Программа по внеурочной деятельности "Школа юного экономиста"
рабочая программа на тему
Программа по внеурочной деятельности "Школа юного экономиста" для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch_ekonomika-danilenko.docx | 63.57 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Новороссийск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40 имени М.К. Видова
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
от 30.08 2012 года
Председатель педсовета
_________________- Алейникова Г.И.
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа, ориентированная на достижение результатов определённого уровня
ШКОЛА ЮНЫХ ЭКОНОМИСТОВ
_______________________________4 года____________________________
(срок реализации)
__________________________младшие школьники_____________________
(возраст обучающихся)
__Даниленко Наталья Владимировна_
(Ф.И.О. учителя, составителя)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нет необходимости убеждать кого-либо в том, что выпускники российских школ, которым предстоит принимать ответственные решения как в повседневной, так и в общественной жизни страны, должны знать основы рыночной экономики, владеть основными экономическими терминами, уметь анализировать причины экономических событий и явлений. В связи с этим идея систематизированного экономического образования российских школьников находит все больше и больше сторонников.
Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи.
Главная особенность и принципиальное отличие данной программы - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Цель: формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
а) сообщить ученикам и добиться понимания ими элементарных сведений об экономике, пояснить часто встречающиеся в повседневной жизни экономические понятия и термины;
б) объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся в непосредственном окружении учеников, мотивы и ограничения в экономической деятельности людей; основные экономические принципы и законы и т.д.;
в) привить ученикам навыки экономически грамотно действовать в повседневной жизни;
г) выработать умение наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с экономической точки зрения;
д) создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.
Методические основы курса. В ходе работы по программе «Школа юных экономистов» можно использовать различные формы и методы работы. Это могут быть заранее приобретённые рабочие тетради, тесты, а также тетради, составленные и напечатанные самостоятельно учителем с учётом возраста, состава и уровня подготовленности группы учащихся, изучающих данный курс.
Обучение младших школьников экономике должно быть ориентировано на активное использование деятельностного подхода к обучению учащихся. Основой обучения при этом является не запоминание учениками информации, которой в изобилии их снабжает учитель, а участие самих школьников в процессе ее приобретения. Ребенок выступает не как объект обучения, а сам участвует во всех видах учебной деятельности.
Активность ребенка в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность.
Идея деятельностного подхода к обучению учащихся реализована посредством систематического выполнения учащимися упражнений, решения задач, проблемных заданий, участия в развивающих играх и т.п. Через выполнение подобного рода заданий и упражнений, игры, практическую деятельность преподаватель подводит учеников к выявлению некоторых экономических взаимосвязей, самостоятельным логическим выводам. Учащиеся не получают готовое знание, а постоянно трудятся над его приобретением.
Содержание занятий включает ознакомление младших школьников с экономическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни, доступными для данного возраста. Предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, экономическое мышление, креативность.
На занятиях используются игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием, сравнение величин), с развитием речи (объяснение пословиц и поговорок, составление рассказов, анализ художественных текстов), с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией), с изобразительным искусством (рисование рекламы, объектов экономической деятельности), компьютерной грамотности (создание презентаций, рекламных роликов), историей.
Курс «Школа юных экономистов» рассчитан на 4 года, 135 часов (33, 34,34,34 соответственно в первом, втором, третьем, и четвертом классах), из расчета 1 час в неделю. Программа составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников. Ученики 1-го и 2-го класса в основном имеют дело с экономикой семьи; третьеклассники познают экономику школы, школьных столовой, библиотеки, мастерских, а сфера деятельности четвероклассников еще шире – экономика местного хозяйства, предприятия, родного края.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
аудиторные | внеаудиторные | ||||
1 год обучения Раздел 1. Без чего нам не обойтись | 6 | ||||
Что такое экономика и зачем её изучать | 1 | 1 | Рассматривают экономические проявления в повседневной жизни; выясняют что называется экономикой и как знания экономики может пригодиться в современной жизни. | ||
Разнообразие потребностей | 1 | 1 | Учащиеся выясняют почему у людей существуют разнообразные потребности; учатся определять разницу между «хочу» и «надо» | ||
Что мы знаем о потребностях | 1 | 1 | Закрепляют представление о необходимости постоянного выбора при определении очередности удовлетворения потребностей; приходят к выводу о невозможности удовлетворения всех растущих потребностей человека | ||
Ресурсы. Что надо делать, чтобы создать ресурсы | 1 | 1 | Выясняют, что такое ресурсы; рассматривают необходимость использования различных видов ресурсов в повседневной жизни людей. | ||
Экономическая мастерская | 1 | 1 | Изготавливают поделки из природного материала (природные ресурсы), из бумаги и картона (экономические ресурсы) | ||
Экономическая игротека | 1 | 1 | Участие в деловых играх | ||
Раздел 2 Как приходят вещи в дом | 6 | ||||
Товар. Товарообмен. Торговля. | 1 | 1 | Узнают, что товар – продукт труда, предназначенный для обмена; о товарообмене в первобытном обществе и современных условиях. | ||
Обмен товара без денег (бартер) | 1 | 1 | Узнают, что иногда товары обмениваются людьми без денег. Такие сделки называются бартерными. Бартер применяют, когда предприятия или отдельные люди не могут заплатить деньги. | ||
Базар. Ярмарка. Магазин | 1 | 1 | Знакомятся с основными видами и формами торговли. Рассказ учащихся о том, в каких организациях торговли члены семьи закупают товары и продукты питания. | ||
Деньги как средство оплаты | 1 | 1 | Рассматривают деньги как средство платежа; знакомятся с кругооборотом денежной массы. | ||
Экономическая мастерская | 1 | 1 | Изготовление игровых денег, товаров, вывесок и пр. для деловых игр | ||
Экономическая игротека Игра «Магазин» | 1 | 1 | Осваивают последовательность действий покупателя; обсуждают правильность совершения покупок детьми в различных ситуациях | ||
Раздел 3 Как товар производят | 13 | ||||
Производители. Производство | 1 | 1 | Учатся использовать на практике понятие «производство»; получают представления о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя | ||
Заседание клуба выдающихся экономистов | 1 | Встречаются с представителями завода, фабрики. Просмотр видеофильма | |||
Экскурсия на производство | 1 | Наблюдают за процессом производства товаров, разделением труда на производстве, конвейер, брак. | |||
Беда коль пироги печёт сапожник. Разделение труда (обобщение по материалам экскурсии) | 1 | 1 | Узнают для чего необходимо разделение труда; устанавливают взаимосвязь между потребностями человека и профессиями людей, которые изготавливают товары или оказывают услуги для их удовлетворения. | ||
Подготовка, создание и отправка товаров потребителю. Как рубашка в поле выросла | 1 | 1 | Составляют рассказ на тему «Я – производитель товаров и услуг» - о том, какие вещи учащиеся могут сделать своими руками и как они это делают. Объясняют пословицы и поговорки. | ||
Подготовка, создание и отправка товаров потребителю. Как хлеб на стол пришёл | 1 | 1 | Составляют рассказ на тему «Я – производитель товаров и услуг» - о том, какие вещи учащиеся могут сделать своими руками и как они это делают. Объясняют пословицы и поговорки. | ||
Профессия. Специальность. Все работы хороши, выбирай на вкус | 1 | 1 | Узнают различные профессии; обосновывают выбор людей в пользу занятий одним видом труда; какой труд называют профессиональным | ||
Профессии современные, профессии исчезнувшие | 1 | 1 | Составляю таблицу, какие профессии были раньше и есть сейчас, появились недавно | ||
Зачем нужна упаковка. | 1 | 1 | Выясняют необходимость в упаковке товаров; разрабатывают требования к упаковке; изготовление упаковки | ||
Реклама | 1 | 1 | Узнают о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос | ||
Оказание услуг | 1 | 1 | Выясняют, что не все потребности людей можно удовлетворить с помощью товаров; выделяют основные виды услуг | ||
Заседание клуба выдающихся экономистов. Конкурс упаковок и рекламы. | 1 | 1 | Рассказ учащихся о маркетинговой политике супермаркетов, услугами которых пользуются члены их семей, проведение рекламной кампании изделий, изготовленных на уроках художественного труда | ||
Экономическая игротека | 1 | 1 | Участие в интерактивной игре «Я открываю производство. Мой бизнес план». | ||
Раздел 4. Сколько стоит мамин труд. | 8 | ||||
Что такое домашнее хозяйство? | 1 | 1 | Узнают, что домашнее хозяйство является частью экономики, составными частями домашнего хозяйства, главным условием успешного ведения домашнего хозяйства – трудом. | ||
Труд в семье. Обязанности членов семьи. | 1 | 1 | Знакомятся с распределением обязанностей между членами семьи | ||
Твой вклад в домашнее хозяйство | 1 | 1 | Узнают, что каждый из них может вносить посильный вклад в ведение домашнего хозяйства; учатся уважать труд, какой бы он ни был, испытывать чувство гордости за результат своего труда. | ||
Управление домашним хозяйством | 1 | 1 | Убеждаются в необходимости ведения домашнего хозяйства, взаимосвязи между членами семьи; развивают практические навыки ведения домашнего хозяйства | ||
Что мы знаем о наших семьях? | 1 | 1 | Рассказывают о своей семье и о домашнем хозяйстве | ||
