аналитический отчёт
статья (2 класс) на тему
Аналитический отчёт "Использование информационных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_attestatsiya.docx | 88.69 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение
Свердловской области
«Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Аналитический отчёт
Использование информационных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Составитель:
Кожемякина Вероника Саркисовна
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
г. Сухой Лог
2015г
Содержание стр.
Введение 3-7
1. Аналитическая часть. 8
1.1 Анализ результатов педагогической деятельности в 8-22
межаттестационный период.
1.2. Анализ условий полученных результатов. 23-28
1.3 Мотивация учебной деятельности через использование 29-32
информационных технологий.
- Проектная часть. 33
- 2.1 Противоречия, возникающие в результате реализации цели, 33
поставленной на межаттестационный период.
2.2. Программа деятельности на следующий межаттестационный период. 34-35
Заключение 36
Литература 37
Приложения
- Введение.
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъективности учащихся в учебном процессе.
Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка.
С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Новыми составляющими современного востребованного обществом качества образования стало владение информационными технологиями, умение заботиться о своём здоровье, умение быть коммуникабельными, решать возникающие проблемы. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.
Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизационной (умение ставить цели, ответственно относиться к здоровью).
Федеральный закон РФ «Об образовании» определяет начальную школу как самостоятельное звено в системе обязательного общего образования. Именно в период получения начального образования закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка – система учебных и познавательных мотивов, умение реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Основными нормативными документами функционирования начальной школы являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.02.2014 N 11-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 27.05.2014 N 135-ФЗ,от 04.06.2014 N 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего и среднего общего образования. Зарегистрировано в Минюсте России 1 октября 2013 г № 30067 ( в ред Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 г № 598, от 17.07.2015 № 734)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011г., регистрационный номер 22540);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004г. № 1089»;
- Примерная программа по учебным предметам (Москва, Просв. 2011);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 31марта 2014 г. № 253);
- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Главным санитарным врачом РФ от 29.12.2010г № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. регистрационный номер1993;
- Устав ГКОУ СО «Сухоложская школа»;
- Программа развития ГКОУ СО «Сухоложская школа»;
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития.
Анализируя собственную педагогическую деятельность за межаттестационный период. Мной было выявлено следующее противоречие:
- между необходимостью применения информационных технологий и неготовностью детей и родителей использовать полученную информацию
Выявленное противоречие определило следующую проблему:
- неумение детей анализировать, обрабатывать и представлять продукт своей деятельности.
Целью моей педагогической деятельности является обновление и совершенствование образовательного процесса через применение информационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ
Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:
- изучить и обобщить опыт эффективного использования информационных технологий в своей педагогической деятельности;
- овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
- создать оптимальные условия для взаимодействия всех участников образовательных отношений, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение информационных технологий.
Для подведения итога моей педагогической деятельности в межаттестационный период (2011-2015гг), необходимо его проанализировать.
Цель аналитического отчёта: самоанализ и самооценка моей педагогической деятельности за межаттестационный период.
Задачи аналитического отчёта:
- Проанализировать результаты педагогической деятельности за межаттестационный период.
- Выявить противоречия и проблемы, возникшие в ходе работы в межаттестационный период.
- Дать самооценку эффективности собственной деятельности.
- Спланировать пути решения этих противоречий на следующий межаттестационный период.
В результате проведённого мной самоанализа, я выделила в качестве объекта – собственную деятельность по использованию информационных технологий в образовательном процессе, а в качестве его предмета – влияние моей деятельности на результат образования.
1. Аналитическая часть
1.1 Анализ результатов педагогической деятельности в межаттестационный период (2011-2015 гг).
Динамика успеваемости
В сентябре 2010 года ко мне 1 в класс пришли первоклассники, которые отличались друг от друга по своему характеру, по уровню подготовленности к обучению. Дети, поступившие в школу, были разные. Одни уверенные в себе, другие пассивные или очень активные, некоторые обидчивые и вспыльчивые, но всех их объединяло одно – им было необходимо внимательное отношение, исходящее от всех участников образовательных отношений.
Все обучающиеся были обследованы на ТОПМПК, по результатам обследования всем было рекомендовано обучение по общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, так как у всех детей были выявлены трудности в усвоении программного материала. У каждого эти трудности обуславливались своими причинами: у одних в связи с состоянием здоровья, у других – быстрой утомляемостью, у третьих – не умением запоминать и удерживать изученный материал.
Перед началом учебного года я познакомилась с семьями своих будущих учеников (таблица 1), получила информацию об образовании родителей (таблица 2).
Социальная карта семей обучающихся. Таблица 1
Класс | Полная семья | Неполная семья | Многодетная семья | Семьи с 1 ребёнком | Организованные дети | Не организованные дети |
1 | 9 | 3 | 1 | 2 | 11 | 1 |
Таблица 2
Класс | Имеют высшее образование | Имеют средне- профес. | Имеют основное полное общее образование | Имеют основное общее образование |
1 | 5 | 15 | 3 | 1 |
После изучения всей собранной о детях информации – я наметила первоочередную задачу – создание для первоклассников условий для их успешной адаптации в новых условиях – условиях школьной жизни.
В течение первого года обучения ученики не получали традиционных отметок за изучение учебных дисциплин. За свои знания учащиеся поощрялись жетонами в виде различных фигурок и стремились получить большее количество жетонов для главного поощрения - в виде грамоты и приза по окончанию четверти, а также для того, чтобы порадовать родителей своими успехами на родительских собраниях.
После уроков родители и дети принимали активное участие во внеклассных мероприятиях таких как: «Осенняя сказка» - праздник осени, «Праздник 33 букв», «Новогодний серпантин», «Праздник пахнущий мимозой» к дню 8 Марта, «А – ну-ка, богатыри» к 23 февраля, «Как прекрасен этот мир», «В гостях у сказки», «Планета должна быть зелёной», «Посвящение в первоклассники», игровая программа «читаем вместе».
По результатам, проведённого на родительском собрании анкетирования можно сделать вывод, что детям нравится не только получать знания, умения и навыки в выбранном для них родителями образовательном учреждении, но и принимать активное участие в жизни школы, класса. Родителям были заданы следующие вопросы:
- «нравится ли вашему ребёнку ходить в школу?» - 100 % ответили – «да»
- «с каким настроением ваш ребёнок идёт в школу?» - 77 % ответили – «с хорошим», 22 % - ответили – «по-разному»;
- «привык ли ваш ребёнок к новой обстановке?» - 77 % ответили «да», 33 % ответили - «не совсем».
- «испытывает ли ваш ребёнок трудности в общении с одноклассниками» - 77 % ответили «нет трудностей», 22 % ответили «да», 11 % (1 человек) ответили «не знаю».
По результатам диагностик проведенных в начале и в конце учебного года можно сделать вывод, что дети 1 класса хорошо адаптировались к новым условиям школьного обучения (таблица 3).
Таблица 3
Уровни школьной адаптации | Начало года | Конец года |
Внешняя мотивация | 33 % | 44 % |
Средний уровень | 22 % | 33 % |
Высокий уровень | 11 % | 22 % |
Низкий уровень | 33 % | --- |
Период адаптации у обучающихся первого класса прошел благоприятно. Дети быстро освоились в новых условиях, познакомились друг с другом в классе, хорошо запомнили и усвоили правила поведения в классном коллективе, в школе, научились помогать друг другу и уважать одноклассников и взрослых.
С 2010 по 2014 год я обучала детей с 1 класса по 4 класс по Государственному образовательному стандарту (федеральный и региональный компонент).
Все обучающиеся моего класса прошли диагностическое обследование состояния устной речи логопедом образовательного учреждения. По окончанию начальной школы снова было проведено диагностическое обследование, результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Класс | Владеют навыками (количество детей) | |||
Зв.-слоговой структуры слова | Звукового анализа | Словообразования | Связной речи | |
1 кл. | 3 человека | 2 человека | 3 человека | 3 человека |
4 кл. | 7 человек | 7 человек | 8 человек | 9 человек |
По результатам, занесённым в таблицу видно, что в 1 классе владело:
- навыками звуко-слоговой структуры слова 4 человека, а к концу 4 классу – 7 человек;
- навыками звукового анализа слова в 1 классе владело - 2 человека, а к концу 4 класса – 7 человек;
- навыками словообразования в 1 классе владело - 3 человека, а к концу 4 класса – 8 человек;
- навыками связной речи в 1 классе владело – 3 человека, а к концу 4 класса- 9 человек.
Как видно из таблицы, уровень развития устной речи к концу 4 класса значительно увеличился по сравнению с уровнем развития устной речи у обучающихся 1 класса.
Двое детей пришли в первый класс читающими, но рассказать, о чём прочитали не могли, остальные дети пришли в первый класс не читающими. Полученные данные логопедического обследования состояния устной речи детей позволили мне запланировать коррекционную работу совместно с логопедом нашей школы и работать по преодолению возникающих у детей трудностей.
На повышение интереса обучающихся моего класса к учебно-познавательной деятельности положительное влияние оказало дополнительное образование. С обучающимися моего класса мы посещали районную детскую библиотеку имени Гайдара по программе «По страницам любимых книг», эти занятия помогали моим ученикам готовиться и принимать активное участие в муниципальных, общешкольных, внеклассных мероприятиях, а также развивать читательский интерес и готовиться к урокам по устным предметам.
По данным обследования обучающихся первого класса школы было установлено, что со всеми детьми необходимо проводить групповые коррекционные занятия по развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, восприятия.
Для развития психических процессов с обучающимися проводились индивидуальные и групповые коррекционные занятия по составленным мною коррекционно-развивающим программам:
- «Дидактическая игра – как средство развития внимания и памяти у детей с задержкой психического развития» - 2 класс;
- «Азбука бумажной пластики»- 3 класс;
- «Развитие познавательных процессов: математика, логика, информатика» - 4 класс (Приложение 1)
Проведение уроков с использованием ИКТ (сообщения, проекты с использованием презентаций, таблицы, схемы) позволило каждому ребёнку не только продемонстрировать свои знания, умения и навыки, но и расширить свой кругозор, и проявить свои творческие способности, самостоятельность, а значит реализовать свои возможности в полной мере, что имеет немаловажное значение в подготовке детей к дальнейшей жизнедеятельности.
На уроках окружающего мира дети учились писать проекты по предложенным темам, подбирали нужный материал, используя различные источники информации.
На уроках литературного чтения дети знакомили друг друга с информацией о прочитанной книге в виде презентации дневников читателей.
На уроках изобразительного искусства и труда ребята представляли выполненные изделия в виде мини-проектов, что позволяло создать представление о выполненной работе.
На уроках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» дети представляли фото и видео материалы о своей семье, о своём городе, о своих друзьях. Итогом изучения курса стал открытый урок «Пасхальный праздник»- где все обучающиеся класса представили отчёт о проделанной работе по выбранной самими обучающимися теме.
Обучающиеся моего класса принимают активное участие в создании и защите проектов в нашем образовательном учреждении: «Герои Отечества»(Приложение 2); «Сказка- ложь, да в ней намёк….» (Приложение 3)
Использование элементов педагогических технологий способствовало повышению качества образования, обучающиеся моего класса, научились писать сочинения – рассуждения: сочинение «Моя семья» (Приложение 4), «Моя лучшая подруга» (Приложение 5), подбирать нужный материал для написания и оформления проектов, научились самостоятельно высказывать свои мысли и рассуждать на предложенные темы.
Считаю, что благодаря проводимой коррекционной работе по коррекционно-развивающим программам и использованию различных форм уроков у учащихся моего класса повысился показатель качества образования (таблица 5), (Приложение 6).
Таблица 5
Годы обучения | Успеваемость по всем предметам | |
Общая по классу | На «4» и «5» | |
2011-2012 | 100% | 37% |
2012-2013 | 100% | 50% |
2013-2014 | 100% | 50% |
С годовыми контрольными работами на конец 4 класса по русскому языку на повышенном уровне справились 56 % обучающихся, по математике 44 % обучающихся, не справившихся с работой нет. Следовательно, дети были готовы к обучению в основной школе (таблица 6) (Приложение 7).
Таблица 6
Годы обучения | Результаты годовых контрольных работ | |
по русскому языку на повышенном уровне | по математике на повышенном уровне | |
2011-2012 | 38% | 62% |
2012-2013 | 50% | 75% |
2013-2014 | 50% | 75% |
Все обучающиеся 4 класса закончили обучение в начальной школе и перешли в основную. Двоим обучающимся было рекомендовано обучение по общеобразовательной программе основного общего образования – это составило 25 % от общего количества обучающихся. Шести обучающимся было рекомендовано обучение по общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития. Четверо обучающихся продолжили обучение по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью. Снижение вида программы не произошло.
В 2014-2015 учебном году я приняла детей в 1 класс и начала работу в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования.
Динамика развития здоровья обучающихся класса
Одной из главнейших ценностей коррекционного обучения детей является сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка. Физическое и психическое здоровье позволяет ребёнку лучше усваивать и запоминать учебный материал, активно работать на уроке, быть внимательным и проявлять свои творческие способности.
Цель современной школы – помочь каждому ребёнку подготовиться к жизни, получить знания и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей деятельности (учебной и профессиональной). Способствует достижению этой цели применение элементов здоровьесберегающих технологий в процессе всего периода обучения ребёнка, целью которых является сохранение и укрепление здоровья, приобретение знаний по ведению здорового образа жизни и использование полученных умений и навыков в повседневной жизни, а также правильно организованная пространственная среда.
Считаю, что применение элементов здоровьесберегающих технологий, способствовало сохранению и укреплению здоровья моих обучающихся, что положительно повлияло на уменьшение количества пропущенных в течение учебного года уроков по болезни. (Приложение 8) и на общее состояние здоровья детей (Таблица 6), (Приложение 9).
Таблица 6
Год обучения | Класс | Инвалидов | 1 группа здоровья | 2 группа здоровья | 3 группа здоровья | 4 группа здоровья |
2010-2011 | 1 | 4 | Нет | 7 | 3 | 2 |
2013-2014 | 4 | 2 | Нет | 8 | 2 | 2 |
Как видно из таблицы состояние здоровья обучающихся за период обучения в школе не ухудшилось, наблюдается положительная динамика состояния здоровья: один обучающийся с 3 группой здоровья переведён по медицинским показаниям во 2 группу здоровья.
