Программа "Юный патриот"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот»  рассматривается как одна из ступеней к формированию патриотических чувств и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_patriot.docx48.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ярцевская средняя  школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от  28.08.2018г

Протокол №1

Принято

Педагогическим советом

от 29.08.2018г

Протокол №1

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ  №4

от  «30» 08.2018г

№151

Образовательная  программа

по  курсу  «Юный патриот»

(внеурочная  деятельность)

1 -  4  класс

                                                                      Составила

Зеленковская С. А.учитель начальных классов

                                                                                На основе  концепции  духовно-нравственного                          

        воспитания гражданственности и патриотизма

                                                                                    учащихся младших классов

   

                                    Пояснительная записка

Программа  внеурочной деятельности «Юный патриот» разработана в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

            В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Юный патриот». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Юный патриот ” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Ярцево – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 1 раз в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

Цель :

формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

сохранение истории нашего края для будущих поколений;

воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

Задачи : сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях РФ.

сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.

организовать экскурсии по историческим местам города Ярцево и Смоленской области.

сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует  через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

  Направления работы:

Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня

Содержание программы.

Программа «Юный патриот» включает в себя четыре блока:

Семья вся вместе – и душа на месте

Школа – мой второй дом

Ярцево - родной город

Родной свой край люби и знай

1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».

Задачи: воспитывать в детях уважение и любовь к семье; формировать чувства ответственности перед будущей семьей. Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Школа – мой второй дом».

Задачи: формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность; воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Ярцево – родной город»

Задачи: формировать представления о специфике города, об истории города; приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах; воспитывать  любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям. Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему яцевчан.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи: формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях области; воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа. Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень – 1 класс (33 часа);

2 ступень – 2 класс (34 часа);

3 ступень – 3 класс (34 часа);

4 ступень – 4 класс (34 часа).

Планируемые результаты:

Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности,  ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Личностные результаты:

Повышение уровня духовной культуры, исполнения гражданского и патриотического долга.

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Тематическое планирование программы «Юный патриот».

Название темы

Форма проведения

Кол-во

час

Дата провед.

 

                                                    1 класс

                    I. Семья вся вместе – и душа на месте

9

1

Мои родные

Беседа.

1

2

Имя твое

поисковое задание.

1

3

Поздравление мам с Днем Матери

КДТ

1

4

Мое имя и фамилия

в летописи семьи.

1

5

Ты – родитель

Игра.

1

6

Игры бабушек, дедушек

Практикум.

1

7

Мои обязанности в семье

Беседа.

1

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

Праздник.

1

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

Открытка.

1

                   II. Школа – мой второй дом 

9

1

Здравствуй, школа!

Праздник.

1

2

Школьные кабинеты

Экскурсия.

1

3

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута.

1

4

Мой сосед по парте

Игра.

1

5

Посвящение в первоклассники

Праздник.

1

6

Традиции школы

Беседа.

1

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

1

8

Наши обязанности

Игра.

1

9

До свидания, первый класс!

Праздник.

1

              III. Ярцево – родной город

9

1

Мой двор

Рисунки.

1

2

История названия нашего села

Легенды.

1

3

Улицы. Значение названия.

Беседа.

1

4

Прогулка-экскурсия по городу

Экскурсия.

1

5

Удивительный наряд города.

рисунки

1

6

Водоёмы.

Беседа.

1

7

Природа родного края.

Экскурсия.

1

8

Посещение школьного музея.

Экскурсия.

1

9

Занятия жителей города.

Беседа.

1

                   IV. Родной свой край люби и знай

6

1

«Малая Родина». Географическое положение.

Беседа.

1

2

Ярцево – сердцу милый уголок.

видео экскурсия

1

3

Из бабушкиного сундука

Рисунки.

1

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир.

Беседа.

1

5

Красота родной природы

Экскурсия.

1

6

Дружба поколений.

Беседа.

1

 

                                                       2 класс

I. Семья вся вместе – и душа на месте

8

1

Мой дом – моя крепость

Игра.

1

2

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

1

3

Профессия моего отца

КДТ

1

4

Профессия моей мамы

Беседа.

1

5

Распределение обязанностей в семье

Практикум.

1

6

Песни родителей, бабушек

Прослушивание.

1

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи

поисковое задание

1

8

Папа, мама, я – читающая семья

КДТ

1

II. Школа – мой второй дом

8

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

Беседа.

1

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

Беседа.

1

3

Мои любимые книги

выставка книг

1

4

Береги учебник

Акция. КДТ

1

5

Бережное отношение к школьному имуществу

Беседа.

1

6

Я – директор школы

ролевая игра

1

7

Школа будущего

конкурс рисунков

1

8

Дом, в котором мы живем

Озеленение школы

1

III. Ярцево –  родной город.

10

1, 2

Память о прошлом.

Беседа.

2

3

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

1

4

Посещение кинотеатра, сельской библиотеки.

Культпоход.

1

5

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки, сочинения, мини-доклады

1

6

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча, беседа

1

7

Исторические памятники.

Экскурсия.

1

8

Основные достопримечательности села: памятники, музеи.

Экскурсия.

1

9, 10

 Профессии людей, живущих в городе.

Беседа.

2

IV. Родной свой край люби и знай

8

1

История образования города.

беседа, рисунки

1

2

Некоторые годы из жизни города.

Беседа.

1

3

Старожил – источник о прошлом города.

Встречи.

