Адаптированная программа по математике 3 класс
методическая разработка (3 класс) на тему
Адаптированная программа для 3 класса для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_ovz_pomogay_ka.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА
Рабочая программа для 3 класса
(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида).
Составитель: учитель начальных классов Н.Н. Людова
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике для индивидуального обучения для 3 класса разработана на основе Сборника рабочих программ «Школа России» (1-4 классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011 с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Данная рабочая программа разработана для учащегося 3-в класса, который находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по математике для 3 класса и реализуется в течение года.
Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.
Количество часов по учебному плану - 34 ч. (1 час в неделю).
Программа скорректирована на основе общеобразовательной программы (авторы: М. И. Моро, М.А. Бантова), а также рекомендаций специалистов ПМПК и рекомендаций ПМПК.
Задача предлагаемого курса «МАТЕМАТИКА» - дать обучающимся основные (базисные) математические знания и умения, включающие:
- формирование представлений о натуральном числе и нуле, об арифметических действиях, приемах вычислений;
- выработку прочных и сознательных вычислительных навыков;
- умение решать простые и несложные составные и арифметические задачи;
- знакомство с основными величинами и их измерением.
Наряду с арифметическим материалом уроки данного курса включают геометрический материал, задания графического характера, а также практические задания.
Особенности реализации программы по математике для детей с ОВЗ
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка.
Процесс освоения программ осуществляется с учетом особенностей учебной деятельности и поведения детей данных типов, их склонностей и интересов, с целью развития навыков самостоятельной работы с учебником справочной и художественной литературой.
Образовательная программа индивидуального обучения рекомендуется учащимся с ослабленным здоровьем по направлениям клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения и рассчитана на работу с одним учеником.
Учебные занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, по индивидуальному расписанию.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель курса состоит в том, чтобы не только обеспечить математическую грамотность обучающихся, но и расширить пространственные и геометрические представления на доступном для них материале для коррекции мышления и речи.
Задачи индивидуального коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ VII вида:
-обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал;
-формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);
-формирование учебной мотивации;
-развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности;
-формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);
-коррекция индивидуальных отклонений;
-охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников;
-организация благоприятной социальной среды;
-системный и планомерный контроль за развитием детей с ОВЗ педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Основные направления коррекционной работы:
1) Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2) Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
3) Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4) Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5) Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6) Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общие подходы в работе с детьми с ОВЗ:
-индивидуальный подход;
-предотвращение наступления утомляемости;
-активизация познавательной деятельности;
-обогащение знаниями об окружающем мире;
-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
-проявление педагогического такта.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел до 1000;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в два-три действия (со скобками и без них).
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих два-три действия (со скобками и без них);
- решать задачи в одно-три действия;
- находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
Общеучебные умения и навыки:
I. Организация учебного труда.
- Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
- Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации.
- Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
III. Культура устной и письменной речи.
- Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
IV. Мыслительные умения.
- Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
- Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
- Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
- На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
- Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
- Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
- Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Курс математики в 3 классе включает следующие разделы
(учебно-тематический план):
1. Числа от 1 до 100 (продолжение).
2. Табличное умножение и деление.
3. Внетабличное умножение и деление.
4. Числа от 1 до 1000
5. Нумерация.
6. Арифметические действия .
7. Итоговое повторение.
Новые понятия: сотни, умножение, множители, произведение, деление, делимое, делитель, частное, периметр, площадь, круг, окружность, центр, радиус, разносторонние и равнобедренные треугольники, доля числа, цена, количество, стоимость, деление с остатком.
Учебно-методический комплект:
1. Математика. Учеб.для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012
2. Рабочие тетради по математике: 3 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика.3 класс. В двух частях», М.: Издательство «Просвещение».
Календарно - тематическое планирование по математике в 3 классе
(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ)
№ | Тема урока | Дата | Примечание |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) | |||
1. | Повторение знаний о сложении и вычитании. Устные приёмы сложения и вычитания. | ||
2. | Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. Решение задач в два действия. | ||
3. | Тренировка навыка решения уравнений способом подбора. | ||
4. | Закрепление по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | ||
Умножение и деление (продолжение) | |||
5. | Уточнение знаний о конкретном смысле умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числом 2. Чётные и нечётные числа. | ||
6. | Работа с таблицей умножения и деления на 3. | ||
7. | Установление связи между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. | ||
8. | Тренировка в выполнении порядка действий в выражениях без скобок и со скобками. | ||
9. | Работа с таблицей умножения и деления с числом 4. | ||
10. | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | ||
11. | Работа с таблицей умножения и деления с числом 5. | ||
12. | Работа с таблицей умножения и деления с числом 6. | ||
13. | Закрепление. Решение задач. | ||
14. | Работа с таблицей умножения и деления с числом 7. | ||
15. | Уточнение способов сравнения фигур по площади. Единица площади – квадратный сантиметр. | ||
16. | Работа с таблицей умножения и деления с числом 8. | ||
17. | Работа с таблицей умножения и деления с числом 9. | ||
18. | Закрепление знаний о единицах площади. Квадратный дециметр. Квадратный метр. | ||
19. | Тренировка в вычислениях умножения на 1 и на 0 | ||
20. | Закрепление знаний о единицах времени – год, месяц, сутки. | ||
Внетабличное умножение и деление. | |||
21. | Закрепление знаний по теме «Умножение суммы на число». | ||
22. | Тренировка в вычислении - деление суммы на число. | ||
23. | Уточнение знаний о том, как выполнять проверку делением. | ||
24. | Отработка навыка выполнения действия деления с остатком. Проверка деления с остатком. | ||
Числа от 1 до 1000. Нумерация. | |||
25. | Закрепление знаний по теме «Устная и письменная нумерация». | ||
26. | Тренировка навыка увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100 раз. | ||
27. | Повторение. Единицы массы – килограмм, грамм. | ||
Умножение и деление. | |||
28. | Закрепление приёмов письменного умножения и деления на однозначное число. | ||
29. | Закрепление приёмов письменного умножения и деления на однозначное число. | ||
30. | Закрепление приёмов письменного умножения и деления на однозначное число. | ||
31. | Закрепление приёмов письменного умножения и деления на однозначное число. | ||
32-34 | Закрепление пройденного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по математике (1-4 класс)
Адаптированная программа по математике (Школа России)...
Адаптированная программа по математике для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) 1 класс
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА учебного курсапо математике ( авторы М.И. Моро, М.А. Бантова)УМК «Школа России» для детей с тяжелым нарушением речи (V вид)...
Адаптированная программа по математике для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 3 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная программа по математике 5 класс
Адаптированная программа по математике для учащихся 5 класса со 2 по 4 четверть "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"...
адаптированная программа по математике 3 класс
Данная адаптированная индивидуальная программа по предмету «Математика» разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе заключения территориальной ПМПК Советского района, прот...
Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание благопри...
Адаптированная программа по математике для 3 класса
Адаптированная программа составлена для учащегося 3 класса по математике УМК "Школа России". В приложении имеются проверочные работы....