Социальный статус обучающихся класса
Приоритетными задачами начального образования является: создание условий для проявления обучающимися инициативы, самостоятельности, приобретения навыков сотрудничества в разных видах деятельности. Каждый учебный год обучающиеся моего класса принимают активное участие в мероприятиях различного уровня школьных и муниципальных конкурсах:
- с 2012 года обучающиеся моего класса и их родители являются активными
участниками районных конкурсов «Такие разные мамы» и «Вместе сможем всё»
- награждены грамотами и сертификатами (Приложение 10)
- в 2013 году ученик моего класса принял участие в районном конкурсе «Всегда есть место подвигу» - с презентацией- награждён дипломом 2 степени;
- в 2013 году ученики 3 класса приняли участие в районном конкурсе патриотической песни «Слава России- Родине Героев» (Приложение 11)
- в 2013 году приняли участие в районном фестивале толерантности «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» (Приложение 12)
- в 2014 году ученики моего класса приняли участие в районном конкурсе на
противопожарную тематику (с публикацией в газете «Здравствуйте, друзья!»);
- в 2014 году 4 класс занял 3 место в защите проекта «Умелые руки не знают скуки»;
- в 2014 году трое обучающихся моего класса приняли участие во Всероссийском конкурсе рисунков «Масленица пришла- прощай Зима», 2 и 3 места;
- в 2014 году обучающаяся моего класса приняла участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Мужчина рядом»- 3 место;
- с 2013 года обучающиеся моего класса являются активными участниками и призёрами Всероссийского конкурса «Эму-Эрудит» и «Эму- специалист» (Приложение 13);
- в 2014 году трое обучающихся моего класса приняли участие во Всероссийском конкурсе рисунков «И снова в сказку»-отмечены благодарностями (Приложение 14);
Считаю, что проводимая мной работа в данном направлении способствует не
только развитию познавательных, психических процессов, но и способствует расширению кругозора учащихся, самостоятельности, способности работать в группах, сплочению всех участников образовательных отношений, а также повышению социального статуса (Таблица 7).
Таблица 7
Классы | Лидер | Предпочитаемый | Принятый | Изолированный |
1 класс | 2 | 3 | 2 | 2 |
2 класс | 2 | 4 | 1 | 2 |
3 класс | 3 | 3 | 3 | нет |
4 класс | 4 | 4 | 1 | нет |
По результатам, представленным в таблице видно, что к концу обучения в начальной школе изолированных детей в классном коллективе не наблюдается.
Самообразование
За межаттестационный период я работала по следующим темам самообразования:
- «Адаптация к школьному обучению детей 1 класса».
- «Обогащение теоретическими и практическими знаниями по использованию ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ».
- «Использование современных инновационных педагогических технологий на уроках 21 века»
В процессе изучения выбранных тем самообразования я выступала на педагогических советах и заседаниях группы педагогического общения с сообщениями «Адаптация первоклассников к школе», «Использование нестандартных форм обучения чтению».
На заседании группы педагогического общения выступала с докладом «Духовно-нравственное воспитание и обучение младших школьников с ОВЗ», «Использование современных педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми», «Современный урок: системно-деятельностный подход в образовании» (Приложение 15) посещала уроки коллег с целью обмена опытом по выбранным мною темам самообразования.
В процессе работы над темами самообразования проводила открытые уроки :
- по окружающему миру – «Москва столица нашей Родины»;
- по математике – «Единицы времени – сутки»;
- по чтению – «Басни И.А. Крылова»;
- по предмету основы религиозных культур и светской этики- модуль «основы светской этики» – «Пасха» - защита проекта.
С каждым обучающимся класса были заведены дневники читателей, в которых дети фиксировали результаты своей работы с книгой. Они вписывали в дневник дату прочтения книги, автора и название прочитанного произведения. Определяли главного героя, его поведение, черты его характера, что понравилось и не понравилось в этом произведении, высказывая собственное мнение и отношение к главному герою, затем иллюстрировали любой отрывок из прочитанного ими текста. На уроках внеклассного чтения дети делились своими впечатлениями о прочитанном произведении или книге, используя материал, занесённый в дневники, стараясь заинтересовать своих одноклассников в прочтении данного произведения.
С родителями были проведены родительские собрания на темы:
- «Трудности адаптации первоклассников к школе»;
- «Как воспитать у ребёнка чувство ответственности»;
- «Оценка и самооценка и их влияние на развитие ребёнка»;
- «Мой ребёнок – самый лучший»
- Книга в семье и духовное развитие ребёнка» с беседой на тему «Книги – друзья бесстрастные, но верные» выступили члены родительского комитета, несколько родителей поделились опытом по организации «семейного чтения», затем каждый родитель поделился своими наблюдениями и проблемами по данной теме, и определили способы решения выделенных проблем.
