Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korr._igry.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
В игре удается приковать внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересует их и на которые сосредоточить внимание не удается. Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач: - формирование словаря, работа над значением слов и выражений, активация словаря в разных видах речевой деятельности; - формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной; - развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной; Предложенные игры не подразделяются на виды или группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, обучения глобальному чтению, формирования
умения понимать вопросы и отвечать на них. В большей степени представ-лены игры для работы с детьми первых лет обучения, так как на этом этапе особенно важно создать игровую мотивацию овладения речевым материа-лом. При проведении данных игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации: • при выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих или слабослышащих дошкольников пределенного возраста, в частности учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий; • при проведении игр выбор форм речи определяется требованиями программ по развитию речи. При предъявлении речевого материала слабослышащим дошкольникам используются устная и письменная формы речи. В соответствии с требованиями программы по развитию речи при проведении игр с глухими детьми средней - подготовительной групп наряду с устной и письменной используется и устно-дактильная речь; • при про ведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений; • в процесс е проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью; • в процессе проведения игр на индивидуальных занятиях в детском саду или в семье необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности; • предлагаемая тематика игр, оборудование, речевой материал даны как примерные. Взрослые по своему усмотрению могут изменять тематику, оборудование, увеличивать или уменьшать объем речевого материала в зависимости от уровня умственного и речевого развития детей. Данные игры могут быть использованы сурдопедагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями на занятиях по различным разделам программы, а также родителями дома.' При проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активации словаря детей, обучения глобальному чтению, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них. Игры: Поезд. Карусель. Нарисуй дорожку. Семья. Мишкин дом. Поле чудес. Книга куклы. Нарисуй картинку. День рождение лисы. Найди маску животного. Почтальон. Делай как мы. Эти игры имеют одну цель: Совершенствовать навык чтения; Учить выполнять поручения; Отвечать на вопросы;
Рассмотрим игру «Семья», которую можно применять на уроках: развитие речи, ознакомление с окружающим миром.
Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком деланы прорези, в которую можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.
Речевой материал: Это дом. Тут живёт мама ( папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живёт мама (папа, мальчик, девочка, бабушка, дедушка). Ход игры:
Прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздаёт детям картинки с изображениями членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живут мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живёт мама?» Тот ребёнок, у которого картинка с изображением мамы, подходит и прикрепляет картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее прочитывают с детьми эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.
Такие игры как: Разноцветные флажки. Огород. Найди картинку. Лесенка. направлены не только на совершенствование навыка чтения, но и развитие внимания.
Игры: Что там? (Кто это? Кто там?) Что делает? Цели этих игр: учить понимать вопросы и отвечать на них, самостоятельно задавать вопрос: «Что делает мальчик (мама)?» развивать диалогическую речь. Рассмотрим один из вариантов игры «Что делает?» Речевой материал: Что делает мальчик? Что делает мама (папа, бабушка, дедушка,..)? Мальчик едет, бежит, спит, ест, играет, рисует, лепит. Покажи, как … Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, на которой изображён мальчик, выполняющий различные действия. Он использует вопрос: Что делает?
Предлагает кому-то из детей воспроизвести действие. (Покажи, что делает мальчик) Во время демонстрации действия спрашивает у детей: «Что делает Саша?», ответ фиксируется на табличке и прочитывается: «Саша бежит». Таким же образом демонстрируются и уточняются другие действия. Можно применить коррекционные игры для развития слухового внимания. Такие как: Где позвонили? Скажи, что ты слышишь? Наседка и цыплята. Где звенит? Жмурки с колокольчиком. Скажи что звучит? Найди игрушку. Цель: Развитие координации движений. Оборудование: Небольшая яркая игрушка или кукла. Описание игры: Дети стоят полукругом, педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того, как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче. Если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок. Для развития речевого слуха используют игры: Угадай, чей голосок. Улавливай шепот. Горшочек. Хлопки. Лягушка. 1. Кто внимательный? Цель: Развитие фразовой речи. Оборудование: Различные игрушки: машины, куклы, кубики,… Описание игры: Педагог вызывает одного ребёнка и даёт ему задание, например взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребёнок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3-4 до 5-6м. выявляются победители. 2. Запомни слова. Цель: Накопление словаря. Описание игры: Ведущий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считаются проигрышем. В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто меньше ошибся. При проведении данных игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих или слабослышащих детей определенного возраста, в частности учитывать задач и работы по развитию речи, тематику и содержание занятий. А также в процессе проведения игр фронтальной работы должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как один из методов обучения детей в коррекционной школе
В статье сказано о необходимости использования дидактических игр на уроках. Описаны задачи, тебования, виды дидактических игр, как проводить игру. Значение игры - у детей появляется интере...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха "Мой мир"
Программа посвящена актуальной проблеме. Среди многих вопросов образоания одним из наиболее актуальных является нраственное воспитание учащихся. Это в полной мере относится к школьникам, имеющим наруш...
Коррекционно-развивающие технологии при обучении и воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Целью надомного обучения с обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие психических и физических функций аномального ребенка в процессе...
презентация "Социальное воспитание детей с нарушением слуха"
Материал, представленный в презентации, излагает пути и возможности развития и воспитания детей с нарушением слуха....
презентация "Социальное воспитание детей с нарушением слуха"
Материал, представленный в презентации , излагает пути и возможности развития и воспитания детей с нарушенным слухом....
Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха
представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...
Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации
В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития....