Адаптированная программа по ИЗО 2 класс Вариант 5.1
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА | АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА |
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса основывается на следующих программно-методических материалах:
В основу рабочей программы покурсу «Изобразительное искусство» положена авторская программа, разработанная под руководством академика РАО Т.Я.Шпикаловой , которая обеспечена УМК: 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2014. Учебник: 2.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник. 2класс, 2015. Дополнительная литература: Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс, 2018. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. Поурочное планирование. 2 класс, 2018 Содержание данного учебника, принадлежащего к завершенной предметной линии, соответствует ФГОС НОО. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, №1.1.5.1.6.1. (перечень утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 31 » марта 2014 г. № 253) и имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Продолжительность изучения курса во 2 классе - 34 учебные недели. Объём учебного времени составляет 34 часа, 1 ч резервный использовать на проведение экскурсии в музей изобразительных искусств. Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя, кроме того, запланировано 2 тематические экскурсии.
| Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), примерной программы начального общего образования (стандарты второго поколения, М., «Просвещение», 2009), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 19 декабря 2014 г. № 1598), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1), примерными программами по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч. – 2–е изд. – М.: Просвещение, 2009., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010., оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч./ Под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. - М.: Просвещение, 2009.,рекомендательное письмо МО РМ № 1718 от 12.04.2010., приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ» № 904 от 16.08.2011. В основу рабочей программы покурсу «Изобразительное искусство» положена авторская программа, разработанная под руководством академика РАО Т.Я.Шпикаловой , которая обеспечена УМК: 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2014. Учебник: 2.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник. 2класс, 2015. Дополнительная литература: Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс, 2018. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. Поурочное планирование. 2 класс, 2018 Содержание данного учебника, принадлежащего к завершенной предметной линии, соответствует ФГОС НОО. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, №1.1.5.1.6.1. (перечень утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 31 » марта 2014 г. № 253) и имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Продолжительность изучения курса во 2 классе - 34 учебные недели. Объём учебного времени составляет 34 часа, 1 ч резервный использовать на проведение экскурсии в музей изобразительных искусств. Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя, кроме того, запланировано 2 тематические экскурсии. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_klass.docx | 62.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 18»
г.о. Саранск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2 КЛАСС
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА | АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА |
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса основывается на следующих программно-методических материалах:
В основу рабочей программы покурсу «Изобразительное искусство» положена авторская программа, разработанная под руководством академика РАО Т.Я.Шпикаловой , которая обеспечена УМК: 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2014. Учебник: 2.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник. 2класс, 2015. Дополнительная литература: Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс, 2018. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. Поурочное планирование. 2 класс, 2018 Содержание данного учебника, принадлежащего к завершенной предметной линии, соответствует ФГОС НОО. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, №1.1.5.1.6.1. (перечень утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 31 » марта 2014 г. № 253) и имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Продолжительность изучения курса во 2 классе - 34 учебные недели. Объём учебного времени составляет 34 часа, 1 ч резервный использовать на проведение экскурсии в музей изобразительных искусств. Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя, кроме того, запланировано 2 тематические экскурсии. | Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), примерной программы начального общего образования (стандарты второго поколения, М., «Просвещение», 2009), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 19 декабря 2014 г. № 1598), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1), примерными программами по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч. – 2–е изд. – М.: Просвещение, 2009., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010., оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч./ Под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. - М.: Просвещение, 2009.,рекомендательное письмо МО РМ № 1718 от 12.04.2010., приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ» № 904 от 16.08.2011. В основу рабочей программы покурсу «Изобразительное искусство» положена авторская программа, разработанная под руководством академика РАО Т.Я.Шпикаловой , которая обеспечена УМК: 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2014. Учебник: 2.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник. 2класс, 2015. Дополнительная литература: Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс, 2018. Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. Поурочное планирование. 2 класс, 2018 Содержание данного учебника, принадлежащего к завершенной предметной линии, соответствует ФГОС НОО. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, №1.1.5.1.6.1. (перечень утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 31 » марта 2014 г. № 253) и имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Продолжительность изучения курса во 2 классе - 34 учебные недели. Объём учебного времени составляет 34 часа, 1 ч резервный использовать на проведение экскурсии в музей изобразительных искусств. Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя, кроме того, запланировано 2 тематические экскурсии. |
2. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к изобразительному искусству.
Цель учебного курса:
Задачи курса:
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. | Цели учебного курса:
Задачи курса:
Приоритетная цель художественного образования в школе − духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно - образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия − часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка − главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса − развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание − проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению − основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Рабочая программа разработана как целостная система введения в художественную культуруи включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных − живопись, графика, скульптура; конструктивных − архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства − традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах − искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности − изобразительный, декоративный и конструктивный − в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Продолжительность изучения курса в 1 классе - 33 учебные недели. Объём учебного времени составляет 34 часа, 1 ч резервный использовать на проведение экскурсии в музей изобразительных искусств.
Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя, кроме того, запланировано 2 тематические экскурсии.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма −одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностныерезультаты освоения курса ИЗО отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
Регулятивные результаты освоения курса ИЗО:
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательныерезультаты освоения курса ИЗО:
Коммуникативные результаты освоения курса ИЗО:
а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметныерезультаты освоения курса ИЗО: 1. Овладевать языком изобразительного искусства:
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
| Личностныерезультаты освоения курса ИЗО отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
Регулятивные результаты освоения курса ИЗО:
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные результаты освоения курса ИЗО:
Коммуникативныерезультаты освоения курса ИЗО:
а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметныерезультаты освоения курса ИЗО: 1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). 5. Овладевать языком изобразительного искусства:
6. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
7. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:
8. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
9. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
|
ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТНР
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: здоровьесберегающей, игровой и технологии создания ситуации успеха на уроке, ИКТ, проблемного диалога, технология продуктивного чтения и оценивания. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: коллективные, фронтальные, парные, групповые и индивидуальные.
Уроки проводятся с применением таких современных образовательных технологий, как:
- Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела), определение времени подачи сложного учебного материала, нормативное применение ТСО.
- Игровые технологии (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Учащиеся лучше усваивают материал в игре.В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
- Обучение в сотрудничестве (командная работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихсяи уроковколлективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Ты изображаешь. Знакомствос Мастером Изображения
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Пятно, объем, линия, цвет − основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки − олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств − пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка − разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | ||
По плану | по факту | ||||
1. | Лето в произведениях художников | 1 | |||
2. | Многоцветье земли в произведениях художников | 1 | |||
3. | Экспериментируй с красками и кисточками | 1 | |||
4. | Подивись палитре и форме сокровищ земли | 1 | |||
5. | В мастерской мастера-гончара | 1 | |||
6. | Как любуются формой живописцы и графики | 1 | |||
7. | Экспериментируй с графическими материалами | 1 | |||
8. | Экспериментируй с палитрой цветовых контрастов | 1 | |||
9. | В мастерской мастера-игрушечника | 1 | |||
10. | Цвет красный- прекрасный | 1 | |||
11. | Как белый и черный цвета создают образ | 1 | |||
12. | В мастерской художника Гжели | 1 | |||
13. | Фантазируй волшебным гжельским мазком | 1 | |||
14. | Маска, ты кто? | 1 | |||
15. | Радость зимнего праздника | 1 | |||
16. | Мастера русского зодчества | 1 | |||
17. | Мастера русского зодчества | 1 | |||
18. | Зимняя прогулка. Измени яркий цвет белилами | 1 | |||
19. | Русские изразцы | 1 | |||
20. | О чем рассказала русская печь | 1 | |||
21. | Русское поле. Доблестные воины в произведениях русских художников | 1 | |||
22. | Образ русской женщины в искусстве | 1 | |||
23. | Сказки А.С.Пушкина в творчестве художников Палеха | 1 | |||
24. | Как передать радость и веселье в произведениях изобразительного искусства | 1 | |||
25. | Натюрморты из предметов старинного быта | 1 | |||
26. | Весна разноцветная | 1 | |||
27. | Гостинец с весенней ярмарки | 1 | |||
28. | Братья наши меньшие | 1 | |||
29. | Цветут цветы в орнаментах народов мира | 1 | |||
30. | Цветут цветы в орнаментах народов мира | 1 | |||
31. | Цветут цветы в орнаментах народов мира | 1 | |||
32. | Здравствуй лето! | 1 | |||
33. | Экскурсия в музей народных промыслов | 1 | |||
34. | Лето в произведениях художников | 1 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные программы для 4 класса
Рабочие программы для 4 класса (VII вид), составлены на основе примерных программ для общеобразовательных учреждений (коррекционно-развивающее обучение)....
Рабочая адаптированная программа по окружающему миру (вариант 70.2) 1 класс
Данная программа составлена в рамках реализации ФГОС 2021...
Рабочая адаптированная программа по окружающему миру (вариант 80.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по окружающему миру (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...
Рабочая адаптированная программа по литературному чтению (вариант 80.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по литературному чтению (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...
Рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству (вариант 80.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...
Рабочая программа для 1 класса вариант 1 ФГОС УО Математика Чтение Русский язык
МатематикаЧтениеРусский язык...
Рабочая программа "Математика" 2 класс вариант 8.3
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся с РАС 2 класс...