Повышение квалификации
Обобщаю и распространяю собственный опыт в образовательном учреждении, городском округе, Свердловской области, Российской Федерации через участие в научно-практических конференциях, систематическую работу на персональном сайте в сети работников образования, представление материалов для печатных изданий:
- опубликовала статью «Помогите детям быть здоровыми!» в районной газете «Здравствуйте, друзья!», 2011г;
- выступала на педагогическом совете школы по теме: «Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте», 2010 г;
- выступала на педагогическом совете школы по теме: «Плюсы и минусы современного урока в сравнении со стандартным уроком», 2012 г (Приложение 16);
- опубликовала статью в сборнике нашего образовательного учреждения по итогам работы методического объединения, 2012г;
- выступала на заседании группы педагогического общения учителей по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по теме:« Опыт введения модуля «Основы светской этики»», 2014г;
- опубликовала статью «Использование педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми» на сайте PedRazvitie.ru, 2014 г (Приложение 17);
- приняла участие в педагогическом конкурсе «Новые идеи» и опубликовала разработку внеклассного мероприятия, 2014г (Приложение 18);
- для обмена опытом в этом году я создала и пополняю свой персональный сайт http: // nsportal.ru kozhemyakina-veronika-sarkisovna, где представила своё электронное портфолио, 2015г (Приложение 19);
- являюсь призёром конкурса на соискание премии Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2011 году в номинации «Педагогический работник специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», 2011г;
- приняла участие в семинаре «Информационно- коммуникационные технологии в начальной школе» - ИРО, 2011г;
- приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Обновление содержания и технологий образования детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы», ИРО, 2011г;
- приняла участие в семинаре «Современные образовательные подходы в организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ» (Приложение 20);
- приняла участие во Всероссийском фестивале методических разработок «Конспект урока» с публикацией урока ОРКСЭ на тему «Пасха» в электронном журнале «Конференц – зал», 2014 г (Приложение 21);
- приняла участие во Всероссийской научно- практической конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии», 2014г (Приложение 22)
Имею следующие награды:
- Почётная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «За успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса, многолетний и плодотворный труд», 2011г (Приложение 23)
- Почётная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «За участие во втором этапе конкурса на соискание премии Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2011 году в номинации «Педагогический работник специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», 2011г (Приложение 24);
- Благодарственное письмо Экспертно-методического центра за подготовку участников к Всероссийскому конкурсу рисунков «Масленица пришла- прощай Зима», 2014г (Приложение 25);
- Благодарственное письмо Экспертно-методического центра за подготовку участников к Всероссийскому конкурсу творческих работ «Мужчина рядом», 2014г
- Свидетельство участника 4 Всероссийского фестиваля методических разработок – урок по предмету основы религиозных культур и светской этики –модуль «Светская этика» – 2014 г (Приложение 26);
- Благодарность за участие в 1 этапе областного конкурса, посвящённого Дню матери, «Такие разные мамы» в номинации «Декоративно-прикладное изобразительное творчество», 2012 г;
- Грамота Центра Развития Молодёжи «За организацию и проведение мониторингового конкурса «Эму- Специалист», 2014 г;
- Грамота Центра Развития Молодёжи «За организацию и проведение мониторингового конкурса «Эму- Эрудит», 2015 г;
- Почётная грамота образовательного учреждения «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса»,2010 г;
- Сертификат за подготовку и педагогическое сопровождение участников Всероссийского конкурса «Сказочная математика», 2015г (Приложение 27).
1.2 Анализ условий полученных результатов
По результатам предыдущей аттестации мне были даны следующие рекомендации:
- Продолжить работу по овладению информационными технологиями.
- Представить качественную характеристику результатов деятельности педагога, на уровне обучающихся при реализации информационных технологий в обучении.
Использование в работе элементов информационных технологий позволило мне научить своих детей выражать свои мысли, концентрировать внимание на изучаемом объекте, запоминать не только изучаемый на уроках материал, но и дополнительно собранную самостоятельно информацию. Проделанная мной в данном направлении в межаттестационный период работа позволила повысить самооценку обучающихся, уровень образованности и воспитанности.
Достижению полученных и перечисленных выше результатов способствовали следующие условия:
- Проведение нестандартных форм творческих уроков различных по типу деятельности:
* когнитивные (урок исследование «Птицы нашего края», «Растения сада и огорода»);
* креативные (урок – путешествие «Природные зоны Родины»; урок защита проекта «Домашнее мастерство» - «Мягкое чудо» - игрушка сувенир», проект по труду «Салфетка своими руками»);
* коммуникативные (урок КВН «Моя любимая сказка»; урок – спектакль «Здравствуй, книга детская!»);
* организационно – деятельностные (урок – проект «Пасхальный праздник» (Приложение 28), «Моё родословное древо»
- Использование в практической деятельности элементов педагогических технологий:
* Здоровьесберегающие (физминутки на уроках, подвижные игры на переменах, гимнастика для глаз, гимнастика для снятия утомления, психологический настрой на урок).
* Проектные (подготовка сообщений, подбор материала и защита проектов).
* Игровые (использование на разных этапах урока дидактических игр и упражнений игрового характера).
* Информационно- коммуникативные (использование презентаций, схем, таблиц, видеофильмов).
* Портфолио обучающихся (пополнение материалами сообщений, проектов, рисунков к проектам).
* Работа в группах (на этапе закрепления изученного материала).
* Обучение говорению (упражнение на развитие речи) – скороговорки на уроках чтения и окружающего мира.