Заседание клуба выдающихся экономистов (представление созданной руками детей книги «Наши семьи) | 1 | 1 | Рассказывают о своей семье и о домашнем хозяйстве, представляют свои творческие работы. | ||
Экономическая почемучка | 1 | 1 | Участвуют в викторине «Я- знаю» | ||
Экономическая игротека | 1 | 1 | Деловые игры | ||
Итого | 33 | 23 | 10 | ||
2 год обучения Раздел 1 Потребности и возможности | 7 | ||||
Потребности людей | 1 | 1 | Закрепляют основные понятия курса 1 класса «экономика», «потребность», «ресурс», повторяют классификацию потребностей. | ||
Путешествие на «необитаемый» остров | 1 | 1 | Изучение факторов, влияющих на потребности | ||
Выбор | 1 | 1 | Рассматривают экономический смысл понятия «выбор»; проблему выбора как основную задачу экономики | ||
Выгодный вариант | 1 | 1 | Рассматривают алгоритм выбора; рассматривают различные виды экономических критериев: быстрее, дешевле, меньший расход ресурсов и.т.д. | ||
Вещи первой необходимости в доме | 1 | 1 | Рассматривают предметы с точки зрения их необходимости, обязательности, желательности. Организуют совместную индивидуальную деятельность, способствующую формированию у детей готовность общаться, распределять обязанности, сотрудничать (изготовление предметов домашнего обихода для семьи Ивановых) | ||
Заседание клуба выдающихся экономистов Дерево решений | 1 | 1 | -на практике изучают процедуру принятия решений, -осознают разницу между индивидуальными и коллективными решениями, -приходят к выводу, что все вместе и каждый в отдельности, мы несем ответственность за выбранное решение. | ||
Экономическая игротека | 1 | 1 | Решение занимательных задач с экономическим содержанием | ||
Раздел 2. Деньги | 12 | ||||
Что могут деньги и для чего они нужны? | 1 | 1 | Приходят к выводу о необходимости обмена для удовлетворения потребностей; знакомятся с происхождением денег, рассматривают их основные функции | ||
История денежной единицы России | 1 | 1 | Знакомятся с историей денежной единицы России | ||
Деньги в разных странах | 1 | 1 | Продолжают изучать историю развития денег, знакомятся с валютой разных стран | ||
Как и где хранят деньги | 1 | 1 | Знакомятся с различными способами хранения денег; Рассматривают преимущества и недостатки разных способов хранения и сбережения денег | ||
Путешествие рубля | 1 | 1 | -выясняют разницу между торговлей и бартером, -выяснят, как происходит обмен товарами или услуг на деньги, - получают представление о банках и о циркуляции денег в современном обществе. | ||
Что такое цена и чему она равна? | 1 | 1 | Учатся сравнивать и анализировать цены на товары; обсуждают факторы, влияющие на цену товара; знакомятся с механизмом ценообразования. | ||
В стране справедливых цен Почему растут цены? | 1 | 1 | Знакомятся с причинами изменения цен с опорой на свой жизненный опыт | ||
Сколько стоят твои завтрак, обед и ужин? | 1 | 1 | Выясняют как образуется цена на товар. Объясняют разный уровень цен на одинаковые товары; учатся выбирать наиболее выгодный вариант покупки; выясняют причины колебания уровня цен. | ||
Как помочь тем, кто не работает? | 1 | 1 | Знакомятся с другими доходами семьи – пенсиях, стипендиях, пособиях; делают вывод почему необходимо помогать тем, кто не может обеспечить себя сам. | ||
Налоги | 1 | 1 | Рассматривают понятие «налоги» с точки зрения доходов государств; за счет чего живут граждане, требующие защиты государства | ||
Заседание клуба выдающихся экономистов «Кто платит за бесплатные блага?» Встреча с налоговым инспектором. | 1 | 1 | Учатся использовать на практике понятия «налоги», «пошлины», «платежи» и представления о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели. | ||
Экономическая игротека | 1 | 1 | Игра «Маска откровения» Игра «Знатоки валют» | ||
Раздел 3 Доходы и расходы | 9 | ||||
Деньги в семье: доходы и расходы | 1 | 1 | Узнают что такое бюджет семьи и как его вести | ||
Доходы семьи | 1 | 1 | Рассматривают различные источники доходов: от труда, от собственности; рассматривают ситуации, требующие нравственной оценки получаемого дохода; убеждаются, что основным источником доходов является труд | ||
Расходы семьи. | 1 | 1 | Знакомятся с основными статьями расходов в семье; убеждаются, что труд членов семьи в домашнем хозяйстве позволяет снизить семейные расходы; учатся уважать потребности всех членов семьи и распределению расходов на их удовлетворение | ||
Твой вклад в доходы семьи | 1 | 1 | Рассматривают различные возможности участия школьников в формировании доходов типичной семьи; развивают свои умения по самосознанию – оценке уровня развития личностных качеств, умений; приходят к выводу о необходимости образования | ||
Доходы и расходы предприятий, города и государства | 1 | 1 | Рассматривают источники формирования доходов предприятия и видами расходов; их влияние на экономику страны и жизнь каждого человека. Знакомятся с миром труда, профессий, доходами, которые они могут дать; рассматривают предприятия различной формы собственности города | ||
Бюджет | 1 | 1 | Обсуждают понятия бюджетов семьи, предприятия, государства; учатся проверять сбалансированность бюджетов. Составляют личный бюджет «Мой недельный бюджет (в рублях)» | ||
Как важно вести учет доходов и расходов | 1 | 1 | Учатся вести дневники доходов и расходов | ||
Что значит экономить | 1 | 1 | Знакомятся с понятиями «экономия», «бережливость», «скупость»; учатся экономному использованию всех видов ресурсов. | ||
Экономическая игротека Игра «Как вести учет доходов и расходов» | 1 | 1 | Закрепляют умения различать доходы и расходы; рассматривают способы учета доходов и расходов; учатся сопоставлять доходы и расходы за месяц. | ||
Раздел 4 Богатство и люди. | 6 | ||||
Что такое богатство? | 1 | 1 | Знакомятся с представлением о том, что такое богатство, источниками богатства: природные богатства; результаты трудовой деятельности, человеческих знаний, умений, предприимчивости; приходят к выводу что богатство – это результат большого труда. | ||
Богатство и культура. | 1 | 1 | Выявляют связь богатства и культуры; узнают о значении меценатства в развитии культуры | ||
Как люди относятся к богатству? | 1 | 1 | Дискуссируют о нравственной оценке получаемого дохода, способах получения богатства; знакомятся с историческими примерами как люди распоряжаются своими богатствами, известными меценатами | ||
«Если б ты стал богатым?» | 1 | 1 | Собирают и анализируют информацию, материал для своего проекта | ||
Заседание клуба выдающихся экономистов Защита проектов «Если б ты стал богатым?» | 1 | 1 | Учатся аргументировать свою точку зрения; осознавать себя как человека живущего в обществе. | ||
Заседание клуба выдающихся экономистов (встреча с успешными людьми) | 1 | 1 | Учатся слушать, задавать вопросы по прослушанному сообщению, вести беседу. | ||
Итого | 34 | 28 | 6 | ||
3 год обучения | |||||
Раздел 1 Труд | 17 | ||||
Почему все должны трудиться? | 1 | 1 | Знакомятся с понятием «труд»; рассматривают разнообразные виды деятельности, существующие в человеческом обществе; выявляют социальную важность труда в жизни человека | ||
Труд в семье | 1 | 1 | Знакомятся с правами и трудовыми обязанностями каждого члена семьи в домашнем хозяйстве; овладевают навыками рациональной организации труда в семье | ||
Труд на производстве | 1 | 1 | Получают представление о том, что итоги труда бывают материальными и нематериальными; раскрывают взаимосвязь между учебной деятельностью и профессиональным мастерством. | ||
«Трудовые награды в моей семье» | 1 | 1 | Знакомятся с существующими наградами за добросовестный, самоотверженный, многолетний труд | ||
Работа по проекту «Трудовые награды в моей семье» | 1 | 1 | Собирают и анализируют информацию, материал для своего проекта | ||
Клуб деловых людей защита проектов. «Трудовые награды в моей семье» | 1 | 1 | Учатся грамотно интересно представлять свою творческую работу, отвечать на возникшие у слушателей вопросы. | ||
Почему труд по-разному ценится? | 1 | 1 | Выясняют, почему оценка труда бывает разной, что получение образования является важным фактором при оценке труда | ||
Все работы хороши. | 1 | 1 | Учатся уважать труд людей разных профессий. Классифицировать профессии по предмету труда. Рассказывать о профессиях. | ||
Какие бывают профессии по предмету труда. Как люди выбирают профессию. | 1 | 1 | Знакомятся с классификацией профессий по предмету труда; выясняют, как люди выбирают и где можно получить выбранную профессию | ||
Профессии членов семьи. Как люди получают профессию. | 1 | 1 | Рассказ учащихся о профессиях родителей, месте их работы | ||
Клуб деловых людей. Встреча с человеком интересной профессии. | 1 | 1 | Учатся слушать, задавать вопросы по прослушанному сообщению, вести беседу. | ||
«Профессии в моей семье». | 1 | 1 | Собирают и анализируют информацию, материал для своего проекта | ||
Клуб деловых людей защита проектов «Профессии в моей семье». | 1 | 1 | Учатся грамотно интересно представлять свою творческую работу, отвечать на возникшие у слушателей вопросы. | ||
Продукция. Товар. Услуга | 1 | 1 | Расширяют знания и представления о товарах и услугах; знакомятся с понятием «продукция» | ||
Где производят товары? | 1 | 1 | Узнают различные виды производства; выясняют, что необходимо для производства товаров: природные, капитальные и трудовые ресурсы. | ||
Где производят услуги? | 1 | 1 | Знакомятся с различными видами услуг, видами предприятий, оказывающих услуги; обучаются правилам поведения при посещении предприятий, оказывающие услуги. | ||
«Как получить профессию и как стать мастером своего дела» | 1 | 1 | Узнают о существующих в городе, крае, стране учебных заведениях, готовящих выпускников школ к трудовой деятельности | ||
Клуб деловых людей защита проектов «Как получить профессию и как стать мастером своего дела». Итоговое занятие | 1 | 1 | Учатся грамотно интересно представлять свою творческую работу, отвечать на возникшие у слушателей вопросы. | ||
Экономическое поле чудес | 1 | Обобщают, закрепляют, проверяют полученные на занятиях знания, умения и навыки. | |||
Раздел 2 Собственность | 4 | ||||
Что такое собственность? | 1 | 1 | Знакомятся с понятиями «собственность», «собственник», различными формами собственности | ||
