Аналитический отчёт
материал на тему

Травкова Олеся Николаевна

Аналитический отчёт учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchyot.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

учителя начальных классов

филиала МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа»

им. М.Т. Калашникова

Курьинского района Алтайского края

Травковой Олеси Николаевны

Информационная справка об участнике:

Я, Травкова Олеся Николаевна, работаю учителем начальных классов в филиале МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М.Т. Калашникова «Усть-Таловская средняя общеобразовательная школа».

В 2005 году окончила Барнаульский государственный педагогический университет, получила квалификацию учителя начальных классов, специальность «Педагогика и методика начального образования». Стаж работы: общий – 20 лет, педагогический – 20 лет. Имею первую квалификационную категорию. Регулярно прохожу курсовую переподготовку.

       В школе созданы условия для работы: имеется кабинет, оснащенный необходимым оборудованием, ноутбуком, интерактивной доской,  мультимедийным   проектором, электронным микроскопом. Для успешной деятельности в кабинете накапливается  и систематизируется  дидактический, раздаточный, обучающий и контролирующий материал: комплект демонстрационных таблиц по основным предметам, кассы букв, сочетаний и звуковых схем, модели часов и многое другое. Накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.  

Тема  самообразования «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках через дифференцированный подход».

 Актуальность темы: каждый опытный учитель согласится, что не всегда интересный, методически подготовленный урок решает все намеченные задачи. В классах, где обычно обучаются дети с различным уровнем познавательной деятельности, по-разному усваивается учебный материал. Необходимость школы в дифференцированном подходе к обучению становится очевидной, так как именно эта инновационная технология видоизменяет процесс обучения так, чтобы и сильные и менее способные дети смогли приобрести мотивацию к учебной деятельности, максимально развить познавательную активность и успешно усвоить содержание образования.

Моя работа в школе направлена на достижение следующей цели:

 создание условий  для активизации учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

  • возбуждать познавательный интерес учащихся к урокам, желание учиться; воспитывать чувство долга и ответственности за учение;
  • формировать и развивать систему знаний как основу учебных успехов;
  • формировать и развивать систему умений и навыков учащихся;
  • усваивать приемы самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.

Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю, необходимо поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана.  Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования по учебным предметам начальных классов, по УМК «Начальная школа 21 века».

  1. Литературное чтение Л. А. Ефросинина.
  2. Математика  В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе.
  3. Русский язык Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова.
  4. Окружающий мир Н.Ф. Виноградова.

В 2017-2018 году был первый выпуск  по данному УМК.

Класс был взят на третьем году обучения. В классе одна девочка обучалась по специальной коррекционной программе 8 вида, поэтому я старалась учитывать образовательные потребности детей.

Может ли учитель в таком классе учить всех одинаково, ориентируясь на среднего ученика? Да, конечно же, нет!

Только дифференцированный подход - обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий,  приводит к росту качества знаний по предметам.

Принципиальным отличием школьных стандартов второго поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Личностно-ориентированное образование направлено на  ученика, на развитие его личностных особенностей, и одним из путей его осуществления являются современные педагогические технологии (информационно–коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые).

Часто провожу уроки с использованием ИКТ.  Компьютер используется на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.  Электронные ресурсы, разумеется, выверенные с научной и методической точки зрения, целесообразно использовать в рамках учебно-методических комплексов, включающих в себя как учебники и другие материалы на бумажных носителях, так и электронное сопровождение, размещенное на компакт-дисках и в Интернете.

Строить все уроки, используя только информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих уроков свои цели, специфика. Но есть уроки, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием  презентаций, которые я создаю сама или пользуюсь теми, которые создавали коллеги.

Создание комфортной здоровьесберегающей среды – одно из важнейших направлений нашей школы.

Дети проводят в школе значительную часть дня и сохранение, укрепление их физического и психического здоровья дело не только семьи, но и педагогов.

При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Работа на уроках проходит в режиме динамических пауз. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость.

Для укрепления здоровья провожу ежедневную утреннюю зарядку, динамические паузы. Совместно с учителем физической культуры проводим дни здоровья, веселые старты.

