Адаптированная программа "Устная речь" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Донская Снежана Степановна

Адаптированная программа "Устная речь" 3 класс по программа Бгажноковой И.М. (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа  «Устная речь» рассчитана на 34 ч в год (1 ч в неделю) и составлена на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида. 0-4 классы, под редакцией Бгажноковой И.М. «Просвещение» С-Петербургский филиал, 2011 г. 

Учебник:

«Устная речь» 3 класс: учебник для   общеобразоват.  организаций,  реализующих адапт. основные общеобразоват. программы  / С. В.  Комарова -  М. : Просвещение,  2016.  

 Задачи предмета «Устная речь»:

- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

- Формировать выразительную сторону речи

- Учить строить устные связные высказывания;

- Воспитывать культуру речевого общения.

Программа предмета «Устная речь» включает в себя несколько подразделов:

1.    Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у учащейся  способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.

2.   Дикция и выразительность речи. Содержание этого раздела нацелено на отработку  четкости  произношения, эмоциональной выразительности речи.

3.  Подготовка речевой ситуации  и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.

4.  Культура общения - работа по обогащению речи учащейся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.

        Обучение устной речи во 3 классе ориентировано на развитие речевой коммуникации учащихся как способности общаться с окружающими людьми в различных ситуациях. Расширяются возможности понимания учащимися обращённой речи, совершенствуются диалогические умения.

        Основная цель программы  – социальная адаптация. Нет четких образовательных стандартов – освоение программы идет в индивидуальном темпе; отметки не выставляются; итоговые контрольные работы и экзамены не проводятся.


Календарно - тематическое планирование «Устная речь»

Дата

Тема учебного занятия

Аудирование и дикция

Речевая ситуация

Культура общения

план

факт

1 четверть – 8 ч

Школьная жизнь (6 ч)

1

Мы снова в школе.

Игра «Подскажи словечко»

Конструирование диалогов-приветствий из заданных реплик. Составление описания школы по плану.

Дифференциация обращений к ровеснику и старшему, к хорошо знакомому и малознакомому человеку. Поведение во время разговора

2

У нас новые ученики.

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского.

Знакомство с новой ученицей (учеником). Игра «Наши имена»

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица).

3

Где же взять мне книгу почитать?

Загадки о сказках.

Диалог-просьба выбор книги в библиотеке). Узнавание сказок по иллюстрациям. Составление вопросов с данными вопросными словами.

Составление правил поведения в библиотеке, обсуждение целесообразности каждого правила.

4

В библиотеке

Игра «Тихо-громко».

Экскурсия в школьную библиотеку Знакомство со специальным словом - формуляр. Ролевая игра «В библиотеке». Рассказ о книге по выполненным детьми рисункам и данному алгоритму.

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пожалуйста, спасибо, типовых реплик: Скажите, пожалуйста, у вас есть книга …. Нам нужно прочитать …. У Вас есть такая книга? Обращение к школьному библиотекарю по имени и отчеству.

5

Истории о лете

Отгадывание загадки о лете, о занятиях детей летом

. Составление предложений с опорой на схемы, с использованием опорных слов, по сюжетным картинкам

Повторение правил участия в беседе. Усвоение правила «Говорить по очереди, а не всем сразу».

6

Я расскажу вам, где отдыхал

 Игра «Где я был – не расскажу, а что делал - покажу»

Рассказ по личным фотографиям, рисункам о летнем отдыхе, по сюжетной картинке.

Познакомить с правилами участия в диалоге.

Мы собрались поиграть (4 ч)

7

Мы хотели поиграть

Разучивание считалок

Учимся строить диалог типа «предложение - возражение». Участие в беседе. Развитие интонационных умений.

Конструирование диалога-конфликта и обсуждение вопроса о том, как можно избежать конфликта.

8

Игра «Рыбаки»

Различение интонации (спокойно, вызывающе, раздражённо)

Обсуждение содержания серии картин. Коллективное составление рассказа о правилах игры.

Умение вежливо возражать, высказывать своё мнение.

2 четверть – 8 ч

9

Наша любимая игра

Различение интонации (согласие, отрицание).

Составление рассказа – описания любимой игры. Обмен мнениями «Какая игра самая интересная».

