Адаптированная программа "Устная речь" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Адаптированная программа "Устная речь" 3 класс по программа Бгажноковой И.М. (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnaya_rech.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Устная речь» рассчитана на 34 ч в год (1 ч в неделю) и составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией Бгажноковой И.М. «Просвещение» С-Петербургский филиал, 2011 г.
Учебник:
«Устная речь» 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова - М. : Просвещение, 2016.
Задачи предмета «Устная речь»:
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Формировать выразительную сторону речи
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Программа предмета «Устная речь» включает в себя несколько подразделов:
1. Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у учащейся способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
2. Дикция и выразительность речи. Содержание этого раздела нацелено на отработку четкости произношения, эмоциональной выразительности речи.
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.
4. Культура общения - работа по обогащению речи учащейся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Обучение устной речи во 3 классе ориентировано на развитие речевой коммуникации учащихся как способности общаться с окружающими людьми в различных ситуациях. Расширяются возможности понимания учащимися обращённой речи, совершенствуются диалогические умения.
Основная цель программы – социальная адаптация. Нет четких образовательных стандартов – освоение программы идет в индивидуальном темпе; отметки не выставляются; итоговые контрольные работы и экзамены не проводятся.
Календарно - тематическое планирование «Устная речь»
№ | Дата | Тема учебного занятия | Аудирование и дикция | Речевая ситуация | Культура общения | |
план | факт | |||||
1 четверть – 8 ч | ||||||
Школьная жизнь (6 ч) | ||||||
1 | Мы снова в школе. | Игра «Подскажи словечко» | Конструирование диалогов-приветствий из заданных реплик. Составление описания школы по плану. | Дифференциация обращений к ровеснику и старшему, к хорошо знакомому и малознакомому человеку. Поведение во время разговора | ||
2 | У нас новые ученики. | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. | Знакомство с новой ученицей (учеником). Игра «Наши имена» | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). | ||
3 | Где же взять мне книгу почитать? | Загадки о сказках. | Диалог-просьба выбор книги в библиотеке). Узнавание сказок по иллюстрациям. Составление вопросов с данными вопросными словами. | Составление правил поведения в библиотеке, обсуждение целесообразности каждого правила. | ||
4 | В библиотеке | Игра «Тихо-громко». | Экскурсия в школьную библиотеку Знакомство со специальным словом - формуляр. Ролевая игра «В библиотеке». Рассказ о книге по выполненным детьми рисункам и данному алгоритму. | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пожалуйста, спасибо, типовых реплик: Скажите, пожалуйста, у вас есть книга …. Нам нужно прочитать …. У Вас есть такая книга? Обращение к школьному библиотекарю по имени и отчеству. | ||
5 | Истории о лете | Отгадывание загадки о лете, о занятиях детей летом | . Составление предложений с опорой на схемы, с использованием опорных слов, по сюжетным картинкам | Повторение правил участия в беседе. Усвоение правила «Говорить по очереди, а не всем сразу». | ||
6 | Я расскажу вам, где отдыхал | Игра «Где я был – не расскажу, а что делал - покажу» | Рассказ по личным фотографиям, рисункам о летнем отдыхе, по сюжетной картинке. | Познакомить с правилами участия в диалоге. | ||
Мы собрались поиграть (4 ч) | ||||||
7 | Мы хотели поиграть | Разучивание считалок | Учимся строить диалог типа «предложение - возражение». Участие в беседе. Развитие интонационных умений. | Конструирование диалога-конфликта и обсуждение вопроса о том, как можно избежать конфликта. | ||
8 | Игра «Рыбаки» | Различение интонации (спокойно, вызывающе, раздражённо) | Обсуждение содержания серии картин. Коллективное составление рассказа о правилах игры. | Умение вежливо возражать, высказывать своё мнение. | ||
2 четверть – 8 ч | ||||||
9 | Наша любимая игра | Различение интонации (согласие, отрицание). | Составление рассказа – описания любимой игры. Обмен мнениями «Какая игра самая интересная». | Правила вежливого общения: выслушай собеседника, выражай несогласие спокойно и вежливо, не забывай о вежливых словах, учись договариваться и учитывать желания товарищей. Рассказ о правилах игры (по выбору) | ||