Для поиска информации, фактического ее применения, саморазвития, самоанализа своей деятельности использую проектную деятельность.  Для детей с пониженной мотивацией к обучению проектная деятельность особенно актуальна. У многих детей в классе есть огромное желание работать индивидуально, т.е. когда ребёнок не взаимодействует с одноклассниками. Речь у таких детей значительно отстаёт, недостаточен для успешного обучения активный словарь. Многие родителя отстраняются от школьной жизни своих детей, поэтому была необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной предметной деятельности каждого ребёнка. Участие в проектной деятельности по выбранной теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика.

Для решения проблемы развития речи учащихся на уроках чтения, мне  помогает использование групповых форм работы. Объединяю учащихся в группы по умению работать самостоятельно. Здесь уже степень самостоятельности ребенка становится признаком дифференциации учебной работы. Используя идеи педагогической науки о способах управления учебной деятельностью, можно разработать  логические схемы, с помощью которых эффективно совершается дифференцированный подход к учебной деятельности школьников в процессе изучения сложного материала.

Уроки математики ориентированы на развитие мышления, творческих способностей учащихся, самостоятельности.  Имею варианты заданий для слабых детей. В своей работе использую тренинговые карточки, которые помогают восполнить пробелы. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, провожу уроки – практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся, как работа в парах постоянного и сменного состава, уровневые задания при организации устного счета, при проверке домашнего задания.

Уроки русского языка направлены на развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты на уроках.

Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока этого учебного курса.

Домашние задания на уроках окружающего мира чаще всего дифференцированные.

На своих уроках я использую следующие методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:

-дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимание, воображения, памяти, логического мышления;

-дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности;

-индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);

-дифференцированный метод поощрения;

-использование наглядности в разных видах.

Я умею разнообразить учебные материалы в зависимости от конкретной учебной ситуации. Умею адаптировать материал учебника к психолого-педагогическим особенностям учащихся своего класса.

Стабильность высоких учебных достижений учащихся свидетельствует о том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи успешно решаются.

 Позитивная динамика образовательных достижений

Уровень обученности (успеваемости) учащихся за последние 3 года ( по классу)

Учебный год

2013-2014

2кл

2014-2016

2016-2017

3кл

2017-2018

4кл

Качество знаний

64%

Находилась в отпуске по уходу за ребёнком

55%

66%

Успеваемость 

100%

100%

100%

Качество знаний учащихся (на «4» и «5») по преподаваемым предметам на основе анализа классных журналов за 2013-2014, 2016-2017, 2017-2018 уч. года составляет:

2 класс

(14 уч-ся)

2013-2014 уч. г.

3 класс

(11 уч-ся)

2016-2017 уч. г.

4 класс

(9 уч-ся)

2017-2018 уч. г.

Учебные предметы

Качество знаний

Качество знаний

Качество знаний

Русский язык

64%

55%

66%

Математика

64%

55%

66%

Литературное чтение

100%

91%

100%

Окружающий мир

100%

64%

78%

Вывод: 

Отслеживая уровень успеваемости и качества знаний учащихся по предметам, можно сделать вывод, что качество знаний находится на оптимальном уровне при 100 % абсолютной успеваемости. Наблюдается позитивная динамика качества знаний по итогам обучения.

Целью воспитательной работы с классом является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Развитие самоуправления в классе проходит через включение учащихся в разные виды деятельности.

1. Познавательно-информационная деятельность. Провожу учебные встречи, предметные недели, ученические исследовательские проекты, интеллектуальные игры, конкурсы, КВНы, интеллектуальный марафон, олимпиады.

2. Спортивно-оздоровительная деятельность: школьные спартакиады, «День здоровья», спортивно-оздоровительные праздники «Спортивная семья», утренники по ПДД, спортивные праздники, походы.

3. Общественно-полезная деятельность: оформление  Книги рекордов класса, уход за комнатными цветами, акция «Подари птицам дом»,  праздник «Мамы всякие нужны!»,  торжественные вечера, посвящённые Дню Учителя, 8 Марта, Дню Победы; художественное оформление класса, конкурсы рисунков, поделок.

4. Досуговая  деятельность: классные праздники: День святого Валентина, «Новогодний серпантин», «Осенний калейдоскоп», «23 февраля»; экскурсия в музей.

