Урок по курсу " Истоки".
план-конспект урока (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Истоки»
Из опыта работы учителя ГБОУ СОШ № 37 Богатовой Елены Владимировны
Тема: «Ткачихи – рукодельницы».
Цели:
- Социокультурное наполнение категории « Ткачихи - рукодельницы».
- Воспитание уважительного отношения к трудовым профессиям.
- Развитие коммуникативной компетенции: умения работать в группе и паре, распределение ролей, подчинения правилам работы в группе.
1. Присоединение.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком. Знаете ли вы сказки А.С. Пушкина?
А вот отрывок одной из них
« … Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица»,-
Говорит одна девица,-
«То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна».
Великий русский поэт поведал нам об интересном древнем занятии русских людей.
О каком ? (ткачество)
2. Сообщение темы урока. Целеполагание.
Да. Труд, мастерство ткачих - рукодельниц – тема нашего урока.
Ваша будущая профессия, ваш труд будут служить другим людям, приносить пользу, радость и добро. Сегодня на уроке мы всей душой и сердцем, с глубокой благодарностью обратимся к их труду, таланту и мысленно побудем на месте замечательных ткачих- рукодельниц.
3. Работа над раскрытием темы урока.
Детям предлагается отгадать загадку:
Били меня, колотили
Во все чины проводили
А потом вместе с царем
На престол посадили.
( рубашка)
А вы знаете ребята такую поговорку: « рубашка в поле выросла»?
А как это произошло, вы узнаете после того, как послушаете стихотворение, которое расскажут девочки. ( Девочки проговаривают стихотворение).
Уж я сеяла, сеяла ленок.
Уж, я сеяв, приговаривала.
Чоботами приколачивала.
Ты удайся, удайся, мой лен.
Ты удайся мой беленький ленок.
Я полола, полола ленок,
Я, половши , приговаривала,
Уж я дергала, дергала ленок,
Уж я, дергав, приговаривала.
Я мочила, мочила ленок.
Я, мочивши ,приговаривала
Уж я мяла, я мяла ленок,
Уж я, мявши приговаривала.
Я трепала, трепала ленок,
Я, трепавши, приговаривала.
Я чесала, чесала ленок.
Я, чесавши приговаривала.
Уж я пряла, пряла ленок,
Уж я, прявши приговаривала.
Уж я ткала, ткала ленок,
Уж я, ткавши приговаривала.
Ты удайся ,удайся мой лен.
Ты удайся, мой беленький ленок.
Ребята, в этом стихотворении мы можем проследить весь путь зернышка.
Так давайте попробуем выделить основные действия рукодельницы.
(Девочки снова читают стихотворение , а ученики пробуют выложить на доске эту цепочку).
На доске появляются таблички
СЕЯЛА
ПОЛОЛА
ДЕРГАЛА
МОЧИЛА
МЯЛА
ТРЕПАЛА
ЧЕСАЛА
ПРЯЛА
ТКАЛА
Молодцы, но в стихотворении пропущен последний куплет, и мне хотелось, чтобы вы догадались, что же было дальше.
4. Работа с тетрадью (практическая работа)
Для этого открываем тетрадь по истокам на стр.13 и первое задание выполняем самостоятельно.
А теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга работу.
( Работа в парах)
Так какого же действия не хватает в стихотворении.
СШИЛА ( Прикрепляем на доску слово)
Вся одежда, которую носили в крестьянской семье в будние и праздничные дни, была сшита, а вначале соткана из льняных ниток трудолюбивыми руками заботливых хозяек.
Но нитки тоже надо было откуда-то взять и люди придумали прялку.
5.Отчёт по индивидуальным заданиям
Рассказ ученика.
Самым простым способом получения пряжи издревле считалась прялка. Вся история прядения начинается задолго даже до 19 века. Суть прядильного процесса не сильно отличалась в те далекие времена от современного. Само прядильное волокно на какой-нибудь сук или палку с развилкой, впоследствии эта палка была заменена специальной доской и стала называться прялкой. Затем из клубка вытягивался небольшой пучок волокон, и присоединялось к особому устройству для скручивания нити (веретено и пряслица). И далее приводили всю конструкцию, насаженную друг на друга в быстрое вращение, за счет чего нить скручивалась и вытягивалась. Далее нить наматывалась на веретено, когда становилась слишком длинной. И процедура повторялась заново.
6. Драматизация.