Личная собственность. Семейная собственность | 1 | 1 | Приходят к пониманию невозможности существования человека без личной собственности; о необходимости бережного отношения к личной и семейной собственности | ||
Государственная собственность. Общественная собственность | 1 | 1 | Знакомятся с понятиями «государственная собственность», «общественная собственность»; учатся бережному отношению к государственной и общественной собственности. | ||
Школьное имущество | 1 | 1 | Знакомятся со школой как с самостоятельной хозяйствующей единицей; получают представление о школе как о государственной собственности и о школьном имуществе как общественной собственности. | ||
Раздел 3 Школьное хозяйство | 9 | ||||
Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, литературы и другого имущества | 1 | 1 | Получают практические навыки, связанные с ведением школьного хозяйства; учатся вести несложные экономические расчеты; учатся бережному и рачительному отношению к школьному имуществу. | ||
Экономика школьной библиотеки. | 1 | 1 | Знакомятся с организацией школьной библиотеки; с её проблемами; учатся бережному отношению к книгам и уважительному отношению к профессии школьного библиотекаря. | ||
Школьная столовая: доходы и расходы. | 1 | 1 | Знакомятся с условиями труда работников школьной столовой и экономической деятельностью столовой; учатся уважать работников школьной столовой и бережливому к оборудованию, находящемуся в столовой. | ||
Стоимость коммунальных услуг | 1 | 1 | Знакомятся с затратами школы на коммунальные услуги; учатся вести несложные экономические расчеты связанные с коммунальными услугами; осознанному отношению к экономии электроэнергии, воды, тепла. | ||
Клуб деловых людей. Твой вклад в школьную экономику. | 1 | 1 | Показывают те виды деятельности, выполняя которые дети могут оказать реальную экономическую помощь школе; развивают практические и трудовые навыки общественно полезного труда | ||
Бережливость и экономность | 1 | 1 | Учатся вести несложные экономические расчеты, совершать рациональный выбор, связанный с бережливостью; учатся неравнодушно хозяйственно относится к школе. | ||
Игра- путешествие в страну «Школярия» | 1 | 1 | Проверяют свои знания об экономике школьного хозяйства | ||
Проект «Если б я был директором школы» или «Школа моей мечты» | 1 | 1 | Собирают и анализируют информацию, материал для своего проекта | ||
Клуб деловых людей. Защита проектов «Если б я был директором школы» или «Школа моей мечты» | 1 | 1 | Учатся грамотно интересно представлять свою творческую работу, отвечать на возникшие у слушателей вопросы. | ||
Раздел 4 Деловой этикет | 4 | ||||
Основные правила делового этикета. | 1 | 1 | Узнают, что практика деловых отношений предполагает наличие стандартных ситуаций, которых невозможно избежать, а этикет делового общения вырабатывает формы и правила поведения в таких ситуациях; о истории этикета | ||
Практическое занятие. Знакомство. | 1 | 1 | Общение с выполнением этических норм | ||
Практическое занятие. Речевой этикет. | 1 | 1 | Общение с выполнением этических норм | ||
Практическое занятие. Телефонный деловой разговор | 1 | 1 | Общение с выполнением этических норм | ||
Итого | 34 | 23 | 11 | ||
4 год обучения | |||||
Раздел 1. Экономика родного края | 10 | ||||
Родной край, его особенности. | 1 | 1 | Изучают население, природные и экономические условия. Сырье, промышленность, топливо, материалы. | ||
Особенности местного хозяйства | 1 | 1 | Выясняют, что экономика города представляет собой систему взаимосвязанных экономическими взаимодействиями предприятий города, домашних хозяйств и правительственных организаций. | ||
Наш город. Городское хозяйство Экскурсия по городу | 1 | 1 | Выясняют какие субъекты образуют производственную сферу экономики города; какие субъекты образуют потребительскую сферу экономики города; какие субъекты образуют государственную сферу экономики города | ||
Природные, трудовые и экономические ресурсы нашей местности | 1 | 1 | Выясняют какими ресурсами обладает наш регион; выясняют причины их ограниченности; учатся решать простые математические задачи с экономическим содержанием с вопросом «Хватит ли?» | ||
Промышленность нашего края, её основная продукция «Кубанская ярмарка» | 1 | 1 | Представляют продукцию, выпускаемую в городе и крае; пробуют свои силы в создании рекламы товаров. | ||
Сфера услуг нашего города | 1 | 1 | Изучают предприятия сферы услуг города | ||
Транспорт и связь нашего города | 1 | 1 | Изучают различные виды и формы транспорта и связи города; знакомятся с понятием «инфраструктура». | ||
Сельское хозяйство и личные подсобные хозяйства | 1 | 1 | Узнают о деятельности работников сельского хозяйства, что такое ферма, кто такие фермеры. | ||
Проект «Мы строим город» | 1 | 1 | Составляют экономическую карту города | ||
Клуб деловых людей Защита проектов «Мы строим город» | 1 | 1 | Учатся грамотно интересно представлять свою творческую работу, отвечать на возникшие у слушателей вопросы. | ||
Раздел 2. Мы принимаем решения. | 9 | ||||
Что такое управление | 1 | 1 | Знакомятся с законами природы и законами общества; как управляется экономика. | ||
