Правила орфоэпии (методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)
методическая разработка
Методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_orfoepii_broshyura.docx | 371.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила орфоэпии
(методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)
Составили:
Землякова Н.А.
Емельянова К.А.
“Учите ребёнка, каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Для правильного произношения как известно, необходимо знание и соблюдение правил орфоэпии. Слово «орфоэпия» в переводе с греческого означает «правильная речь». Правила орфоэпии едины и обязательны для всех. Они образуют систему норм общепринятого литературного произношения. У детей с нарушением слуха очень важно сформировать представления о различиях в написании и произнесении слов (орфоэпические правила). Эта работа позволит уменьшить проявления нарушений письма у детей. Только орфоэпически правильная речь человека с нарушением слуха может служить ему надёжным средством общения (Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, К.А. Волкова и др.).
При обучении детей с нарушением слуха нормам орфоэпии необходимо решать две основные задачи:
- дать детям знание правил;
- научить сознательно применять их в устной речи.
Использование наглядных моделей в работе над правилами орфоэпии способствует решению этих задач.
В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.
Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением слуха состоит в том, что:
- во-первых, для детей данной группы характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Делает процесс заучивания более осмысленным и интересным. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
- в-четвёртых, дидактический материал в форме схем-моделей облегчает и направляет процесс становления у детей развёрнутого речевого высказывания.
Вашему вниманию предлагаем методическое пособие «Правила орфоэпии».
Это пособие можно использовать в работе по обучению нормам орфоэпии с детьми, имеющими нарушение слуха.
Пособие состоит из трёх разделов: условные обозначения, правила орфоэпии, раздаточный материал.
Условные обозначения представлены в виде символов.
Использование символов, лежащих в основе образования искусственных ассоциаций, облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность.
Следующий раздел пособия – это правила орфоэпии, которые представлены в двух вариантах. Первый вариант – это мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена информация. Принцип составления схемы состоит в следующем: на каждое слово подбирается символ. Таким образом, правило записывается схематично.
Важно помнить, что ребенок лучше понимает и осваивает грамматические правила (окончания, характерные для определенного рода и числа), если их слышит и может увидеть в написанной форме.
Глядя на эти схемы-рисунки, ученик легко запоминает информацию. Поэтому опора на чтение, графические схемы при накоплении словаря, развитии грамматики и связной речи во время занятий с детьми с нарушением слуха очень эффективны.
Второй вариант – это текстовой материал данного правила орфоэпии.
Лексический материал в качестве примера педагог подбирает для каждого ученика индивидуально по теме в зависимости от уровня языкового развития, записывает наиболее трудные слова для ребёнка и т.д. Т.к. это пособие предполагает его наличие у каждого ребёнка.
Третий раздел пособия – это раздаточный материал. Варианты его использования разнообразны и зависят от цели занятия, этапа работы нормам орфоэпии, индивидуальных особенностей ученика и т.д.
Пособие можно использовать, начиная с первого класса с учётом программных требований во всех видах работы по обучению нормам орфоэпии, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях:
- при чтении речевого материала;
- при назывании конкретных предметов и картинок;
- при расстановке учащимися надстрочных знаков в словах, записанных на доске или в тетрадях по индивидуальной работе;
- при придумывании школьниками примеров на то или иное правило орфоэпии;
- при самостоятельном рассказывании: о прочитанной книге, о просмотренной кинокартине, по заданной теме или по картине и т.д.
В процессе всех видов работ над правилами орфоэпии наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность высказывания.
Это, как правило, способствует полной автоматизации ряда орфоэпических навыков.
В работе с мнемотаблицами или опорными схемами можно выделить несколько этапов:
- ознакомление с символами (закрепление символов). Количество используемых символов увеличивается по мере усвоения ребёнком их значения;
- обучение использованию картинки (символа) в качестве опоры для запоминания отдельных слов путём соотнесения каждого слова с подходящим символом;
- прочтение правила педагогом так, что ученик видит лицо учителя (слухо-зрительное восприятие);
- произнесение правила педагогом. При этом учитель указывает слово, чтобы ученик знал, что произносит учитель;
- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
- осуществление перекодированию информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- педагог произносит правило, указывая символ в предложенной схеме, чтобы ученик знал, что произносит учитель;
- называние правила орфоэпии с опорой на схему (зависит от речевого уровня, от этапа работы).
Использование символов, схем, лежащих в основе образования искусственных ассоциаций, облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность детей с нарушением слуха.
Условные обозначения
Слово | ||
х | В словах | |
Говорим | ||
Не говорим | ||
Звонкий согласный | ||
- е -е | Звонкие согласные | |
Глухой согласный | ||
-е -е | Глухие согласные | |
| Перед | |
В | ||
На | ||
, , | Предлоги | |
Звонко | ||
ГК ЧШ ЗЖ | Сочетание звуков | |
СС ,- ММ, -НН | Двойные согласные | |
Долгий звук | ||
-е | Согласные | |
-я -х | Окончания прилагательных | |
Глагол | ||
Писать Пишем | ||
-е | Твёрдые согласные | |
-е | Мягкие согласные | |
-е | Гласные |
Карточки с графическими схемами правил орфоэпии для индивидуального пользования
*Раздаточный материал
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...
Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"
Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящ...
Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха
представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...
Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации
В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития....
Развитие интереса к чтению у детей имеющих нарушения слуха
Задачи и формы организации работы с детьми, имеющих нарушения слуха, на индивидуальных занятиях....
Рецензия на учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»
РЕЦЕНЗИЯна учебно-методическое пособие«Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»учителя начальных классовЖанны Николаевны ВаськинойГБОУ «Cпециально...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
Учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения» - это инструмент, который помогал бы педагогам и специалистам эффективно работать ...