Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящий друг» - это тот, кто придёт на помощь, не бросит в беде.
Задачи
образовательные:
-углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;
-учить понимать эмоционально – образное содержание сказки через её анализ;
-учить детей видеть «хорошее» в каждом человеке
коррекционно-развивающие:
-коррегировать произношение и речь детей;
-развивать диалогическую и монологическую речь детей;
-развивать логическое мышление на основе упражнений;
-развивать способность эмоционально воспринимать окружающий мир и сопереживать;
-развивать способности преодолевать трудности и страхи;
-развивать творческие способности через драматизацию сказки;
воспитательные:
-воспитывать потребность в активности, в общении;
-воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Алтайская общеобразовательная школа № 1 »
«Сказка про ёжика Витю»
Технология: сказкотерапия.
Направленность: Трудности в общении. Чувство неполноценности.
Возрастная категория: обучающиеся младших классов,
6-9 лет.
Составили и провели:
учителя начальных классов
Е.Н.Рудомётова, Т.Ю Горкуша
Барнаул, 2016
От авторов разработки:
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов и педагогов к сказке существует давно. Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребѐнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Чтобы разгадывать сказочные уроки взрослым не обязательно все знать заранее. «Разгадывание», «расшифровка» - это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество с взрослым является основной движущей силой развития ребенка. Поэтому сказкотерапия определятся как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств школьников актуально в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит зашифрованные важнейшие психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности ребенка.
Для проведения мероприятия мы рекомендуем:
1.Проанализировать методический материал:
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.; Ось-89, 2007.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкам. СПб.; ООО «Речь» , 2000.
- Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. -М.: ФОРУМ. 2013.
2.Подготовить:
-презентацию сказки;
-маски героев сказки (для инсценирования);
-костюм для лесовика;
-речевой материал;
3.Прочитать сказку с детьми заранее.
Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящий друг» - это тот, кто придёт на помощь, не бросит в беде.
Задачи:
образовательные:
-углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;
-учить понимать эмоционально – образное содержание сказки через её анализ;
-учить детей видеть «хорошее» в каждом человеке
коррекционно-развивающие:
-коррегировать произношение и речь детей;
-развивать диалогическую и монологическую речь детей;
-развивать логическое мышление на основе упражнений;
-развивать способность эмоционально воспринимать окружающий мир и сопереживать;
-развивать способности преодолевать трудности и страхи;
-развивать творческие способности через драматизацию сказки;
воспитательные:
-воспитывать потребность в активности, в общении;
-воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.
Ход занятия:
- Организационный момент:
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
-Посмотрите на гостей, улыбнитесь.
-Поздоровайтесь. (Добрый день).
- Актуализация знаний:
Совет от авторов: Заранее приготовьте и разместите на доске картинки с изображением ежа, соловья, лисы, медведя, зайца, охотника
-Кто это?
-Какая картинка лишняя? Почему?
Лишняя картинка - охотник.
- Потому что, лиса, заяц, медведь, соловей, ёжик – это дикие животные.
- Где они живут?
Лиса, ……. живут в лесу.
- Как вы думаете, они одинаковые?
- Нет, разные.
- Давайте скажем, какие они?
Совет от авторов: Не забудьте, что детям с ОВЗ по слуху для правильного составления речевых высказываний необходим опорный материал. Заранее подготовьте таблички с необходимыми прилагательными! Внимательно следите за произношением окончаний!
Составьте словосочетания.
Какой?
колючий
ёжик .. серый
соловей… большой
сильный
лиса .. неуклюжий
красивый
медведь … голосистый
заяц … шустрый
быстрый
- А вы хотите узнать, как они живут в лесу?
- Да, хотим!
-А об этом нам расскажет один сказочный житель леса.
-Как его зовут, угадайте.
Прочитайте только заглавные буквы. аЛтиЕвямСОтилВюИдоЧекуОК
(Лесовичок)
III. Основная часть.
- Выходит Лесовичок, рассказывает сказку параллельно с
презентацией.
Совет от авторов: для роли лесовичка выберите хорошо подготовленного к чтению сказки ребёнка или артистичного взрослого.
-Здравствуйте, ребята!
- А, вы, знаете, как меня зовут?
-А как вас зовут? (знакомство)
-Где я живу?
- Я расскажу вам сказку, а вы слушайте внимательно. А потом
скажете, кто герои в этой сказке? (Лесовичок читает сказку)
-Вам понравилась сказка?
-Кто герои в сказке?
-А вы хотите попасть в сказку?
-Давайте закроем глаза. Подумайте, кем бы вы хотели быть?
