Программа "Юный патриот"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот» рассматривается как одна из ступеней к формированию патриотических чувств и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_patriot.docx | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено ЭМС от 28.08.2018г Протокол №1 | Принято Педагогическим советом от 29.08.2018г Протокол №1 | Утверждено Приказом по МБОУЯСШ №4 от «30» 08.2018г №151 |
Образовательная программа
по курсу «Юный патриот»
(внеурочная деятельность)
1 - 4 класс
Составила
Зеленковская С. А.учитель начальных классов
На основе концепции духовно-нравственного
воспитания гражданственности и патриотизма
учащихся младших классов
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юный патриот» разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Юный патриот». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Юный патриот ” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Ярцево – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 1 раз в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
Цель :
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Задачи : сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях РФ.
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
организовать экскурсии по историческим местам города Ярцево и Смоленской области.
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Направления работы:
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня
Содержание программы.
Программа «Юный патриот» включает в себя четыре блока:
Семья вся вместе – и душа на месте
Школа – мой второй дом
Ярцево - родной город
Родной свой край люби и знай
1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи: воспитывать в детях уважение и любовь к семье; формировать чувства ответственности перед будущей семьей. Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа – мой второй дом».
Задачи: формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность; воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Ярцево – родной город»
Задачи: формировать представления о специфике города, об истории города; приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах; воспитывать любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям. Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему яцевчан.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи: формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях области; воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа. Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1 класс (33 часа);
2 ступень – 2 класс (34 часа);
3 ступень – 3 класс (34 часа);
4 ступень – 4 класс (34 часа).
Планируемые результаты:
Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Личностные результаты:
Повышение уровня духовной культуры, исполнения гражданского и патриотического долга.
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Тематическое планирование программы «Юный патриот».
№ | Название темы | Форма проведения | Кол-во час | Дата провед. | ||
| 1 класс | |||||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | 9 | |||||
1 | Мои родные | Беседа. | 1 | |||
2 | Имя твое | поисковое задание. | 1 | |||
3 | Поздравление мам с Днем Матери | КДТ | 1 | |||
4 | Мое имя и фамилия | в летописи семьи. | 1 | |||
5 | Ты – родитель | Игра. | 1 | |||
6 | Игры бабушек, дедушек | Практикум. | 1 | |||
7 | Мои обязанности в семье | Беседа. | 1 | |||
8 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | Праздник. | 1 | |||
9 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | Открытка. | 1 | |||
II. Школа – мой второй дом | 9 | |||||
1 | Здравствуй, школа! | Праздник. | 1 | |||
2 | Школьные кабинеты | Экскурсия. | 1 | |||
3 | Адрес школы. Дорога в школу | составление маршрута. | 1 | |||
4 | Мой сосед по парте | Игра. | 1 | |||
5 | Посвящение в первоклассники | Праздник. | 1 | |||
6 | Традиции школы | Беседа. | 1 | |||
7 | Школьная библиотека. Посвящение в читатели | экскурсия, конкурсы | 1 | |||
8 | Наши обязанности | Игра. | 1 | |||
9 | До свидания, первый класс! | Праздник. | 1 | |||
III. Ярцево – родной город | 9 | |||||
1 | Мой двор | Рисунки. | 1 | |||
2 | История названия нашего села | Легенды. | 1 | |||
3 | Улицы. Значение названия. | Беседа. | 1 | |||
4 | Прогулка-экскурсия по городу | Экскурсия. | 1 | |||
5 | Удивительный наряд города. | рисунки | 1 | |||
6 | Водоёмы. | Беседа. | 1 | |||