Система управления в нашем городе | 1 | 1 | Знакомятся с муниципальными органами управления; правами и обязанностями управляющих органов; понятием «государственный служащий». | ||
Бюджет города, края | 1 | 1 | Узнают как принимаются решения, обусловленные экономической ситуацией? | ||
Ограниченные и избыточные ресурсы | 1 | 1 | Выясняют как грамотно распоряжаться ресурсами | ||
«Путешествие товара» Торговля и бартер нашего города с хозяйствами других регионов | 1 | 1 | Узнают о взаимодействии предприятий и регионов при производстве и обмене товаров | ||
Клуб деловых людей Деловая игра «Если бы руководителем нашего города был я…» | 1 | 1 | Учатся принимать решения в самостоятельных и совместных группах; раскрывают понятия «планирование», «расчет», «партнерство» | ||
Люди каких профессий нужны нашему городу Игра «Прием на работу». | 1 | 1 | Выясняют какие профессии являются самыми необходимыми, где получить соответствующее образование; | ||
Проект «Путешествие по городу Мастеров» | 1 | 1 | Составляют карту специальностей, необходимых в нашем городе | ||
Защита проектов «Путешествие по городу Мастеров» | 1 | 1 | Учатся грамотно интересно представлять свою творческую работу, отвечать на возникшие у слушателей вопросы, отстаивать свою точку зрения. | ||
Раздел 3. Способность идти на риск | 15 | ||||
Предпринимательство | 1 | 1 | Отвечают на вопрос «что такое бизнес?», в чем главная цель бизнеса; | ||
Предпринимательская идея | 1 | 1 | Выявляют взаимосвязь бизнеса и инициативы; узнают виды бизнеса: производственный, коммерческий, финансовый, посреднический, страховой | ||
Конкурентная борьба | 1 | 1 | Через игровую деятельность рассматривают примеры конкурентной борьбы в истории, положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы. | ||
Затраты и результаты | 1 | 1 | Узнают о финансовой стороне бизнеса, что такое финансовый расчет | ||
Как делить доход | 1 | 1 | Выясняют как лучше распорядиться полученным доходом; стратегия накопления и потребления. | ||
Что такое честный бизнес | 1 | 1 | Учатся давать нравственную оценку ведения бизнеса | ||
Благотворительность и меценатство | 1 | 1 | Узнают что такое благотворительность, кто такой спонсор и меценат; узнают известных российских меценатов. | ||
Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя | 1 | 1 | Знакомятся с принципами ведения дела; учатся вести дело на основе морально-этических норм; имиджем бизнесмена и фирмы; заповедями бизнесмена. | ||
«Мы выпускаем газету» | 1 | 1 | Узнают о процессе создании я газеты, профессиях, связанных с выпуском газет | ||
Защита проектов «Мы выпускаем газету» | 1 | 1 | Учатся грамотно интересно представлять свою творческую работу, отвечать на возникшие у слушателей вопросы. | ||
Проект «Путь в профессию. (Я через 10 лет) | 1 | 1 | Осознание своих возможностей в выборе профессий, познание себя, оценка собственных умений, способностей. | ||
Клуб деловых людей Защита проектов «Путь в профессию. (Я через 10 лет) | 1 | 1 | Учатся грамотно интересно представлять свою творческую работу, отвечать на возникшие у слушателей вопросы, отстаивать свою точку зрения | ||
Турнир юных знатоков-экономистов | 1 | 1 | Игра «Путь к успеху», в которой игроки условно «проходят» различные варианты коммерческой деятельности. | ||
Клуб деловых людей | 1 | 1 | Групповая работа. «Создание своей фирмы», изготовление товара, рекламы товара, придумывают свой имидж, проводят другую подготовительную работу к школьной ярмарке. | ||
Школьная ярмарка | 1 | 1 | Проводят ярмарку в традиционной для края форме: предлагают заранее изготовленные своими руками товары, рекламируя их, зазывая покупателей | ||
итого | 34 | 22 | 12 | ||
135 | 86 | 39 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Без чего не обойтись нам (6 часов)
Основные понятия: экономика, хозяйство, потребности, ресурсы, выбор.
Что изучает экономика. Экономические проявления в повседневной жизни людей.
Разнообразие потребностей. Отличие нужды от потребности. Почему у людей существуют разные потребности. Растут ли потребности или остаются неизменными всю жизнь. Физиологические потребности. Потребность в безопасности и сохранении здоровья. Потребность в образовании. Потребность в общении и уважении. Потребность в проявлении интересов.
Необходимость постоянно анализировать свои потребности и делать выбор. Разница между «хочу» и «надо»
Что такое ресурсы. Ресурсы природные и экономические. Необходимость использования различных видов ресурсов в повседневной жизни людей. Рациональное использование и сохранение ресурсов.
Деловая игра «Специалист», «Ищи ошибку».
Составление рассказа на тему: «Я - производитель товаров и услуг»
Изготовление поделок из природного материала.
Как приходят вещи в дом (6 часов)
Основные понятия: покупатель, продавец, магазин, ярмарка, рынок, цена, конкуренция.
Покупатель. Продавец. Где можно купить необходимые вещи. Где можно купить продукты питания. Мы идём за покупками. Магазины. Ярмарки. Рынки. Какие вам известны цены на продукты, вещи, школьно-письменные принадлежности. Почему они разные? Конкуренция. Товар. Товарообмен. Торговля.
Игра «Обмен».
