Методики по выявлению и развитию способностей учащихся
материал на тему
Работа по выявлению способностей и одаренности детей строится на диагностике, мониторинге и анкетировании.
Применяю методики
- А. И. Савенкова («Карта одаренности», «Интеллектуальный портрет», «Оценка общей одаренности», «Как я вижу себя», «Характеристика ученика»);
- «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей» по Лосевой А. А.;
- «Опросник для выявления одаренных учащихся» по Е. Н. Задориной;
- «Опросник креативности» Дж. Рензулли
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика «Характеристика ученика» по А.И. Савенкову
Общая характеристика методики:
Предлагаемая методика создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для самого учителя, так и для родителей учащегося.
Ученик____________________
дата _____
класс ____
учитель_______________________________
Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.
Инструкция: Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».
Учебные характеристики:
- Имеет необычно большой запас слов.
- Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.
- Понимает смысл и причины действий людей и вещей.
- Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.
- Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе.
- Показал быстрое понимание арифметики.
Мотивационные характеристики:
1. Настойчив в поисках решения задания.
2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.
3. Обычно прерывает других.
4. Прилагает усилия для завершения действия.
5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.
6. Упорный в отстаивании своего мнения.
- Чувствителен к мнениям других.
8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.
9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.
Творческие характеристики:
1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).
2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...).
3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.
4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден).
5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).
6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.
7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.
Лидерские характеристики:
1. Берет на себя ответственность.
2. Его любят одноклассники.
3. Лидер в нескольких видах деятельности.
Обработка результатов:
Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже математической обработке, но это уже специальная работа.
Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы. Не безынтересна эта информация и для администраторов (директоров, завучей, методистов и др.).
Предварительный просмотр:
Обшая характеристика
Эта методика создана Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
{+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Интеллектуальная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
абстрактными понятиями. | |||||||||||||||||||||||||
классификации. | |||||||||||||||||||||||||
причиной и следствием. | |||||||||||||||||||||||||
4. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. | |||||||||||||||||||||||||
5. Наблюдателен, любит анализировать события и явления. | |||||||||||||||||||||||||
6. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. | |||||||||||||||||||||||||
7. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Творческая одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. | |||||||||||||||||||||||||
2. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. | |||||||||||||||||||||||||
3. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). | |||||||||||||||||||||||||
4. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие. | |||||||||||||||||||||||||
5. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. | |||||||||||||||||||||||||
6. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. | |||||||||||||||||||||||||
7. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. | |||||||||||||||||||||||||
8. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Академическая (научная) одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету". | |||||||||||||||||||||||||
2. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтонужно запомнить. | |||||||||||||||||||||||||
3. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. | |||||||||||||||||||||||||
4. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. | |||||||||||||||||||||||||
5. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность. | |||||||||||||||||||||||||
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два. | |||||||||||||||||||||||||
7. Умеет делать выводы и обобщения. | |||||||||||||||||||||||||
8. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Художественно-изобразительная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. | |||||||||||||||||||||||||
2. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. | |||||||||||||||||||||||||
3. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д. | |||||||||||||||||||||||||
4. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. | |||||||||||||||||||||||||
5. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых. | |||||||||||||||||||||||||
6. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. | |||||||||||||||||||||||||
7. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем. | |||||||||||||||||||||||||
8. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Музыкальная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Проявляет большой интерес к музыкальиым занятиям. | |||||||||||||||||||||||||
2. Чутко реагирует на характер и настроение музыки. | |||||||||||||||||||||||||
3. Хорошо поет. | |||||||||||||||||||||||||
4. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. | |||||||||||||||||||||||||
5. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. | |||||||||||||||||||||||||
6. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. | |||||||||||||||||||||||||
7. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. | |||||||||||||||||||||||||
8. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Литературная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. | |||||||||||||||||||||||||
2. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. | |||||||||||||||||||||||||
3. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. | |||||||||||||||||||||||||
4. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. | |||||||||||||||||||||||||
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. | |||||||||||||||||||||||||
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. | |||||||||||||||||||||||||
7. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. | |||||||||||||||||||||||||
8. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Артистическая одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. | |||||||||||||||||||||||||
2. Интересуется актерской игрой. | |||||||||||||||||||||||||
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. | |||||||||||||||||||||||||
4. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. | |||||||||||||||||||||||||
5. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. | |||||||||||||||||||||||||
6. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. | |||||||||||||||||||||||||
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. | |||||||||||||||||||||||||
8. Любит игры-драматизации. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Техническая одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Интересуется механизмами и машинами. | |||||||||||||||||||||||||
2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. | |||||||||||||||||||||||||
3. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск", | |||||||||||||||||||||||||
4. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. | |||||||||||||||||||||||||
5. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. | |||||||||||||||||||||||||
6. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. | |||||||||||||||||||||||||
7. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). | |||||||||||||||||||||||||
8. Быстро и легко осваивает компьютер. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Лидерская одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Инициативен в общении со сверстниками. | |||||||||||||||||||||||||
2. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. | |||||||||||||||||||||||||
3. Легко общается с детьми и взрослыми. | |||||||||||||||||||||||||
4. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. | |||||||||||||||||||||||||
5. Часто руководит играми и занятиями других детей. | |||||||||||||||||||||||||
6. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. | |||||||||||||||||||||||||
7. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. | |||||||||||||||||||||||||
8. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Группа___________________________
Учебный год______________________
Воспитатели______________________________________
Параметры одаренности | Спортивная одаренность | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||||||||
1. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. | |||||||||||||||||||||||||
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. | |||||||||||||||||||||||||
3. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. | |||||||||||||||||||||||||
4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. | |||||||||||||||||||||||||
5. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. | |||||||||||||||||||||||||
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. | |||||||||||||||||||||||||
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). | |||||||||||||||||||||||||
8. Физически выносливее сверстников. | |||||||||||||||||||||||||
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-). |
Предварительный просмотр:
Опросник креативности Дж. Рензулли
(в адаптации Е.Е. Туник)
Творческие характеристики
- Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём.
- Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
- Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
- Способен рисковать; предприимчив и решителен.
- Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
- Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
- Осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
- Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
- Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
- Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Лист ответов
(Шкала креативности)
Респондент _________________________________________________
(Ф.И.О. заполняющего)
Пожалуйста, оцените, используя четырёхбалльную систему, в какой степени каждый ребёнок обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы: 4 – постоянно, 3 – часто, 2 – иногда, 1 – редко.
№ п/п | Ф.И.О. | Номера творческих характеристик | Сумма баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Уровень креативности
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40-34 |
Высокий | 33-27 |
Нормальный, средний | 26-21 |
Низкий | 20-16 |
Очень низкий | 15-10 |
Предварительный просмотр:
Опросник для выявления одаренных учащихся (по Е.Н. Задориной)
Предлагаемый опросник разработан Е.Н. Задориной на основе многофакторной модели одаренности.
Опросник включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности. Учителям предлагается, опираясь на перечни основных параметров различных сфер одаренности, выявить тех учащихся, у которых эти параметры выражены, и проранжировать их.
При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется:
- обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились;
- не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное, непоколебимое;
- обращать внимание на то, что у учащегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности.
Предлагаемый опросник может быть использован для выявления одаренных учащихся, начиная с первого класса, так как индивидуальные особенности проявляются у учеников с первых дней пребывания в школе. Периодическое оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.
Основные параметры интеллектуальных способностей:
•способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям); математические способности;
•способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.);
•языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками);
•учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, безошибочное воспроизведение, активность);
•технические и конструкторские способности;
•знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких областях науки, искусства и т. д.
Основные параметры творческих способностей:
•любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;
•находчивость, фантазия, воображение;
•альтернативное мышление;
•творческое мышление, изобретательность, выдумка;
•гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
•оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям;
•самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении;
•самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами;
•широта и глубина интересов;
• устойчивость увлечений и интересов.
Основные параметры социальной одаренности:
•способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
•способность к самоутверждению, уверенность в себе;
•проявление инициативы в социальных ситуациях;
•чуткость, способность к сопереживанию;
•способность сотрудничать и разрешать конфликты;
•способность руководить и принимать на себя ответственность;
•общительность, популярность в классе.
Основные параметры музыкальных способностей:
•чувство ритма и такта;
•музыкальная память;
•способность различать высоту тона;
•акустическая чувствительность, способность различать оттенки звучания различных инструментов;
•способность распознавать гармонию;
•способность сочинять мелодию;
•способность повторить голосом заданную мелодию;
•радость от общения с музыкой и от занятий музыкой;
•особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном инструменте.
Основные параметры психомоторных способностей:
•ловкость пальцев;
•ловкость рук;
•ловкость тела;
•точность движений и быстрота;
•выносливость при физическом напряжении;
•интерес к точной механике и практическим заданиям;
•практические наклонности;
•способности к черчению.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)
Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики.
Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь.
Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам.
Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
- Высокая познавательная активность, мобильность.
- Быстрота и точность выполнения умственных операций.
- Устойчивость внимания.
- Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
- Богатство активного словаря.
- Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
- Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
- Развитость творческого мышления и воображения.
- Владение основными компонентами умения учиться.
11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижении
- Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
- Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
- Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
- Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
- Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год - два.
- Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
- Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
- Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
- Пытается выяснить причины и смысл событий.
- Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество
- Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
- Изобретательность в использовании материалов и идей.
- Склонность к завершенности и точности в занятиях.
- Задает много вопросов по интересующему его предмету.
- Любит рисовать.
- Проявляет тонкое чувство юмора.
- Не боится быть таким, как все.
- Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
- Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
- Любит писать рассказы или статьи.
- Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
- Легко входит в роль другого персонажа, человека.
- Интересуется актерской игрой.
- Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
- Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
- Передает чувства через мимику, жесты, движения.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
- Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
- Хорошо поет.
- В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
- В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
- Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
- Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
- Интересуется механизмами и машинами.
- В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
- Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
- Любит рисовать чертежи механизмов.
- Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
- Тонкость и точность моторики.
- Развитая двигательно-моторная координация.
- Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
- В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).
IX. Сфера художественных достижений
- Проявляет большой интерес к визуальной информации.
- Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
- Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
- Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
- Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
- Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
- Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
- Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
- Легко приспосабливается к новой ситуации.
- Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
- Высокая общительность с окружающими.
- Стремится к доминированию среди сверстников.
- Сверстники обращаются за советом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя начальных классов по выявлению и развитию способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся интенсифицирует рост творческой активности у младших школьников с умственной отсталостью и при использовании специальных коррекционных упражнений, ...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...