7 | Природа родного края. | Экскурсия. | 1 | |||
8 | Посещение школьного музея. | Экскурсия. | 1 | |||
9 | Занятия жителей города. | Беседа. | 1 | |||
IV. Родной свой край люби и знай | 6 | |||||
1 | «Малая Родина». Географическое положение. | Беседа. | 1 | |||
2 | Ярцево – сердцу милый уголок. | видео экскурсия | 1 | |||
3 | Из бабушкиного сундука | Рисунки. | 1 | |||
4 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир. | Беседа. | 1 | |||
5 | Красота родной природы | Экскурсия. | 1 | |||
6 | Дружба поколений. | Беседа. | 1 | |||
2 класс | ||||||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | 8 | |||||
1 | Мой дом – моя крепость | Игра. | 1 | |||
2 | Досуг в моей семье | беседа, рисунки | 1 | |||
3 | Профессия моего отца | КДТ | 1 | |||
4 | Профессия моей мамы | Беседа. | 1 | |||
5 | Распределение обязанностей в семье | Практикум. | 1 | |||
6 | Песни родителей, бабушек | Прослушивание. | 1 | |||
7 | Фамилия, имена, отчества членов семьи | поисковое задание | 1 | |||
8 | Папа, мама, я – читающая семья | КДТ | 1 | |||
II. Школа – мой второй дом | 8 | |||||
1 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | Беседа. | 1 | |||
2 | Распределение обязанностей в классном коллективе | Беседа. | 1 | |||
3 | Мои любимые книги | выставка книг | 1 | |||
4 | Береги учебник | Акция. КДТ | 1 | |||
5 | Бережное отношение к школьному имуществу | Беседа. | 1 | |||
6 | Я – директор школы | ролевая игра | 1 | |||
7 | Школа будущего | конкурс рисунков | 1 | |||
8 | Дом, в котором мы живем | Озеленение школы | 1 | |||
III. Ярцево – родной город. | 10 | |||||
1, 2 | Память о прошлом. | Беседа. | 2 | |||
3 | О чём говорят названия улиц | поисковое задание | 1 | |||
4 | Посещение кинотеатра, сельской библиотеки. | Культпоход. | 1 | |||
5 | Альбом «Знай и люби свой город» | рисунки, сочинения, мини-доклады | 1 | |||
6 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | встреча, беседа | 1 | |||
7 | Исторические памятники. | Экскурсия. | 1 | |||
8 | Основные достопримечательности села: памятники, музеи. | Экскурсия. | 1 | |||
9, 10 | Профессии людей, живущих в городе. | Беседа. | 2 | |||
IV. Родной свой край люби и знай | 8 | |||||
1 | История образования города. | беседа, рисунки | 1 | |||
2 | Некоторые годы из жизни города. | Беседа. | 1 | |||
3 | Старожил – источник о прошлом города. | Встречи. | 1 | |||
4 | Национальная кухня | конкурс блюд | 1 | |||
5 | Богатства родного края. | Рисунки. | 1 | |||
6 | Особые места Ярцева. | Беседа. | 1 | |||
7 | Игры нашего народа | Практикум. | 1 | |||
8 | Семейные традиционные праздники. | Беседа. | 1 | |||
3 класс | ||||||
| I. Семья вся вместе – и душа на месте | 8 | ||||
1 | Моя семья | Сочинение. | 1 | |||
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | выставка семейных поделок | 1 | |||
3 | Традиции моей семьи | конкурс рисунков | 1 | |||
4 | Моя родословная | составление родословной | 1 | |||
5 | У семейного очага | семейная игра | 1 | |||
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | поисковое задание | 1 | |||
7 | Подвижные семейные игры | практикум | 1 | |||
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | открытки, праздник | 1 | |||
II. Школа – мой второй дом | 8 | |||||
1 | Моя школа – мой дом | Беседа. | 1 | |||
2 | Я работаю в библиотеке | ролевая игра | 1 | |||
3 | Поздравление учителей с Днем учителя | Открытка. | 1 | |||
4 | Что растет на территории школы | Тесты. | 1 | |||
5 | Все о школе | Викторина. | 1 | |||
6 | Школьный музей «Ими гордится наша школа» | Экскурсия. | 1 | |||
7 | Акция «Хорошее время читать»» | читательский дневник | 1 | |||
8 | Трудовой десант | Озеленение школы | 1 | |||
III. Ярцево – родной город. | 8 | |||||
1 | Исторические места села. | Экскурсия. | 1 | |||
2 | Возраст моего города. | Поисковая работа | 1 | |||
3 | Основные занятия жителей города. | Экскурсия. | 1 | |||
4 | Великая Отечественная война в истории моего города | Беседа. | 1 | |||
5 | Посещение музея. | экскурсия в музей | 1 | |||
6 | Знаменитые земляки | поисковое задание | 1 | |||
7 | Встреча с известными земляками | Беседа. | 1 | |||
8 | Знай, люби и гордись своим городом | Практикум. | 1 | |||
IV. Родной свой край люби и знай | 10 | |||||
1 | Ярцево в далеком прошлом | Беседа. | 1 | |||
2 | Воины-интернационалисты. | Встречи. | 1 | |||
3 | Подвиги горожан в годы Великой Отечественной войны | Беседа. | 1 | |||