- Использование в работе с обучающимися элементов здоровьесберегающих технологий (Приложение 29):
* проведение утренней гимнастики до учебных занятий;
* использование на каждом уроке физкультурных минуток для снятия утомления;
* проведение гимнастики для глаз и упражнений для развития мелкой моторики пальцев;
* проведение динамических пауз под музыку на переменах;
* использование динамических упражнений на расслабление различных групп мышц;
* использование упражнений для кистей рук;
* использование упражнений корректирующих осанку;
* проведение дыхательной гимнастики;
* витаминизация детей через приём «Аскорбиновой кислоты» под контролем медицинского работника образовательного учреждения;
* употребление чеснока и лука во время приёма пищи в обед;
* применение «оксолиновой мази» для смазывания носовой полости перед выходом на прогулку.
- Наличие выбора учебно-методического комплекса
В соответствии с федеральным компонентом ГОСа, в связи с модернизацией содержания образования педагогам даётся право выбирать учебно-методический комплекс в соответствии с уровнем развития детей и запросами общества. С 2010 по 2014 год работала по учебно-методическому комплексу «Школа 2100». С 2014 года в своей работе по обучению детей я использую учебно-методический комплекс «Школа России», так как начала работать в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, где основное направление – это работа исследовательского и поискового характера.
Считаю, что такое направление позволяет каждому ребёнку раскрыть свои возможности, творческие способности, и проявив максимум самостоятельности, применить полученные знания и умения, а также получить новую информацию по заданной теме. По запросу родителей приобретаются тетради к этому УМК, которые предполагают инвариантную часть – предусматриваются задания для всех учащихся и вариативную часть – задания, не для всех учащихся, требующие творческого подхода, работы в парах и направлены на поиск информации самостоятельно.
- Курсы повышения квалификации:
За межаттестационный период прошла курсы:
- «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта», ИРО, курсы повышения квалификации с 11.03.2013 г по 26.03.2013г;
- «Содержание и технологии реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», вариативный модуль «Реализация ФГОС начального общего образования в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», ИРО, курсы повышения квалификации с 19.08.2013 г по 28.08.2013г;
- «Содержание и технологии реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Вариативный модуль для педагогических работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-VII видов, ИРО, курсы повышения квалификации с 03.04.2014 г по 11.04.2014г.
- Материально-техническое обеспечение
Кабинет, в котором я обучаю детей, оснащён оборудованием: проектор, интерактивная доска, ноутбук. Которое позволяет: развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, осуществлять обмен информацией. Во время занятий имеющееся оборудование позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.
- Индивидуализация и дифференциация обучения
Личностно - ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности
Дифференцированный подход позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию на « зону ближайшего развития» каждого школьника, что в свою очередь, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого школьника, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки. Дифференциация содержания учебного материала осуществляется по уровню трудности.
Дифференциация и индивидуализация обучения позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно – ориентированного подхода и повышать качество образования.
- Система управления
Работа руководителем ГПО учителей начальных классов помогает в создании условий для роста собственного профессионально- личностного потенциала и своих коллег, что в свою очередь влияет на качество образования. Вместе обсуждаются вопросы, касающиеся содержания образования: разработка рабочих программ, анализ и применение современных технологий, разработка контрольно-измерительных материалов. В настоящее время предстоит работа по составлению плана –графика по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внеурочная деятельность.
Как классный руководитель я работаю над саморазвитием личности каждого обучающегося, реализацией его творческих способностей и возможностей. Для получения положительных результатов в своей воспитательной работе, реализую поставленные цели и задачи через разнообразные методы и приёмы воспитания.
Во внеурочной деятельности в начальной школе применение ИКТ просто необходимо. Для решения воспитательных задач с обучающимися своего класса я провожу внеклассные мероприятия, классные часы, экскурсии, беседы, тематические игры познавательно-развлекательного характера с использованием презентаций, видеофильмов, таблиц, схем («Путешествие в страну Знаний», «Поле чудес», «Новогодние чудеса» (Приложение 30), «Праздник чая»).
Большую помощь в проведении и организации внеклассных мероприятий оказывают родители обучающихся моего класса. Они принимают активное участие со своими детьми не только во внеклассных мероприятиях, но и в общешкольных, что имеет немаловажное значение в создании атмосферы взаимопонимания между детьми и их родителями.
Я использую презентации для проведения бесед, занятий, внеклассных мероприятий, соревнований, классных часов, что позволяет красочно и наглядно представить любой материал. Такими мероприятиями были выпускной в 4 классе, «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Азбукой!» (Приложение 31). По итогам учебного года мы создаём презентацию «Летопись класса».
Компьютер незаменим в общении с родителями, которые могут задать вопросы на интересующие их темы на мой адрес в Интернете. На своей страничке (http: // nsportal.ru kozhemyakina-veronika-sarkisovna) размещаю фотографии с внеклассных мероприятий, поздравляю родителей и детей с Днем рождения и праздниками. Это дает возможность быть ближе к детям и их родителям, возникают доверительные отношения, дети лучше учатся и творчески относятся к урокам и внеклассной деятельности.
