Открытый урок по курсу "Истоки" на тему "Доброта"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Открытый урок   по курсу "Истоки" на тему "Доброта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc76.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt734 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Богородская  средняя общеобразовательная  школа

Открытый  урок

по курсу «Истоки»

на  тему:  « Доброта»

Провела: Киотова Н.В.,

учитель начальных классов

2014 уч.год

Тема урока: «Доброта».

Цели  урока: 

     

     Обучающая:

  • актуализировать значение социокультурной категории «доброта»
  • учить  определять добрые поступки и ощущать  доброту

       Развивающая:

  • развитие  способности  осуществлять выбор с целью совершения  добрых дел на благо людям.

Воспитательная:

  •     Воспитывать лидерские качества, умение общаться в группе.
  • Воспитать в детях доброту, совершать добрые поступки, уважение  к людям.

       

Оборудование: мультимедийное оборудование,  презентация, учебное пособие «Истоки» для 3 класса (Автор А.В.Камкин), рабочая тетрадь (часть II), карточки с заданиями, плакат на доске.

План:

  • Делать добро – совершенствовать духовный  подвиг.
  • Активное  занятие «Добрые  дела» (оценивающее)
  • Доброжелательность.

Ход  урока.

  1. Присоединение.

- Добрый день, ребята!  Я очень рада видеть вас, ваши радостные лица.

- Давайте  улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям.

- Ребята, закройте глазки, улыбнитесь и подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, уважаете.

- Кто  готов, откройте глазки  и постарайтесь ответить на мой  вопрос.(Ответы детей)

 Ребята, а какую  большую тему мы сейчас с вами  изучаем? (Любовь).

- С какими словами неразрывно связано слово «любовь?» ( с дружбой, с милосердием, с добротой).

-Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.

Дети читают  стихи.

Ученик 1.

Что в человеке самое главное?

В чем же глубокой души лепота?

Главное, мудрое, тонкое, славное –

Это бесспорно всегда доброта!

Это бальзам для души человека,

Это дорога, что к счастью ведет,

Помни, что  с самого первого века

Добрых удача и любит, и ждет

Гнев  если к горлу внезапно подступит,

Сделать попробуй кому – то добро,

Желчь облегчению место уступит,

Свет разольет на душе серебро!

Добрым живется, конечно же, легче,

Камень за  пазухой ты не  держи,

Просто  добро – это камень покрепче

Камешков зла и коварства, и лжи!

- О каком  качестве пойдет речь?(О доброте).

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Доброта).

- Мы знаем, как от добрых слов возникает  прекрасное  чувство – Доброта.

-Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

- Давайте обратимся к духовному опыту предыдущих поколений и  вместе прочитаем высказывания о доброте великих людей:

«Доброта  - это то, что может услышать глухой и увидеть  слепой».

                                                                                    Марк Твен.

«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажитесь не в состоянии совершить дурной поступок» - считал  Конфуций.

                                                                                      Конфуций.

«Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни от человека».

                                                                                                М.Пришвин.

 А вот как о доброте писал Л.Н. Толстой: «Доброта –   тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать»

                 

- Как вы это понимаете? (Доброту можно увидеть, услышать, почувствовать.)

        Л.Толстой.

А сколько добрых слов образовано от слова – добро!

II. Активное   собеседование.

На доске  изображено солнышко.

- В русском  языке очень,  много добрых слов и выражений. Некоторые из них  начинаются со слова «добро».  Сейчас  выглянет солнышко, и  мы узнаем, как именуют…

- Человека, который  желает всем  добра, готовый содействовать благополучию других  людей  (Доброжелательный).

- Человека, который достоин одобрения,  уважения, очень порядочный, приличный (Добропорядочный).

- Человека  сочувствующего, который понимает состояние другого. Об этом человеке говорят, что у него очень доброе сердце.   (Добросердечный)

- А о каком человеке говорят – человек добрый и мягкий по характеру, незлобивый.

(Добродушный)

- Про какого человека говорят: скромный,  кроткий, послушный, имеет хорошее поведение. (Добронравный).

- Ребята, а сколько добра в привычном слове «благодарю». Мы обращаем его к тому, кто сделал добро нам, принес пользу.

 Благодарю – значит, взаимно дарю благо, отвечаю добром на добро.

- Ребята, посмотрите, какие   лучики дарит нам  солнышко!

- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени вырастет и добрый плод. От добрых  слов  мы чувствуем, как в сердце нашем растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Ш.Ресурсный круг на целостное восприятие «Добрые слова»

     Дети читают стихи.

Ученик 2.

- Ребята, а  сейчас  давайте встанем в круг и поделимся друг с другом  добрыми  словами. (Дети произносят добрые слова).

- Что вы чувствуете от сказанных добрых слов?  ( В сердце тепло, благодарность, любовь, надежду.)

Дети читают стихи.

Ученик 2.

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души во времени хранимы,

Чтоб  их произнести в тот  самый час

Когда они другим необходимы.

Итак, вокруг нас немало добрых людей. Наши предки вывели правило нравственности «Свет не без добрых людей». И вы сейчас несли добро словом.

- Посмотрите, мы вырастили дерево добрых слов!

- Какое  чудесное получилось дерево! На нем распустились листочки добрых слов, от которых  в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание. Спешите делать добро!

-В нашей классной комнате стало ещё светлее и теплее от сказанных добрых слов.

- А зачем нужны нам добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?

(можно если делать добрые дела).

- Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только твои уста, но и сердце. Ведь добрые слова греют душу  человека. И замечательно, когда человек подкрепляет добрые слова добрыми делами.