Правила вежливого общения: выслушай собеседника, выражай несогласие спокойно и вежливо, не забывай о вежливых словах, учись договариваться и учитывать желания товарищей. Рассказ о правилах игры (по выбору)

10

Играем в нашу любимую игру

Различение интонации (восхищение, недовольство, разочарование).

Составление описания правил игры.

Правильное поведение в ситуации спора

Играем в сказку ( 8 ч)

11

Вспоминаем сказку «Маша и Медведь»

Прослушивание аудиозаписи сказки «Маша и медведь»

Пересказ сказки с опорой на серию картинок и опорные слова

Использование вежливого обращения внучки к дедушке с бабушкой, в разговоре с медведем

12

Инсценировка сказки «Маша и медведь»

Игра «Доскажи словечко».

Коллективное рассказывание сказки. Развитие интонационных и жестово-мимических умений школьников в процессе инсценировки сказки.

Использование соответствующей интонации при выражении просьбы, согласия.

13

Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят»

Прослушивание аудиозаписи сказки «Волк и семеро козлят»

Пересказ сказки с опорой на серию картинок и опорные слова. Рассказ по кругу.

Правила общения с незнакомцами.

14

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»

Загадка о сказке

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов. Развитие интонационных и жестово-мимических умений школьников в процессе инсценировки сказки.

Ласковое обращение к родным (к матери, к детям, к сёстрам, братьям).

15

Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди»

Прослушивание аудиозаписи сказки «Гуси-лебеди».

Пересказ сказки с опорой на серию картинок и опорные слова. Рассказ по кругу.

Умение слушать наказ родителей, выражать согласие.

16

Инсценировка сказки «Гуси-Лебеди»

Просмотр мультфильма «Гуси-Лебеди»

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов. Коллективное рассказывание сказки. Развитие интонационных и жестово-мимических умений школьников в процессе инсценировки сказки.

Закрепление вежливого обращения, умения выражать благодарность в диалогах девочки с волшебными помощниками.

3 четверть – 10 ч

17

Знакомство со сказкой «Морозко»

Просмотр мультфильма «Морозко»

Составление предложений по серии картинок и опорным словам.

Правила вежливого общения со старшими

18

Инсценировка сказки «Морозко»

Различение грубой, нетерпимой и вежливой (уважительной, спокойной) интонации.

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов. Развитие интонационных и жестово-мимических умений школьников в процессе инсценировки сказки. Разбор пословицы «Какова работа, такова и награда»

Соблюдение вежливой интонации, использование вежливых слов в разговоре со старшими.

Я дома ( 6 ч)

19

Моя семья

Слушание стихотворения М. Шварца «Семья»

Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

Формировать уважительное отношение к старшим

20

«Дома маме помогу…»

Слушание стихотворения М. Веркина «Семья»

Понимание своих обязанностей в семье. Составление рассказа по картинному плану «Я маме помогаю»

Составление диалога- просьбы о помощи по дому. Вежливые слова: пожалуйста, спасибо, типовые фразы «давай…», «Хорошо» «Ты поможешь мне …»

21

Содержу одежду в чистоте

Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой. Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы.

Употребление слов спасибо, пожалуйста.

22

Мы разговариваем по телефону

Вопросительная и повествовательная интонация.

Составление диалогов по телефону на различные темы. Составление телефонного разговора (попал не туда, когда звонил по телефону).

Правила общения по телефону со взрослыми (обращение на Вы, приветствие, прощание, извинение.)

23

Я вызываю службы спасения

Слушание стихотворения «Очень-очень важные правила»

Уточнение телефонов  экстренных служб. Игра «Я звоню в пожарную часть», «Я звоню в полицию», «Я вызываю скорую помощь». Действия при пожаре. Знание фамилии, имени, возраста своих родных, товарищей; называние адреса.

Правила разговора по телефону в экстремальных ситуациях.

24

Выходной день дома

Игра «Подскажи словечко».

Рассказывание о занятиях выходного дня по серии сюжетных картинок. Составление диалогов по бытовым ситуациям «На кухне», «Свободное время», «Почитаем», «Собираемся на прогулку» и т. п..