1

4

Национальная кухня

конкурс блюд

1

5

Богатства родного края.

Рисунки.

1

6

Особые места Ярцева.

Беседа.

1

7

Игры нашего народа

Практикум.

1

8

Семейные традиционные праздники.

Беседа.

1

                                                3 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

8

1

Моя семья

Сочинение.

1

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка семейных поделок

1

3

Традиции моей семьи

конкурс рисунков

1

4

Моя родословная

составление родословной

1

5

У семейного очага

семейная игра

1

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

поисковое задание

1

7

Подвижные семейные игры

практикум

1

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

открытки, праздник

1

                    II. Школа – мой второй дом

8

1

Моя школа – мой дом

Беседа.

1

2

Я работаю в библиотеке

ролевая игра

1

3

Поздравление учителей с Днем учителя

Открытка.

1

4

Что растет на территории школы

Тесты.

1

5

Все о школе

Викторина.

1

6

Школьный музей «Ими гордится наша школа»

Экскурсия.

1

7

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

1

8

Трудовой десант

Озеленение школы

1

III. Ярцево – родной город.

8

1

Исторические места села.

Экскурсия.

1

2

Возраст моего города.

Поисковая работа

1

3

Основные занятия жителей города.

Экскурсия.

1

4

Великая Отечественная война в истории моего города

Беседа.

1

5

Посещение музея.

экскурсия в музей

1

6

Знаменитые земляки

поисковое задание

1

7

Встреча с известными земляками

Беседа.

1

8

Знай, люби и гордись своим городом

Практикум.

1

IV. Родной свой край люби и знай

10

1

Ярцево в далеком прошлом

Беседа.

1

2

Воины-интернационалисты.

Встречи.

1

3

Подвиги горожан в годы Великой Отечественной войны

Беседа.

1

4

Символика России

Беседа.

1

5

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

1

6

Я – гражданин

Рисунки.

1

7

Мой город – частица большой Родины.

Беседа.

1

8, 9

Праздники русского народа

Праздник.

2

10

Ярцево – гордость каждого жителя.

Экскурсия.

1

 

                                                      4 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

8

1

История одной фотографии

Сочинение.

1

2

Рукотворный мир

выставка поделок

1

3

Моя семья. Семейные традиции

практическая деятельность

1

4

Вклад моей семьи в историю страны

поисковое задание

1

5

Семейный бюджет

Практикум.

1

6

Права и обязанности родителей и детей

круглый стол

1

7

Папа, мама, я – дружная семья

спортивный праздник

1

8

Поздравление с Днем Семьи

поздравительная открытка

1

II. Школа – мой второй дом

8

1

Юбилейная дата.

Беседа.

1

2

Умники и умницы

интеллектуальная игра

1

3

Бюджет школы

Практикум.

1

4

Городской краеведческий музей

экскурсия в краеведческий музей

1

5

Мой любимый предмет в школе

конкурс рисунков

1

6

История школы. Его имя носит наша школа. ( О. А. Лосик).

создание альбома

1

7

Прощание с начальной школой

Праздник.

1

8

Подарок школе

КДТ

1

III. Ярцево –  родной город

8

1

Моя малая родина

Сочинение.

1

2

 Душа поэта.

Встречи.

1

3

Знакомство с духовной жизнью города.

Экскурсия в церковь

1

4

Герои – земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание

1

5

Экскурсия по историческим местам города.

Экскурсия.

1

6

Изучение старинных предметов городского быта.

сбор материала для школьного музея

1

7

Наш народ – народ гостеприимный.

оформление уголка

1

8

Мой город в будущем

защита проекта

1

IV. Родной свой край люби и знай

10

1

Первобытный мир – начало истории человечества

Беседа.

1

2

Народы  – проживавшие в нашем  городе.

Беседа.

1

3

Люди – живущие в городе и их предки.

Беседа.

1

4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

1

5

На пути духовного возрождения.

экскурсия в церковь.

1

6, 7

Знакомство с творчеством наших горожан.

чтение произведений.

2

8

Трудовые достижения и замечательные люди.

поисковое задание

1

9

Что человечество ценит больше всего.

Беседа.

1

10

Ярмарки – далекое прошлое нашего края

Встречи со старожилами.

1

                        Список использованной литературы:

1. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2013.

2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1

3. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай:

Интернет.

4. И. С. Артюхов. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008 год.

5. Д. В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 3012 год;

 6. Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2011 год;

7. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2012 год.

8. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.

9. С. Н. Сыров. Страницы истории.  Москва, Русский язык, 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растим патриотов

Статья о нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...

"Реформатор и патриот. Столыпин П.А."

Презентация к классному часу "Великие земляки. Столыпин Пётр Аркадьевич"...

рабочая программа "Юный патриот"

Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как  классные часы, экскурсии в музеи, ...

Патриот. Понятие патриотизма.

Данный урок посвящён знакомству с главными символами страны, области (Амурской), района и школы. Можно использовать на уроках окружающего мира....

Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации "Патриоты России"

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по- своему отражается на патриотическом воспитании. Изменилось Отечество, пересматривается его прошло...

Программа "Растим патриота России"

Пояснительная запискаПрограмма «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотич...

Приложение к программе «Растим патриота России» . Направление: «Наш край» Проект: территория школы - цветущий сад.

Цель проекта:  На практических занятиях раскрыть значение таких профессий, как озеленитель, дизайнер, цветовод. Объединение усил...