Изготовление пособий и раздаточного материала для деловых игр. Рисование на тему: «Магазин игрушек».
Где покупают товары. Экскурсия в магазин.
Как товар производят (13 часов)
Виды производства: сельское хозяйство, машиностроение, легкая промышленность и.т.д. Встречи с представителями заводов, фабрик, родителями работающими на производствах.
Экскурсия на производство
Все работы хороши, выбирай на вкус. Профессии современные, профессии исчезнувшие
Изготовление упаковки. Конкурс на лучшую упаковку и рекламу.
Не все потребности людей можно удовлетворить с помощью товаров. Отличие товаров от услуг.
Интерактивная игра «Я открываю производство», игра «Узнай профессию», игра «Путь к успеху»,
Сколько стоит мамин труд. (8 часов)
Общее представление о домашнем хозяйстве. Составные части домашнего хозяйства. Труд – главное условие успешного ведения домашнего хозяйства. Потребности семьи. Труд в семье. Обязанности членов семьи.
Игра «Умелые руки»
Игра «Экономная хозяйка», «Я хозяин большого дома»
Защита проекта «Наши семьи»
Игра «Я - знаю».
2 год обучения
Потребности и возможности (7 часов)
Основные понятия: ограниченность ресурсов, безграничность ресурсов, выбор, предметы первой необходимости.
Ограниченность ресурсов. Возможности удовлетворения потребностей человека с помощью тех или иных ресурсов. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись. Хочу и могу.
Вещи первой необходимости в доме. Изготовление предметов домашнего обихода для семьи Ивановых.
Игра «Если бы у тебя была волшебная палочка»
«Дерево решений»
Деньги (12 часов)
Основные понятия: деньги, валюта, банк, сбережения.
Происхождение денег. Что такое деньги. Зачем нужны деньги. Потребность людей в деньгах. Деньги в твоей семье. Где хранят деньги. Деньги в разных странах. Налоги
Заседание клуба выдающихся экономистов «Встреча с налоговым инспектором»
Игра «Знатоки валют», рисование денег придуманной страны.
Доходы и расходы (9 часов)
Основные понятия: доход, расход, бюджет, экономность.
Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия, пособия и другие источники доходов (сдача площади в аренду, приусадебный участок, индивидуальная трудовая деятельность и др.). Твой вклад в приумножении доходов семьи.
Расходы семьи: на питание, одежду, оплату коммунальных услуг, транспортные расходы, расходы на образование. Бюджет.
Игра «Что сколько стоит?» Игра «Мы идем в магазин», «Сделай выбор».
Богатство и люди (6 часов)
Что такое богатство?
Соревнование-эстафета «Природные богатства», игра-аукцион «Какими природными богатствами я пользуюсь»
Защита проектов «Если б ты стал богатым?»
Заседание клуба выдающихся экономистов (встреча с успешными людьми)
3-й год обучения
Труд (17 часов)
Основные понятия: труд, продукция, товары, услуги.
Почему все должны трудиться. Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится. Продукция. Товар. Услуга. Где производят товары. Где производят услуги.
Игра «Сколько профессий ты знаешь?»
Мини-сочинение «Мой труд дома»
Защита проектов «Трудовые награды в моей семье»
Клуб деловых людей. «Встреча с человеком интересной профессии».
Защита проектов «Профессии в моей семье».
Игра «Назови товар»
Игра «Найди место»
Экскурсия в парикмахерскую, ателье.
Защита проектов «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
Собственность (4 часа)
Основные понятия: собственность, имущество, богатство, культура.
Что такое собственность. Личная собственность. Семейная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность. Школьное имущество. Богатство. Источники богатства человека: природные богатства, результаты трудовой деятельности (знания, умения, товары, услуги, предприимчивость и др.), богатство, культура.
Игра «Моё и наше»
Рисование плаката «Мы дети твои, планета Земля!»
Школьное хозяйство (9 часов)
Основные понятия: экономика, хозяйство, имущество, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность.
Что такое школьное хозяйство. Здание, оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования и инвентаря, литературы и др. Экономика школьных мастерских. Школьная столовая: доходы, расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность.
Игра «Самый внимательный»
Экскурсия в школьную библиотеку. Экскурсия в школьную столовую
Изготовление закладок для школьной библиотеки, изготовление пособий для первоклассников, ремонт учебников и книг, уборка территории школы и.т.п.
Игра- путешествие в страну «Школярия»
Защита проектов «Если б я был директором школы» или «Школа моей мечты»
Деловой этикет (4 часа)
Основные правила делового этикета. Театрализация «Знакомство», «Телефонный деловой разговор»
4-й год обучения
Экономика родного края (10 часов)
Основные понятия: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, продукция, товар, услуги, потребности, средства связи.
Твой родной край, его достопримечательности, обычаи, традиции. Что такое местное хозяйство. Какие ресурсы есть в вашей местности. Трудовые ресурсы. Капитальные ресурсы. Природные ресурсы.
Промышленность нашего края, её основная продукция. «Кубанская ярмарка»
Сфера услуг нашего города. Экскурсия в ателье.
