Рабочая программа ВНД. "Юный Пифагор", 3-4 классы
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Рабочая программа по ВНД "Юный Пифагор" для 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_pifagor._3_-4_klass.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Юный Пифагор»

для учащихся 3, 4 классов

Пояснительная записка.

Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 6.10.2009г. №373; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Планируемыми результатами начального общего образования.

При разработке программы использованы: Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»,  Москва,  «Просвещение» 2011г.

           Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь учебный курс «Юный Пифагор», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

        Учебный курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

         Содержание курса «Юный Пифагор» направлено на воспитание интереса к познавательной деятельности, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

         Программа внеурочной деятельности «Юный Пифагор» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

           В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

        Внеучебный курс «Юный Пифагор» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит  к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации курса целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

             Программа реализуется в течение 2 – х годов обучения (3. 4 классы), рассчитана на 34 ч. в год,  с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности,  соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

               Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  •  освоение эвристических приёмов рассуждений;
  •  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,          анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  •  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  •  формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  •  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеучебного курса «Юный Пифагор». Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  •  развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  •  воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

 Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы.

Содержание программы

   Раздел № 1. «В мире чисел»

  • последовательность ряда  многозначных чисел;
  • знаки и термины, связанные со сложением , вычитанием, делением, умножением;
  • арифметические действия над числами;
  • переместительное, сочетательное свойство;
  • приемы устного и письменного счета;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • уметь решать примеры – ребусы;
  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

Раздел № 2. « Развивающие задачи».

  • решение нестандартных задач;
  • приёмы решения задач алгебраическим способом;
  • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи:
  • аргументировано доказывать правильно решение;
  • опровергать неправильное направление поиска.

Раздел № 3. «Геометрия вокруг нас»

  • названия геометрических фигур:  треугольник, квадрат, круг, луч, отрезок и т.д.
  • о линиях (прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая кривая)
  • названия геометрических величин  и их измерений – сантиметр, дециметр.
  • математическую терминологию;
  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры:  точку, отрезок, ломанную, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, окружность.
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • выполнять построение геометрических фигур заданными измерениями(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки;
  • построить отрезок заданной длины;
  • делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приблизительно (на глаз);

Раздел № 4. «Моделирование»

 

  • названия терминов касающихся пространственного расположения предметов;
  • придумывать новые архитектурные формы;
  • находить новые дизайнерские решения;
  • воспроизводить и комбинировать собственные знаки и образы;
  • находить сходство и различие предметов;
  • ориентироваться в пространственных отношениях;  
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;  

                        

              Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  •  моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  •  анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  •  включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  •  выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  •  аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  •  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  •  контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.             
  •  анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  •  искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  •  моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  •  конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
  •  объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  •  воспроизводить способ решения задачи;
  •  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  •  анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
  •  оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  •  участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • конструировать несложные задачи.           
  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  •  ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
  •  проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  •  выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  •  анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
  •  составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
  •  выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
  •  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  •  объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
  •  анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
  •  моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и  др.) и из развёрток;
  •  осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Система форм  контроля уровня  достижений  детей и критерии оценки

Для системы оценивания успешности ребенка, используются  формы как  промежуточного контроля (тесты), так и формы итоговой работы по курсу. Важно использовать оценку знаний промежуточных достижений прежде всего, как  инструмент положительной мотивации, а также своевременной                                                                                              

  коррекции деятельности к детей. Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать совокупность самостоятельно выполненных работ( рисунки, схемы, макеты, олимпиады)  и документально подтвержденных достижений(грамоты, дипломы)Итоговая оценка может быть  накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий,  оценивающихся  в баллах(1-10 ), которые суммируются  суммируются по окончанию курса каждого класса.

Предполагаемые результаты:

 Занятия внеучебного  курса математики содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, правильному применению математической терминологии и т.д.  Формированию положительных мотивов в учебной деятельности, способствует работа, которая содержит элементы игры, поисковой деятельности, которая повышает активность и обеспечивает самостоятельность выполнения работ.

Занятия должны помочь учащимся:

  • овладеть способами исследовательской  деятельности;
  • уметь формировать творческое мышление;
  •   способствовать улучшению качества решения задач, различного уровня сложности;
  • открывать оригинальные способы действий;
  •  повышать качество обучения по предмету математика.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Литература, используемая при составлении занятий по внеурочной деятельности:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373.

2. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» //Москва "Просвещение" 2011г.