1.3 Мотивация учебной деятельности через использование
информационных технологий.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволило мне качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Благодаря применению этих технологий в образовании мне удалось повысить уровень интеллектуальных возможностей учащихся в классном коллективе.
Использование в моей деятельности средств современных информационных технологий, предложенных И.В.Робертом способствовало:
1) Интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий :
- повышению эффективности и качества процесса обучения;
- повышению активности познавательной деятельности;
- углублению межпредметных связей;
- увеличению объема и оптимизации поиска нужной информации.
2) Развитию личности обучаемого, подготовке индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитию различных видов мышления, внимания и памяти;
- развитию коммуникативных способностей;
- формированию умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
- эстетическому воспитанию на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях за счет использования компьютерных игр развивающего характера, технологии мультимедиа;
- формированию умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3) Работе на выполнение социального заказа общества:
- подготовке информационно грамотной личности;
- подготовке пользователя компьютерными средствами.
Использование различных образовательных средств информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении позволяет решить следующие задачи:
1. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач, т.е. применение полученных знаний на практике.
2. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
3. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
4. Восстановление знаний, умений и навыков.
5. Контроль и дифференцированное оценивание уровней знаний и умений.
Этот процесс должен начинаться с периода обучения в начальной школе, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, использовала информационные технологии, а именно компьютер и интернет сети в подготовке дидактического и наглядного материала для использования на уроках.
На уроках русского языка и литературы дети получали задания творческого характера в виде сочинений – рассуждений на заданную тему с рисунком и оформлением в компьютерном варианте.
На уроках труда дети получали задание заготовить памятки по правильному использованию и хранению инструментов, а также описать этапы выполнения работы по изготовлению заданного изделия. Собрав необходимую информацию, учились оформлять проект создания данного изделия.
На уроках окружающего мира при изучении определённых тем использовала просмотр научно-популярных фильмов, что способствовало лучшему усвоению учебного материала и его запоминанию.
На индивидуальных коррекционных занятиях предлагала детям выполнять задания игрового характера на компьютере, что позволяло ребёнку отвлечься от привычных уроков за партой, сменить вид деятельности, приобретали навыки пользователя компьютером, дети учились находить и исправлять допущенные в работе ошибки, что вызывало интерес к такому роду занятий. Игры: «Учимся думать», «Учимся анализировать», «Кирпичики», «Узнай голос», «Найди мелодию» направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Игры «Вычеркни одинаковые буквы», «Повтори узор», «Найди лишнее» способствовали лучшему усвоению учебного материала, развитию наблюдательности, внимания, воображения и памяти.
Для участия в муниципальных и общешкольных мероприятиях мы с детьми выполняли конкурсные работы в компьютерном варианте, что приучало детей к правильному и аккуратному выполнению работы, самостоятельно подбирать необходимый материал, помогало лучше осваивать компьютер и проявлять своё творчество и смекалку в оформлении данной работы.
Использование в учебном процессе УМК «Школа России» предусматривает выполнение детьми в каждой изученной теме проектной работы. С детьми своего класса мы часто выполняли проектные работы и в данном виде деятельности мы использовали материалы, собранные детьми совместно с родителями не только из книжных источников, но и из интернета, из фильмов. Собранные материалы обрабатывались и оформлялись в проектную работу. На уроках ОРКСЭ дети проявляли своё творчество и умение работать с информацией – защита проекта «Моё родословное древо», «Мой друг», «Пасхальные праздники».
Результатом поиска применения новых информационных технологий явилось, то, что мои учащиеся, принимая активное участие, в мероприятиях различного уровня стали достигать лучших успехов, так как научились собирать и обрабатывать необходимую информацию не только самостоятельно, но и в коллективе, а также правильно и грамотно представлять результаты своей деятельности.
Проводимая с обучающимися в данном направлении работа, помогла не только развитию умений работать с компьютером, и интернетом. Данная работа способствовала расширению кругозора детей в процессе поиска и подбора нужной информации, развитию умения из большого количества информации выбирать основное и главное, формированию интереса доводить начатое дело до логического завершения, получить результат и представить проделанную работу в форме презентации на всеобщее обозрение. Всё это способствовало лучшему закреплению, усвоению изученного материала, а также развивало умение применять полученные знания на практике.
Проектная часть
- 2.1 Противоречия, возникающие в результате реализации цели,
поставленной на межаттестационный период.
Анализ моей педагогической деятельности показывает, что условия, созданные для учащихся, способствуют индивидуальному развитию каждого ребёнка, его самореализации и самовыражению, но в тоже время вскрывают следующие противоречия:
- между большим количеством информации, получаемой детьми в процессе обучения и ограниченными возможностями усвоения этих знаний детьми с ОВЗ;
- между необходимостью более углублённой информационной подготовки каждого обучающегося и недостаточно полной информационной компетентностью родителей.
