим близким, показываем им от всего сердца, как они нам дороги.
- Сегодня мы будем говорить о традициях семейных праздников и тема нашей беседы «Радоваться всей семьёй»
-Назовите семейные праздники, которые вы справляете в своих семьях.
Ресурсный круг «Любимый семейный праздник» (я вижу) (я слышу) (я чувствую)
6. Работа с учебником Стр . 122. – 123
- Так какие же семейные праздники считаются первостепенными у русского народа?
- Крещение, крестины, именины.
- А давайте попробуем разобраться, когда бывают крещение, крестины, именины и день рождения, какие традиции у этих праздников? Когда отмечают? Где отмечают?
Крещение: Раз в жизни. В храме
Священник крестит ребенка, окуная трижды в святую воду, надевает крест, одевает его в чистую белую рубашку. Помазывает.
Многие из вас знают, какие слова обыкновенно находятся на обратной стороне креста. "Спаси и сохрани". Не случайно благочестивый русский народ сложил мудрую пословицу: "Не мы крест носим, а он нас носит".
Крестильная белая рубашка, которую возложил на нас батюшка, священник, тотчас после крещения. Если вы крещены во младенчестве, то, вероятно, сохранилась у мамы или бабушки ваша крестильная белоснежная распашоночка. Это так называемая крещальная риза, явным образом указывающая на то, что Господь Иисус Христос дивно очистил, возродил и освятил новокрещеного, исполнив его душу и тело светоносной благодати Божией.
Вещи, связанные с крестинами, перечислены и объяснены; но есть люди, которые вошли в нашу жизнь через принятие святого крещения. Кто они? Это - восприемники, или, что привычнее для русского уха, крестные. Древние церковные правила предусматривали наличие одного крестного. По русскому обычаю избираются обыкновенно крестный отец и крестная мать. Они - поручители пред Богом за своего крестника и несут за него ответственность.
Крестины: Раз в жизни. Дома
Застолье с пирогами и особой кашей. Приглашаются соседи, друзья, крестные отец и мать. Поздравляют, дарят подарки.
Именины:В храме и дома.
А как справлять день Ангела?.
Исповедь и причастие в день именин вместе с тезками. Потом застолье и подарки от друзей и близких
Князь Владимир крестил Русь, наши предки верили, что каждый день проходит под покровительством небесного святого. Тот из святых, день памяти которого приходился на какую-либо дату, становился Ангелом-хранителем этого дня. Например, сегодня, 14 февраля 2018 года именины празднуют Василий, Давид, Семен, Петр, Тимофей, Евдокия, Валентина. Есть у нас в классе дети с этими именами? С именинами вас, с днем Ангела!
7. «Кума и кум наставляй на ум»
- А теперь открываем рабочие тетради и перейдем к активной форме работы. Откройте на стр.33 внимательно прочитайте название нашего активного занятия
Вывод- Какие духовные ценности сохраняются в традициях семейных праздников нашего народа?(гостеприимство, доброжелательность, искренность
8. Рефлексия
1. Напишите 3 новых понятия, которые вы узнали на уроке.
2. 2 информации ,которые вас удивили
3. 1информацию, о чём вы хотите поделиться родителями, о чем вы расскажете дома?
УЧ. - Да, ребята, богата Россия традициями, любили, любим и будем любить мы праздники, радоваться всей семьей.
Д/З традиции семейного праздника
Узнайте у родителей о том, почему вам выбрали именно это имя.
Узнайте значение своего имени.
Есть ли у вас крёстные родители, и какое участие они принимают в вашей жизни.
А можно ли ваш класс назвать семьёй? Почему?
УЧ-к – вы тоже вместе справляете праздники – Новый год, масленицу, день рождения класса, поздравляете всех с днём рождения. Что ценного в таких праздниках для вас?
Мы с любовью в сердце вырастаем,
Если ею полнится семья.
Свои чувства верностью питаем,
Если рядом верные друзья.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"
На данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....
Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе
Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1. Организ...
конспект урока по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки")
Представлен конспект урока для обучающихся 3 классов по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки"). Также предложены задания для работы в паре, в группе, а также презентация к данному ...
Открытый урок по курсу "Истоки" на тему "Доброта"
Открытый урок по курсу "Истоки" на тему "Доброта"...
конспект урока в курсе "Истоки" по теме "Лес. Река"
конспект урока по программе "Истоки", тема :"Лес. Река"...
Урок по курсу " Истоки".
ТЕма урока: " Ткачихи-рукодельницы"....
Активные формы обучения на уроках социокультурного курса "Истоки".
В данной статье описывются различные формы обучения, кторые можно использовать на уроках социокультурного курса "Истоки" и на уроках "Основы православной культуры....