(дети закрывают глаза, воспитатель надевает им маски героев сказки).
-Откройте глаза.
-Вот мы и попали в сказку.
(Лесовичок садится и наблюдает за действиями детей.)
2). Диалог между детьми.
Совет от авторов: Не забудьте, что детям с ОВЗ по слуху необходим зрительный контакт, и поэтому учите детей обращаться с вопросом , глядя на адресат.
-Ты кто?
- Я ёжик Витя?
- Ты кто?
-А я, Лиса? т. д.
-Давайте покажем, что же говорили звери ёжику Вите?
(Сценка: выходит Ёж, садится «в норку». Животные имитируют походку, говорят слова животных, садятся на место. Ёж плачет.)
-Хорошие слова говорили звери Вите?
-А какие?
-А почему ёжик Витя заплакал?
Совет от авторов: И вновь напоминаем, что неслышащим детям для правильного составления речевых высказываний необходим опорный материал. Заранее подготовьте таблички с опорными схемами:
, потому что ему было Как?
Обидно
грустно
весело
радостно
печально
хорошо
(Дети отвечают, дают разные варианты ответов)
-А почему ёжик Витя переживал?
, потому что . никто не хотел дружить с ним.
3). - Давайте посмотрим, что произошло дальше.
(Сценка: ёж собирает грибы ягоды, бежит леса, за ней охотник, ёж сворачивается в клубок, бросается под ноги охотнику, он падает, Лиса убегает, Охотник встаёт и уходит, ёж прячется под куст.)
- Что сделал ёж Витя?
- Ёж испугался?
-Что сделал Витя?
(Словарь: убежал, спрятался, спас…, помог…,не испугался)
- Какой ёж Витя? (смелый, храбрый, трусливый)
4) –Что же случилось дальше?
(Сценка: выходит ёж Витя, хромает, садится, идёт лиса с корзиной грибов и ягод, говорит, жалеет, угощает, встают, держатся за руки)
- Как сейчас ёжику Вите?
(весело, радостно)
- Он какой? (счастливый)
- А почему ему хорошо и радостно?
___________, потому что __________.
(Словарь: он не одинок, у него был настоящий друг)
- А сначала у ёжика был друг?
- А когда он появился? (когда он помог)
- А лиса, что сделала? (позаботилась, пожалела, поблагодарила)
5. Диалог.
- А ты, заяц, хочешь дружить с Витей?
- Да хочу!
- Что нужно для этого сделать? (надо извиниться.)
(заяц выходит, извиняется)
-Витя! Извини меня, пожалуйста. Давай, дружить.
-Давай.
- А ты, медведь, хочешь дружить с Витей?
Да хочу!
( И так выходят все звери и просят извинения у Вити, берутся за руки.)
- Вы теперь кто?
- Мы друзья.
(уходят на места, Лесовичок хвалит детей, прощается, уходит.)
6. Вывод. Итоги.
-Скажите, какой Ёжик был в начале сказки? А в конце?
(дети выходят к доске, берут табличку, зачитывают слово, выстраивают столбцы из табличек со словами)
Совет от авторов: дайте возможность каждому ребёнку эмоционально (демонструя эмоции) выразить настроение героя. И вновь вам понадобятся таблички с опорными словами.
В начале В конце
Одинокий весёлый
Печальный радостный
Грустный смелый
счастливый
настоящий друг
-Вам понравилось, как закончилась наша сказка?
- Так кто такой настоящий друг? Давайте прочитаем.
( Все вместе зачитывают последний слайд презентации)
Настоящий друг - это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг-это тот, кто не бросит в беде и не отойдёт в сторону, если тебе нужна помощь.
-Я думаю, вы тоже будете настоящими друзьями!
Не будете говорить друг другу плохие слова, обижать друг друга.
Будете помогать друг другу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушение слуха и имеющих умственную отсталость. Тема: Фрукты.
Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»Коррекционно-образовательные задачи:Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий,...
Конспект урока по развитию речи в 3 классе, для детей с нарушением слуха, имеющих умственную отсталость. Тема: Составление предложений по сюжетным картинкам по теме «Инструменты».
Цель: учить составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему Кто? что делает? Задачи: • Учить обучающихся соотносить дейст...
Конспект урока по математике, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушения слуха и имеющих умственную отсталость.
Тема: Решение простых задач на нахождение остатка.Цель: формирование умения решать простые задачи на нахождение остаткаЗадачи:...
Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с нарушение речи.
Слова, обозначающие предмет....
Правила орфоэпии (методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)
Методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха....