Я- экономист
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа, КТП, 4 класс, 34 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, УСПЕНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

СОТНИКОВА МИХАИЛА ТРИФОНОВИЧА

С. МАЛАМИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСПЕНСКИЙ РАЙОН

 «УТВЕРЖДЕНО»

решение педсовета протокол № 1

от 29.08.2018 года

Председатель педсовета

_____________ И.А.Дороня

                                                   РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок «Я- экономист »

Направление: социальное

Срок реализации программы- 1 год.

Количество часов по программе- 34ч., в неделю-1ч.

Класс-4

Возраст обучающихся:9- 10 лет.

                                                                         

                                                                              Учитель: Одинаева Валентина Анатольевна

                                 1.Пояснительная  записка

«Я-экономист» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Целью  курса являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

•  семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Я- экономист» являются:

•  осознание себя как члена семьи, общества и государства;

•  овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•  развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Я- экономист» являются:

познавательные:

•  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение   логическими   действиями   сравнения,   обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

•  понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

•  проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Я -экономист» являются:

•  понимание и правильное использование экономических терминов;

•  представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Учебно-тематическое планирование

Номер раздела

Название разделов

Количество часов

1

Что такое деньги и какими они бывают

16

2

Из чего складываются доходы в семье

4

3

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

4

4

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

10

Тематический план занятий

№ занятия

Тема

Количество часов

1. Что такое деньги и какими они бывают (17 ч)

1

Как появились деньги

1

2

Назад в прошлое.

1

3

История монет

1

4

Монеты разных стран.

1

5

Представление творческих работ «Какие были деньги в прошлом»

1

6.

Товарные деньги.

1

7

Бумажные деньги

1

8

Наличные деньги.

1

9

Безналичные деньги

1

10

Древнерусские монеты и современные российские деньги

1

11

Денежный обмен-бартер.

1

12

Составление договора обмена.

1

13

Валюты

1

14

Ярмарка старых игрушек.

1

15

Викторина по теме «Деньги»

1

16

Игра «Поиграем в банк»

1

17

Итоговый тест

1

2. Из чего складываются доходы в семье (4 ч)

18

Откуда в семье берутся деньги.

1

19

Жизненные ситуации.

1

20

Карманные деньги.

1

21

Копилка (поделка)

1

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 ч)

22

На что семьи тратят деньги

1

23

Игра «Ты сегодня главный»

1

24

Покупки.

1

25

«Чёрный день»

1

26

«География цен»

1

4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (4 ч)

27

Как правильно планировать семейный бюджет

1

28

Игра «Семейный бюджет»

1

29

Регулярные доходы и собственность.

1

30

Дети и реклама.

1

5. Пенсия( 3 ч)

31

Что такое пенсия?

1

32

Как сделать пенсию достойной?

1

33

Итоговый тест.

1

6. Финансовая грамотность (1ч)

34

КВН «Я- экономист»

1

Итого:                                                                                                                                               34 часа

Содержание программы

1. Что такое деньги и какими они бывают(17ч)

 Как появились деньги. Назад в прошлое.

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

•  Объяснять выгоды обмена.

•  Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

•  Объяснять, почему драгоценные металлы  стали деньгами.

•  Описывать ситуации, в которых используются деньги.

•  Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

•  Составлять задачи с денежными расчётами.

История монет. Монеты разных стран. Представление творческих работ «Какие были деньги в прошлом»

Товарные деньги.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными. 

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Динарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

•  Объяснять, почему появились монеты.

•  Описывать устройство монеты.

•  Приводить примеры первых монет.

•  Описывать старинные российские деньги.

•  Объяснять происхождение названий денег.

Бумажные деньги. Древнерусские монеты и современные российские деньги

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

•  Объяснять, почему появились бумажные деньги.

•  Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

•  Приводить примеры первых бумажных денег.

•  Описывать первые российские бумажные деньги.

•  Объяснять,  почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Наличные деньги. Безналичные деньги. Денежный обмен-бартер. Составление договора обмена.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты. 

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

•  Сравнивать виды денег.

•  Объяснять роль банков.

•  Объяснять условия вкладов и кредитов.

•  Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Валюты. Ярмарка старых игрушек. Викторина по теме «Деньги». Игра «Поиграем в банк». Итоговый тест.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

•  Приводить примеры валют.

•  Объяснять, что такое резервная валюта.

• Объяснять понятие валютного курса.

•  Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

2. Из чего складываются доходы в семье(4ч)

Откуда в семье берутся деньги. Жизненные ситуации. Карманные деньги. Копилка (поделка)

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности  работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

•  Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

•  Объяснять причины различий в заработной плате.

•  Объяснять, как связаны профессии и образование.

•  Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

•  Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать(5ч)

На что семьи тратят деньги. Игра «Ты сегодня главный». Покупки. «Чёрный день». «География цен»

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

•  Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

•  Описывать направления расходов семьи.

•  Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

•  Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

•  Составлять собственный план расходов. 

4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал(4ч)

Как правильно планировать семейный бюджет. Игра «Семейный бюджет». Регулярные доходы и собственность. Дети и реклама.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

                  5. Пенсия( 3 ч)

Что такое пенсия? Как сделать пенсию достойной? Итоговый тест.

Налоги. Пенсионные вклады. Обязательная и накопительная пенсия. Пенсионный фонд РФ. Службы занятости.

                 6. КВН «Финансовая грамотность»(1ч)

КИМы

Формы  оценивания

Текущая аттестация:

• устный опрос;

•  письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;

• тестовое задание;

•  решение задач;

•  решение кроссворда и анаграммы;

•  мини-исследование;

•  графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

•  викторина;

• тест.

Внеурочная деятельность:

• творческая работа;

•  проект.

                                           Система  оценивания

Система оценивания курса «Я- экономист» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

А. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

В. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

С. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

Е. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

А

B

C

D

Е

F

G

Макси-

(5

(5

(5

(5

(5

(5

(5

мальное

Вид работы

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

коли-

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

чество

баллов

Тест, кроссворд,

V

5

анаграмма

Задача

V

V

5-10

Графическая работа

V

V

V

15

Кейс

V

V

V

V

V

20-25

Доклад, сообщение

V

V

V

V

20

Ролевая игра

V

V

V

V

V

15-20

Постер

V

V

V

V

20

Компьютерная презентация

V

V

V

V

20

Мини-исследование

V

V

V

15

Проект

V

V

V

V

V

V

V

15-35

Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.

                                                               Описание

материально-технического обеспечения

образовательного процесса:

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (в электронном виде)

1.

2.

Корлюгова Е.Н.. Финансовая грамотность: Учебная программа (2-4 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

1

1

3.

2.  Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014

1

2. Печатные пособия

1.

Карточки-задания для самостоятельных и групповых работ.

1 комплект

3. Технические средства обучения

1.

Аудиторная доска.

1

2.

Персональный компьютер.

1

3.

Мультимедийный проектор.

1

4. Интернет-источники

1.

1.  Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;

3.  Портал «Профориентир»   «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4.  Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

5.Экранно-звуковые пособия

1.

Презентации по курсу «Экономика и я»

2.

Аудиозаписи в соответствии с темами занятий.

6. Оборудование класса

1.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

15 комплектов

2.

Стол учительский .

1

3.

Шкафы для хранения учебников пособий, дидактических материалов и пр.

2

4.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

2

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                      «СОГЛАСОВАНО»

 Протокол заседания                                                                   Заместитель директора по УВР

методического объединения                                                                    ________Н.П.Мигрина

учителей начальных классов

от 29.08.2018г. № 1,                                                                                   «29» августа 2018года

________ С.В.Пимкина

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ№10 с.Маламино

_______ Н.П.Мигрина

«29» августа 2018 года

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, УСПЕНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10  ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОТНИКОВА МИХАИЛА ТРИФОНОВИЧА

С. МАЛАМИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСПЕНСКИЙ РАЙОН

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

                                        Я -экономист

Класс                                        4

Учитель                                  Одинаева Валентина Анатольевна

Количество часов: всего     34 часа; в неделю  1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы «Я экономист» учителя Одинаевой Валентины Анатольевны утвержденной решением педсовета 29.08.2018г. Протокол №1

                 

                 

                   Календарно-тематическое планирование

п/п

ТЕМА

Кол-во

 час.

Дата

плановая

Дата

фактическая

Оборудование,

наглядность

1. Что такое деньги и какими они бывают (17 ч)

1.

Как появились деньги

1

04.09

Презентация.Мульт.проектор

2.

Назад в прошлое.

1

11.09

Презентация Мульт.проектор

3.

История монет.

1

18.09

Презентация Мульт.проектор

4.

Монеты разных стран.

1

25.09

Презентация Мульт.проектор

5.

Представление творческих работ. «Какие были деньги в прошлом»

1

02.10

Рисунки

6.

Товарные деньги.

1

09.10

Презентация Мульт.проектор

7.

Бумажные деньги.

1

16.10

Презентация Мульт.проектор

8.

Наличные деньги.

1

23.10

Презентация Мульт.проектор

9.

Безналичные деньги.

1

06.11

Презентация Мульт.проектор

10.

Древнерусские монеты и современные российские деньги.

1

13.11

Презентация Мульт.проектор

11.

Денежный обмен-бартер.

1

20.11

Инд.карточки

12.

Составление договора обмена.

1

27.11

Инд.карточки

13.

Валюты.

1

04.12

Презентация Мульт.проектор

14.

Ярмарка старых игрушек.

1

11.12

Игрушки

15.

Викторина по теме «Деньги»

1

18.12

Инд.карточки

16.

Игра «Поиграем в банк»

1

25.12

Инд.карточки

Игра»Миллионер»

17.

Итоговый тест.

1

15.01

Тесты

 2. Из чего складываются доходы в семье (4 ч)

18.

Откуда в семье берутся деньги?

1

22.01

Презентация Мульт.проектор

19.

Жизненные ситуации.

1

29.01

Презентация Мульт.проектор

20.

Карманные деньги.

1

05.02

Презентация Мульт.проектор

21.

Копилка (поделка)

1

12.02

Презентация Мульт.проектор

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 ч)

22

На что семьи тратят деньги?

1

19.02

Презентация Мульт.проектор

23.

Игра «Ты сегодня главный»

1

26.02

Презентация Мульт.проектор

24.

Покупки.

1

05.03

Презентация Мульт.проектор

25.

«Чёрный день»

1

12.03

26.

«География цен»

1

19.03

Презентация Мульт.проектор

4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (4 ч)

27.

Как правильно планировать семейный бюджет

1

02.04

Презентация Мульт.проектор

28.

Игра «Семейный бюджет»

1

09.04

29.

Регулярные доходы и собственность.

1

16.04

Презентация Мульт.проектор

30.

Дети и реклама.

1

23.04

Презентация Мульт.проектор

5. Пенсия( 3 ч)

31.

Что такое пенсия?

1

30.04

Презентация Мульт.проектор

32.

Как сделать пенсию достойной?

1

07.05

Презентация Мульт.проектор

33.

Итоговый тест.

1

14.05

Тесты

Финансовая грамотность-1ч

34.

 КВН«Я-экономист»

1

21.05

Инд.карточки

ИТОГО:

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экономике "Школа юного экономиста"

Программа расчитана на 3 года ....

Программа по внеурочной деятельности "Школа юного экономиста"

Программа по внеурочной деятельности "Школа юного экономиста" для учащихся начальной школы...

Рабочая программа кружка "Юный экономист"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможн...

Игра "Юный экономист"

Игра по станциям в рамках Недели финансовой грамотности....

презентация"Юный экономист"

презентация по дополнительному образованию...

Школа юного экономиста

Культуру общения с финансами стоит прививать уже в младшем школьном возрасте так же как нравственность, как правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.Основополагающей идей программы явля...

Программа "Юные экономисты"

Программа направлена на повышение финансовой грамотности среди воспитанников младшего школьного и среднего школьного возраста социально-реабилитационного центра....