Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Горкуша Татьяна Юрьевна

Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящий друг» - это тот, кто придёт на помощь, не бросит в беде.

Задачи

образовательные:

-углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;

-учить понимать эмоционально – образное содержание сказки через её анализ;

-учить детей видеть «хорошее» в каждом человеке

коррекционно-развивающие:

-коррегировать произношение и речь детей;

-развивать диалогическую и монологическую речь детей;

-развивать логическое мышление на основе упражнений;

-развивать способность эмоционально воспринимать окружающий мир и сопереживать;

-развивать способности преодолевать трудности и страхи;

-развивать творческие способности через драматизацию   сказки;

воспитательные:

-воспитывать потребность в активности, в общении;

-воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.

 

 

 

 

 

  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Алтайская   общеобразовательная школа №  1 »

«Сказка про ёжика Витю»

Технология: сказкотерапия.

Направленность: Трудности в общении. Чувство неполноценности.

Возрастная категория: обучающиеся младших классов,

 6-9 лет.

Составили и провели:

учителя начальных классов

 Е.Н.Рудомётова, Т.Ю Горкуша

Барнаул, 2016

                                               

От авторов разработки:

F:\Новая папка\Новая папка\SAM_3655.JPG

    Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов и педагогов к сказке существует давно. Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребѐнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

   Чтобы разгадывать сказочные уроки взрослым не обязательно все знать заранее. «Разгадывание», «расшифровка» - это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество с взрослым является основной движущей силой развития ребенка. Поэтому сказкотерапия определятся как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

   Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств  школьников актуально в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит зашифрованные важнейшие психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности ребенка. 

    Для проведения мероприятия мы рекомендуем:

1.Проанализировать методический материал:

-  Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.; Ось-89, 2007.

- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкам. СПб.; ООО «Речь» , 2000.

- Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. -М.: ФОРУМ. 2013.

 

2.Подготовить:

-презентацию сказки;

-маски героев сказки (для инсценирования);

-костюм для лесовика;

-речевой материал;

3.Прочитать сказку с детьми заранее.

Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящий друг» - это тот, кто придёт на помощь, не бросит в беде.

Задачи:

образовательные:

-углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;

-учить понимать эмоционально – образное содержание сказки через её анализ;

-учить детей видеть «хорошее» в каждом человеке

коррекционно-развивающие:

-коррегировать произношение и речь детей;

-развивать диалогическую и монологическую речь детей;

-развивать логическое мышление на основе упражнений;

-развивать способность эмоционально воспринимать окружающий мир и сопереживать;

-развивать способности преодолевать трудности и страхи;

-развивать творческие способности через драматизацию   сказки;

воспитательные:

-воспитывать потребность в активности, в общении;

-воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

-Посмотрите на гостей, улыбнитесь.

-Поздоровайтесь. (Добрый день).

  1. Актуализация знаний:

Совет от авторов: Заранее приготовьте и разместите на доске картинки с изображением ежа, соловья, лисы, медведя, зайца, охотника

 -Кто это?

-Какая картинка лишняя? Почему?

Лишняя картинка  -  охотник.

- Потому что, лиса, заяц, медведь, соловей, ёжик – это дикие животные.

- Где они живут?

Лиса, ……. живут в лесу.

- Как вы думаете, они одинаковые?

- Нет, разные.

- Давайте скажем, какие они?

Совет от авторов: Не забудьте, что детям с ОВЗ по слуху для правильного составления речевых высказываний необходим опорный материал. Заранее подготовьте таблички с необходимыми прилагательными! Внимательно следите за произношением  окончаний!

                              Составьте словосочетания.

Какой?

                                                      колючий

ёжик ..                                           серый

соловей…                                     большой

                                                      сильный

лиса ..                                            неуклюжий

                                                      красивый

медведь …                                    голосистый

заяц  …                                          шустрый

                                                      быстрый

- А вы хотите узнать, как они живут в лесу?

- Да, хотим!

-А об этом нам расскажет один сказочный житель леса.

-Как его зовут, угадайте.

Прочитайте только заглавные буквы. аЛтиЕвямСОтилВюИдоЧекуОК

(Лесовичок)

III. Основная часть.

  1.  Выходит  Лесовичок, рассказывает сказку параллельно с

презентацией.

Совет от авторов: для роли лесовичка  выберите  хорошо подготовленного к чтению сказки  ребёнка или артистичного взрослого.

-Здравствуйте, ребята! 

- А, вы, знаете, как меня зовут?

-А как вас зовут? (знакомство)

-Где я живу?

- Я расскажу вам сказку, а вы слушайте внимательно. А потом

скажете, кто герои в этой сказке? (Лесовичок читает сказку)

-Вам понравилась сказка?

-Кто герои в сказке?

-А вы хотите попасть в сказку?

-Давайте закроем глаза. Подумайте, кем бы вы хотели быть?

