Открытый урок по курсу "Истоки" на тему "Доброта"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Открытый урок по курсу "Истоки" на тему "Доброта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 76.5 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 734 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Богородская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по курсу «Истоки»
на тему: « Доброта»
Провела: Киотова Н.В.,
учитель начальных классов
2014 уч.год
Тема урока: «Доброта».
Цели урока:
Обучающая:
- актуализировать значение социокультурной категории «доброта»
- учить определять добрые поступки и ощущать доброту
Развивающая:
- развитие способности осуществлять выбор с целью совершения добрых дел на благо людям.
Воспитательная:
- Воспитывать лидерские качества, умение общаться в группе.
- Воспитать в детях доброту, совершать добрые поступки, уважение к людям.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, учебное пособие «Истоки» для 3 класса (Автор А.В.Камкин), рабочая тетрадь (часть II), карточки с заданиями, плакат на доске.
План:
- Делать добро – совершенствовать духовный подвиг.
- Активное занятие «Добрые дела» (оценивающее)
- Доброжелательность.
Ход урока.
- Присоединение.
- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас, ваши радостные лица.
- Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям.
- Ребята, закройте глазки, улыбнитесь и подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, уважаете.
- Кто готов, откройте глазки и постарайтесь ответить на мой вопрос.(Ответы детей)
Ребята, а какую большую тему мы сейчас с вами изучаем? (Любовь).
- С какими словами неразрывно связано слово «любовь?» ( с дружбой, с милосердием, с добротой).
-Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Дети читают стихи.
Ученик 1.
Что в человеке самое главное?
В чем же глубокой души лепота?
Главное, мудрое, тонкое, славное –
Это бесспорно всегда доброта!
Это бальзам для души человека,
Это дорога, что к счастью ведет,
Помни, что с самого первого века
Добрых удача и любит, и ждет
Гнев если к горлу внезапно подступит,
Сделать попробуй кому – то добро,
Желчь облегчению место уступит,
Свет разольет на душе серебро!
Добрым живется, конечно же, легче,
Камень за пазухой ты не держи,
Просто добро – это камень покрепче
Камешков зла и коварства, и лжи!
- О каком качестве пойдет речь?(О доброте).
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Доброта).
- Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное чувство – Доброта.
-Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
- Давайте обратимся к духовному опыту предыдущих поколений и вместе прочитаем высказывания о доброте великих людей:
«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».
Марк Твен.
«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажитесь не в состоянии совершить дурной поступок» - считал Конфуций.
Конфуций.
«Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни от человека».
М.Пришвин.
А вот как о доброте писал Л.Н. Толстой: «Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать»
- Как вы это понимаете? (Доброту можно увидеть, услышать, почувствовать.)
Л.Толстой.
А сколько добрых слов образовано от слова – добро!
II. Активное собеседование.
На доске изображено солнышко.
- В русском языке очень, много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова «добро». Сейчас выглянет солнышко, и мы узнаем, как именуют…
- Человека, который желает всем добра, готовый содействовать благополучию других людей (Доброжелательный).
- Человека, который достоин одобрения, уважения, очень порядочный, приличный (Добропорядочный).
- Человека сочувствующего, который понимает состояние другого. Об этом человеке говорят, что у него очень доброе сердце. (Добросердечный)
- А о каком человеке говорят – человек добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
(Добродушный)
- Про какого человека говорят: скромный, кроткий, послушный, имеет хорошее поведение. (Добронравный).
- Ребята, а сколько добра в привычном слове «благодарю». Мы обращаем его к тому, кто сделал добро нам, принес пользу.
Благодарю – значит, взаимно дарю благо, отвечаю добром на добро.
- Ребята, посмотрите, какие лучики дарит нам солнышко!
- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени вырастет и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
Ш.Ресурсный круг на целостное восприятие «Добрые слова»
Дети читают стихи.
Ученик 2.
- Ребята, а сейчас давайте встанем в круг и поделимся друг с другом добрыми словами. (Дети произносят добрые слова).
- Что вы чувствуете от сказанных добрых слов? ( В сердце тепло, благодарность, любовь, надежду.)
Дети читают стихи.
Ученик 2.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души во времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
Итак, вокруг нас немало добрых людей. Наши предки вывели правило нравственности «Свет не без добрых людей». И вы сейчас несли добро словом.
- Посмотрите, мы вырастили дерево добрых слов!
- Какое чудесное получилось дерево! На нем распустились листочки добрых слов, от которых в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание. Спешите делать добро!
-В нашей классной комнате стало ещё светлее и теплее от сказанных добрых слов.
- А зачем нужны нам добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?
(можно если делать добрые дела).
- Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только твои уста, но и сердце. Ведь добрые слова греют душу человека. И замечательно, когда человек подкрепляет добрые слова добрыми делами.
Слова – это хорошо, а добрые дела ещё лучше.