Рисование на тему: «Каким я хочу видеть транспорт в моем городе»
Защита проектов «Мы строим город»
Мы принимаем решения (9 часов)
Основные понятия: управление, ресурсы, отходы, доходы, товары, бартер, избыток, недостаток, покупатель, продавец, посредник, регион.
Что такое управление. Общие представления о системе управления в вашей местности и бюджете вашего местного хозяйства.
Деловая игра «Если бы руководителем нашего города был я…»
Защита проектов «Путешествие по городу Мастеров»
Игра «Прием на работу»
Способность идти на риск (15 часов)
Предпринимательство. Конкурентная борьба
Урок-игра «Конкуренция: хорошо или плохо»
Защита проектов «Мы выпускаем газету»
Клуб деловых людей Защита проектов «Путь в профессию. (Я через 10 лет)
Турнир юных знатоков-экономистов
Изготовление собственных товаров, упаковки и рекламы к ним (подготовка к ярмарке).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты
Обучающийся должен иметь представление о следующих понятиях:
- о семье, членах семьи;
- о потребностях;
- о различных профессиях;
- об ограниченности ресурсов и возможностей;
-о товаре как продукте труда, созданном для обмена;
- о деньгах, при помощи которых решается проблема бартера;
- о свойствах и функциях денег;
- об истории денег;
- о богатстве как сумме ценностей всего имущества;
- о зарплате как основном источнике доходов семьи;
- о социальной помощи населению: пенсиях, стипендиях;
- о собственности и о праве ею распоряжаться;
- о бюджете, где учитываются доходы и планируются расходы семьи;
- о производстве как процессе создания товара и о производителе;
- о ресурсах: природных, капитальных, трудовых;
- о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос
- о налогах как фиксированных платежах, взимаемых государством
- о видах налогов и о доходе как источнике налогов;
- школьном , домашнем, городском хозяйстве;
- о коммунальных услугах;
-об управлении;
- этических и морально нравственных нормах ведения бизнеса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- за внешними формами видеть суть экономического явления;
- отличать формальную логику от экономической;
- выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
- работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу;
- вычислять недостающие данные и заполнять таблицу;
- пользоваться основными формулами расчета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
-широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-проявление интереса к новому учебному материалу;
-способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
-морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения;
-формулировать собственное мнение;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Конкурсы, защита проектов, портфолио,ярмарки.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Библиотечный фонд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Даниленко Н.В., Даниленко А.В. Авторская программа экономического образования –Черкесск, 1999.
- Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике/Состав. Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова – М.: Просвещение, 1993.
- Зайченко. Н.А. «Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды» Санкт-Петербург 1998 год.
- Меньшикова О.И. Экономика детям, большим и маленьким. В 8 вып. – М.: Просвещение, 1994
- Программа: непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов под редакцией И.А. Сасовой издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2008 рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
- Экономическая игротека на уроках математики. 1-4 классы. Учебная модификационная программа / составитель. Сафронова Г.А. – Волгоград, Учитель, 2004.
- Прутченков А.С. Школа и рынок. Методическая разработка деловой финансово-экономической игры. –Москва,1993.
- Райзберг Б.А. Математические задачи с экономическим содержанием для начальной школы. – М.: «ПРИОР»,1994
- Романовская. Н.И. “Экономическая игротека” Москва 1994 год.
- Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников 1 класс: Пособие для учителя. – Москва: Вита – Пресс, 2010.
- Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников 2 класс: Пособие для учителя. – Москва: Вита – Пресс, 2010.
- Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников 3 класс: Пособие для учителя. – Москва: Вита – Пресс, 2010.
- Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников 4 класс: Пособие для учителя. – Москва: Вита – Пресс, 2010.
- Смирнова Т.О., Просняковой Т.Н. Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) «Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах» – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация «Федоров» 2000 год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Даниленко Н.В., Даниленко А.В. Экономика детям (учебное пособие для младших школьников) –Черкесск, 1999.
- Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика 1 класс: Тетрадь творческих заданий.– Москва: Вита- Пресс, 2010.
- Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика 2 класс: Тетрадь творческих заданий.– Москва: Вита- Пресс, 2010.
- Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика 3 класс: Тетрадь творческих заданий.– Москва: Вита- Пресс, 2010.
- Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика класс: Тетрадь творческих заданий.– Москва: Вита- Пресс, 2010
- Смирнова Т.В. «Дом в Обычном переулке», «Белка и компания»– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2004.
- Успенский Э., Агрон И. Бизнес Крокодила Гены. М.: изд-во «Самовар», 1992.
- Успенский Э. Н. Новые порядки в Простоквашино. Книга для современных детей и родителей. С.-Пб.: издательство «Мир ребенка». 1998.
- Хесс К. Так устроен мир. Экономика для юношества. – Пер. с англ. – М.: Изд-во "Дело" при участии Изд-ва "Catallaxy", 1992, 96 с.ИУУ, 1994.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Мультимедийный проектор
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
Презентации учителя и учащихся, видеозаписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 1-4 кл
В числе основных задач курса — творческое развитие личности ребенка, поэтому особое внимание уделено развитию воображения. В каждом задании, на каждом занятии детям дается возможность проявить фантази...