Программа по экономике "Школа юного экономиста"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Экономика
Пояснительная записка
Программа «Школа юного экономиста» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Программа является адаптированной, создана на основе программы М. М. Ворониной «Школа юного экономиста».
1. Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.
Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, задачи и действует в соответствии с этими целями и собственными возможностями, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики.
Не надо забывать, что решающим условием улучшения жизни отдельного человека, его семьи и общества является все более высокая выработка высококачественной продукции в процессе трудовой деятельности человека. Благодаря этому каждый человек может получить от общества все большее количество товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей.
Так же в процессе экономической деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний, становится специалистом, формируется как личность, самореализуется.
Таким образом, экономическая сфера жизни человека не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития.
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста ( 8-11 лет ), рассчитана на 3 года обучения. Объём программы –102 часа. Режим занятий: 1 час в неделю . По 34 часа за год.
Цель программы состоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления.
Задачи:
Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи:
Обучающие: - формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей; - освоение простейших приёмов выбора; - овладение элементарными экономическими расчётами; - понимание графиков и таблиц.
Развивающие: - развитие навыков принятия решений, ответственности за их последствия; - развитие умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы; - развитие творческого и логического мышления; - развитие навыков коллективных действий.
Воспитательные: - воспитание бережливости, аккуратности, ответственности; - стимулирование разносторонней активности детей.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- умение обосновывать суждения, давать определение;
- владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Содержание занятий включает ознакомление младших школьников с экономическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни, доступными для данного возраста. Предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, экономическое мышление, креативность.
Типы и формы обучения. На занятиях используются игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс основ экономических знаний для младших школьников имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием, сравнение величин), с развитием речи (объяснение пословиц и поговорок, составление рассказов, анализ художественных текстов), с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией), с изобразительным искусством (рисование рекламы, объектов экономической деятельности).
Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.
В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"
Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.
Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.
К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.
Виды УУД при изучении кружка «Школа юного экономиста»:
Личностные УУД:
- Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
- Действие нравственно-этического оценивания.
Регулятивные УУД:
- Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодоления препятствий;
- Прогнозирование, умение спланировать свою работу.
Познавательные УУД:
- Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение и т.д.)
- Использование логических операций (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем.)
Коммуникативные УУД:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций учащихся;
- Формирование умения объяснить свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
- Формирование умения работать в парах в малых группах.
- Содержание программы.
Первый год обучения
1. «Наши семьи» (20часов) учащиеся должны узнать, что такое семья, кто является членами семьи, познакомиться с видами семей: полная и неполная.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: учащиеся должны узнать, что представляют собой понятия «зависимость членов семьи друг от друга» и «домашняя работа»; как члены семьи живут и работают вместе.
Уметь: делать выбор между «хочу» и «надо»
2. «Наука экономика. Потребности и возможности» 14 ч.потребности, факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать:что такое потребности; почему люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что такое товары и услуги, кто такой потребитель.
Уметь: приводить примеры потребностей; объяснять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отказаться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать товары и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей.
3. «Натуральное и товарное хозяйство.»10ч.Что такое натуральное и товарное хозяйство. Отличие натурального хозяйства от товарного. Почему весь мир пользуется товарным хозяйством.
В результате изучения данной темы ученик должен:
Знать: понимать разницу между натуральным и товарным хозяйствами, знать преимущество товарного хозяйства.
Уметь: приводить примеры натурального и товарного хозяйства.
4.«Наше село» 15 ч. учащиеся должны иметь представления о требованиях к упаковкам иметь представление о понятиях «производство», «брак».
Знать: учащиеся должны знать представления о требованиях к упаковкам.
Уметь: пользоваться информацией на упаковке.
5.«Деньги. История развития денег.» 9ч.История возникновения денег. Роль денег. Бумажные деньги. Познакомить учащихся с историей денежной единицы России.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: Что такое деньги. Для чего они нужны. Учащиеся должны чётко понимать, что количество денег и богатство страны - не одно и то же; за что банки получают проценты, выгодно ли давать деньги в кредит, в результате чего может наступить банкротство банка.
Уметь: учащиеся должны иметь представление об обмене товара на деньги – продаже; обмене денег на товар – покупке; о цене; знать свойства и функции денег. Иметь представление об эмиссии денег и понимать термин «инфляция»; уметь рассчитывать проценты.
Практическая работа.
- «Расходы. Бюджет семьи.» 5 ч. учащиеся должны познакомиться с понятием «бюджет»; объяснить учащимся, для чего нужны сбережения;
Знать: понятие «бюджет»; «Расход»; «Доход».Учащиеся должны узнать, что такое банки и где банки берут деньги.
Уметь: вести семейный бюджет.
- «Наш село »12 ч. учащиеся должны узнать о некоторых строительных специальностях, о значении их качественной работы; познакомиться с понятиями «специализация», «проект», «масштаб», «дизайнер»; учащиеся должны узнать о значении планирования сельского строительства для его экономического развития.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: учащиеся должны четко уяснить, что надо производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.
Уметь: различать профессии.
- «Экономика» 11ч. учащиеся должны иметь представление об экономном отношении ко всем видам ресурсов, о понятиях «экономия», «бережливость», «скупость»; учащиеся должны иметь представление о работе продавца, о правах покупателей, о местах торговли.
Знать: учащиеся должны знать права покупателя; понятия «Экономия», «бережливость», «скупость».
Уметь: учащиеся должны уметь экономить.