10 | Играем в нашу любимую игру | Различение интонации (восхищение, недовольство, разочарование). | Составление описания правил игры. | Правильное поведение в ситуации спора | ||
Играем в сказку ( 8 ч) | ||||||
11 | Вспоминаем сказку «Маша и Медведь» | Прослушивание аудиозаписи сказки «Маша и медведь» | Пересказ сказки с опорой на серию картинок и опорные слова | Использование вежливого обращения внучки к дедушке с бабушкой, в разговоре с медведем | ||
12 | Инсценировка сказки «Маша и медведь» | Игра «Доскажи словечко». | Коллективное рассказывание сказки. Развитие интонационных и жестово-мимических умений школьников в процессе инсценировки сказки. | Использование соответствующей интонации при выражении просьбы, согласия. | ||
13 | Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят» | Прослушивание аудиозаписи сказки «Волк и семеро козлят» | Пересказ сказки с опорой на серию картинок и опорные слова. Рассказ по кругу. | Правила общения с незнакомцами. | ||
14 | Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» | Загадка о сказке | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов. Развитие интонационных и жестово-мимических умений школьников в процессе инсценировки сказки. | Ласковое обращение к родным (к матери, к детям, к сёстрам, братьям). | ||
15 | Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди» | Прослушивание аудиозаписи сказки «Гуси-лебеди». | Пересказ сказки с опорой на серию картинок и опорные слова. Рассказ по кругу. | Умение слушать наказ родителей, выражать согласие. | ||
16 | Инсценировка сказки «Гуси-Лебеди» | Просмотр мультфильма «Гуси-Лебеди» | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов. Коллективное рассказывание сказки. Развитие интонационных и жестово-мимических умений школьников в процессе инсценировки сказки. | Закрепление вежливого обращения, умения выражать благодарность в диалогах девочки с волшебными помощниками. | ||
3 четверть – 10 ч | ||||||
17 | Знакомство со сказкой «Морозко» | Просмотр мультфильма «Морозко» | Составление предложений по серии картинок и опорным словам. | Правила вежливого общения со старшими | ||
18 | Инсценировка сказки «Морозко» | Различение грубой, нетерпимой и вежливой (уважительной, спокойной) интонации. | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов. Развитие интонационных и жестово-мимических умений школьников в процессе инсценировки сказки. Разбор пословицы «Какова работа, такова и награда» | Соблюдение вежливой интонации, использование вежливых слов в разговоре со старшими. | ||
Я дома ( 6 ч) | ||||||
19 | Моя семья | Слушание стихотворения М. Шварца «Семья» | Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам. | Формировать уважительное отношение к старшим | ||
20 | «Дома маме помогу…» | Слушание стихотворения М. Веркина «Семья» | Понимание своих обязанностей в семье. Составление рассказа по картинному плану «Я маме помогаю» | Составление диалога- просьбы о помощи по дому. Вежливые слова: пожалуйста, спасибо, типовые фразы «давай…», «Хорошо» «Ты поможешь мне …» | ||
21 | Содержу одежду в чистоте | Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» Игра «Кто знает, пусть продолжает» | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой. Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы. | Употребление слов спасибо, пожалуйста. | ||
22 | Мы разговариваем по телефону | Вопросительная и повествовательная интонация. | Составление диалогов по телефону на различные темы. Составление телефонного разговора (попал не туда, когда звонил по телефону). | Правила общения по телефону со взрослыми (обращение на Вы, приветствие, прощание, извинение.) | ||
23 | Я вызываю службы спасения | Слушание стихотворения «Очень-очень важные правила» | Уточнение телефонов экстренных служб. Игра «Я звоню в пожарную часть», «Я звоню в полицию», «Я вызываю скорую помощь». Действия при пожаре. Знание фамилии, имени, возраста своих родных, товарищей; называние адреса. | Правила разговора по телефону в экстремальных ситуациях. | ||
24 | Выходной день дома | Игра «Подскажи словечко». | Рассказывание о занятиях выходного дня по серии сюжетных картинок. Составление диалогов по бытовым ситуациям «На кухне», «Свободное время», «Почитаем», «Собираемся на прогулку» и т. п.. | Использование в диалогах вежливых слов, отработка типовых фраз- обращений, выражений просьбы, благодарности, вопросов | ||
Мои друзья ( 3 ч) | ||||||
