Адаптированная программа по предмету "Речевая практика" 3 класс.
рабочая программа (3 класс) на тему

Леликова Светлана Владимировна

Адаптированная программа по предмету "Речевая практика" для детей с ОВЗ.

Основная цель курса "Речевая практика" в начальных классах - развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в разных ситуациях.

Основная задача курса "Речевая практика"- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirova.programma_rechevaya_praktika.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Школа № 1015

 АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

3 КЛАСС

на 2018 – 2019 учебный год.

                                                              Учитель:  Леликова С.В.

                                                        Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по речевой практике составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»    

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год.  Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.                                                                                                                                                                                                                                           

   Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся  как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;

- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Задачи курса «Речевая практика»:

         - способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;

         - корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;

         - формировать выразительную сторону речи;

         -  учить строить связные устные высказывания;

         -  воспитывать культуру речевого общения

          - совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;

           - профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

          - расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню       подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;

- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;

- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировка сказки;

- обогащать лексический запас учащихся словами;

- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;

- научить составлять рассказы из личного опыта; 

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практический метод (упражнения, практическая работа);
  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);
  • коллективный, индивидуальный;
  • творческий метод;

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».

Предметные результаты.

Достаточный  уровень:

- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем, в аудиозаписи или самостоятельно;                                                                                 -  пересказывать содержание прочитанной или прослушанной сказки, рассказа;

 - выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;  

 - участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;                                                                                                                                                                  -  принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;                                                                                                         -  уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

 - правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

  - сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников

 

 

Минимальный  уровень: 

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

 — выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

 — знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

 — участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;  

— выразительно произносить  короткие стихотворения, скороговорки по образцу учителя;

 —  участвовать в беседе — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

 

Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»:

  — уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

 — расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)

— собственных и окружающих людей;  — укрепление  соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).

Нормативная база

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ   3 февраля 2015 г.;
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  •  Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования;  
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом.

       

  Содержание курса

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

№ п/п

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

1.

Снова в школу!  

3

2.

Мы собрались поиграть…  

3

3.

Сказки с участием животных и людей.

5

4.

Отправляюсь в магазин  

3

5.

Телефонный разговор  

2

6.

 Я – зритель  

3

7.

Я – актер.  

4

8.

Какая сегодня погода?  

3

9.

Сказки и их герои.

3

10.

Встреча и прием гостей.

2

11.

Учимся понимать животных

2

12.

Узнай меня!  Узнай себй!

1

13.

Впереди лето!  

1

Итого:35ч.

Основное содержание программы.

Общение и его значение в жизни

Речевое общение.

Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.

Аудирование

Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Дикция и выразительность речи

Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение скороговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».

Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».

Культура общения

Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.

Речевое общение с малознакомыми людьми.

                                                        Учебно - методическое обеспечение.

Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018.

1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.

2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.

3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.

4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос

Дидактические материалы

Раздаточные  дидактические материалы по темам;

Демонстрационные материалы: предметные  и сюжетные картинки по темам;  

Мультфильмы;

Аудиосказки;

Стихи, загадки, скороговорки  по темам;

Настольные игры;

Пазлы.

                                                  Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

      1 триместр

11

1-3

Снова в школу!

3

Знать правила приветствия.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений.

4-6

Мы собрались поиграть.

3

Уметь соблюдать правила во время игры.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Разучивание считалок;

Подготовка и составление предложений, рассказов по теме к ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу»,               «Дополни предложение», индивидуальные рассказы с опорой на план).

1-5

Сказки с участием животных и людей.

5

Знать названия сказок и   сказочных героев.

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Слушание сказки: «Гуси-лебеди»; «Маша и медведь»; «Дюймовочка»;

 «Три медведя»;

«Кот в сапогах»   с опорой на иллюстрации;

 инсценировка сказки (отрывок).

2 триместр

12

1-4

Отправляюсь в магазин.

3

Знать правила поведения в магазине; уметь вступать в диалог с продавцом.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Конструирование возможных диалогов с продавцом; ролевая игра             «В магазине»;

5-6

Телефонный разговор.

2

Знать правила общения по телефону.

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К.Чуковского «Телефон»;

Чтение фрагментов сказки по ролям; инсценировка сказки (отрывок);

Ролевые игры «Телефонный разговор»

7-9

Я – зритель.

3

Знать правила вежливого зрителя.

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Моделирование и проигрывание возможных диалогов в театре.   Составление «Правил вежливого зрителя».              Ролевая игра «Мы в театре».

9-12

Я-актер.

4

Уметь  «прожить» ту или иную жизненную ситуацию.

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Моделирование и проигрывание возможных диалогов в театрализованных постановка .

3 триместр

12

1-3

Какая сегодня погода?

3

Знать времена года; виды осадков, явления природы.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения.  Ролевая игра «Прогноз погоды».

4-6

Сказки и их герои.

3

Знать содержание сказки и героев сказки;                     уметь пересказывать сказку по опорным словам;             уметь отвечать на вопросы учителя; уметь задавать вопросы;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Узнавать сказку по  отрывку рассказанному или прочитанному ;        прослушивание сказки  с опорой на иллюстрации;

Закрепление содержания сказки.

Инсценировка сказки (отрывок).

7-8

Встреча и прием гостей.

2

Уметь принимать гостей.

Знать правила гостеприимства.

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций;

 Ролевая игра «Приём гостей»,  в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника.  Ролевая игра «Приём гостей».

 Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов.  

9-10

Учимся понимать животных.

2

Знать повадки животных.

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Воспитание заботы и уважения к животным;

Составление правил ухода за домашними животными.

11

Узнай меня! Узнай себя!

1

Уметь описывать черты лица;

Знать положительные черты характера и отрицательные;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Составление описания внешности человека           (игра «Наш портрет». Составление рассказов-описаний о себе и товарища.

12

Впереди лето!

1

Знать правила безопасного поведения во время летних каникул.

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

Составление рассказа по сюжетным картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по математике 5 класс

Адаптированная программа по математике для учащихся 5 класса  со 2 по 4 четверть "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"...

адаптированная программа по математике 3 класс

Данная адаптированная индивидуальная программа по предмету «Математика»  разработана  в соответствии с ФГОС НОО, на основе заключения территориальной  ПМПК  Советского района, прот...

Адаптированная программа "Устная речь" 3 класс

Адаптированная программа "Устная речь" 3 класс по программа Бгажноковой И.М. (1 час в неделю)...

Адаптированная программа по математике 3 класс

Адаптированная программа для 3 класса для детей с ОВЗ....

Адаптированная программа по ИЗО 2 класс Вариант 5.1

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММААДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММАРабочая программа  по изобразительному искусству для 2 класса основывается на следующих программно-методических материалах:Федеральный го...

Адаптированная программа с ТНР 2 класс

Программа составлена для обучающихся 2 класса 2018 - 19 уч. год...

Адаптированная программа по математике 4 класс

Адаптированная рабочая программа по математике...