- Предполагаемые результаты реализации программы
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики ученики начальных классов должны:
знать:
- какие бывают потребности; - каковы источники удовлетворения потребностей; - почему все потребности нельзя удовлетворить;
- что такое деньги и их роль в жизни человека; - что такое доходы и расходы; - где можно приобрести товары и услуги; - что такое «источники доходов»; - что такое «собственность», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия» - о взаимоотношениях продавца и покупателя; - значение труда в удовлетворении потребностей; - о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь: - анализировать свои потребности; - выделять основные и особые потребности; - определять источники удовлетворения различных потребностей; - пользоваться деньгами; - определять источники доходов и расходов; - объяснять значение труда в удовлетворении потребностей; - совершать элементарные покупки в магазине; - анализировать возможности семейного бюджета
. Формы и виды контроля
Формы и виды контроля знаний, умений, навыков:
- защита проекта
- графический диктант (верно/неверно)
- экономические игры
- задачи
- кроссворды
- проверочные работы
- тематические игры
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
6.Методические рекомендации
Младшим школьникам можно в доступной форме показать, что благосостояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.
Таким образом, данная программа предназначена для преподавания курса экономики учащимся младшего школьного возраста в качестве дисциплины, позволяющей детям адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Задания, предлагаемые в разработках, можно видоизменять, дополнять по усмотрению педагога и выбору (возможностям) учащихся.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
Энциклопедии: В. Рахилин «Деньги России». Москва 2001г. Изд. «Слово»
2. Печатные пособия
- Для учителя:
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2000
- Воронина М.М. «Школа юного экономиста»Волгоград , «Учитель» -2008г.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С.
Для обучающихся:
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
- Липсиц И. В. Путеводитель по стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
- Воронина М.М. «Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе»
Технические средства обучения
1.. Экранно-звуковые пособия
2..Дидактические игры
3.. Оборудование класса
4..Проектор
5. Раздаточный материал.
*
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания № 1 Заместитель директора по ВР МО классных руководителей _________
_______________________ __________________________________
Учебно – тематический план.
Первый год обучения Раздел «Наши семьи» 20ч. | Всего часов | |||
1 | Введение. Что такое семья? | 2ч. | ||
2 | Обязанности членов семьи | 2ч. | ||
3 | Моя семья отдыхает | 2ч. | ||
4 | Слова «хочу» и «надо». | 2ч. | ||
5 | «Хочу» и «надо» - делаю выбор. | 4ч. | ||
6-7 | Откуда берутся товары и услуги. | 3ч. | ||
8-9 | Профессии людей | 3ч. | ||
10 | Что мы знаем о наших семьях. Проверь себя. | 2ч. | ||
20ч. | ||||
Раздел: НАУКА И ЭКОНОМИКА. ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ. 14ч. | ||||
1 | Наука «Экономика» | 2ч | ||
2 | Потребности людей | 2ч | ||
3 | Путешествие на необитаемый остров. | 3ч. | ||
4. | Ограниченность. | 2ч. | ||
5. | Выбор. | 2ч. | ||
6. | Что мы теперь знаем о потребностях. | 2ч. | ||
7. | Проверь себя. | 1ч. | ||
Итого: ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел:» Натуральное и товарное хозяйство». 10ч. | 34ч. | |||
8. | Путешествие в страну Натурального хозяйства. | 3ч | ||
9. | Товарное хозяйство. | 2ч. | ||
10. | Обмен. | 3ч. | ||
11 | Проверь себя. | 2ч. | ||
Раздел : «Наше село». 15ч. | ||||
12 | Наше село. | 2ч | ||
13 | Предприятия нашего села. | 4ч. | ||
14 | Индивидуальное и конвейерное производство. | 2ч. | ||
15 | Упаковка. | 2ч. | ||
16 | Общественные услуги. | 2ч. | ||
17. | Дерево решений. | 2ч. | ||
18 | Наше село. Проверь себя. | 1ч. | ||
Раздел: Деньги. История развития денег. 9ч. | ||||
19 | Что могут деньги. Для чего они нужны? | 3ч. | ||
20 | История денежной единицы России. | 3ч. | ||
21 | Что узнали о деньгах. | 3ч. | ||
Итого: | 34ч. | |||
Третий год обучения. | ||||
Раздел: «Богатство. Доходы семьи». 6ч. | ||||
22 | Богатство. | 1ч. | ||
23 | Заработная плата. | 1ч. | ||
24 | Формы заработной платы. | 1ч. | ||
25 | Как помочь тем, кто не работает? | 1ч. | ||
26 | Аренда. | 1ч. | ||
27 | Что узнали о богатстве? | 1ч. | ||
Раздел: «Расходы. Бюджет семьи» 5ч. | ||||
28 | Бюджет семьи. | 1ч. | ||
29 | О месте, где «деньги » растут. | 1ч. | ||
30 | Как банкир помог больному королю? | 1ч. | ||
31 | Как защитить себя и своё имущество от несчастного случая. | 1ч. | ||
32 | Расходы. Бюджет семьи. | 1ч. | ||
Раздел: Наше село. 12ч. | ||||
33 | Строительный бизнес. | 1ч. | ||
34 | Строительный бизнес. Профессии. | 1ч. | ||
35 | Строительный бизнес. Проверь себя. | 1ч. | ||
36 | Газетный бизнес. | 1ч. | ||
37 | Газетный бизнес. Защита проектов. | 2ч. | ||
38 | Открываем свой ресторан. | 2ч. | ||
39 | Открываем свой ресторан. | 2ч. | ||
40 | Мы идём в банк. | 1ч. | ||
41 | Наше село. Проверь себя. | 1ч. | ||
Раздел : Экономика.11ч. | ||||
42 | Что значит экономить. | 1ч. | ||
42 | Покупатели и продавцы. | 2ч. | ||
43 | Почему цены разные? | 2ч. | ||
44 | Игра «Магазин». | 2ч. | ||
45 | Экономика в школе. | 2ч. | ||
46 | Путешествие в страну волшебницы Экономики. | 1ч. | ||
47 | Игра «Аукцион». | 1ч. | ||