3. А.Б. Воронцова «Проектные задачи в начальной школе»// Москва «Просвещение» 2011г.

4. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000г.

5. «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005г.

6. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.

7.  «Логика»,Нежинская О.Ю., В.,2004.

8.  «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В.М.,2002.

9.  «Математические задания», Волков С.И., Столярова Н.Н., М., «Просвещение», 1994.

Календарное планирование  3 класс  (34 часа)

№п\п

                             Изучаемая тема

часы

дата

корректировка

                                              Раздел № 1: В мире чисел.

1

Математика – царица наук.

1

2

Арифметические действия над числами.

1

3

Умножение круглых чисел на однозначное число.

1

4

Приемы устных вычислений в пределах 1000.

1

5

Приемы вычислений многозначных чисел.

1

6

Сложение и вычитание многозначных чисел.

1

7

Равенство и неравенство.

1

8

Уравнение.

1

9

Умножение на 1,на 0. Деление вида: а:0,а:а, а:1, а:0.

1

10

Умножение чисел на 10, 100, 1000.

1

11

Математический турнир.

1

12

Числа – великаны.

1

13

Четыре знака действия.

1

14

Доли.

1

15

Порядок выполнения действий.

1

                                       Раздел № 2: Развивающие задачи.

16

Решение задач.

1

17

Решение задач в три действия.

1

18

Решение логических задач.

1

19

Решение задач шуток.

1

20

Решение задач на умножение и деление.

1

21

Решение комбинаторных задач.

1

22

Разнообразие комбинаторных задач.

1

23

Решение задач на уменьшение числа в несколько единиц.

1

24

Математика в сказках.

1

25

Решение геометрических задач.

1

26

Решение задач на время.

1

                                           Раздел № 3: Геометрия вокруг нас.

27

Карнавал геометрических фигур.

1

28

Наглядная геометрия. Виды треугольников.

1

29

Взаимное расположение фигур на плоскости.

1

30

Нахождение площади геометрических фигур.

1

31

Свойства сторон прямоугольника.

1

32

Угол, виды углов.

1

                                            Раздел № 4: Моделирование.

33

Соотнесение схематической модели с символикой.

1

34

Магические квадраты.

1

Календарное планирование  4 класс  (34 часа)

                                Изучаемая тема

часы

дата

к

Раздел №1: В мире чисел (6часов)

1

Как возникла наука «математика»

1

2

Приемы устного счета.  Нумерация многозначных чисел.

1

3

Приемы устного счета. Умножение на  25, 5

1

4-5

Числовые ребусы.

2

6

Арифметические действия над числами.

1

Раздел №2: Развивающие задачи (15 часов)

7

Арифметические задачи, требующие особых приемов решения.

1

8

Задачи на внимание.

1

9

Задачи, связанные с промежутками.

1

10

Задачи, связанные со временем.

1

11

Нестандартные задачи.

1

12-13

Логические задачи.

2

14

Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами

1

15

Задачи по упорядочиванию множеств.

1

16

Комбинаторные задачи.

1

17-18

Правда и ложь

2

19

Разные задачи.

1

20

Задачи-шутки.

1

21

Задачи на движение.

1

Раздел №3:  Геометрия вокруг нас (6 часов)

22-23

Задачи с геометрическим содержанием.

2

24

Линейка и карандаш - наши помощники. Рисунок из геометрических фигур.

1

25

Геометрические головоломки.

1

26

Забавная геометрия.

1

27

Начерти и назови фигуру.

1

                Раздел №4: Моделирование (7 часов)

28

Составление фигур из определенного количества палочек.

1

29

Изменение заданных фигур.

1

30

Графические диктанты.

1

31

Конструирование предметов из геометрических фигур.

1

32

Строим из коробочек.

1

33

Объемное моделирование.

1

34

Математический КВН

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Рабочая программа кружка "Юный математик" для 1 класса

Рабочая программа кружка "Юный математик" для первого класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование (с УУД). планируемые результа...

Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные ...

Рабочая программа кружка "Юный театрал" учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса

Программа «Юные театралы» реализует социальное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Юный математик» для 2Б класса

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебн...

Рабочая программа ВУД "Юный физик" для 1 класса

Программа внеурочной деятельности «Юный физик" (конструктор «Знаток»)Данная программа рассчитана на один год обучения для обучающихся 1 класса. Общая продолж...

Рабочая программа кружка "Юные математики" 1-4 классы

Рабочая программа кружка "Юные математики" для учащихся1-4 классов...