IV. Работа с учебным пособием.
- Ведь никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
- Ребята, а сейчас давайте обратимся к иконе Николая Чудотворца на с.89. В молитвах часто обращаются верующие к нему с просьбой о помощи (особенно в дороге, в плавании).
- Вглядитесь в лик этого почитаемого во всем мире чудотворца. Он родился и служил людям давно (в III – в начале IV века), продолжает помогать и сейчас. Он один из самых почитаемых на Руси святых. Он считается покровителем России. 19 декабря Православная Церковь празднует память Николая- Чудотворца. Николай Угодник творил чудеса при жизни, но немало происходило и происходит чудес и после его смерти. Он помогает морякам, путешественникам, детям. Он помогает всем, кто обращается к нему за помощью. Святой Николай прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных.
- Ребята, а какого человека, можно назвать «доброжелательным?»
- Как его узнать среди людей?
- Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на с. 90 (чтение статьи на «Доброжелательность»).
- Молодцы!
- Человека, который радуется твоим успехам, как своим собственным, встречает тебя доброй улыбкой и готов обсудить все твои дела, называют доброжелателем.
Доброжелательности можно учиться. Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал:
«…Советую тебе, мальчик мой, всю жизнь и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником – со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и все вокруг тебя всё больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым.»
V. Активное занятие № 25 (оценивающее). Работа в четверке «Добрые дела».
а ) Подготовительный этап.
- Ребята, сейчас я вам покажу шкатулку. Это шкатулка непростая. В ней с давних времён хранятся добрые дела. Для того, чтобы узнать, какие добрые дела сохранили для нас предыдущие поколения, нужно выполнить задание в рабочей тетради.
б ) Индивидуальный этап.
- Ребята, я предлагаю вам самостоятельно выбрать пять добрых дел и подчеркнуть.
Думать о родителях;
Радоваться неудачи ближнего;
Утешить плачущую сестренку;
Подать милостыню;
Стремиться быть богатым человеком;
Помогать ближним;
Завидовать;
Познавать истоки родной земли;
в ) Работа в четверке.
- Я прошу вас, выбрать лидера микрогруппы и для того, чтобы организовать обсуждение. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию и подчеркните единое решение группы.
г ) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.
- Сейчас лидеры представят результаты выполненной работы, объясняя свой выбор. (объясняют свой выбор и доказывают, что доброе дело отличается просто от хорошего поступка).
- Молодцы! Ребята, я прошу одного из лидеров выйти к доске и подчеркнуть пять добрых дел.
- Приобретая добрые качества, человек становится красив.
- А какие добрые дела вы может быть сделали совсем недавно. Расскажите об этих делах.
- Молодцы! Давайте откроем шкатулку и узнаем, какие добрые дела сохранили для нас предыдущие поколения.
- Помогать там, где нужна моя помощь;
- Понимать другого;
- Заботиться о близких;
- Выручать друзей в беде;
- Не ссориться;
- Сочувствовать.
- Ребята, а что приобретает для себя человек, делающий добро?
(Радость, спокойствие, чистую совесть, любовь, уважение, благодарность людей).
Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте? Порадуйте нас ими.
- Спеши делать добро.
- Добрые дела красят человека.
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Злой не верит, что есть добрые люди.
- Добро век не забудется.
- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
-Спасибо!
-Сила добра зависит от того, какую позицию в жизни выберет каждый из нас.
-Любовь и милосердие – высшие проявления добра.
VI. Рефлексия.
- Ребята, скажите, легко ли быть добрым? Почему? (Ответы детей). (Действительно , научиться по - настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека , большого и маленького, свой путь к доброте.)
-А какие качества, помогают человеку, быть добрым?
(милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность).
- Молодцы, ребята!
- А теперь, возьмитесь за руки! Почувствуйте тепло своих рук и рук товарищей. И давайте вместе, исполним песню «Дорогою добра!»
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому,
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
- Молодцы, ребята! Все очень хорошо поработали. Я хочу вас поблагодарить за урок и подарить вам медали с изображением символа Доброты.
VII. Домашнее задание.
-Ребята, дома в кругу семьи, прочитайте статью о доброте ложной и истиной в учебнике на с.90.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема «Доброта»
Высказывания о доброте великих людей
Добро – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой Марк Твен
Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать Л.Н. Толстой
«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажитесь не в состоянии совершить дурной поступок» Конфуций
Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни от человека М. Пришвин
Добропорядочный Доброжелательный Добросердечный Добронравный Добродушный Благодарю
Добрый вечер До свидания Здравствуй Извини Спасибо Будьте здоровы Добрый день Доброе утро Дерево добрых слов
НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Думать о родителях; Радоваться неудачи ближнего; Утешить плачущую сестренку; Подать милостыню; Стремиться быть богатым человеком; Помогать ближним; Завидовать; Познать истоки родной земли.
Добрые дела Помогать, где нужна моя помощь Понимать другого Заботиться о ближних Выручить друзей в беде Не ссориться Улыбаться тем, с кем общаешься Сочувствовать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....