Слова – это хорошо, а добрые дела ещё лучше.

IV. Работа  с  учебным пособием.

- Ведь никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям. 

- Ребята, а сейчас давайте обратимся к иконе Николая Чудотворца на с.89.   В молитвах часто обращаются верующие к нему с просьбой о помощи (особенно в дороге, в плавании).

- Вглядитесь в лик этого почитаемого во всем мире чудотворца. Он родился и служил людям давно (в III – в начале IV века), продолжает помогать и сейчас. Он один из самых почитаемых на Руси святых. Он считается покровителем России. 19 декабря Православная Церковь празднует память Николая- Чудотворца.  Николай Угодник творил чудеса при жизни, но немало происходило и происходит чудес и после его смерти. Он помогает морякам, путешественникам, детям. Он помогает всем, кто обращается к нему за помощью. Святой Николай прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных.

- Ребята, а какого человека, можно назвать «доброжелательным?»

- Как его узнать среди людей?

- Ответ на этот вопрос мы найдем  в учебнике на с. 90 (чтение статьи на «Доброжелательность»).

- Молодцы!

- Человека, который радуется твоим успехам, как своим собственным, встречает  тебя доброй улыбкой и готов обсудить все твои дела, называют доброжелателем.

Доброжелательности можно учиться. Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал:

«…Советую тебе, мальчик мой, всю жизнь и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником – со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться  так же,  как учиться  читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и все вокруг тебя всё больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым.»

V. Активное   занятие №  25  (оценивающее). Работа  в четверке «Добрые дела».

а ) Подготовительный этап.

- Ребята, сейчас я вам покажу шкатулку.  Это шкатулка непростая. В ней с давних времён хранятся добрые дела. Для того, чтобы узнать, какие добрые дела сохранили для нас предыдущие поколения, нужно выполнить задание в рабочей тетради.

б ) Индивидуальный  этап.

-  Ребята,  я предлагаю  вам самостоятельно выбрать пять добрых дел и подчеркнуть.

Думать  о родителях;

Радоваться неудачи ближнего;

Утешить плачущую сестренку;

Подать милостыню;

Стремиться быть богатым  человеком;

Помогать  ближним;

Завидовать;

Познавать истоки родной земли;

в ) Работа  в четверке.

- Я прошу вас, выбрать лидера микрогруппы и  для того, чтобы организовать обсуждение. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию  и подчеркните единое решение группы.

г ) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

- Сейчас лидеры представят результаты выполненной работы, объясняя свой выбор. (объясняют  свой выбор и доказывают, что доброе дело отличается просто от хорошего поступка).

- Молодцы! Ребята, я  прошу одного  из лидеров выйти к доске и   подчеркнуть пять  добрых дел.

- Приобретая добрые качества, человек становится красив.

 - А какие добрые дела вы может быть сделали совсем недавно. Расскажите об этих делах.

- Молодцы! Давайте откроем шкатулку и узнаем,  какие добрые дела сохранили для нас   предыдущие поколения.

  • Помогать там, где нужна моя помощь;
  • Понимать другого;
  • Заботиться о близких;
  • Выручать друзей в беде;
  • Не ссориться;
  • Сочувствовать.

- Ребята, а что   приобретает для себя человек, делающий добро?

(Радость, спокойствие, чистую совесть, любовь,  уважение, благодарность людей).

Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?  Порадуйте нас ими.

  • Спеши делать добро.
  • Добрые дела красят человека.
  • Без добрых дел нет доброго имени.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Злой не верит, что есть добрые люди.  
  • Добро век не забудется.
  • Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

-Спасибо!

-Сила добра зависит от того, какую позицию в жизни выберет каждый из нас.

-Любовь и милосердие – высшие проявления добра.

VI. Рефлексия.

- Ребята,  скажите, легко ли быть добрым? Почему? (Ответы  детей). (Действительно , научиться по - настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У  каждого человека ,  большого и маленького,  свой путь к доброте.)

-А какие качества, помогают человеку, быть добрым? 

(милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность).

- Молодцы, ребята!

- А теперь, возьмитесь за руки! Почувствуйте тепло своих рук и рук товарищей. И давайте вместе, исполним песню «Дорогою добра!»

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому,
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

- Молодцы, ребята! Все очень хорошо поработали. Я хочу вас поблагодарить за урок  и подарить вам  медали с изображением символа Доброты.

VII. Домашнее задание.

-Ребята, дома  в кругу семьи, прочитайте статью о доброте ложной и  истиной в учебнике на с.90.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел «ЛЮБОВЬ»

Слайд 2

Тема «Доброта»

Слайд 3

Высказывания о доброте великих людей

Слайд 4

Добро – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой Марк Твен

Слайд 5

Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать Л.Н. Толстой

Слайд 6

«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажитесь не в состоянии совершить дурной поступок» Конфуций

Слайд 7

Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни от человека М. Пришвин

Слайд 8

Добропорядочный Доброжелательный Добросердечный Добронравный Добродушный Благодарю

Слайд 9

Добрый вечер До свидания Здравствуй Извини Спасибо Будьте здоровы Добрый день Доброе утро Дерево добрых слов

Слайд 10

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Слайд 11

Думать о родителях; Радоваться неудачи ближнего; Утешить плачущую сестренку; Подать милостыню; Стремиться быть богатым человеком; Помогать ближним; Завидовать; Познать истоки родной земли.

Слайд 12

Добрые дела Помогать, где нужна моя помощь Понимать другого Заботиться о ближних Выручить друзей в беде Не ссориться Улыбаться тем, с кем общаешься Сочувствовать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....