Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации
статья

Маркова Виктория Андреевна

В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальные условия обучения и воспитания

детей с нарушениями слуха

в общеобразовательной организации

В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития.

Основная цель такой работы — обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост и достичь максимального успеха в развитии его возможностей.

Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха и на что нужно заострять своё внимание при работе с ними:

1. Неслышащие - у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие - при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

Для плохо слышащего ребенка педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки одноклассников и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха -это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром, но оно подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Для успешного обучения ребенка с нарушением слуха, в общеобразовательной организации необходимо учитывать,

  • во-первых, психологическую и физиологическую готовность к обучению.
  • во-вторых, необходимо создание безбарьерной среды для лиц с нарушением

слуха («Бегущая строка» (на этажах), световая индикация начала и окончания урока, FM-системы для индивидуальной и групповой работы);

  • в-третьих, процесс обучения должен сопровождаться специалистами

(сурдопедагогом, логопедом, психологом). И, наконец, обеспечить комплексное сопровождение всех участников образовательных отношений.

Таким образом, воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации - сложный процесс, требующий от окружающих много терпения, душевной доброты, определённого круга знаний об особенностях и возможностях ребёнка.

Процесс сопровождения должен включать:

1) взаимодействие участников процесса сопровождения (педагоги, психолог, социальный педагог, врач, родители);

2) взаимодействие учреждений (школа, ПМПК, сурдоцентр, специальная (коррекционная) школа и др. (при наличии данных учреждений на территории);

3) подготовка и переподготовка педагогов для работы с детьми, имеющими нарушения слуха;

4) консультирование педагогов и родителей;

5) создание адекватных условий обучения (индивидуальные занятия со специалистом, освещённость, контроль за работой индивидуальных звукоусиливающих устройств).

Рекомендации по работе со слабослышащими детьми, которые можно использовать в работе начальной школы в рамках инклюзивного образования.

Общей проблемой для  всех  детей  с  нарушенным  слухом  является  быстрый  темп  речи педагогов,  практическая невозможность  быстро  воспринимать  предлагаемый  материал, одновременно слушать и выполнять какие - либо инструкции педагогов.

Педагогу необходимо делать небольшие паузы (3-4 мин) после объяснения какого-либо вопроса, чтобы ребенок мог понять воспринятое.

Повторение (два - три раза) основных положений предлагаемого материала, применять как можно шире иллюстративный материал. Часто ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны непониманием инструкции, непривычной формулировкой вопроса, незнанием требований педагога. Для этого необходимо проверить, как ребёнок понял задание.

Слабослышащему ученику не следует задавать вопросы: "Понял?", "Понятно?», ребёнок ответит односложно "Да" и  "Нет",  можно  попросить  раскрыть,  что  значит  "Да",  что скрывается за "Нет". Попросите повторить инструкцию полностью или фрагментарно.  Задавая вопрос, обязательно попросите его повторения вслух, либо повторите вместе с ребёнком.

Во время Вашего монолога понаблюдайте за тем, насколько Ваш ученик Вас понимает. Время от времени просите повторить Ваши слова. Всегда необходимо располагаться лицом к источнику света. Прежде чем начать говорить, что - либо, постараться привлечь к своему лицу зрительное внимание ребёнка с нарушенным слухом, дождаться, чтобы он на Вас посмотрел.

Необходимо всегда смотреть в лицо ребенку с нарушенным слухом при разговоре с ним, не только во время Вашего высказывания, но и когда слушаете его. Сразу повторяйте вслух его слова, как эхо, особенно если он задает вопрос.

 Выстраивая фразу, старайтесь, чтобы в ней был естественный порядок слов, чтобы начиналась фраза с заведомо воспринимаемых ("видимых") слов, ответ на вопрос ребенка начинайте или с двух -трех слов, содержащихся в вопросе, или с повторения вслух вопроса.

Во время говорения старайтесь не кивать головой, не размахивать руками (не жестикулировать), не прикрывать рот, не поворачиваться спиной к ученику или к классу. Так как ребёнок с нарушением слуха считывает информацию с губ говорящего, педагогам -женщинам необходимо использовать яркую помаду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха "Мой мир"

Программа посвящена актуальной проблеме. Среди многих вопросов образоания одним из наиболее актуальных является нраственное воспитание учащихся. Это в полной мере относится к школьникам, имеющим наруш...

презентация "Социальное воспитание детей с нарушением слуха"

Материал, представленный в презентации, излагает пути и возможности развития и воспитания детей с нарушением слуха....

презентация "Социальное воспитание детей с нарушением слуха"

Материал, представленный в презентации , излагает пути и возможности развития и воспитания детей с нарушенным слухом....

Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе.

Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе....

Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...

Презентация: «Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»

laquo;Специальные образовательные условия обучения и воспитания детейс задержкой психического развития»...