Как классный руководитель стараюсь взаимодействовать с родителями учащихся, пытаюсь сформировать положительное отношение родителей к школе, даю возможность стать участниками учебно-воспитательного процесса. Формы работы разнообразные. Это традиционные лекции и беседы, практикумы, праздничные собрания. По необходимости провожу индивидуальные консультации. Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и принимают участие в их организации.

Мои ученики активно участвуют в  предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня, становятся призерами.

Участие в предметных олимпиадах

Учебный год

Мероприятие

Результат

2016-2017

Муниципальный тур региональной олимпиады начальных классов «Вместе к успеху!»

1 место

2017-2018

Муниципальный тур региональной олимпиады начальных классов «Вместе к успеху!»

участие

Результаты участия учащихся в мероприятиях и конкурсах различного уровня

Уровень

Вид

Результативность

Количество

участников

Школьный

2016 г.

Выставка «Осенние мотивы»

Грамота – 1место, 2 место, 3 место

4

Школьный

2016 г.

Конкурс «Осенний кросс»

Грамота – 1 место (2 уч.), 3 место (2 уч.)

6

Школьный

2016 г.

Предметные олимпиады:

Математика

Русский язык

Окружающий мир

Грамота

- 1 место

- 1 место

- 1 место

6

Школьный

2017 г.

Конкурс «Рождественская звезда»

Диплом – 4 уч.

4

Школьный

2017 г.

Конкурс «Пожарная ярмарка»

Грамота – 4 уч.

4

Школьный

2017 г.

Благодарность за добросовестное отношение к труду и помощь, оказанную на пришкольном участке

Грамота – 2 уч.

2

Школьный

2018 г.

Предметные олимпиады:

Математика

Русский язык

Окружающий мир

Грамота

1 место

1 место

1 место

5

Школьный

2018 г.

Соревнования по пионерболу

Грамота – 1 место (2 уч.), 2 место (2 уч.), 3 место (2 уч.).

8

Школьный

2018 г.

Соревнования

«Президентские состязания»

Грамота – 2 место, 3 место.

8

Районный

 2017 г.

Конкурс «Рождественская звезда»

Грамота – 3 место, участие – 2 уч.

3

Районный

 2017 г.

Конкурс рисунков «Люблю тебя, мой край родной»

Грамота – участие

1

Районный

 2017 г.

Районная олимпиада «Вместе к успеху»

Грамота – 1 место

1

Районный

 2017 г.

Конкурс на противопожарную тематику «Пожарная ярмарка – 2017»

2 место диплом, в       номинации «Технические виды творчества»

1 место диплом, в номинации «Художественно – изобразительное творчество»

2

Районный

 2018 г.

Районная олимпиада «Вместе к успеху»

Грамота – участие 2 уч.

2

Краевой 2017г.

Конкурс на противопожарную тематику «Пожарная ярмарка – 2017»

Грамота - участие

1

Всероссийский 2017 г.

Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку «Олимпус»

Диплом участия – 3 уч.

3

Всероссийский 2017 г.

Всероссийская предметная олимпиада по математике «Олимпус»

8 место диплом

Диплом участия – 3 уч.

4

Вывод: Ежегодно учащиеся моего класса принимают участие во всероссийских конкурсах: «Русский медвежонок», « «Кенгуру» , «Олимпус», являясь при этом победителями и призерами на школьном и районном уровнях.

Использование современных образовательных технологий.

Наименование технологии

Уровень использования

На уровне отдельных элементов

Системное использование

Разноуровневое  и дифференцированное обучение

+

Игровые

+

В рамках урока и внеурочной деятельности

Здоровье-сберегающие технологии

+

Проектные методы обучения

+

Групповые методы обучения

+

Обучение  в сотрудничестве

+

Мультимедийные технологии

+

Использование современных образовательных технологий, в том числе  информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Название используемой технологии

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1.

Применение ИКТ.

  • повышение мотивации обучающихся
  • новый уровень восприятия учебного материала
  • достижение дифференциации обучения обучающихся
  • развитие информационной компетенции
  • развитие самостоятельных умений и навыков обучающихся
  •  повышение интереса к изучаемому предмету
  • развитие компетенций
  • повышается уровень компьютерных знаний

2.

 Технология индивидуального обучения   – частично.

  • применение заданий разного уровня
  • развитие умения самостоятельного выполнения работы
  • умение обучающихся
  • оценивать собственные возможности и результаты

3.

Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения.

  • Развитие сотрудничества в ученическом  коллективе
  • развитие коммуникативных навыков обучающихся
  • повышается интерес к предмету
  • развитие навыков коллективной деятельности
  • повышается успеваемость и качество знаний по предмету

4

Интеграция уроков (частичная)

●  всевозможная интеграция уроков русского языка и литературного чтения,  

  • уметь извлекать знания в межпредметной  деятельности

5

Игровые технологии  

  • повышение мотивации обучающихся
  • повышение интереса к изучаемому предмету

6

Здоровьесберегающие

  повышение эффективности уровня

  • улучшение качества знаний

7

Технология уровневой дифференциации  

  применение заданий разного уровня

  • развитие умения самостоятельной работы
  • умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

   В своей работе активно использую электронные средства обучения, компьютерные программы. ИКТ использую для проведения диагностики, составления разноуровневых контрольных работ, тестов, карточек. Чаще всего использую ИКТ на уроках окружающего мира, меньше использую ИКТ в воспитательной работе, но при проведении родительских собраний, классных часов ИКТ необходимо.

Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, занимаясь самообразованием. Принимаю активное участие в заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов,  посещаю открытые уроки учителей школы и района,  делюсь опытом работы. 

Распространение собственного педагогического опыта.

Учебный год

Уровень

Форма выступления

2013-2014

школьный

Открытый урок по окружающему миру  во 2 классе «Дружба»

2013-2014

школьный

Выступление на методическом семинаре по теме «Критерии оценки заданий для учащихся»

2013-2014

школьный

Выступление на педагогическом совете по теме «Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции»

2013-2014

школьный

Выступление на ШМО по теме «Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе в рамках ФГОС »

2016-2017

школьный

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование инновационных технологий на уроках и во внеурочное время»

2016-2017

школьный

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Имена существительные собственные и нарицательные»

2016-2017

школьный

Выступление на педагогическом совете по теме

«Развитие индивидуальности ребёнка в процессе воспитательной работы»

2016-2017

школьный

Выступление на ШМО по теме «Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики»

2017-2018

школьный

Открытый урок по математике в 4 классе «Решение задач»

2017-2018

школьный

Выступление на методическом семинаре по теме «Организация групповой работы в начальной школе в рамках ФГОС»

2017-2018

школьный

Выступление на педагогическом совете по теме

«Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её реализации»

2017-2018

школьный

Выступление на ШМО по теме «Система оценивания в соответствии с ФГОС»

 Вывод: Занимаясь самообразованием посредством участия в мероприятиях методических объединений: семинарах, круглых столах, конференциях, повышаю свой профессиональный уровень. На этих мероприятиях я не только являюсь слушателем, но и активным участником. Принимаю участие в различных формах методической работы, осуществляемых методическим сообществом педагогических работников.

Принимаю  участие в профессиональных конкурсах.  Публикую свои методические наработки на сайте https://infourok.ru/user/travkova-olesya-nikolaevna, https://nsportal.ru/travkova, каждая публикация отмечена сертификатом.

Повышение квалификации.

Год

Место прохождения курсовой переподготовки

Тема курсовой подготовки

2011

АКИПКРО

«Модернизация начального общего образования в условиях реализации ФГОС нового поколения»

2016

АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования»

«Основы специальной психологии и коррекционной педагогике в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в контексте требований ФГОС»

2017

АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования»

«Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе»

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение  инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А также наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.

Учитель, сколько бы лет ни работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личностных качеств учителя: от его навыков, от эрудиции, от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт учителя начальных классов

«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...

Аналитический отчёт учителя.

Мной представлен анализ работы за прошедший учебный год...

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт...

Аналитический отчёт "Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников"

В аналитическом отчёте даны теоретические основания аналитической деятельности, описан  опыт работы по формированию интеллектуальных и творческих способностей,условия формирования интеллект...

Аналитический отчёт

В материале представлен аналитический отчёт учителя...

Аналитический отчёт педагогической деятельности

Подробный анализ работы учителя для аттестации...

аналитический отчёт

Аналитический отчёт "Использование информационных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"...