Данные противоречия позволяют выделить следующую проблему:
- изучение и применение электронных средств и информационных технологий в процессе работы со всеми участниками образовательных отношений.
В связи с обозначенной проблемой на следующий межаттестационный период ставлю перед собой цель:
- систематическая работа и представление опыта по использованию в педагогической деятельности информационных технологий, способствующих обучению и воспитанию обучающихся с ОВЗ.
Положительного результата в достижении поставленной цели и разрешения выявленных противоречий можно достичь путём реализации следующего педагогического проекта.
2.2. Программа деятельности на следующий межаттестационный период.
Тема педагогического проекта:
Информационные технологии в обучении и воспитании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность:
Одна из важнейших задач современной системы образования – создание условий для формирования у каждого обучающегося основных навыков: принятия решений, решения проблем, поиска и обработки нужной информации. Именно использование в учебном процессе начальной школы информационных технологий позволяет познакомить учеников с новой для них информацией таким образом, чтобы удовлетворить потребности и запросы каждого ученика. Данный вид деятельности позволяет повысить интерес обучающихся к учебному процессу, улучшает усвоение преподносимого педагогом материала, позволяет регулировать предъявление учебного материала по уровню трудности, поощряя правильные решения. Поэтому у педагога есть возможность с помощью применения информационных технологий в учебном процессе детей гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
Проблема :
- изучение и применение электронных средств и информационных технологий в процессе работы со всеми участниками образовательных отношений.
Объект педагогического проекта: образовательный процесс, учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом нашего образовательного учреждения, информационные технологии, собственная педагогическая деятельность.
Цель: использование в педагогической деятельности информационных технологий, способствующих обучению и воспитанию обучающихся с ОВЗ.
Достижение поставленной цели возможно путём решения ряда поставленных задач.
Задачи:
- Развивать информационную культуру всех участников образовательных отношений.
- Использовать информационные технологии в обучении и воспитании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
- Совершенствовать собственные навыки по использованию современных электронных средств в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
- Практические навыки применения информационных технологий в процессе самообразования педагога и учащихся.
- Дидактические материалы и наглядные пособия по учебным дисциплинам.
- Игры и упражнения обучающего характера.
№ п\п | Содержание деятельности | Годы |
1 | Освоить создание интерактивных уроков с помощью программы Mimio Studio. | 2015-2016 |
2 | Продолжить работу по использованию и внедрению изученных компьютерных программ в обучении и воспитании детей с ОВЗ | 2017-2018 |
3 | Мониторинг | 2018 |
4 | Анализ проделанной работы | 2018-2019 |
Заключение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество.
Начальная школа выполняет важнейшую функцию – формирует у обучающихся готовность к дальнейшему образованию и самообразованию. Каждому ребёнку предстоит проделать этот увлекательный и в тоже время трудный путь познания. И оттого насколько интересно, увлекательно и познавательно будет каждому ребёнку в этом пути, зависит от педагога.
Поэтому именно учителю отводится эта почётная миссия сопровождать каждого ребёнка, по этому трудному пути, а значит создавать все необходимые условия для раскрытия и самореализации каждой личности.
Анализ собственной педагогической деятельности, показал что правильно организованный период адаптации, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, создание здоровьесберегающего образовательного пространства, внедрение в процесс образования и воспитания элементов педагогических и информационных технологий, профессионально-личностный потенциал педагога являются эффективными условиями прогнозируемого и представленного результата образования и воспитания в аналитическом отчёте.
Список литературы
- Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / Под ред. Е. С. Полат. – 2 – е изд.; стер. – М.: Академия, 2005. – 272
- Андреев, А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А. А. Андреев, д-р пед. наук // Информатика и образование. – 2005. - № 9. – С. 2 – 7.
- Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. 2008. - № 5. – С. 115 – 120.
- Гудилина, С. И. Использование Интернет - технологий на уроках искусства / С. И. Гудилина, канд. пед. наук // Информатика и образование. 2003. - № 10. с. 74 – 79.
- Зарецкий, Д. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников / Д. Зарецкий // Информатика и образование. – 1997. - № 7. – С. 89.
- Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003. - № 9. – С. 32 – 38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт учителя начальных классов
«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...
Аналитический отчёт учителя.
Мной представлен анализ работы за прошедший учебный год...
Аналитический отчёт
Аналитический отчёт...
Аналитический отчёт "Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников"
В аналитическом отчёте даны теоретические основания аналитической деятельности, описан опыт работы по формированию интеллектуальных и творческих способностей,условия формирования интеллект...
Аналитический отчёт
В материале представлен аналитический отчёт учителя...
Аналитический отчёт педагогической деятельности
Подробный анализ работы учителя для аттестации...
Аналитический отчёт воспитательной работы за 2013-2014 учебный год классного руководителя 4 класса
Цель воспитательной работы: Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально мобильной, толерантной, трудолюбивой личности, обладающей гуманистическими, нравственными ценнос...