4 | Символика России | Беседа. | 1 | |||
5 | Кто в государстве самый главный? | ролевая игра | 1 | |||
6 | Я – гражданин | Рисунки. | 1 | |||
7 | Мой город – частица большой Родины. | Беседа. | 1 | |||
8, 9 | Праздники русского народа | Праздник. | 2 | |||
10 | Ярцево – гордость каждого жителя. | Экскурсия. | 1 | |||
4 класс | ||||||
| I. Семья вся вместе – и душа на месте | 8 | ||||
1 | История одной фотографии | Сочинение. | 1 | |||
2 | Рукотворный мир | выставка поделок | 1 | |||
3 | Моя семья. Семейные традиции | практическая деятельность | 1 | |||
4 | Вклад моей семьи в историю страны | поисковое задание | 1 | |||
5 | Семейный бюджет | Практикум. | 1 | |||
6 | Права и обязанности родителей и детей | круглый стол | 1 | |||
7 | Папа, мама, я – дружная семья | спортивный праздник | 1 | |||
8 | Поздравление с Днем Семьи | поздравительная открытка | 1 | |||
II. Школа – мой второй дом | 8 | |||||
1 | Юбилейная дата. | Беседа. | 1 | |||
2 | Умники и умницы | интеллектуальная игра | 1 | |||
3 | Бюджет школы | Практикум. | 1 | |||
4 | Городской краеведческий музей | экскурсия в краеведческий музей | 1 | |||
5 | Мой любимый предмет в школе | конкурс рисунков | 1 | |||
6 | История школы. Его имя носит наша школа. ( О. А. Лосик). | создание альбома | 1 | |||
7 | Прощание с начальной школой | Праздник. | 1 | |||
8 | Подарок школе | КДТ | 1 | |||
III. Ярцево – родной город | 8 | |||||
1 | Моя малая родина | Сочинение. | 1 | |||
2 | Душа поэта. | Встречи. | 1 | |||
3 | Знакомство с духовной жизнью города. | Экскурсия в церковь | 1 | |||
4 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | поисковое задание | 1 | |||
5 | Экскурсия по историческим местам города. | Экскурсия. | 1 | |||
6 | Изучение старинных предметов городского быта. | сбор материала для школьного музея | 1 | |||
7 | Наш народ – народ гостеприимный. | оформление уголка | 1 | |||
8 | Мой город в будущем | защита проекта | 1 | |||
IV. Родной свой край люби и знай | 10 | |||||
1 | Первобытный мир – начало истории человечества | Беседа. | 1 | |||
2 | Народы – проживавшие в нашем городе. | Беседа. | 1 | |||
3 | Люди – живущие в городе и их предки. | Беседа. | 1 | |||
4 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | поисковое задание | 1 | |||
5 | На пути духовного возрождения. | экскурсия в церковь. | 1 | |||
6, 7 | Знакомство с творчеством наших горожан. | чтение произведений. | 2 | |||
8 | Трудовые достижения и замечательные люди. | поисковое задание | 1 | |||
9 | Что человечество ценит больше всего. | Беседа. | 1 | |||
10 | Ярмарки – далекое прошлое нашего края | Встречи со старожилами. | 1 |
Список использованной литературы:
1. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2013.
2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1
3. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай:
Интернет.
4. И. С. Артюхов. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008 год.
5. Д. В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 3012 год;
6. Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2011 год;
7. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2012 год.
8. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.
9. С. Н. Сыров. Страницы истории. Москва, Русский язык, 2012 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растим патриотов
Статья о нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...
"Реформатор и патриот. Столыпин П.А."
Презентация к классному часу "Великие земляки. Столыпин Пётр Аркадьевич"...
рабочая программа "Юный патриот"
Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как классные часы, экскурсии в музеи, ...
Патриот. Понятие патриотизма.
Данный урок посвящён знакомству с главными символами страны, области (Амурской), района и школы. Можно использовать на уроках окружающего мира....
Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации "Патриоты России"
Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по- своему отражается на патриотическом воспитании. Изменилось Отечество, пересматривается его прошло...
Программа "Растим патриота России"
Пояснительная запискаПрограмма «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотич...
Приложение к программе «Растим патриота России» . Направление: «Наш край» Проект: территория школы - цветущий сад.
Цель проекта: На практических занятиях раскрыть значение таких профессий, как озеленитель, дизайнер, цветовод. Объединение усил...