25 | Вместе после уроков | Слушание стихотворения С. Маршака «Друзья- товарищи» | Моделирование спорных ситуации и способы их решения. Умение играть по правилам. Высказывания по теме «Наши любимые игры и игрушки» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Игра «Самый быстрый» Диалог – спор. | Использование вежливых слов. Умение выражать несогласие в спокойной манере. | ||
26 | Вместе нам не скучно | Слушание песни «Дружба крепкая не сломается» | Рассказ по серии картинок «Друзья». Обсуждение ситуаций «Настоящий друг или нет». Оценка поступков.. | Диалог (высказывание- просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом). Использование вежливых слов, спокойный тон при возражении, интонация приветливости, дружелюбия | ||
4 четверть – 8 ч | ||||||
27 | Веселый праздник | Слушание песни З. Петровой «День рождения» | Коллективное составление рассказа «Как мы отмечали день рождения» по сюжетным картинкам и опорным словам. Называние праздников. Составление программы развлечений для гостей | Диалог-приветствие. Использование этикетных фраз. Диалог-обсуждение программы праздника | ||
Я за порогом дома ( 3 ч) | ||||||
28 | Правила дорожного движения достойны уважения | Слушание песенки «Светофор». Вопросительная и повествовательная интонация. | Рассуждение, почему важно соблюдать правила дорожного движения. Составление рассказов по сюжетным картинкам и вопросам учителя. Составление советов по соблюдению правил дорожного движения. Диалог вопросно- ответной формы. | Умение выслушать вопрос и ответить на него спокойным тоном с использованием вежливых слов и обращений. | ||
29 | Я иду в кино | Слушание песни «Фильм, фильм, фильм» | Составление рассказа по картинке и вопросам учителя. Диалог с кассиром и гардеробщиком. Моделирование ситуации «Я иду в кино». Разговор по телефону «Приглашение в кино». | Отработка стандартных фраз: возьмите, пожалуйста, спасибо, дайте, пожалуйста. Отработка диалога- приглашения в кино. | ||
30 | Отправляюсь в магазин | Вопросительная и повествовательная интонация. | Повторить основные правила поведения в магазине. Беседа «О чём говорят вывески?». Распознавание и называние отделов магазина самообслуживания. Диалог-просьба (реплики- просьбы, уточняющие вопросы) «Сходи, пожалуйста, в магазин» | Вежливое обращение, выражение просьбы, использование вежливых слов. | ||
Мир природы (4 ч) | ||||||
31 | Весенняя прогулка. | Экскурсия на школьный двор. | Слушание загадок, поговорок. Ответы на вопросы. Составление высказывание по проведённым наблюдениям. | «Задай вопрос» (использование вежливого обращения и этикетных фраз). | ||
32 | Я ухаживаю за своим домашним животным | Е. Благина «Котенок» | Описание домашнего животного по рисунку, фотографии и данному плану. Составление правил ухода за домашними животными. Оценка поступков хозяев домашних животных по сюжетным картинкам | Составление вопросно-ответного диалога «Я хочу завести домашнее животное» | ||
33 | В зоопарке у зверей | Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» | Составление описания животного по картинно- графическому плану. Рассказ о посещении зоопарка (заочная экскурсия, личные впечатления учеников). Выяснение, какие животные понравились больше и почему. Игра «Спроси – я отвечу». | Построение вопросно- ответного диалога с использование этикетных слов и выражений. | ||
34 | Здравствуй, лето! Экскурсия на школьный двор. | Отгадывание загадок, доскажи словечко | Ответы на вопросы. Составление высказывание по проведённым наблюдениям. | «Задай вопрос» (использование вежливого обращения и этикетных фраз). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по VII виду, адаптированные для общеобразовательного класса (надомное обучение) 2 класс
Рабочие программы по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (надомное обучение)...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...
адаптированная программа 2 класс 2 вариант
Рабочие программы для школ - интернатов, реализующих адаптированные рабочие программы по предметам: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, человек, сенсорика, ППД, кор...
адаптированная программа 1 класс
адаптированная программа...
Адаптированная программа образования по предмету «Адаптированная физкультура» 3 класс
Данная программа составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по предмету «Адаптированная физкультура» 3 класс...
Адаптированная программа 4 класс Начальная школа
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....
Адаптированная программа 1 класса
Адаптированная программа состоит из: пояснительной записки, календарно-тематического планирования, графика проведения контрольных работ по предметам, переченя учебных проектов по учебному предмет...