Труд ткачих-рукодельниц требовал большого терпения, ведь сидеть за станком, прялкой приходилось до глубокой ночи. Но скуки не было. Ведь наши мастерицы собирались на беседы-посиделки, где царили шутки, прибаутки, смех. А какие песни звучали под перестукивание прялки! А когда душа поет, то работа ладится.
Сценка. ( Девочки показывают как работала пряха)
7.Тренинг.
Ребята, а как вы думаете это легко прясть? Сколько нужно потрудиться, чтобы получить нить?
Хотите попробовать?
( Детям выдают кусочки ваты, слегка смоченные водой, и предлагают вытянуть ниточку, скручивая ее пальчиками)
Ну, что получилось?
Трудно?
Так какими качествами должна обладать пряха?
8. Активное занятие. Работа в группах.
( Раздаю конверт с качествами, которыми должна и не должна обладать пряха. Нужно сделать выбор. Дети работают в группах выбирают нужное качество, а затем прикрепляют на доску)
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
терпение лень торопливость непоседливость небрежность | усидчивость лень небрежность торопливость непоседливость | ловкость лень небрежность торопливость непоседливость | лень небрежность торопливость непоседливость старательность | Аккуратность лень небрежность торопливость непоседливость |
На доске появились качества, которыми должна обладать пряха.
Труд ткачихи непростой, но время не стояло на месте, и на смену прялке пришел механический ткацкий станок.
9. Отчёт по индивидуальным заданиям. Рассказ ученика.
Возникновение ткацкого станка
Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека.
Первый ткацкий станок был вертикальным.Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.
В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка). Его основная часть - большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика, две ножные педали, вертикальные рамки “гребенки” бердо, челнок с нормальной нитью.
Потом был изобретен механический ткацкий станок.
«Умный станок» создал лионский ткач Базиль Бушон. Станок Бушона управлялся перфорированной бумажной лентой, где каждому проходу челнока соответствовал один ряд отверстий. Однако отверстий было мало, поэтому устройство меняло положение лишь небольшого числа отдельных нитей.
Следующего изобретателя, пытавшегося усовершенствовать ткацкий станок, звали Жан-Батист Фалькон. Он заменил ленту небольшими листами картона, связанными за углы в цепь; на каждом листе отверстия располагались уже в несколько рядов и могли управлять большим числом нитей
Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными.
Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.
10. Работа по рабочей тетради (стр.12).
Ребята, посмотрите на эти замечательные костюмы прошлого.
- Кто трудился над созданием этих костюмов?
(ткачихи)
- Как рукодельницы пытались украсить эти незатейливые изделия? (различной вышивкой, кружевами)
- Что представлял собой женский костюм?
(Женский костюм- это рубаха. сарафан и головной убор).
- Что представлял собой мужской костюм?
(Мужской костюм- это рубаха, штаны и головной убор).
11.Практическая работа.
Раскрасьте, пожалуйста, костюмы.
12.Ресурсный круг. Рефлексия.
Встаньте в круг и скажите, что бы вы взяли в свой гардероб из одежды прошлого.
Итог урока:
Далекие наши предки - ткачихи – рукодельницы, своими умелыми руками ткали дивный узор - жизненную нить, включали в нее все, что с человеком случилось и могло случиться. И сейчас она не прервалась. Льняная нить, которую получали ткачихи, использовалась не только для изготовления одежды.
До наших времен дошли продукты ткацкого производства такие как :
- древние книги, написанные на бумаге, в состав которых входили льняные волокна
- из льняных полотен сшиты паруса путешественников прошлого
- творение великих художников написаны на льняных холстах. Всё это и много другого можно увидеть в музее прикладного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"
На данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....
Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе
Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1. Организ...
конспект урока по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки")
Представлен конспект урока для обучающихся 3 классов по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки"). Также предложены задания для работы в паре, в группе, а также презентация к данному ...
Открытый урок по курсу "Истоки" на тему "Доброта"
Открытый урок по курсу "Истоки" на тему "Доброта"...
конспект урока в курсе "Истоки" по теме "Лес. Река"
конспект урока по программе "Истоки", тема :"Лес. Река"...
Урок по курсу Истоки
Урок по курсу Социокультурные Истоки на тему "Радоваться всей семьей"...
Активные формы обучения на уроках социокультурного курса "Истоки".
В данной статье описывются различные формы обучения, кторые можно использовать на уроках социокультурного курса "Истоки" и на уроках "Основы православной культуры....