(дети закрывают глаза, воспитатель надевает им маски героев сказки).

-Откройте глаза.

-Вот мы и попали в сказку.

 (Лесовичок садится и наблюдает за действиями детей.) 

    2). Диалог между детьми.

Совет от авторов: Не забудьте, что детям с ОВЗ по слуху необходим зрительный контакт, и поэтому  учите детей обращаться с вопросом , глядя на адресат.

 -Ты кто?

- Я ёжик Витя?

- Ты кто?

-А я, Лиса? т. д.

-Давайте покажем, что же говорили звери ёжику Вите?

(Сценка: выходит Ёж, садится «в норку». Животные имитируют походку, говорят слова животных, садятся на место. Ёж плачет.)

-Хорошие слова говорили звери Вите?

-А какие?

-А почему ёжик Витя заплакал? 

Совет от авторов: И вновь напоминаем, что неслышащим детям для правильного составления речевых высказываний необходим опорный материал. Заранее подготовьте таблички с опорными схемами:

        , потому что ему было                         Как?

                                                                      Обидно

                                                                      грустно

                                                                      весело

                                                                      радостно

                                                                      печально

                                                                      хорошо

(Дети отвечают,  дают разные варианты ответов)

-А почему ёжик Витя переживал?

        , потому что        .         никто не хотел дружить с ним.

3). - Давайте посмотрим, что произошло дальше.

(Сценка: ёж собирает грибы ягоды, бежит леса, за ней охотник, ёж сворачивается в клубок, бросается под ноги охотнику, он падает, Лиса убегает, Охотник встаёт и уходит, ёж прячется под куст.)

- Что сделал ёж Витя?

- Ёж испугался?

-Что сделал Витя?

(Словарь: убежал, спрятался, спас…, помог…,не испугался)

 - Какой ёж Витя? (смелый, храбрый, трусливый)

4) –Что же случилось дальше?

(Сценка: выходит ёж Витя, хромает, садится, идёт лиса с корзиной грибов и ягод, говорит, жалеет, угощает, встают, держатся за руки)

- Как сейчас ёжику Вите?

(весело, радостно)

- Он какой? (счастливый)

- А почему ему хорошо и радостно?

___________, потому что __________.

(Словарь: он не одинок, у него был настоящий друг)

- А сначала у ёжика был друг?

- А когда он появился? (когда он помог)

- А лиса, что сделала? (позаботилась, пожалела, поблагодарила)

5. Диалог.

- А ты, заяц, хочешь дружить с Витей?

- Да хочу!

- Что нужно для этого сделать? (надо извиниться.)

(заяц выходит, извиняется)

-Витя! Извини меня, пожалуйста. Давай, дружить.

-Давай.

- А ты, медведь, хочешь дружить с Витей?

Да хочу!

( И так выходят все звери и просят извинения у Вити, берутся за руки.)

- Вы теперь кто?  

- Мы друзья.

(уходят на места, Лесовичок хвалит детей, прощается, уходит.)

6. Вывод. Итоги.

-Скажите, какой Ёжик был в начале сказки? А в конце?

 (дети выходят к доске, берут табличку, зачитывают слово, выстраивают столбцы из табличек со словами)

Совет от авторов: дайте возможность каждому ребёнку эмоционально (демонструя эмоции) выразить настроение героя. И вновь вам понадобятся таблички с опорными словами.

В начале        В конце

Одинокий        весёлый

Печальный        радостный

Грустный        смелый

                                                   счастливый                                              

                              настоящий друг

-Вам понравилось, как закончилась наша сказка?

- Так кто такой настоящий друг? Давайте прочитаем.

( Все вместе зачитывают последний слайд презентации)

Настоящий друг - это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг-это тот, кто не бросит в беде и не отойдёт в сторону, если тебе нужна помощь.

-Я думаю, вы тоже будете настоящими друзьями!

Не будете говорить друг другу плохие слова, обижать друг друга.

Будете помогать друг другу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушение слуха и имеющих умственную отсталость. Тема: Фрукты.

Цель: создать условия для расширения представлений о понятии «Фрукты»Коррекционно-образовательные задачи:Уточнить и расширить словарь по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, собирать, убирать, сладкий,...

Конспект урока по развитию речи в 3 классе, для детей с нарушением слуха, имеющих умственную отсталость. Тема: Составление предложений по сюжетным картинкам по теме «Инструменты».

Цель: учить составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему  Кто? что делает?  Задачи: •         Учить обучающихся соотносить дейст...

Конспект урока по математике, проведённого в 3 классе для обучающихся, имеющих нарушения слуха и имеющих умственную отсталость.

Тема: Решение простых задач на нахождение остатка.Цель: формирование умения  решать простые задачи  на нахождение остаткаЗадачи:...

Правила орфоэпии (методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)

Методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха....