Аналитический отчёт учителя.
материал (1 класс) по теме

Мной представлен анализ работы за прошедший учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт учителя начальных классов

за 2012/2013 учебный год.

Лебедева Марина Алексеевна

02.11.1967 г.р.

Первая квалификационная категория

Тема МО  начальных классов «Реализация системно-деятельностного подхода, как необходимое условие перехода на ФГОС второго поколения»

Тема самообразования «Технология деятельностного метода как необходимое условие современного урока».

Конструктивно выполнить задачи образования 21века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

  1. формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  2. формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  3. формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  2) Принцип непрерывности –означает преемственность между всеми  ступенями и этапами обучения на уровне технологии,содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире(природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса –заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности –предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Через структуру уроков введения нового знания можно проследить , какие методы, приёмы. формы работы я использовала в своей практике по данной методической теме.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

– 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приёмы работы:

  1. учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  2. учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  3. девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

– 4-5минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

  1. побуждающий, подводящий диалоги;
  2. мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи

– 4-5 минут

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

– 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения),согласовывают тему урока, выбирают способ,строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем –побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление

– 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

– 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -

7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)

– 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

  1. Какую задачу ставили на уроке?
  2. Удалось решить поставленную задачу?
  3. Каким способом?
  4. Какие получили результаты?
  5. Что нужно сделать ещё?
  6. Где можно применить новые знания?
  7. Что на уроке у вас хорошо получилось?
  8. Над чем ещё надо поработать?

и другие.

Особенность деятельностного метода –самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы. Она широко использовалась мною на первых двух неделях обучения  по курсу «Введение в школьную жизнь».

Возьмем самый простой вид групповой работы –работу в парах. Применялась практически на каждом уроке.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

По этой же проблеме были обсуждения на МО начальных классов, где каждый из учителей делился своим опытом по  этой проблеме.

В течение года я изучала, собирала материал и создала методическую папку по теме самообразования.

В третьей четверти я выступила на педагогическом совете школы, где делилась опытом по теме «Повышение качества образования через деятельность классного руководителя».

В течение года первый класс принимал активное участие в  жизни школы. Ребята участвовали в школьном конкурсе «Мы ищем таланты». Сергей Козлов занял 3 место. Баранова Катя, Мазэре Даниела  и Козлов Сергей принимали участие в конкуре «Ученик года». За лучшее портфолио был отмечен Сергей Козлов и награждён  грамотой  и  подарком. В четвёртой четверти 26 человек из класса пробовали свои силы в международном дистанционном Турнире первоклассников по русскому языку и математике. Шесть человек стали лауреатами Турнира.

Планируя работу на следующий учебный год, ставлю перед собой такие задачи:

  1. внедрить в практику применение технологии продуктивного чтения для повышения качества чтения и интереса к уроку чтения;
  2. формировать  у младших школьников потребность к осознанному нравственному поведению;
  3. развивать индивидуальные и творческие способности обучающихся, прививать интерес к знаниям;
  4. наметить пути устранения пробелов в ЗУН обучающихся с целью повышения качества образования;
  5. изучить  вопрос и спланировать работу  с  одаренными детьми.

Мной создан  мини-сайт и размещены материалы по адресу http://nsportal.ru (Социальная сеть работников образования).

Так же являюсь активными участником педагогического форума: «Про  школу. ru».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт учителя начальных классов

«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...

Аналитический отчёт учителя начальных классов о результатах профессиональной деятельности в 2012-2017г.

Аналитический отчет за 2012- 2017 учебные года выполнен в рамках конкурса "Учитель Года 2018"...

Проблемно- аналитический отчёт учителя начальных классов

Современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, сво...

Информационно- аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности учителя начальных классов Шороховой Оксаны Михайловны

Данный отчёт содержит общие сведения о деятельности учителя, его достижениях и результатах...

Аналитический отчёт учителя-логопеда

Аналитический отчёт учителя-логопеда за 2018-19 учебный год....

Аналитический отчёт учителя за период работы 2017 - 2020годы.

Описание проделанной работы учителем за период работы в МКОУ "ТООШ" с 2017 по 20202 годы....