Адаптированная программа по предмету "Речевая практика" 3 класс.
рабочая программа (3 класс) на тему
Адаптированная программа по предмету "Речевая практика" для детей с ОВЗ.
Основная цель курса "Речевая практика" в начальных классах - развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в разных ситуациях.
Основная задача курса "Речевая практика"- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirova.programma_rechevaya_praktika.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 1015
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
3 КЛАСС
на 2018 – 2019 учебный год.
Учитель: Леликова С.В.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.
Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировка сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- коллективный, индивидуальный;
- творческий метод;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».
Предметные результаты.
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем, в аудиозаписи или самостоятельно; - пересказывать содержание прочитанной или прослушанной сказки, рассказа;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; - принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; - уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— выразительно произносить короткие стихотворения, скороговорки по образцу учителя;
— участвовать в беседе — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»:
— уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)
— собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Нормативная база
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
- Основная образовательная программа начального общего образования;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
- Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
№ п/п | Наименования разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Снова в школу! | 3 |
2. | Мы собрались поиграть… | 3 |
3. | Сказки с участием животных и людей. | 5 |
4. | Отправляюсь в магазин | 3 |
5. | Телефонный разговор | 2 |
6. | Я – зритель | 3 |
7. | Я – актер. | 4 |
8. | Какая сегодня погода? | 3 |
9. | Сказки и их герои. | 3 |
10. | Встреча и прием гостей. | 2 |
11. | Учимся понимать животных | 2 |
12. | Узнай меня! Узнай себй! | 1 |
13. | Впереди лето! | 1 |
Итого:35ч. |
Основное содержание программы.
Общение и его значение в жизни
Речевое общение.
Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение скороговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Культура общения
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
Учебно - методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
Дидактические материалы
Раздаточные дидактические материалы по темам;
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
Мультфильмы;
Аудиосказки;
Стихи, загадки, скороговорки по темам;
Настольные игры;
Пазлы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг |
Предметные | Личностные | ||||||
1 триместр | 11 | ||||||
1-3 | Снова в школу! | 3 | Знать правила приветствия. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений. | ||
4-6 | Мы собрались поиграть. | 3 | Уметь соблюдать правила во время игры. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; | Разучивание считалок; Подготовка и составление предложений, рассказов по теме к ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», индивидуальные рассказы с опорой на план). | ||
1-5 | Сказки с участием животных и людей. | 5 | Знать названия сказок и сказочных героев. | Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | Слушание сказки: «Гуси-лебеди»; «Маша и медведь»; «Дюймовочка»; «Три медведя»; «Кот в сапогах» с опорой на иллюстрации; инсценировка сказки (отрывок). | ||
2 триместр | 12 | ||||||
1-4 | Отправляюсь в магазин. | 3 | Знать правила поведения в магазине; уметь вступать в диалог с продавцом. | понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; | Конструирование возможных диалогов с продавцом; ролевая игра «В магазине»; | ||
5-6 | Телефонный разговор. | 2 | Знать правила общения по телефону. | воспитание уважительного отношения к иному мнению; | Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К.Чуковского «Телефон»; Чтение фрагментов сказки по ролям; инсценировка сказки (отрывок); Ролевые игры «Телефонный разговор» | ||
7-9 | Я – зритель. | 3 | Знать правила вежливого зрителя. | сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; | Моделирование и проигрывание возможных диалогов в театре. Составление «Правил вежливого зрителя». Ролевая игра «Мы в театре». | ||
9-12 | Я-актер. | 4 | Уметь «прожить» ту или иную жизненную ситуацию. | сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; | Моделирование и проигрывание возможных диалогов в театрализованных постановка . | ||
3 триместр | 12 | ||||||
1-3 | Какая сегодня погода? | 3 | Знать времена года; виды осадков, явления природы. | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; | Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения. Ролевая игра «Прогноз погоды». | ||
4-6 | Сказки и их герои. | 3 | Знать содержание сказки и героев сказки; уметь пересказывать сказку по опорным словам; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь задавать вопросы; | овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; | Узнавать сказку по отрывку рассказанному или прочитанному ; прослушивание сказки с опорой на иллюстрации; Закрепление содержания сказки. Инсценировка сказки (отрывок). | ||
7-8 | Встреча и прием гостей. | 2 | Уметь принимать гостей. Знать правила гостеприимства. | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; | Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций; Ролевая игра «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. Ролевая игра «Приём гостей». Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. | ||
9-10 | Учимся понимать животных. | 2 | Знать повадки животных. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Воспитание заботы и уважения к животным; | Составление правил ухода за домашними животными. | ||
11 | Узнай меня! Узнай себя! | 1 | Уметь описывать черты лица; Знать положительные черты характера и отрицательные; | развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; | Составление описания внешности человека (игра «Наш портрет». Составление рассказов-описаний о себе и товарища. | ||
12 | Впереди лето! | 1 | Знать правила безопасного поведения во время летних каникул. | сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; | Составление рассказа по сюжетным картинкам. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по математике 5 класс
Адаптированная программа по математике для учащихся 5 класса со 2 по 4 четверть "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"...
адаптированная программа по математике 3 класс
Данная адаптированная индивидуальная программа по предмету «Математика» разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе заключения территориальной ПМПК Советского района, прот...
Адаптированная программа "Устная речь" 3 класс
Адаптированная программа "Устная речь" 3 класс по программа Бгажноковой И.М. (1 час в неделю)...
Адаптированная программа по математике 3 класс
Адаптированная программа для 3 класса для детей с ОВЗ....
Адаптированная программа по ИЗО 2 класс Вариант 5.1
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММААДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММАРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса основывается на следующих программно-методических материалах:Федеральный го...
Адаптированная программа с ТНР 2 класс
Программа составлена для обучающихся 2 класса 2018 - 19 уч. год...
Адаптированная программа по математике 4 класс
Адаптированная рабочая программа по математике...