Рабочая программа кружка "Юный математик" для 1 класса
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Юный математик" для первого класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование (с УУД). планируемые результаты освоения программы, материально-техническое обеспечение программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_matematik.docx | 47.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Новозахаркино Петровского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/ Мишкина И.Б/ Протокол № ___ от «__»__________2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ села Новозахаркино _____________/Лазарева М.М. / «__»____________2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ села Новозахаркино ___________/Дорофеева О.И./ Приказ №________ от «____»______2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА
ПЕДАГОГА КОННОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий; основной образовательной программы начального общего образования и авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика».
Направление внеурочной деятельности, в соответствии с которым реализуется программа – общеинтеллектуальное.
Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание кружка «Юный математик» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Кружок «Юный математик» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Программа рассчитана на один учебный год – 32 ч с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35 - 45 мин. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний.
Ценностными ориентирами содержания являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Числа. Арифметические действия. Величины (11 ч)
- Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Форма организации обучения — математические игры:
– «Весёлый счёт» игра-соревнование. Игры: «Чья сумма больше?», «Математическое домино», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,
- игры: «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20», «Вычитание в пределах 10; 20»,
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач (8 ч)
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа;
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика (13 ч).
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия (теоретическое или практическое) | Формирование УУД | Сроки прохождения | |
план | факт | ||||
1 | Математика — это интересно. | теоретическое | Познавательные: общеучебные – решение нестандартных задач; упражнение в навыках счета; логические – выделение из множества предметов одного или нескольких предметов по заданному свойству. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций (алгоритм действия). Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия. Личностные: осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы | ||
2 | Танграм: древняя китайская головоломка | практическое | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; упражнение в навыках счета; логические – составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника. Личностные: осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы. | ||
3 | Путешествие точки. | практическое | Познавательные: общеучебные – определение движения; отработка навыков счета; логические – классификация предметов по заданным свойствам. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). Коммуникативные: характеризовать существенный признак разбиения предметов на группы (классификации).Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу. | ||
4 | Игры с кубиками | практическое | Познавательные: общеучебные – называние геометрических фигур; отработка навыков счета; логические – сравнение предметов по форме, цвету, размеру. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. Личностные: адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. | ||
5 | Танграм: древняя китайская головоломка. | практическое | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; упражнение в навыках счета; логические – составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия. Личностные: осознают правила взаимодействия в ходе работы | ||
6 | Волшебная линейка. | теоретическое | |||
7 | Праздник числа 10 | практическое | Познавательные: общеучебные – осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания;; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | ||
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | практическое | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; упражнение в навыках счета; логические – составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника. Личностные: осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы. | ||
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт». | практическое | Познавательные: общеучебные – осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | ||
10 | Игры с кубиками. | практическое | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. Личностные: адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. | ||
11 | Путешествие точки. | практическое | Познавательные: общеучебные – сравнение математических объектов; решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность; логические – осуществление синтеза как составление целого из частей. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: осознают необходимость самосовершенствования. | ||
12 | Весёлая геометрия. | теоретическое | |||
13 | Весёлая геометрия. | практическое | |||
14 | Математические игры. | практическое | Познавательные: общеучебные –осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | ||
15 | «Спичечный» конструктор. | практическое | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. Личностные: адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. | ||
16 | «Спичечный» конструктор. | практическое | |||
17 | Задачи-смекалки. | теоретическое | Познавательные: общеучебные –осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | ||
18 | Прятки с фигурами. | теоретическое | Познавательные: общеучебные – сравнение математических объектов (числа, математические записи, геометрические фигуры); решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность; логические – осуществление синтеза как составление целого из частей. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: осознают необходимость самосовершенствования. | ||
19 | Математические игры. | практическое | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: имеют адекватную позитивную самооценку | ||
20 | Числовые головоломки. | теоретическое | |||
21 | Математическая карусель. | практическое | |||
22 | Математическая карусель. | практическое | |||
23 | Игра в магазин. Монеты. | практическое | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; упражнение в навыках счета; логические – составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций (алгоритм действия). Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают). Личностные: осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы | ||
24 | Игра в магазин. Монеты. | практическое | |||
25 | Конструирование фигур из деталей танграма. | практическое | |||
26 | Игры с кубиками. | практическое | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. Личностные: адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. | ||
27 | Математическое путешествие. | теоретическое | Познавательные: общеучебные –осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | ||
28 | Математические игры. | практическое | |||
29 | Секреты задач. | теоретическое | Познавательные: общеучебные – решение нестандартных задач; упражнение в навыках счета; логические – выделение из множества предметов одного или нескольких предметов по заданному свойству. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций (алгоритм действия). Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия. Личностные: осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы. | ||
30-31 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | практическое | |||
32 | Математические игры. | практическое | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Презентация образовательных достижений:
- участие в олимпиадах школьного и районного уровней;
- участие в мероприятиях предметной недели по математике;
- расширение математического кругозора и эрудиции учащихся.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Список литературы
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. - № 7.
- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
- Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.- №6.- С.30-35.
- Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192 С. – (Начальная школа XXI века).
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
Оборудование и ТСО:
- Компьютер (моноблок);
- счетные палочки;
- танграм (головоломка, материал – картон).
Интернет-ресурсы
- http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
- http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
- http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
- http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru
- Первый мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
- Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...