Использование в диалогах вежливых слов, отработка типовых фраз- обращений, выражений просьбы, благодарности, вопросов

Мои друзья ( 3 ч)

25

Вместе после уроков

Слушание стихотворения С. Маршака «Друзья- товарищи»

Моделирование спорных ситуации и способы их решения. Умение играть по правилам. Высказывания по теме «Наши любимые игры и игрушки» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Игра «Самый быстрый» Диалог – спор.

Использование вежливых слов. Умение выражать несогласие в спокойной манере.

26

Вместе нам не скучно

Слушание песни «Дружба крепкая не сломается»

Рассказ по серии картинок «Друзья». Обсуждение ситуаций «Настоящий друг или нет». Оценка поступков..

Диалог (высказывание- просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом). Использование вежливых слов, спокойный тон при возражении, интонация приветливости, дружелюбия

4 четверть – 8 ч

27

Веселый праздник

Слушание песни З. Петровой «День рождения»

Коллективное составление рассказа «Как мы отмечали день рождения» по сюжетным картинкам и опорным словам. Называние праздников. Составление программы развлечений для гостей

Диалог-приветствие. Использование этикетных фраз. Диалог-обсуждение программы праздника

Я за порогом дома ( 3 ч)

28

Правила дорожного движения достойны уважения

Слушание песенки «Светофор». Вопросительная и повествовательная интонация.

Рассуждение, почему важно соблюдать правила дорожного движения. Составление рассказов по сюжетным картинкам и вопросам учителя. Составление советов по соблюдению правил дорожного движения. Диалог вопросно- ответной формы.

Умение выслушать вопрос и ответить на него спокойным тоном с использованием вежливых слов и обращений.

29

Я иду в кино

Слушание песни «Фильм, фильм, фильм»

Составление рассказа по картинке и вопросам учителя. Диалог с кассиром и гардеробщиком. Моделирование ситуации «Я иду в кино». Разговор по телефону «Приглашение в кино».

Отработка стандартных фраз: возьмите, пожалуйста, спасибо, дайте, пожалуйста. Отработка диалога- приглашения в кино.

30

Отправляюсь в магазин

Вопросительная и повествовательная интонация.

Повторить основные правила поведения в магазине. Беседа «О чём говорят вывески?». Распознавание и называние отделов магазина самообслуживания. Диалог-просьба (реплики- просьбы, уточняющие вопросы) «Сходи, пожалуйста, в магазин»

Вежливое обращение, выражение просьбы, использование вежливых слов.

Мир природы (4 ч)

31

Весенняя прогулка.

Экскурсия на школьный двор.

Слушание загадок, поговорок. Ответы на вопросы. Составление высказывание по проведённым наблюдениям.

«Задай вопрос» (использование вежливого обращения и этикетных фраз).

32

Я ухаживаю за своим домашним животным

Е. Благина «Котенок»

Описание домашнего животного по рисунку, фотографии и данному плану. Составление правил ухода за домашними животными. Оценка поступков хозяев домашних животных по сюжетным картинкам

Составление вопросно-ответного диалога «Я хочу завести домашнее животное»

33

В зоопарке у зверей

Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»

Составление описания животного по картинно- графическому плану. Рассказ о посещении зоопарка (заочная экскурсия, личные впечатления учеников). Выяснение, какие животные понравились больше и почему. Игра «Спроси – я отвечу».

Построение вопросно- ответного диалога с использование этикетных слов и выражений.

34

Здравствуй, лето! Экскурсия на школьный двор.

Отгадывание загадок, доскажи словечко

Ответы на вопросы. Составление высказывание по проведённым наблюдениям.

«Задай вопрос» (использование вежливого обращения и этикетных фраз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по VII виду, адаптированные для общеобразовательного класса (надомное обучение) 2 класс

Рабочие программы по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (надомное обучение)...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...

адаптированная программа 2 класс 2 вариант

Рабочие программы для школ - интернатов, реализующих адаптированные рабочие программы по предметам: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, человек, сенсорика, ППД, кор...

адаптированная программа 1 класс

адаптированная программа...

Адаптированная программа образования по предмету «Адаптированная физкультура» 3 класс

Данная программа  составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по предмету «Адаптированная физкультура» 3 класс...

Адаптированная программа 4 класс Начальная школа

     Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Адаптированная программа 1 класса

Адаптированная программа состоит из: пояснительной записки, календарно-тематического планирования, графика проведения контрольных работ по предметам, переченя учебных проектов по учебному предмет...